СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 с.п. Надтеречное»




РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО



Протокол №___от 2021 г.

_______О.Ю. Обухова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе


_____________Л.Э. Успаева

2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор



____________Т.Р. Галаева

2021 г.



Рабочая программа по обществознанию для 10 а, б классов




СОСТАВИЛА


учитель истории и обществознания Обухова Оксана Юрьевна



с. Надтеречное



Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования ( под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова)- базовый уровень..

Учебник: Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М., Просвещение, 2017 г.

Предполагаемые результаты:

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне учащийся 10 класса

должен знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и

роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших

социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,

механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,

закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и

различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных

социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

(включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и

природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-

экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых

системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных

оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным

темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;

различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с

точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и

аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения

познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия сразличными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой

коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной

социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской

позиции;

-предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских

обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными

ценностями и социальным положением.

Учащиеся должны знать:

Основные концепции происхождении и сущности права; характеристику источников права,

иерархию соподчинения нормативно-правовых актов и действие законов в пространстве и во

времени, значимость права в обществе;

Сущность правовой системы, её отличие от системы права, осуществление законотворчества в

РФ, определение гражданства, способы его приобретения в РФ;

Особенности российского судопроизводства, что такое юридическая ответственность,

характеристику правонарушений, основные виды наказаний, предусмотренные российским

законодательством, разъяснять суть презумпции невиновности

Правовые особенности регулирования форм предпринимательской деятельности, семейного и

трудового права, сущность правоспособности и дееспособности;

Сущность и критерии социальной стратификации, социального статуса, основные виды

социальной мобильности;

Сущность института брака и его правовое регулирование, права и обязанности супругов,

родителей и детей, варианты добрачного поведения;

Сущность социального взаимодействия, характеристику и его основные элементы и формы;

Особенности возникающих в обществе конфликтов, стратегии конфликтного поведения;

Характеристику социальных норм и их санкций, сущность девиантного поведения и его форм,

особенности деликвентного поведения, причины отклоняющегося поведения;

Основные концепции в рассмотрении культуры в современной науке, классификацию

ценностей, сущность нравственных категорий, характеристику проявления добра и зла, основные

концепции в понимании счастья, сущность гедонизма, сущность справедливости в истории и

современности;

Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека, структуру

человеческой психики, особенности потребностей человека в жизни, сущность процесса

социализации, основные проблемы подросткового периода.

Учащиеся должны уметь:

Аргументировано доказывать значимость права в обществе;

Отличать правовые нормы от других социальных норм;

Характеризовать Конституцию РФ;

Писать исковое заявление в суд;

Различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного

поведения;

Анализировать положение человека в обществе, принадлежащего к определенному

социальному классу;

Анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности;

Анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов;

Анализировать определенные поступки, используя научные знания о социальном

взаимодействии людей;

Характеризовать особенности социальных норм и их санкций, разъяснять особенности

самоконтроля, характеризовать конкретные проявления внешнего контроля;

Выделять особенности делинквентного поведения, объяснять причины отклоняющегося

поведения;

Оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости;

Анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека;

Объяснять взаимоотношения родителей и детей, характеризовать основные проблемы

подросткового периода.

Предметные результаты изучения обществознания учащимися 10 класса включают:

  1. относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  2. знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  3. знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  4. умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  5. понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  6. знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  7. приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  8. знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  9. понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  10. понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  11. понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  12. знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  13. знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  14. понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

Содержание курса

Человек в обществе. Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.

Духовная культура. Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

Правовое регулирование общественных отношений .Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.  Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.



Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

Тематическое планирование по разделам (модулям) с воспитательными задачами



Название темы (раздела)

Формирование личностных результатов на уроках согласно программе воспитания

Количество часов в разделе

Раздел 1. Человек в обществе

- выделять характерные признаки общества,

взаимосвязь общества и культуры;

- уметь давать характеристику общества как

системы, объяснять важность понимания

взаимосвязи общества и природы;

- характеризовать признаки личности, сферы социализации и самореализации личности;

- характеризовать формы и виды познания,

критерии истины, уровни познания, особенности социального познания;

- объяснять сущность проблемы выбора,

осознавать связь свободы и ответственности;

- раскрывать тенденции развития современного общества, глобальные проблемы человечества;

- характеризовать угрозы и вызовы современной цивилизации, проявления глобализации и глобальные проблемы современности;

- осознавать опасность международного

терроризма.

