Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 с.п. Надтеречное»
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол №___от 2021 г. _______О.Ю. Обухова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________Л.Э. Успаева 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ____________Т.Р. Галаева 2021 г. |
Рабочая программа по обществознанию для 10 а, б классов
СОСТАВИЛА
учитель истории и обществознания Обухова Оксана Юрьевна
с. Надтеречное
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования ( под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова)- базовый уровень..
Учебник: Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М., Просвещение, 2017 г.
Предполагаемые результаты:
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне учащийся 10 класса
должен знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и
роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших
социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и
различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
(включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и
природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-
экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным
темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с
точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия сразличными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой
коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной
социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской
позиции;
-предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными
ценностями и социальным положением.
Учащиеся должны знать:
Основные концепции происхождении и сущности права; характеристику источников права,
иерархию соподчинения нормативно-правовых актов и действие законов в пространстве и во
времени, значимость права в обществе;
Сущность правовой системы, её отличие от системы права, осуществление законотворчества в
РФ, определение гражданства, способы его приобретения в РФ;
Особенности российского судопроизводства, что такое юридическая ответственность,
характеристику правонарушений, основные виды наказаний, предусмотренные российским
законодательством, разъяснять суть презумпции невиновности
Правовые особенности регулирования форм предпринимательской деятельности, семейного и
трудового права, сущность правоспособности и дееспособности;
Сущность и критерии социальной стратификации, социального статуса, основные виды
социальной мобильности;
Сущность института брака и его правовое регулирование, права и обязанности супругов,
родителей и детей, варианты добрачного поведения;
Сущность социального взаимодействия, характеристику и его основные элементы и формы;
Особенности возникающих в обществе конфликтов, стратегии конфликтного поведения;
Характеристику социальных норм и их санкций, сущность девиантного поведения и его форм,
особенности деликвентного поведения, причины отклоняющегося поведения;
Основные концепции в рассмотрении культуры в современной науке, классификацию
ценностей, сущность нравственных категорий, характеристику проявления добра и зла, основные
концепции в понимании счастья, сущность гедонизма, сущность справедливости в истории и
современности;
Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека, структуру
человеческой психики, особенности потребностей человека в жизни, сущность процесса
социализации, основные проблемы подросткового периода.
Учащиеся должны уметь:
Аргументировано доказывать значимость права в обществе;
Отличать правовые нормы от других социальных норм;
Характеризовать Конституцию РФ;
Писать исковое заявление в суд;
Различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного
поведения;
Анализировать положение человека в обществе, принадлежащего к определенному
социальному классу;
Анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности;
Анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов;
Анализировать определенные поступки, используя научные знания о социальном
взаимодействии людей;
Характеризовать особенности социальных норм и их санкций, разъяснять особенности
самоконтроля, характеризовать конкретные проявления внешнего контроля;
Выделять особенности делинквентного поведения, объяснять причины отклоняющегося
поведения;
Оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости;
Анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека;
Объяснять взаимоотношения родителей и детей, характеризовать основные проблемы
подросткового периода.
Предметные результаты изучения обществознания учащимися 10 класса включают:
-
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
-
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
-
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
-
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
-
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
-
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
-
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
-
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
-
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
-
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
-
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
-
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
-
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
-
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
Содержание курса
Человек в обществе. Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Духовная культура. Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Правовое регулирование общественных отношений .Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Тематическое планирование по разделам (модулям) с воспитательными задачами
Название темы (раздела) | Формирование личностных результатов на уроках согласно программе воспитания | Количество часов в разделе |
