СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Калининградской области‌‌

МО Светловский городской округ‌

МБОУ СОШ № 5



РАССМОТРЕНО

методическое объединение учителей

________________________

Литвинова С.А

[Номер приказа] от «[число]» [месяц] 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Сивченко Е.И

[Номер приказа] от «[число]» [месяц] 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Павлов В.Е

[Номер приказа] от «[число]» [месяц] 2023 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(Внеурочная деятельность)


учебного предмета

«Россия-моя история»

для обучающихся 10 классов













г. Светлый ‌ 2023‌-2024



Пояснительная записка Общая характеристика

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – моя история» (далее – Программа) для 10-х или 11-х классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) среднего общего образования (в редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»), а также с учетом федеральной программы воспитания, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 г. №1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования», Концепции преподавания учебного курса

«История России» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.)

При разработке данной программы также использовались следующие нормативные документы:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809

«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

  1. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».


Актуальность курса «Россия – моя история»

Актуальность курса внеурочной деятельности обусловлена необходимостью формирования целостного представления о различных этапах становления и развития российской государственности, актуализации знаний по истории России от Древней Руси до современности.

Создание курса продиктовано высокими требованиями современного российского общества к качеству исторического образования, возросшим интересом к событиям отечественной истории в условиях усиления противостояния России Западному миру. Новая геополитическая ситуация предполагает, что наряду с воспитанием патриотизма у старших школьников особое внимание следует уделить формированию мировоззренческой позиции; дать четкое понимание того, какую миссию в мире несла и продолжает нести Россия.

Особое место в программе курса занимают темы, где отражена роль Православной церкви и других конфессий в истории страны. Также впервые раскрываются темы зарождения и развития русофобии, раскрываются причины и этапы формирования антироссийских взглядов на Украине. Преподавание курса основано на знаниях, полученных обучающимися в ходе изучения учебного предмета «История», и будет способствовать дополнению, обобщению и осмыслению знаний, полученных на уроках истории.

Цель курса «Россия – моя история»

Курс имеет историко-просветительскую цель, способствует формированию у обучающихся готовности к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.

Основные задачи курса «Россия – моя история»
  • дать дополнительные знания по истории Отечества при особом внимании

к месту и роли России во всемирно-историческом процессе как самобытной цивилизации;

  • расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных исторических источников с целью противодействия попыткам фальсификации истории;

  • способствовать развитию и воспитанию личности, способной к гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта государства;

  • показать достижения предшествующих поколений, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;

  • подчеркнуть историческую роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма в формировании традиционных ценностей народов России;

  • содействовать формированию интереса обучающихся к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;

  • сформировать способность интегрировать знания из курса истории, литературы, обществознания, географии в целостную картину прошлого и настоящего России;

  • способствовать осознанному единству с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности;

  • формировать навык распознавания, понимания и анализа характерных для российской идентичности образов, культурных форм, символов и сюжетов при знакомстве с памятниками культуры;

  • на примере исторических личностей сформировать понимание важности ответственного служения своему народу и государству;

  • способствовать расширению знаний старшеклассников о региональной истории, об известных людях родного края;

  • привлечь внимание старшеклассников к материалам исторических парков

«Россия – моя история» с целью побуждения к самостоятельной исследовательской работе.

Место курса «Россия – моя история»

Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в течение одного учебного года в 10 или 11 классе. Программа является ориентиром для составления рабочих программ педагогами, реализующими курс «Россия – моя история» во внеурочной деятельности.

При проведении занятий предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии и др. Отличительной особенностью курса является использование материалов исторических парков «Россия –моя история», которые содержат видео-, фотоматериалы, интерактивные карты и цифровые варианты аутентичных исторических источников.

Материалы курса возможно использовать при подготовке индивидуального проекта в классах гуманитарного профиля. В этом случае они могут лечь в основу исследований старшеклассников, помочь им в выборе темы.

Взаимосвязь с программой воспитания

Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося.

Курс носит гражданско-патриотическую и историко-культурную направленность, что позволяет отразить такие целевые ориентиры результатов воспитания, как:

  • осознанное выражение российской гражданской идентичности в

поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, мировом сообществе;

  • осознанное единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания;

  • способность к сохранению и защите исторической правды;

  • приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учетом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения.

