СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа углубленного уровня изучения физики в 9 классе основной общеобразовательной школы, УМК Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской ( 3 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5

города Каменск-Шахтинского






ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 30.08.2022г.


Председатель___________Гайдукова С.П.





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ лицея №5


__________Гайдукова С.П.


Приказ №120-о от 31.08.2022 г.











Рабочая программа




по физике

9р1 класс: основное общее образование

углубленный уровень

количество часов: 95


учитель: первой квалификационной

категории Мартынова З.Ю.








РАССМОТРЕНА:

на методическом объединении учителей

естественно-научного и математического

цикла

Протокол №1 от 29.08.2022г.

Руководитель

МО_________________Мартынова З.Ю.


СОГЛАСОВАНО:


Заместитель директора по УВР


________________Пороло Т.А..






2022 год



Оглавление


Пояснительная записка стр 3

Содержание учебного предмета стр 4

Планируемые результаты стр 6

Календарно - тематическое планирование стр 11



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 9 класса на уровне основного общего образования составлена на основе положений и тре­бований к результатам освоения на углублённом уровне основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

Рабочая программа углубленного уровня изучения физики в 9р1 классе основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1. Федеральный закон от 29.01.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897.

3. Физика. 7—9 классы : рабочая программа к линии УМК Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской : учебно-методическое пособие / Н. С. Пурышева. — М. : Дрофа, 2017

4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.

5. Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.

6. Учебный план МБОУ лицея №5 на 2022-2023 учебный год.

7. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации воспитания и

обучения, отдыха и здоровья детей и молодежи»-СанПиН 2.4.3648-20 .

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Курс физики — системообразующий для естественно­научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в осно­ве процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астроно­мией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в естественно­научную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире.  Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественно­научными предметами должен дать школьникам представление об увлекательности научного иссле­дования и радости самостоятельного открытия нового знания.

Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественно­науч­ной грамотности и интереса к науке у основной массы обучаю­щихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разно­ образных сферах деятельности. Но не менее важной задачей яв­ляется выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональ­ной деятельности в области естественно­научных исследований и создании новых технологий. Согласно принятому в междуна­родном сообществе определению, Естественно­научная грамотность – это способность человека занимать активную граж­данскую позицию по общественно значимым вопросам, связан­ным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно­научными идеями. Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении про­блем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  1. научно объяснять явления,

  2. оценивать и понимать особенности научного исследования,

  3. интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Изучение физики способно внести решающий вклад в форми­рование естественно­научной грамотности обучающихся.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Цели изучения физики на уровне основного общего образова­ния определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федера­ции, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК­-4вн.

Цели изучения физики:

  • приобретение интереса и стремления обучающихся к науч­ному изучению  природы,  развитие  их интеллектуальных и творческих способностей;

  • развитие представлений о научном методе познания и форми­рование исследовательского отношения к окружающим явле­ниям;

  • формирование научного мировоззрения как результата изу­чения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  • формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

  • развитие представлений о возможных сферах будущей про­фессиональной деятельности,

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уров­не в 9 классе в  объёме  102 часа по 3 часа в неделю.  

В учебном плане образовательного учреждения, предусмотрено следующие распределение: в 9 классе 34 учебных недели ,102 часа в год, 3 учебных часа в неделю (1 час добавлен из части, формируемой образовательным учреждением). Углубленный уровень изучения физики в 9р1 классе достигается за счет: увеличения количества учебных часов в неделю (до 3 часов); увеличения количества задач, как высокого уровня сложности, так и различных по формам представления (практикум по решению задач повышенной сложности); усиления экспериментальной составляющей учебного курса физики. Согласно календарному графику и расписанию МБОУ лицея №5 на 2022-2023 учебный год программа в 9р1 классе скорректирована на 95 час, в связи с праздниками выпадающими на 4.11, 23.02, 24.02, 8.03, 1.05, 8.05, 9.05 за счет уменьшения часов на повторение и решение задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Законы механики

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необхо­димые для описания движения, и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Инвариантность ускорения. Кинематические уравнения прямолинейного движения. Графическое представление ме­ханического движения. Движение тела по окружности с по­стоянной по модулю скоростью. Период и частота обраще­ния. Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение.

