Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 с.п. Надтеречное»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №___от 2021 г. __________О.Ю. Обухова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________________Л.Э. Успаева 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _____________Т.Г. Галаева 2021 г. |
Рабочая программа по обществознанию для 8 б, в классов
СОСТАВИЛА
учитель истории и обществознания Асхабова Селима Салмановна
с. Надтеречное
Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2019).
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом. Данная программа является опытом создания единой программы изучения курсов истории России и всеобщей истории по линейной системе изучения истории.
Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова (История России. 8 класс).
По курсу «Всеобщая история» программа ориентирована на предметную линию учебников А.А.Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы издательства «Просвещение». В связи с переходом на линейную систему изучения курса в текущем учебном году в 8 классе будет использоваться учебник: «История Нового времени. 7 класс. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина».
Рабочая программа дополнена региональным компонентом по истории Чечни в XVIII веке.
Цели и задачи изучения предмета.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;овладение базовыми историческими знаниями, а так-же представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории на ступени основного общего образования: овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.
Базисный учебный план для 8 классов отводит 68 часов для изучений учебного предмета «История», из расчета 2 учебных часа в неделю. На изучение всеобщей истории отводится 24 часа, а на изучение истории России – 44 часа.
Планируемые результаты:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 8 классов включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• соотносить единичные исторические факты и общие явления;
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
• сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Основу школьного курса истории в 8 классе составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
• формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Содержание учебного курса.
Всеобщая история.
Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
История России.
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.
Тематическое планирование по разделам (модулям) с воспитательными задачами
Название темы (раздела) | Формирование личностных результатов на уроках согласно программе воспитания | Количество часов в разделе |
Раздел 1. Мир в первой половине XVIII века | - осознавать значимость процесса модернизации XVIII века, социально-экономических последствий данного процесса, его влияния на жизнь человека эпохи; - воспитание уважения к историческому наследию народов Европы, идеям ученых-просветителей | 10 |
Раздел 2. Мир во второй половине XVIII века | осознание влияния Великой французской и и США в XVIII веке американской революций на развитие общества, формирование собственной оценки революции как способа социальной динамики; - формирование толерантного сознания и поведения в современном мире, уважения к культуре, образу жизни,религии других народов, понимание их выбора пути развития. | 14 |
Раздел 3. Россия в эпоху преобразований Петра I | - воспитание важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта деятельности народов нашей страны в период правления Петра I; - осознание значимости преобразований эпохи для дальнейшего развития страны, формирование собственной оценки реформ, их социально-экономических, политических, культурных последствий; - понимание значимости Северной войны для решения геополитических проблем России. | 13 |
Раздел 4. Эпоха «дворцовых переворотов» | - воспитание важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта деятельности народов нашей страны в эпоху «дворцовых переворотов»; - осознание роли России как европейской державы на примере изучения ее участия в коалициях. | 5 |
Раздел 5. Российская империя при Екатерины Второй | - воспитание важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта деятельности народов нашей страны в эпоху «просвещенного абсолютизма, формирование собственной оценки реформ Екатерины II; - понимание значимости русско-турецких войн для решения геополитических проблем России, воспитание уважения к таланту полководцев эпохи; - воспитание уважения к гражданскому подвигу А. Радищева. | 10 (8+2) |
Раздел 6. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | - развитие эстетического сознания через освоение культурного наследия народов России; - осознание значения вклада в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа, вклада русских ученых и деятелей искусства в общемировую культуру; - усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия. | 10 |
Раздел 7. Региональный компонент. Чечня в 18 веке. | - воспитание важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта чеченского народа и истории малой родины. | 3 |
| 68 |
Тематическое планирование
№ урока | Название темы | Дата проведения |
| | По плану | Фактически |
| М1. Мир в первой половине XVIII века. (12 уроков). |
1 | 1. Вводный урок. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. | Сентябрь. 1 неделя (п. 18-19) | |
2 | 2.Европейское общество в начале XVIII в. | Сентябрь. 1 неделя | . |