Планируемые результаты освоения курса «Россия – моя история»

Содержание курса «Россия – моя история» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса.

Личностные результаты:

гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание исторического значения конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных духовно- нравственных ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ

жизни;

трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; формирование интереса к различным сферам профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

Метапредметные результаты:

Универсальные учебные действия:

  • владение логическими действиями: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях;

  • владение исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте;

  • работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям).

Универсальные коммуникативные действия:

  • общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в школе и социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

  • осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; проявлять творческие способности и инициативу в индивидуальной и командной работе; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

Универсальные регулятивные действия:

  • владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы — уметь выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и др.;

  • владение приемами самоконтроля — уметь осуществлять самоконтроль,

рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;

  • принятие себя и других — уметь осознавать свои достижения и слабые стороны в обучении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем.

Предметные результаты

Требования к предметным результатам при изучении курса отражают:

  • целостные представления об историческом пути России и ее месте и роли в мировой истории;

  • базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умение работать с основными видами современных источников исторической информации; с историческими письменными, изобразительными и вещественными источниками;

  • способность представлять описание событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;

  • владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;

  • умение сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;

  • умение формулировать и аргументировать собственные выводы на основе полученных знаний;

  • приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной деятельности.



























Тематическое содержание «Россия – моя история»


п/п

Тема

1

«Россия – великая наша держава»

2

«Откуда есть пошла земля Русская»

3

Призыв к единству. Нашествие монголов с Востока, натиск Запада

4

Александр Невский как спаситель Руси. Многовекторная политика князя

5

Собиратели земель Русских

6

Иван Грозный и его эпоха

7

Двуглавый орел. Символы и идеология Российского царства

8

Смута и ее преодоление

9

«Волим под царя Восточного, Православного»

10

Петр Первый. Строитель Великой Империи

11

«Отторженная возвратих». Присоединение Новороссии, Крыма и

западнорусских земель.

12

«Навстречь солнца». Русские географические открытия XVI–XVIII в.в.

13

«Сквозь ярость бурь». Русские географические открытия XVIII- нач. XX в.в.

14

«…и вечной памятью двенадцатого года»

15

Золотой век русской культуры. Обретение себя

16

Золотой век русской культуры. Завоевание мира

17

Крымская война – Пиррова победа Европы

18

Триумф Российской империи

19

В огне Первой мировой

20

Россия в революционной смуте

21

Гражданская война в России

22

«Уходили мы из Крыма». Миссия русской эмиграции

23

Проект «Украина»

24

Первые пятилетки

25

«Вставай, страна огромная!»

26

От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению

27

Россия. XXI век

28

Православие в истории Росси

29

Ислам в истории России

30

Буддизм в истории России

31

Иудаизм в истории России

32

История антироссийской пропаганды

33

«Слава русского оружия»

34

Итоговое занятие. Проектная конференция.


Тематическое планирование


Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

1. «Россия – Великая наша держава» (1 час)

Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее.

Характеризовать место России в мировом сообществе.

Раскрывать геополитическое, экономическое и культурное значение Росси в мировой истории.

Указывать основные достижения российской науки как фактор величия страны.

2. «Откуда есть пошла земля Русская» (1 час)

Род Рюриковичей. Торговые пути через Восточно- Европейскую равнину, их влияние на формирование древнерусской государственности. Значение Ладоги и Новгорода. Древний Киев – мать городов русских. Походы русских князей на Царьград и русско- византийское взаимодействие. Крещение Руси: причины, ход, последствия. Значение кирилло- мефодиевской традиции для русской культуры. Образ Древней Руси в «Повести временных лет».

Составлять исторический портрет первых князей Рюриковичей.

Рассказывать, привлекая карты, о торговых путях через Восточно-Европейскую равнину.

Называть ключевые события в борьбе с Хазарским каганатом.

Рассказывать о походах киевских князей на Константинополь.

Раскрывать причины принятия христианства приводить мнения историков, приводить примеры, высказывать и обосновывать суждения о значении проникновения византийской культуры в жизнь Древней Руси.