Взаимодействие тел. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Международная система единиц. Графическое изображение сил. Второй закон Нью­тона. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Га­лилея. Границы применимости законов Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодей­ствующая сила. Сила трения. Виды трения: трение скольже­ния, трение покоя, трение качения. Трение в природе и тех­нике.

Импульс тела. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механи­ческой энергии в другой. Закон сохранения полной механи­ческой энергии.


Механические колебания и волны

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Гармоническое колебание. Математический ма­ятник. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Ско­рость и ускорение при колебательном движении. Затухаю­щие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Меха­нические волны в однородных средах. Продольные и попе­речные волны. Длина волны. Связь между длиной волны, скоростью волны и частотой колебаний. Закон отражения механических волн. Эхо. Звук как механическая волна. Источники звука. Громкость и высота тона звука. Тембр. Интерференция и дифракция волн.


Электромагнитные явления

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных маг­нитов. Магнитное поле Земли. Магнитное поле электриче­ского тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индук­ции. Применения магнитов и электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заря­женную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродви­гатель постоянного тока.

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Пра­вило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Взаимо­связь электрического и магнитного полей. Генератор посто­янного тока. Самоиндукция. Индуктивность катушки. Пе­ременный электрический ток. Трансформатор. Передача электрической энергии.


Электромагнитные колебания и волны

Конденсатор. Электрическая емкость конденсатора. Ко­лебательный контур. Свободные электромагнитные колеба­ния. Превращения энергии в колебательном контуре.

Электромагнитное поле. Энергия электромагнитного поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Радиопередача и радиоприем. Мо­дуляция и детектирование. Простейший радиоприемник. Телевидение.

Электромагнитная природа света. Скорость света. Источ­ники света. Закон прямолинейного распространения света. Разложение белого света в спектр. Сложение спек­тральных цветов. Цвета тел. Зрительные иллюзии. Диспер­сия света. Волновые свойства света. Шкала электромагнит­ных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.


Элементы квантовой физики

Явление фотоэффекта. Гипотеза Планка. Фотон. Фотон и электромагнитная волна.

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ.

Явление радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излуче­ния. Состав атомного ядра. Протон и нейтрон. Заряд ядра. Массовое число. Изотопы. Радиоактивные превращения. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Ядер­ное взаимодействие. Энергия связи ядра. Ядерные реакции. Дефект массы и энергетический выход ядерных реакций. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Биологическое действие радиоак­тивных излучений и их применение. Счетчик Гейгера. Дози­метрия. Ядерная энергетика и проблемы экологии. Элемен­тарные частицы. Взаимные превращения элементарных частиц.


Вселенная

Строение и масштабы Вселенной. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Законы движения пла­нет. Строение и масштабы Солнечной системы. Размеры пла­нет. Система Земля—Луна. Приливы. Видимое движение планет, звезд, Солнца, Луны. Фазы Луны. Планета Земля.

Луна — естественный спутник Земли. Планеты земной груп­пы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы.

Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее про­исхождение. Методы астрофизических исследований. Ра­диотелескопы. Спектральный анализ небесных тел. Движе­ние космических объектов в поле силы тяготения. Исполь­зование результатов космических исследований в науке, технике, народном хозяйстве.

Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение физики в 9 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

  • проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;

  • ценностное отношение к достижениям российских учё­ных ­физиков.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

  • готовность к активному участию в обсуждении общественно­-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики; 

  • осознание важности морально-­этических принципов в дея­тельности учёного.

Эстетическое воспитание:

  • восприятие эстетических качеств физической науки: её гар­моничного построения, строгости, точности, лаконичности.

Ценности научного познания:

  • осознание ценности физической науки как мощного инстру­мента познания мира, основы развития технологий, важней­шей составляющей культуры;

  • развитие научной любознательности, интереса к исследова­тельской деятельности.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведе­ния на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;

  • сформированность навыка рефлексии, признание своего пра­ва на ошибку и такого же права у другого человека.

Трудовое воспитание:

  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических зна­ний;

  • интерес к  практическому  изучению  профессий,  связанных с физикой.