Раздел 1. Человек в обществе | - выделять характерные признаки общества, взаимосвязь общества и культуры; - уметь давать характеристику общества как системы, объяснять важность понимания взаимосвязи общества и природы; - характеризовать признаки личности, сферы социализации и самореализации личности; - характеризовать формы и виды познания, критерии истины, уровни познания, особенности социального познания; - объяснять сущность проблемы выбора, осознавать связь свободы и ответственности; - раскрывать тенденции развития современного общества, глобальные проблемы человечества; - характеризовать угрозы и вызовы современной цивилизации, проявления глобализации и глобальные проблемы современности; - осознавать опасность международного терроризма. | 20 |
Раздел 2. Общество как мир культуры | - раскрывать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия; - воспитывать с опорой на духовные ориентиры личности, ценности, идеалы; - раскрывать роль морали и религии в жизни общества; - характеризовать особенности развития науки и образования, их роль в современном обществе; - раскрывать особенности религиозного мышления, становление нравственного в человеке; - раскрывать роль СМИ и связь и массовой культурой. | 16 |
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений | - сравнивать мораль и право; - определять, нормами какого права регулируется ситуация; - раскрывать признаки правоотношений, особенности правонарушений, характеризовать виды юридической ответственности; - раскрывать понятие гражданство, основания для его приобретения, принципы гражданства, права и обязанности граждан; - характеризовать имущественные и личные неимущественные права, способы их защиты; - характеризовать способы социальной защиты - понимать правила приема на работу, основное содержание трудового договора, осознавать важность прав и обязанностей работника и работодателя; - осознавать условия заключения брака, личные и имущественные права родителей и детей; - характеризовать особенности экологического правонарушения и виды ответственности за него; - уметь использовать знания для реализации и защиты прав и свобод граждан; - характеризовать судебную систему РФ, роль суда присяжных; - называть международные организации и документы по защите прав человека; - раскрывать роль СМИ в противодействии терроризму. | 32 |
| 68 |
Тематическое планирование
№ урока | Название темы | Дата проведения |
| | По плану | Фактически |
| Тема 1. Человек в обществе (20 часов) |
1 | 1.Структура курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру. | | |
2 | 2.Что такое общество. | | . |
3 | 3.Общество как сложная система. | | |
4 | 4.Общество как сложная система. | | |
5 | 5.Динамика общественного развития. | | |
6 | 6.Динамика общественного развития. | | |
7 | 7.Социальная сущность человека. | | |
8 | 8.Социальная сущность человека. | | |
9 | 9.Деятельность – способ существования людей. | | |
10 | 10.Деятельность – способ существования людей. | | |
11 | 11.Познавательная и коммуникативная деятельность. | | |
12 | 12.Познавательная и коммуникативная деятельность. | | |
13 | 13. Свобода и необходимость в деятельности человека. | | |
14 | 14. Свобода и необходимость в деятельности человека. | | |
15 | 15. Современное общество. | | |
16 | 16.Глобальная угроза международного терроризма. | | |
17 | 17. Глобальная угроза международного терроризма. | | |
18 | 18. Глобальная угроза международного терроризма | | |
19 | 19. Обобщительно-повторительный урок по модулю: «Человек в обществе». | | |
20 | 20. Контрольный урок по модулю: «Человек в обществе». | | |
М.2.Общество как мир культуры (16 уроков). |
21 | 1. Духовная культура общества. | | |
22 | 2. Духовный мир личности. | | |
23 | 3.Духовный мир личности. | | |
24 | 4. Мораль. | | |
25 | 5. Мораль. | | |
26 | 6.Религия и религиозные организации. | | |
27 | 7. Религия и религиозные организации. | | |
28 | 8.Религия и религиозные организации. | | |
29 | 9.Наука и образование. | | |
30 | 10. Наука и образование | | |
31 | 11. Искусство. | | |
32 | 12. Искусство. | | |
33 | 13. Искусство. | | |
34 | 14. Массовая культура. | | |
35 | 15.Массовая культура | | |
36 | 16.Обобщительно-повторительный урок по модулю: «Общество как мир культуры». | | |
М.3. Правовое регулирование общественных отношений (32 урока) |
37 | 1.Правовое регулирование общественных отношений. | | |
38 | 2.Правовое регулирование общественных отношений. | | |
39 | 3.Современные подходы к пониманию права. | | |
40 | 4.Современные подходы к пониманию права. | | |
41 | 5. Право в системе социальных норм. | | |
42 | 6.Право в системе социальных норм. | | |
43 | 7.Источники права. | | |
44 | 8.Источники права | | |
45 | 9.Правоотношения и правонарушения. | | |
46 | 10.Правоотношения и правонарушения. | | |
47 | 11.Предпосылки правомерного поведения. | | |
48 | 12.Предпосылки правомерного поведения. | | |
49 | 13.Гражданин Российской Федерации. | | |
50 | 14.Гражданин Российской Федерации. | | |
51 | 15.Контрольный урок по темам модуля | | |
52 | 16.Гражданское право. | | |
53 | 17.Гражданское право. | | |
54 | 18.Гражданское право. | | |
55 | 19. Семейное право | | |
56 | 20.Семейное право. | | |
57 | 21.Правовое регулирование занятости и трудоустройства. | | |
58 | 22.Правовое регулирование занятости и трудоустройства. | | |
59 | 23.Экологическое право | | |
60 | 24.Экологическое право | | |
61 | 25.Процессуальные отрасли права. | | |
62 | 26.Процессуальные отрасли права. | | |
63 | 27.Конституционное судопроизводство. | | |
64 | 28. Конституционное судопроизводство. | | |
65 | 29. Конституционное судопроизводство. | | |
66 | 30.Международная защита прав человека. | | |
67-68 | 13-14. Повторительно-обобщительные уроки по курсу | | |