3. Призыв к единству. Нашествие монголов с Востока, натиск с Запада (1 час)

Нарастание политической раздробленности на Руси и ее причины. Борьба князей за власть и «отчины». Владимир Мономах. Курс Андрея Боголюбского на укрепление единодержавия и его культурная политика. Идея единства Руси в «Слове о полку Игореве» и

«Слове о погибели Русской земли». Установление ордынского владычества на Руси. Русь – щит Европы.

Характеризовать особенности лествичного права. Называть ключевые события в борьбе за единство государства.

Высказывать суждение о влиянии ордынского владычества на формирование древнерусского государства.

Раскрывать причины формирования самодержавной формы власти на Руси.

Анализировать исторические тексты «Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе», «Слово о погибели Русской земли».

4. Александр Невский как спаситель Руси.

Многовекторная политика князя. (1 час)

Жизнь Александра Невского. Наступление западных соседей Руси и духовно-рыцарских орденов. Его отражение: Невская битва и Ледовое побоище. Внешнеполитическая программа Александра Невского

Раскрывать причины формирования многовекторной политики Александра Невского. Сравнивать выбор политической стратегии Даниила Галицкого и Александра Невского.

Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся


и его церковная политика. Деятельность митрополита Киевского Кирилла II. Наследие Александра Невского

– великая Россия. Исторический выбор Даниила Галицкого и его последствия для Галицкой Руси.

Раскрывать историческое значение выбора Александра Невского.

Анализировать исторические тексты и отрывки из работ историков (например, Вернадский Г. В. «Два подвига Александра Невского», «Родословие великих князей русских»).

5. Собиратели земель Русских.

(1 час)

Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Укрепление власти московских князей. Иван Калита. Борьба с Великим княжеством Литовским. Сергий Радонежский, Митрополит Алексий и Дмитрий Донской. Куликовская битва. Монастырское освоение северной Руси. Василий II Темный и отвержение Флорентийской унии. Иван III. Присоединение Великого Новгорода. Брак с Софией Палеолог. Стояние на Угре. Завершение объединения русских земель и начало борьбы за возвращение русских земель от Литвы.

Характеризовать причины и ход объединения Руси.

Составлять исторический портрет Ивана Калиты, Василия II, Ивана III, Димитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия.

Раскрывать, какое значение имело укрепление династических связей с Византией.

Анализировать исторические тексты (документы

«Повесть о начале великого царствующего града Москвы», Никоновская летопись, «Задонщина», Гумилев Л. Н. «От Руси к России: очерки этнической истории»).

6. Иван Грозный и его эпоха. (1час)

Венчание Ивана Грозного на царство. Стоглавый собор. Составление сборника «Великие Четьи-Минеи». Шатровое зодчество – церковь Вознесения в Коломенском и собор Василия Блаженного, их символика. Присоединение Поволжья. Полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского о границах царской власти. Ливонская война и ее последствия для отношений России и Европы. Учреждение Московского патриаршества при Федоре Иоанновиче и патриархе Иове.

Составлять исторический портрет Ивана Грозного. Составлять описание объектов шатрового зодчества.

Рассказывать о причинах и ходе Ливонской войны. Приводить примеры антироссийской кампании в Европе.

Раскрывать смысл и значение установления патриаршества на Руси.

7. Двуглавый орел. Символы и идеология Российского царства (1час)

Государственная титулатура и символика. Символика двуглавого орла и всадника-змееборца. Титул

«государь всея Руси». Развитие великокняжеского и царского титула в XV–XVII вв. Сакрализация великокняжеской власти. Символика Московского Кремля. Символы царской власти: Шапка Мономаха и другие. Формирование государственной идеологии:

«Сказание о князьях Владимирских». Учение о Москве

Объяснять причины появления новой государственной титулатуры и символики.

Называть основные элементы символов и описывать их смысл.

Раскрывать значение государственных символов в жизни государства.

Характеризовать основные положения теории

«Москва – третий Рим».


Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся


как третьем Риме и его отражение в государственных документах.