Экологическое воспитание:

  • ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

  • осознание  глобального  характера  экологических  проблем и путей их решения.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • потребность во взаимодействии при выполнении исследова­ний и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;

  • повышение уровня своей компетентности через  практиче­скую деятельность;

  • потребность в формировании новых знаний, в том числе фор­мулировать идеи,  понятия,  гипотезы  о  физических  объектах и явлениях;

  • осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;

  • планирование своего развития в приобретении новых физи­ческих знаний;

  • стремление анализировать и выявлять взаимосвязи приро­ды, общества и экономики, в том числе с использованием фи­зических знаний;

  • оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объек­тов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации, осно­вания для обобщения и сравнения;

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматривае­мых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

  • выявлять причинно-­следственные связи при изучении физи­ческих явлений и процессов; делать выводы с использовани­ем дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной физиче­ской задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделен­ных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, не­сложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре­зультатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

  • анализировать, систематизировать и интерпретировать ин­формацию различных видов и форм представления;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представле­ния информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их ком­бинациями.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

  • в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабора­торных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные  на  реше­ние задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участни­ков диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; публично представлять результаты выполненного физическо­го опыта (эксперимента, исследования, проекта).

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и инди­видуальной работы при решении конкретной физической проблемы;

  • принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;

  • выполнять свою часть работы, достигая качественного ре­зультата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по крите­риям, самостоятельно сформулированным участниками вза­имодействия.

 

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

  • выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, тре­бующих для решения физических знаний;

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

  • самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлага­емые варианты решений;

  • делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её из­менения;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

  • вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выпол­нения физического исследования или проекта) на основе но­вых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

  • ставить себя на место другого человека в ходе спора или дис­куссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и ло­гику другого.

Принятие себя и других:

  • признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:

  • использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория, относительность механического движения, де­формация (упругая, пластическая), трение, центростреми­тельное ускорение, невесомость и перегрузки; центр тяжести; абсолютно твёрдое тело, центр тяжести твёрдого тела, равновесие; механические колебания и волны, звук, инфразвук и ультразвук; электромагнитные волны, шкала электро­магнитных волн, свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания и поглощения; альфа­, бета­ и гамма-­излуче­ния, изотопы, ядерная энергетика;

  • различать явления (равномерное и неравномерное прямоли­нейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окруж­ности, взаимодействие тел, реактивное движение, колеба­тельное движение (затухающие и вынужденные колебания), резонанс, волновое движение, отражение звука, прямолиней­ное распространение, отражение и преломление света, пол­ное внутреннее отражение света, разложение белого света в спектр и сложение спектральных цветов, дисперсия света, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое яв­ление;

  • распознавать  проявление  изученных  физических  явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в при­роде: приливы и отливы, движение планет Солнечной систе­мы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цу­нами, эхо, цвета тел, оптические явления в природе, биоло­гическое действие видимого, ультрафиолетового и рент­геновского излучений; естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных ми­нералов; действие радиоактивных излучений на организм че­ловека), при этом переводить практическую задачу в учеб­ную, выделять существенные свойства/признаки физиче­ских явлений;

  • описывать изученные свойства тел и физические явления, ис­пользуя физические величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, переме­щение, путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорение свободного падения, вес тела, им­пульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность, потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины, кинетиче­ская энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона, ско­рость света, показатель преломления среды); при описании правильно трактовать физический смысл используемых вели­чин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с дру­гими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;

  • характеризовать свойства тел, физические явления и процес­сы, используя закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относитель­ности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохране­ния зарядового и массового чисел при ядерных реакциях; при этом давать словесную формулировку закона и записы­вать его математическое выражение;

  • объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико­-ориентированного характе­ра: выявлять причинно­-следственные связи, строить объяс­нение из 2—3 логических шагов с опорой на 2—3 изученных свойства физических явлений, физических законов или зако­номерностей;

  • решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2— 3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи за­писывать краткое условие, выявлять недостающие или избы­точные данные, выбирать законы и формулы, необходимые для решения, проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, вы­делять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы, интерпре­тировать результаты наблюдений и опытов;

  • проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии; зависимость периода колебаний пружинного маятника  от  массы  груза  и  жёсткости  пружины и независимость от амплитуды малых колебаний; прямоли­нейное  распространение   света,   разложение   белого   света в  спектр;  изучение  свойств  изображения  в  плоском  зеркале и свойств изображения предмета в собирающей линзе; на­блюдение сплошных и линейчатых спектров излучения): са­мостоятельно собирать установку из избыточного набора обо­рудования; описывать ход опыта и его результаты, формули­ровать выводы;

  • проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы); обосновывать выбор способа измерения/измерительного прибора;

