Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 с.п. Надтеречное»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №___от 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________Л.Э. Успаева 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ______________Т.Р. Галаева 2021 г. |
Рабочая программа по обществознанию для 8 а, г классов
СОСТАВИЛА
учитель истории и обществознания Обухова Оксана Юрьевна
с. Надтеречное
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознание» с использованием «Программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы». Авторы составители Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая. М. Просвещение. 2019.
Учебник: Обществознание. 8 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И.Городецкой - М.: Просвещение, 2019.
Предполагаемые результаты:
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Критерии оценки
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
Содержание учебного предмета, курса.
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Введение. Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?
Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек- венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества. Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью?
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной жизни. Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.
Мораль. Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.Долг и совесть. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть.Моральный выбор- это ответственность. Моральный выбор. Свобода- это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Непрерывность образования.
Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки.Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания..
Тема 3. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Что такое социальная структура? Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.Социальный статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это».
Тема 4. Экономика (13 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности.Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка.Производство- основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителя.Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.Безработица. Безработица- спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.
Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю)
Тематическое планирование по разделам (модулям) с воспитательными задачами
Название темы (раздела) | Формирование личностных результатов на уроках согласно программе воспитания | Количество часов в разделе |
Раздел 1. Экономическая жизнь общества | - характеризовать интенсивное и экстенсивное экономическое развитие; - уметь сравнивать рыночную систему с другими, понимать роль конкуренции в рыночных отношениях; - раскрывать эффективность предприятия, виды налогов, факторных доходов и издержек; - характеризовать государственную политику в сфере занятости, причины и типы безработицы; - объяснять, какие факторы влияют на производительность труда. - характеризовать рациональное поведение потребителя. | 35 |
Раздел 2. Социальная сфера | - характеризовать социальную структуру общества, социальные группы и их положение в обществе; - характеризовать виды социальных норм, сущность социального контроля; - определять причины отклоняющегося поведения, социальную опасность преступности; - объяснять особенности национальных взаимоотношений, анализировать этнические конфликты, понимать сущность этноцентризма; - анализировать семейные взаимоотношения; - осознавать роль семьи как малой группы и социального института; - характеризовать гендерные роли и стереотипы, особенности гендерных отношений в современном мире; - раскрывать актуальные проблемы нашего общества и молодежи; уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы. | 27 |
Раздел 3. Политическая жизнь общества | - характеризовать сущность и виды власти; - анализировать ситуации, связанные с борьбой за власть и приводить примеры; - характеризовать различные типы политических режимов, определять тип режима по описанию, приводить примеры; - понимать сущность гражданского общества и правового государства; - уметь сравнивать избирательные системы, определять их достоинства и недостатки; - характеризовать политические партии, их функции и типы - характеризовать типы элит и политического лидерства; объяснять черты современного лидера; - раскрывать сущность политического сознания, давать оценку СМИ в современной политике; - характеризовать индивидуальное, групповое и массовое поведение, объяснять опасность терроризма и других экстремистских форм поведения; - раскрывать сущность и этапы политического процесса; характеризовать способы участия в политической жизни, уровень политической культуры граждан и типы политических культур общества. | 40 |
| 102 |
Тематическое планирование.
№ урока | Название темы | Дата проведения |
| | По плану | Фактически |
Модуль 1. Личность и общество (6 уроков). |
1 | 1.Что делает человека человеком? | Сентябрь. 1 неделя | |
2 | 2. Человек, общество, природа. | Сентябрь. 2 неделя | . |
3 | 3.Общество как форма жизнедеятельности людей. | Сентябрь. 3 неделя | |
4 | 4. Развитие общества. | Сентябрь. 4 неделя | |
5 | 5. Как стать личностью. | Октябрь. 1 неделя | |
6 | 6. Повторительно-обобщительный урок по теме «Личность и общество». | Октябрь. 2 неделя | |
М.2.Сфера духовной культуры. (11 уроков). |
7 | 1.Сфера духовной культуры и её особенности. | Октябрь. 3 неделя | |
8 | 2.Мораль. | Октябрь. 4 неделя | |
9 | 3.Долг и совесть. | Ноябрь. 1 неделя | |
10 | 4.Моральный выбор- это ответственность. | Ноябрь. 2 неделя | |
11 | 5.Образование | Ноябрь. 3 неделя | |
12 | 6.Наука в современном обществе. | Ноябрь. 4 неделя | |
13 | 7.Религия как одна из форм культуры. | Декабрь. 1 неделя | |
14 | 8.Религия как одна из форм культуры. | Декабрь. 2 неделя | |
15 | 9.Религия как одна из форм культуры. | Декабрь. 3 неделя | |
16 | 10.Повторительно-обобщительный урок по теме «Сфера духовной культуры». | Январь. 2 неделя | |
17 | 11. Контрольный урок по теме «Сфера духовной культуры». | Январь. 3 неделя | |
М. 3. Социальная сфера. (7 уроков) |
18 | 1.Социальная структура общества. | Январь. 4 неделя | |
19 | 2.Социальные статусы и роли. | Февраль. 1 неделя | |
20 | 3.Социальные статусы и роли. | Февраль. 2 неделя | |
21 | 4.Нации и межнациональные отношения. | Февраль. 3 неделя | |
22 | 5.Нации и межнациональные отношения. | Февраль. 4 неделя | |
23 | 6.Отклоняющееся поведение. | Март. 1 неделя | |
24 | 7. Повторительно - обобщающий урок по теме «Социальная сфера». | Март. 2 неделя | |
М.4.Экономика (13 уроков). |
25 | 1.Экономика и ее роль в жизни общества. | Март. 3 неделя | |
26 | 2.Рыночная экономика. | Март. 4 неделя | |
27 | 3.Предпринимательская деятельность. | Апрель. 1 неделя | |
28 | 4.Роль государства в экономике. | Апрель. 2 неделя | |
29 | 5.Потребление. | Апрель. 3 неделя | |
30 | 6.Инфляция и семейная экономика. | Апрель. 4 неделя | |
31 | 7.Безработица, ее причины и последствия. | Май. 1 неделя | |
32 | 8.Мировое хозяйство и международная торговля. | Май. 2 неделя | |
33 | 9.Повторительно - обобщающий урок по теме «Экономика». | Май. 3 неделя | |
34 | 10. Итоговое повторение по курсу. | Май. 4 неделя | |