8. Смутное время и его преодоление (1 час)

Династический кризис и причины Смутного времени. Правление Бориса Годунова. Подрыв представлений о сакральности власти. Лжедмитрий I. Гражданская война при Василии Шуйском. Польско-литовское вторжение. Семибоярщина. Призыв православной церкви и патриарха Гермогена к спасению Руси. К. Минин и Д. М. Пожарский. Восстановление царской власти, избрание Михаила Романова на царство.

Объяснять причины династического кризиса и Смутного времени.

Характеризовать и называть ключевые события данного периода.

Рассказывать об исторических обстоятельствах восстановления царской власти.

9. «Волим под царя Восточного, Православного»

(1 час)

Положение западнорусских земель под властью Речи Посполитой. Политика полонизации и ее опасность для национальной и религиозной идентичности населения западной и южной Руси. Запорожское казачество под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. Война России с Польшей и Швецией. Измена гетмана Выговского и преодоление ее последствий. Андрусовское перемирие.

«Вечный мир», выкуп Киева у Речи Посполитой и окончательное воссоединение Левобережной Украины с Россией.

Характеризовать положение западнорусских земель в составе Речи Посполитой.

Объяснять причины начала восстания под руководством Богдана Хмельницкого.

Раскрывать причины обращения казаков к русскому царю (приводить мнения историков, высказывать и обосновывать свои суждения).

Объяснять историческое значение Переяславской Рады 1654 г.

10. Петр Великий. Строитель великой империи (1 час)

Азовские походы. Северная война. Перестройка армии. Предательство Мазепы и Полтавская битва. Петр Великий – реформатор: историческое значение его деятельности. Преобразование страны в ходе социально-экономических и политических реформ. Значение провозглашения России империей в 1721 г. Российская империя как одно из ведущих государств мира.

Объяснять негативное влияние «отрезанности» России от морей на ее экономическое развитие.

Определять, какие личные качества позволили Петру Алексеевичу начать преобразование страны. Объяснять, почему решающее сражение за выход к Балтийскому морю происходило на территории Украины.

Показывать неоднозначный характер изменений в духовном развитии общества и положения Русской Православной Церкви.

Характеризовать процесс укрепления государственности и абсолютной монархии.

11.«Отторженная возвратих»

(1 час)

Россия при Екатерине II. Русско-турецкая война 1768– 1774 гг. Деятельность князя Г. А. Потемкина. Упразднение Запорожской Сечи. Присоединение

Систематизировать знания о политике переселения на новые земли.

Называть и характеризовать развитие новых


Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся


Крыма к России. Освоение земель Новороссии, переселенческая политика при Екатерине II. Строительство Севастополя как базы Черноморского флота.

городов Северного Причерноморья. Устанавливать связь с событиями новейшей истории этого региона.

Пояснять значение выражения «отторженная возвратих»

12. «Навстречь солнца». Русские географические открытия XVI–XVIII вв. (1 час)

Освоение русского Севера и роль в нем монастырей. Первые походы русских за Урал. Поход Ермака и вхождение Сибири в состав России. Взаимодействие России с коренными народами Сибири и Дальнего Востока. Мангазейский морской ход и его закрытие. Экспедиции русских землепроходцев. Основание Якутска. Плавание С. И. Дежнева по проливу между Азией и Америкой, его историческое значение. Начало освоения Россией Дальнего Востока.

Объяснять причины начала активного освоения новых земель.

Характеризовать особенности взаимодействия с коренными народами Сибири и Севера.

Объяснять значение освоения новых земель для экономического развития страны.

13. «Сквозь ярость бурь». Русские географические открытия XVIII–XX вв.(1 час)

Переход к научно-академическому изучению Сибири. Великая северная экспедиция. Феномен русской Америки. Кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна. Открытие Антарктиды. Исследование Сахалина и Приамурья, их присоединение к России. Экспедиции вглубь Азии. Научные и разведывательные задачи русских экспедиций. В. К. Арсеньев – разведчик, географ, писатель. Исследования Северного морского пути.

Характеризовать переход к научному изучению Сибири, Сахалина, Приамурья, Азиатского региона.

Раскрывать роль офицеров военно-морского флота в изучении новых земель, составлять их исторические портреты.