  • проводить исследование  зависимостей  физических  величин с использованием прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной ско­рости; периода колебаний математического маятника от дли­ны нити; зависимости угла отражения света от угла падения и угла преломления от угла падения): планировать исследо­вание, самостоятельно собирать установку, фиксировать ре­зультаты полученной зависимости физических величин в ви­де таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследо­вания;

  • проводить косвенные измерения физических величин (сред­няя скорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жёсткость пружины, коэффициент   трения   скольжения,   механическая   работа и мощность, частота и период колебаний математического и пружинного маятников, оптическая сила собирающей лин­зы, радиоактивный фон): планировать измерения; собирать экспериментальную установку и выполнять измерения, сле­дуя предложенной инструкции; вычислять значение величи­ны и анализировать полученные результаты с учётом задан­ной погрешности измерений;

  • соблюдать правила техники безопасности при работе с лабо­раторным оборудованием;

  • различать основные признаки изученных физических моде­лей: материальная точка, абсолютно твёрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза, планетарная модель ато­ма, нуклонная модель атомного ядра;

  • характеризовать принципы действия  изученных  приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том чис­ле: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), ис­пользуя знания о свойствах физических явлений и необходи­мые физические закономерности;

  • использовать схемы и схематичные рисунки изученных тех­нических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-­практических задач; оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе;

  • приводить примеры/находить информацию о примерах прак­тического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с прибо­рами и  техническими  устройствами,  сохранения  здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнитель­ных источников;

  • использовать при выполнении учебных заданий научно­-по­пулярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников физического содержания, публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат изучаемого раз­дела физики и сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников.

Тематический план.


Раздел

Количество часов


Контрольных

Лабораторных


Повторение курса «Физика – 8»

4

Диагностическая работа


1.

Законы механики

32

3

1

2.

Механические колебания и волны

7

1

2

3.

Электромагнитные явления

17

1

5

4.

Электромагнитные колебания и волны

10

1

-

5.

Элементы квантовой физики

16

2

1

6.

Вселенная

5

0

-

7.

Повторение

4

1

-


Итого

95

9

9




Календарно-тематическое планирование по физике
9р1- класс (95 час, 3 – часа в неделю)


п/п

в разд.

Тема урока

Дата

План

Факт

Повторение курса Физика-8 (4 часа)

1

1

Вводный инструктаж по ТБ. Повторение. «Тепловые явления».

1.09


2

2

Повторение. «Электрические явления».

5.09


3

3

Повторение. «Световые явления ».

6.09


4

4

Диагностическая работа.

8.09


Законы механики (32 ч)

5

1

Введение: «Основные понятия механики».

12.09


6

2

Равномерное прямолинейное движе­ние. Графическое представление равномерного дви­жения.

13.09


7

3

Решение задач.

15.09


8

4

Относительность механического дви­жения.

19.09


9

5

Решение задач на относительность движения.

20.09


10

6

Ускорение. Равноускоренное прямоли­нейное движение.

22.09


11

7

Графики зависимости скорости от вре­мени при равноускоренном движении. Решение за­дач.

26.09


12

8

Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении.

27.09


13

9

Лабораторная работа №1 «Исследова­ние равноускоренного прямолинейного движения».

29.09


14

10

Решение задач.

3.10


15

11

Свободное падение. Решение задач.

4.10


16

12

Перемещение и скорость при криво­линейном движении. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

6.10


17

13

Решение задач.

10.10


18

14

Контрольная работа №1 по теме «Меха­ническое движение».

11.10


19

15

Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса тела.

13.10


20

16

Решение задач.

17.10


21

17

Второй закон Ньютона.

18.10


22

18

Третий закон Ньютона.

20.10


23

19

Решение задач.

24.10


24

20

Движение искусственных спутников Земли. Невесомость и перегрузки.

25.10


25

21

Движение тела под действием не­скольких сил.

27.10


26

22

Решение задач.

7.11


27

23

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона».

8.11


28

24

Импульс. Закон сохранения импуль­са. Реактивное движение.

10.11


29

25

Решение задач.

14.11


30

26

Механическая работа и мощность.

15.11


31

27

Работа и потенциальная энергия.

17.11


32

28

Решение задач.

21.11


33

29

Работа и кинетическая энергия.

22.11


34

30

Закон сохранения механической энергии.

24.11


35

31

Решение задач.