20

Раздел 2. Общество как мир культуры

- раскрывать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия;

- воспитывать с опорой на духовные ориентиры личности, ценности, идеалы;

- раскрывать роль морали и религии в жизни общества;

- характеризовать особенности развития науки и образования, их роль в современном обществе;

- раскрывать особенности религиозного

мышления, становление нравственного в человеке;

- раскрывать роль СМИ и связь и массовой

культурой.

16

Раздел 3. Правовое регулирование

общественных отношений

- сравнивать мораль и право;

- определять, нормами какого права регулируется ситуация;

- раскрывать признаки правоотношений,

особенности правонарушений, характеризовать

виды юридической ответственности;

- раскрывать понятие гражданство, основания для его приобретения, принципы гражданства, права и обязанности граждан;

- характеризовать имущественные и личные

неимущественные права, способы их защиты;

- характеризовать способы социальной защиты - понимать правила приема на работу, основное содержание трудового договора, осознавать

важность прав и обязанностей работника и

работодателя;

- осознавать условия заключения брака, личные и имущественные права родителей и детей;

- характеризовать особенности экологического правонарушения и виды ответственности за него;

- уметь использовать знания для реализации и защиты прав и свобод граждан;

- характеризовать судебную систему РФ, роль суда присяжных;

- называть международные организации и

документы по защите прав человека;

- раскрывать роль СМИ в противодействии

терроризму.

32


68








Тематическое планирование



№ урока

Название темы

Дата проведения



По плану

Фактически


Тема 1. Человек в обществе (20 часов)


1

1.Структура курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру.




2

2.Что такое общество.



.

3

3.Общество как сложная система.




4

4.Общество как сложная система.




5

5.Динамика общественного развития.




6

6.Динамика общественного развития.



7

7.Социальная сущность человека.




8

8.Социальная сущность человека.




9

9.Деятельность – способ существования людей.




10

10.Деятельность – способ существования людей.




11

11.Познавательная и коммуникативная деятельность.




12

12.Познавательная и коммуникативная деятельность.




13

13. Свобода и необходимость в деятельности человека.




14

14. Свобода и необходимость в деятельности человека.




15

15. Современное общество.




16

16.Глобальная угроза международного терроризма.




17

17. Глобальная угроза международного терроризма.




18

18. Глобальная угроза международного терроризма




19

19. Обобщительно-повторительный урок по модулю: «Человек в обществе».



20

20. Контрольный урок по модулю: «Человек в обществе».



М.2.Общество как мир культуры (16 уроков).

21

1. Духовная культура общества.




22

2. Духовный мир личности.




23

3.Духовный мир личности.




24

4. Мораль.




25

5. Мораль.




26

6.Религия и религиозные организации.




27

7. Религия и религиозные организации.




28

8.Религия и религиозные организации.




29

9.Наука и образование.




30

10. Наука и образование




31

11. Искусство.




32

12. Искусство.




33

13. Искусство.




34

14. Массовая культура.




35

15.Массовая культура




36

16.Обобщительно-повторительный урок по модулю: «Общество как мир культуры».



М.3. Правовое регулирование общественных отношений (32 урока)

37

1.Правовое регулирование общественных отношений.




38

2.Правовое регулирование общественных отношений.




39

3.Современные подходы к пониманию права.




40

4.Современные подходы к пониманию права.




41

5. Право в системе социальных норм.




42

6.Право в системе социальных норм.




43

7.Источники права.




44

8.Источники права



45

9.Правоотношения и правонарушения.




46

10.Правоотношения и правонарушения.




47

11.Предпосылки правомерного поведения.




48

12.Предпосылки правомерного поведения.




49

13.Гражданин Российской Федерации.




50

14.Гражданин Российской Федерации.




51

15.Контрольный урок по темам модуля



52

16.Гражданское право.




53

17.Гражданское право.




54

18.Гражданское право.




55

19. Семейное право



56

20.Семейное право.




57

21.Правовое регулирование занятости и трудоустройства.




58

22.Правовое регулирование занятости и трудоустройства.




59

23.Экологическое право




60

24.Экологическое право






61

25.Процессуальные отрасли права.




62

26.Процессуальные отрасли права.




63

27.Конституционное судопроизводство.




64

28. Конституционное судопроизводство.




65

29. Конституционное судопроизводство.




66

30.Международная защита прав человека.




67-68



13-14. Повторительно-обобщительные уроки по курсу






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!