Систематизировать информацию о научных открытиях, связанных с изучением новых земель.

Объяснять значение научно-академического изучения новых земель для экономического и культурного развития Российской империи.

14. «…И вечной памятью двенадцатого года» (1 час)

Россия против экспансии Франции. Офранцуживание российской элиты и его критики, идеология национально-освободительной войны.

Начало войны и отступление русской армии. Царские манифесты и их автор адмирал А. С. Шишков. Личность и военное искусство М. И. Кутузова. Деятельность графа Ф. В. Ростопчина, оставление Москвы, пожар в Москве. Культура России в 1812 году и патриотический подъем. «Народная война» и ее формы. Крах «Великой армии».

Описывать народно-освободительный характер войны и ее основные события.

Раскрывать причины роста патриотического настроя (приводить мнения историков, высказывать и обосновывать свои суждения) Представлять характеристику поведения французов в Москве.

Раскрывать роль России в создании системы коллективной безопасности.


Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

15. Золотой век русской культуры. Обретение себя

(1 час)

Осознание необходимости русской культурной самобытности и борьба с французским влиянием.

«История государства Российского» Н. М. Карамзина и открытие русской древности. Философия русской истории в творчестве А. С. Пушкина. Н. В. Гоголь: от истории казачества к православной философии. Расцвет русского ампира. Формирование русско- византийского стиля в архитектуре: К. А. Тон. Становление русской национальной оперы. М. И. Глинка. Поиски самобытного стиля в русской живописи.

Определять основные черты русской культуры в первой половине XIX века.

Устанавливать взаимосвязь между патриотическим подъемом в начале XIX века и развитием исторической науки.

Характеризовать роль А. С. Пушкина как создателя русского реализма, М. И. Глинки как создателя национальной школы в музыке.

Описывать основные признаки русского ампира, русско-византийского стиля.

16. Золотой век русской культуры. Завоевание мира (1 час)

Журнальная и идейная полемика демократов, почвенников и консерваторов. Гражданская лирика славянофилов и революционеров – Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов. Ф. М. Достоевский на вершинах духовных поисков человечества. Семья и история в романах Л. Н. Толстого. Всемирное значение творчества А. П. Чехова. Расцвет русского стиля в архитектуре. Переход к неорусскому стилю. Расцвет русской музыки в творчестве «Могучей кучки». Передвижники – от натурализма к историзму.

Характеризовать основные темы, мотивы в творчестве российской художественной интеллигенции во второй половине XIX века.

Объяснять состояние русской литературы второй половины XIX века как высочайшей точки реализма в отечественной литературе.

Показывать влияние западноевропейских идей и древнерусских традиций на русскую архитектуру: модерн и русский национальный стиль.

17. Крымская война –

Пиррова победа Европы

(1 час)

Курс императора Николая I на укрепление консервативных начал в Европе и России и реакция на него западноевропейского общества. «Восточный вопрос» и попытка его решения. Дипломатическая изоляция России. Страх европейских государств перед усилением России. Основные события войны. Оборона Севастополя – мужество защитников города. Взятие Карса. Применение на Балтике новых видов оружия. Победа русского оружия на Дальнем Востоке. Парижский мирный договор. Отказ России от ограничений по договору в 1870 г.

Характеризовать суть «восточного вопроса». Создавать образы героической обороны Севастополя, показывать подвиг русских офицеров, матросов и солдат, жителей города.

Раскрывать условия Парижского мира и роль западников-примиренцев при дворе Александра II.

18. Триумф Российской империи (1 час)

Курс на индустриализацию Российской империи. Идеологи промышленного развития: Александр III, Д. И. Менделеев, С. Ю Витте. Строительство Транссибирской магистрали. Развитие

Систематизировать информацию об идеологах промышленного развития.

Составлять характеристику основных достижений промышленных глобальных проектов.


Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся


нефтепромыслов в Баку. Превращение России в энергетическую державу. Изобретательская деятельность В. Г. Шухова. Развитие угольной промышленности Донбасса. Большая морская программа 1911–1916 годов. Начало электрификации России. Развитие новых технологий. Экономический и инженерный потенциал Российской империи.