28.11


36

32

Контрольная работа № 3 «Законы сохранения в механике»

29.11


МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. (7 ч )

37

1

Математический и пружинный маят­ники. Период колебаний математического и пружинного маятников.

1.12


38

2

Решение задач.

5.12


39

3

Лабораторная работа № 2 «Изучение колебаний математического и пружинного маят­ников».

6.12


40

4

Лабораторная работа №3* «Измере­ние ускорения свободного падения с помощью ма­тематического маятника».Вынужденные колебания. Резонанс.

8.12


41

5

Механические волны. Решение задач.

12.12


42

6

Свойства механических волн.

13.12


43

7

Контрольная работа по теме №4 «Механи­ческие колебания и волны».

15.12


Электромагнитные явления (17 ч)

44

1

Повторение темы: «Постоянные магниты».

19.12


45

2

Магнитное поле. Лабораторная работа №4 «Изучение магнитного поля постоянных магнитов».

20.12


46

3

Магнитное поле Земли. Магнитное поле электрического тока.

22.12


47

4

Решение задач.

26.12


48

5

Применение магнитов. Лабораторная работа № 5 «Сборка электромагнита и его испытание».

27.12


49

6

Действие магнитного поля на провод­ник с током.

9.01


50

7

Лабораторная работа № 6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током». Решение задач.

10.01


51

8

Кратковременная контрольная рабо­та по теме «Магнитное поле». Электродвигатель. Лабораторная работа № 7 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока».

12.01


52

9

Явление электромагнитной индук­ции.

16.01


53

10

Магнитный поток.

17.01


54

11

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

19.01


55

12

Лабораторная работа № 8* «Изуче­ние явления электромагнитной индукции».

23.01


56

13

Самоиндукция.

24.01


57

14

Переменный электрический ток.

26.01


58

15

Трансформатор. Решение задач.

30.01


59

16

Передача электрической энергии.

31.01


60

17

Контрольная работа №5 по теме «Элек­тромагнитные явления».

2.02


Электромагнитные колебания и волны (10 ч)

61

1

Конденсатор.

6.02


62

2

Колебательный контур.

7.02


63

3

Свободные электромагнитные колеба­ния.

9.02


64

4

Вынужденные электромагнитные ко­лебания.

13.02


65

5

Электромагнитные волны.

14.02


66

6

Использование электромагнитных волн для передачи информации.

16.02


67

7

Свойства электромагнитных волн*.

20.02


68

8

Электромагнитная природа света.

21.02


69

9

Шкала электромагнитных волн.

27.02


70

10

Контрольная работа №6 по теме «Элек­тромагнитные колебания и волны».

28.02


Элементы квантовой физики (16 ч)

71

1

Фотоэффект*.

2.03


72

2

Строение атома.

6.03


73

3

Спектры испускания и поглощения.

7.03


74

4

Радиоактивность. Лабораторная работа №9 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона».

9.03


75

5

Состав атомного ядра.

13.03


76

6

Радиоактивные превращения. Реше­ние задач.

14.03


77

7

Кратковременная контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра». Ядерные силы.

16.03


78

8

Ядерные реакции.

3.04


79

9

Дефект массы*. Энергетический вы­ход ядерных реакций*.

4.04


80

10

Решение задач.

6.04


81

11

Деление ядер урана. Цепная реак­ция.

10.04


82

12

Ядерный реактор*. Ядерная энерге­тика*.

11.04


83

13

Термоядерные реакции*.

13.04


84

14

Действия радиоактивных излучений и их применение.

17.04


85

15

Элементарные частицы*.

18.04


86

16

Контрольная работа № 7 по теме «Эле­менты квантовой физики».

20.04


Вселенная(5 ч)

87

1


Строение и масштабы Вселенной. Развитие представлений о системе ми­ра.

Строение и масштабы Солнечной сис­темы.

2.05



88

2

Система Земля—Луна. Физическая природа планеты Земля и ее естественного спутника Луны.

4.05


89

3

Планеты.

Малые тела Солнечной системы.

11.05


90

4

Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение.

15.05


91

5

Использование результатов космиче­ских исследований в науке, технике и народном хо­зяйстве.

16.05


ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (4 ч)

92

1

Повторение

18.05


93

2

Повторение

22.05


94

3

Итоговая контрольная работа

23.05


95

4

Анализ контрольной работы

25.05


ИТОГО: 95 час











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!