муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5
города Каменск-Шахтинского
ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2022г. Председатель___________Гайдукова С.П. | | | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ лицея №5 __________Гайдукова С.П. Приказ №120-о от 31.08.2022 г. | | |
Рабочая программа
по физике
9р1 класс: основное общее образование
углубленный уровень
количество часов: 95
учитель: первой квалификационной
категории Мартынова З.Ю.
РАССМОТРЕНА: на методическом объединении учителей естественно-научного и математического цикла Протокол №1 от 29.08.2022г. Руководитель МО_________________Мартынова З.Ю. | | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ________________Пороло Т.А.. | | | |
2022 год
Оглавление
Пояснительная записка стр 3
Содержание учебного предмета стр 4
Планируемые результаты стр 6
Календарно - тематическое планирование стр 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 9 класса на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения на углублённом уровне основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
Рабочая программа углубленного уровня изучения физики в 9р1 классе основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.01.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897.
3. Физика. 7—9 классы : рабочая программа к линии УМК Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской : учебно-методическое пособие / Н. С. Пурышева. — М. : Дрофа, 2017
4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
5. Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.
6. Учебный план МБОУ лицея №5 на 2022-2023 учебный год.
7. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации воспитания и
обучения, отдыха и здоровья детей и молодежи»-СанПиН 2.4.3648-20 .
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» Курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в естественнонаучную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественнонаучными предметами должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разно образных сферах деятельности. Но не менее важной задачей является выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественнонаучных исследований и создании новых технологий. Согласно принятому в международном сообществе определению, Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления,
оценивать и понимать особенности научного исследования,
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн.
Цели изучения физики:
приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности,
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в 9 классе в объёме 102 часа по 3 часа в неделю.
В учебном плане образовательного учреждения, предусмотрено следующие распределение: в 9 классе 34 учебных недели ,102 часа в год, 3 учебных часа в неделю (1 час добавлен из части, формируемой образовательным учреждением). Углубленный уровень изучения физики в 9р1 классе достигается за счет: увеличения количества учебных часов в неделю (до 3 часов); увеличения количества задач, как высокого уровня сложности, так и различных по формам представления (практикум по решению задач повышенной сложности); усиления экспериментальной составляющей учебного курса физики. Согласно календарному графику и расписанию МБОУ лицея №5 на 2022-2023 учебный год программа в 9р1 классе скорректирована на 95 час, в связи с праздниками выпадающими на 4.11, 23.02, 24.02, 8.03, 1.05, 8.05, 9.05 за счет уменьшения часов на повторение и решение задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Законы механики
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения, и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Инвариантность ускорения. Кинематические уравнения прямолинейного движения. Графическое представление механического движения. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения. Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение.
Взаимодействие тел. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Международная система единиц. Графическое изображение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Границы применимости законов Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Виды трения: трение скольжения, трение покоя, трение качения. Трение в природе и технике.
Импульс тела. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Механические колебания и волны
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Гармоническое колебание. Математический маятник. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Скорость и ускорение при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Связь между длиной волны, скоростью волны и частотой колебаний. Закон отражения механических волн. Эхо. Звук как механическая волна. Источники звука. Громкость и высота тона звука. Тембр. Интерференция и дифракция волн.
Электромагнитные явления
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитное поле электрического тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. Применения магнитов и электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель постоянного тока.
Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Генератор постоянного тока. Самоиндукция. Индуктивность катушки. Переменный электрический ток. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Электромагнитные колебания и волны
Конденсатор. Электрическая емкость конденсатора. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращения энергии в колебательном контуре.
Электромагнитное поле. Энергия электромагнитного поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Радиопередача и радиоприем. Модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник. Телевидение.
Электромагнитная природа света. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел. Зрительные иллюзии. Дисперсия света. Волновые свойства света. Шкала электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Элементы квантовой физики
Явление фотоэффекта. Гипотеза Планка. Фотон. Фотон и электромагнитная волна.
Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ.
Явление радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Состав атомного ядра. Протон и нейтрон. Заряд ядра. Массовое число. Изотопы. Радиоактивные превращения. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Ядерное взаимодействие. Энергия связи ядра. Ядерные реакции. Дефект массы и энергетический выход ядерных реакций. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений и их применение. Счетчик Гейгера. Дозиметрия. Ядерная энергетика и проблемы экологии. Элементарные частицы. Взаимные превращения элементарных частиц.
Вселенная
Строение и масштабы Вселенной. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Законы движения планет. Строение и масштабы Солнечной системы. Размеры планет. Система Земля—Луна. Приливы. Видимое движение планет, звезд, Солнца, Луны. Фазы Луны. Планета Земля.
Луна — естественный спутник Земли. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы.
Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение. Методы астрофизических исследований. Радиотелескопы. Спектральный анализ небесных тел. Движение космических объектов в поле силы тяготения. Использование результатов космических исследований в науке, технике, народном хозяйстве.
Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение физики в 9 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
ценностное отношение к достижениям российских учёных физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория, относительность механического движения, деформация (упругая, пластическая), трение, центростремительное ускорение, невесомость и перегрузки; центр тяжести; абсолютно твёрдое тело, центр тяжести твёрдого тела, равновесие; механические колебания и волны, звук, инфразвук и ультразвук; электромагнитные волны, шкала электромагнитных волн, свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания и поглощения; альфа, бета и гамма-излучения, изотопы, ядерная энергетика;
различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение (затухающие и вынужденные колебания), резонанс, волновое движение, отражение звука, прямолинейное распространение, отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, разложение белого света в спектр и сложение спектральных цветов, дисперсия света, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел, оптические явления в природе, биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений; естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов; действие радиоактивных излучений на организм человека), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение, путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорение свободного падения, вес тела, импульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность, потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины, кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона, скорость света, показатель преломления среды); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 2—3 логических шагов с опорой на 2—3 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;
решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2— 3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостающие или избыточные данные, выбирать законы и формулы, необходимые для решения, проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии; зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины и независимость от амплитуды малых колебаний; прямолинейное распространение света, разложение белого света в спектр; изучение свойств изображения в плоском зеркале и свойств изображения предмета в собирающей линзе; наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы;
проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы); обосновывать выбор способа измерения/измерительного прибора;
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости; периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимости угла отражения света от угла падения и угла преломления от угла падения): планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жёсткость пружины, коэффициент трения скольжения, механическая работа и мощность, частота и период колебаний математического и пружинного маятников, оптическая сила собирающей линзы, радиоактивный фон): планировать измерения; собирать экспериментальную установку и выполнять измерения, следуя предложенной инструкции; вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учётом заданной погрешности измерений;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, абсолютно твёрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза, планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-практических задач; оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе;
приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников физического содержания, публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников.
Тематический план.
| Раздел | Количество часов | |
Контрольных | Лабораторных |
| Повторение курса «Физика – 8» | 4 | Диагностическая работа | |
1. | Законы механики | 32 | 3 | 1 |
2. | Механические колебания и волны | 7 | 1 | 2 |
3. | Электромагнитные явления | 17 | 1 | 5 |
4. | Электромагнитные колебания и волны | 10 | 1 | - |
5. | Элементы квантовой физики | 16 | 2 | 1 |
6. | Вселенная | 5 | 0 | - |
7. | Повторение | 4 | 1 | - |
| Итого | 95 | 9 | 9 |
Календарно-тематическое планирование по физике
9р1- класс (95 час, 3 – часа в неделю)
№ п/п | № в разд. | Тема урока | Дата |
План | Факт |
Повторение курса Физика-8 (4 часа) |
1 | 1 | Вводный инструктаж по ТБ. Повторение. «Тепловые явления». | 1.09 | |
2 | 2 | Повторение. «Электрические явления». | 5.09 | |
3 | 3 | Повторение. «Световые явления ». | 6.09 | |
4 | 4 | Диагностическая работа. | 8.09 | |
Законы механики (32 ч) |
5 | 1 | Введение: «Основные понятия механики». | 12.09 | |
6 | 2 | Равномерное прямолинейное движение. Графическое представление равномерного движения. | 13.09 | |
7 | 3 | Решение задач. | 15.09 | |
8 | 4 | Относительность механического движения. | 19.09 | |
9 | 5 | Решение задач на относительность движения. | 20.09 | |
10 | 6 | Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. | 22.09 | |
11 | 7 | Графики зависимости скорости от времени при равноускоренном движении. Решение задач. | 26.09 | |
12 | 8 | Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении. | 27.09 | |
13 | 9 | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного прямолинейного движения». | 29.09 | |
14 | 10 | Решение задач. | 3.10 | |
15 | 11 | Свободное падение. Решение задач. | 4.10 | |
16 | 12 | Перемещение и скорость при криволинейном движении. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 6.10 | |
17 | 13 | Решение задач. | 10.10 | |