3 | 3.Великие просветители Европы. | Сентябрь. 2 неделя | |
4 | 4. Великие просветители Европы. | Сентябрь. 2 неделя | |
5 | 5. Мир художественной культуры Просвещения. | Сентябрь. 3 неделя | |
6 | 6. Художественные искания и литература. | Сентябрь. 3 неделя | |
7 | 7. Искусство XIX века в поисках новой картины мира. | Сентябрь. 4 неделя | |
8 | 8. Искусство XIX века в поисках новой картины мира. | Сентябрь. 4 неделя | |
9 | 9. На пути к индустриальной эре. | Октябрь. 1 неделя | |
10 | 10. Обобщающий урок по теме: «Мир в первой половине XVIII века.» | Октябрь. 1 неделя | |
М2. Мир во второй половине XVIII века. (14 уроков). |
11 | 1. Английские колонии в Северной Америке. | Октябрь. 2 неделя | |
12 | 2. Война за независимость. Создание США. | Октябрь. 2 неделя | |
13 | 3. Англия: сложный путь к величию и процветанию. Промышленный переворот в Англии. | Октябрь. 3 неделя | |
14 | 4. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. | Октябрь. 3 неделя | |
15 | 5.Великая французская революция. От монархии к республике. | Октябрь. 4 неделя | |
16 | 6.Великая французская революция. От монархии к республике. | Октябрь. 4 неделя | |
17 | 7.От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | Ноябрь. 2 неделя | |
18 | 8. Итоги и значение Великой французской революции. | Ноябрь. 2 неделя | |
19 | 9. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | Ноябрь. 3 неделя | |
20 | 10. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | Ноябрь. 3 неделя | |
21 | 11. Международные отношения в XVIII в. | Ноябрь. 4 неделя | |
22 | 12.Международные отношения в XVIII в. | Ноябрь. 4 неделя | |
23 | 13.Обобщающий урок по теме «Мир во второй половине XVIII века». | Декабрь. 1 неделя | |
24 | 14.Контрольный урок по теме: «Мир во второй половине XVIII века». | Декабрь. 1 неделя | |
М3. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 уроков). |
25 | 1. Россия и Европа в конце XVII века. | Декабрь. 2 неделя | |
26 | 2. Предпосылки петровских реформ. Начало правления Петра I. | Декабрь. 2 неделя | |
27 | 3. Северная война 1700-1721 гг. | Декабрь. 3 неделя | |
28 | 4. Северная война 1700-1721 гг. | Декабрь. 3 неделя | |
29 | 5. Реформы управления Петра I. | Декабрь. 4 неделя | |
30 | 6. Реформы управления Петра I. | Декабрь. 4 неделя | |
31 | 7. Экономическая политика Петра I. | Январь. 2 неделя | |
32 | 8. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. | Январь. 2 неделя | |
33 | 9. Социальные и национальные движения. | Январь. 3 неделя | |
34 | 10. Перемены в культуре России и повседневная жизнь при Петре I. | Январь. 3 неделя | |
35 | 11.Значение петровских преобразований в истории страны. | Январь. 4 неделя | |
36 | 12.Обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра». | Январь. 4 неделя | |
37 | 13.Контрольный урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра». | Февраль. 1 неделя | |
М4. Эпоха дворцовых переворотов. (5 уроков). |
38 | 1.Эпоха дворцовых переворотов. Правители эпохи. | Февраль. 1 неделя | |
39 | 2.Эпоха дворцовых переворотов. Правители эпохи. | Февраль. 2 неделя | |
40 | 3. Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 годах. | Февраль. 2 неделя | |
41 | 4. Внешняя политика России в 1725-1762 годах. | Февраль. 3 неделя | |
42 | 5.Обобщающий урок по теме «Эпоха дворцовых переворотов». | Февраль. 3 неделя | |
М4.Российская империя при Екатерине II . (8 уроков). |
43 | 1. Россия в системе международных отношений. | Февраль. 4 неделя | |
44 | 2. Внутренняя политика Екатерины II. | Февраль. 4 неделя | |
45 | 3. Экономическое и социальное развитие России при Екатерине II. | Март. 1 неделя | |
46 | 4. Восстание под предводительством Е. Пугачева. | Март. 1 неделя | |
47 | 5. Внешняя политика Екатерины II. | Март. 2 неделя | |
48 | 6. Начало освоения Новороссии и Крыма. | Март. 2 неделя | |
49 | 7.Обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II». | Март. 3 неделя | |
50 | 8.Контрольный урок по теме «Российская империя при Екатерине II». | Март. 3 неделя | |
М5. Российская империя при Павле I. (2 урока) |
51 | 1. Внутренняя политика Павла I. | Март. 4 неделя | |
52 | 2. Внешняя политика Павла I. | Март. 4 неделя | |
М. 6. Региональный компонент. Чечня в XVIII веке. (3 урока) |
53 | 1. Чечня в XVIII веке. | Апрель. 1 неделя | |
54 | 2. Чечня в XVIII веке. | Апрель. 1 неделя | |
55 | 3. Чечня в XVIII веке. | Апрель. 1 неделя | |
М. 7. Культурное пространство Российской империи XVIII века.. (10 уроков) |
56 | 1. Общественная мысль и литература XVIII века. | Апрель. 1 неделя | |
57 | 2. Образование в России в XVIII веке. | Апрель. 2 неделя | |
58 | 3. Российская наука и техника в XVIII веке. | Апрель. 2 неделя | |
59 | 4. Российская наука и техника в XVIII веке. | Апрель. 3 неделя | |
60 | 5. Российская архитектура в XVIII веке | Апрель. 3 неделя | |
61 | 6. Живопись и скульптура в XVIII веке. | Апрель. 4 неделя | |
62 | 7. Музыкальное и театральное искусство в XVIII веке. | Апрель. 4 неделя | |
63 | 8. Народы России в XVIII веке. | Май. 1 неделя | |
64 | 9. Народы России в XVIII веке. | Май. 1 неделя | |
65 | 10. Перемены в повседневной жизни российских сословий. | Май. 2 неделя | |
М. 8. Итоговое повторение по курсу: «История России XVIII века» (3 урока) |
66 | 11.Повторение «Россия в первой половине XVIII века» | Май. 3 неделя | |
67 | 12.Контрольный урок по курсу. | Май. 4 неделя | |
68 | 13.Обобщительный урок по курсу. | Май. 4 неделя | |