18 | 14 | Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение». | 11.10 | |
19 | 15 | Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса тела. | 13.10 | |
20 | 16 | Решение задач. | 17.10 | |
21 | 17 | Второй закон Ньютона. | 18.10 | |
22 | 18 | Третий закон Ньютона. | 20.10 | |
23 | 19 | Решение задач. | 24.10 | |
24 | 20 | Движение искусственных спутников Земли. Невесомость и перегрузки. | 25.10 | |
25 | 21 | Движение тела под действием нескольких сил. | 27.10 | |
26 | 22 | Решение задач. | 7.11 | |
27 | 23 | Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона». | 8.11 | |
28 | 24 | Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 10.11 | |
29 | 25 | Решение задач. | 14.11 | |
30 | 26 | Механическая работа и мощность. | 15.11 | |
31 | 27 | Работа и потенциальная энергия. | 17.11 | |
32 | 28 | Решение задач. | 21.11 | |
33 | 29 | Работа и кинетическая энергия. | 22.11 | |
34 | 30 | Закон сохранения механической энергии. | 24.11 | |
35 | 31 | Решение задач. | 28.11 | |
36 | 32 | Контрольная работа № 3 «Законы сохранения в механике» | 29.11 | |
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. (7 ч ) |
37 | 1 | Математический и пружинный маятники. Период колебаний математического и пружинного маятников. | 1.12 | |
38 | 2 | Решение задач. | 5.12 | |
39 | 3 | Лабораторная работа № 2 «Изучение колебаний математического и пружинного маятников». | 6.12 | |
40 | 4 | Лабораторная работа №3* «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника».Вынужденные колебания. Резонанс. | 8.12 | |
41 | 5 | Механические волны. Решение задач. | 12.12 | |
42 | 6 | Свойства механических волн. | 13.12 | |
43 | 7 | Контрольная работа по теме №4 «Механические колебания и волны». | 15.12 | |
Электромагнитные явления (17 ч) |
44 | 1 | Повторение темы: «Постоянные магниты». | 19.12 | |
45 | 2 | Магнитное поле. Лабораторная работа №4 «Изучение магнитного поля постоянных магнитов». | 20.12 | |
46 | 3 | Магнитное поле Земли. Магнитное поле электрического тока. | 22.12 | |
47 | 4 | Решение задач. | 26.12 | |
48 | 5 | Применение магнитов. Лабораторная работа № 5 «Сборка электромагнита и его испытание». | 27.12 | |
49 | 6 | Действие магнитного поля на проводник с током. | 9.01 | |
50 | 7 | Лабораторная работа № 6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током». Решение задач. | 10.01 | |
51 | 8 | Кратковременная контрольная работа по теме «Магнитное поле». Электродвигатель. Лабораторная работа № 7 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока». | 12.01 | |
52 | 9 | Явление электромагнитной индукции. | 16.01 | |
53 | 10 | Магнитный поток. | 17.01 | |
54 | 11 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | 19.01 | |
55 | 12 | Лабораторная работа № 8* «Изучение явления электромагнитной индукции». | 23.01 | |
56 | 13 | Самоиндукция. | 24.01 | |
57 | 14 | Переменный электрический ток. | 26.01 | |
58 | 15 | Трансформатор. Решение задач. | 30.01 | |
59 | 16 | Передача электрической энергии. | 31.01 | |
60 | 17 | Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления». | 2.02 | |
Электромагнитные колебания и волны (10 ч) |
61 | 1 | Конденсатор. | 6.02 | |
62 | 2 | Колебательный контур. | 7.02 | |
63 | 3 | Свободные электромагнитные колебания. | 9.02 | |
64 | 4 | Вынужденные электромагнитные колебания. | 13.02 | |
65 | 5 | Электромагнитные волны. | 14.02 | |
66 | 6 | Использование электромагнитных волн для передачи информации. | 16.02 | |
67 | 7 | Свойства электромагнитных волн*. | 20.02 | |
68 | 8 | Электромагнитная природа света. | 21.02 | |
69 | 9 | Шкала электромагнитных волн. | 27.02 | |
70 | 10 | Контрольная работа №6 по теме «Электромагнитные колебания и волны». | 28.02 | |
Элементы квантовой физики (16 ч) |
71 | 1 | Фотоэффект*. | 2.03 | |
72 | 2 | Строение атома. | 6.03 | |
73 | 3 | Спектры испускания и поглощения. | 7.03 | |
74 | 4 | Радиоактивность. Лабораторная работа №9 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона». | 9.03 | |
75 | 5 | Состав атомного ядра. | 13.03 | |
76 | 6 | Радиоактивные превращения. Решение задач. | 14.03 | |
77 | 7 | Кратковременная контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра». Ядерные силы. | 16.03 | |
78 | 8 | Ядерные реакции. | 3.04 | |
79 | 9 | Дефект массы*. Энергетический выход ядерных реакций*. | 4.04 | |
80 | 10 | Решение задач. | 6.04 | |
81 | 11 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | 10.04 | |
82 | 12 | Ядерный реактор*. Ядерная энергетика*. | 11.04 | |
83 | 13 | Термоядерные реакции*. | 13.04 | |
84 | 14 | Действия радиоактивных излучений и их применение. | 17.04 | |
85 | 15 | Элементарные частицы*. | 18.04 | |
86 | 16 | Контрольная работа № 7 по теме «Элементы квантовой физики». | 20.04 | |
Вселенная(5 ч) |
87 | 1 | Строение и масштабы Вселенной. Развитие представлений о системе мира. Строение и масштабы Солнечной системы. | 2.05 | |
88 | 2 | Система Земля—Луна. Физическая природа планеты Земля и ее естественного спутника Луны. | 4.05 | |
89 | 3 | Планеты. Малые тела Солнечной системы. | 11.05 | |
90 | 4 | Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 15.05 | |
91 | 5 | Использование результатов космических исследований в науке, технике и народном хозяйстве. | 16.05 | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (4 ч) |
92 | 1 | Повторение | 18.05 | |
93 | 2 | Повторение | 22.05 | |
94 | 3 | Итоговая контрольная работа | 23.05 | |
95 | 4 | Анализ контрольной работы | 25.05 | |
ИТОГО: 95 час |