Характеризовать статистические данные о развитии регионов Донбасса, Слобожанщины, Новороссии.

Объяснять значение для развития России большой морской программы.

19. В огне Первой мировой

(1 час)

Противостояние Тройственного союза и Антанты. Поддержка православных народов со стороны России. План Шлиффена. Начало войны. Значение Гумбинненского сражения и Галицийской битвы для дальнейшего хода мировой войны. Причины неудач в Восточной Пруссии. Взятие Трапезунда. Горлицкий прорыв и «Великое отступление». Крепость Осовец:

«атака мертвецов». Принятие императором Николаем II верховного главнокомандования и последствия этого шага. Брусиловский прорыв. Развитие технологий в период войны. Планы послевоенного мирового устройства.

Характеризовать внешнеполитическое положение России в начале XX в.

Давать характеристику планов сторон накануне Первой мировой войны, раскрывать значение понятия «План Шлиффена».

Систематизировать информацию о ключевых событиях на Восточном фронте в 1914–1917 гг.

Представлять характеристики участников, героев боевых действий российских войск, характеризовать роль Николая II в качестве Верховного Главнокомандующего.

Давать характеристику позиции национальной российской элиты в ходе войны.

20. Россия в революционной смуте (1 час)

Подготовка к свержению российской монархии: прогрессивный блок, агитация в Государственной Думе и армии. А. И. Гучков и П. Н. Милюков. Внешнее влияние на революционные процессы. Выступления в Петрограде в феврале 1917 г. Восстание петроградского гарнизона. Создание Петросовета и Временного правительства. Блокада царского поезда и отречение Николая II. Нарастание анархии и распада государственности. Корниловское выступление. Захват власти большевиками.

Систематизировать информацию об основных этапах и ключевых революционных событиях 1917 г.

Рассказывать о событиях Февральской революции в Петрограде и позиции элиты государства.

Раскрывать роль иностранных государств в поддержке и финансировании антимонархических выступлений.

Приводить точки зрения современников, историков, общественных деятелей на революционные события в России в 1917 г.

21. Гражданская война в России (1 час)

Начало гражданской войны. Брестский мир и его восприятие российским обществом. Германское вторжение и интервенция стран Антанты. Формирование Добровольческой армии. Судьба царской семьи. От КОМУЧа до А. В. Колчака – белое

Рассказывать, используя карту, об установлении советской власти в разных краях и областях России.

Описывать гражданскую войну как общенациональную катастрофу.


Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся


движение в Сибири. Северо-Западная армия Н. Н. Юденича под Петроградом. Расказачивание и Донское восстание. Поражение белых армий в Сибири и на Юге России. Советско-польская война и позиция русского офицерства. Петлюровщина и ее разгром. Махновское движение. Эвакуация армии Врангеля из Крыма. Крестьянская гражданская война и Кронштадтское восстание.

Представлять портреты участников Гражданской войны, оказавшихся в противоборствовавших лагерях.

Рассказывать о политике красного и белого террора, высказывать личностную оценку этого явления.

22. «Уходили мы из Крыма». Феномен русской эмиграции первой волны (1 час)

Феномен русской послереволюционной эмиграции. Основные центры эмиграции: Галлиополийский лагерь, Югославия, Прага, Берлин, Париж; их особенности. Казачья поэзия Николая Туроверова.

«Философский пароход» и его пассажиры. И. А. Ильин. Хранение идеала: Иван Шмелев. Тоска по Родине и мировое признание: С. В. Рахманинов, И. А. Бунин, В. В. Набоков. Русские изобретатели в эмиграции. В. Н. Ипатьев и переворот в химии ХХ века. Новые горизонты техники: В. К. Зворыкин и телевидение, А. М. Понятов и видеозапись. Русская церковная эмиграция и ее миссия. Значение первой волны русской эмиграции для российской и мировой культуры.

Характеризовать феномен русской послереволюционной эмиграции.

Рассказывать о судьбах соотечественников, оказавшихся в условиях эмиграции.

Раскрывать трагизм положения русских эмигрантов и их вклад в развитие мировой науки, культуры.

Составлять исторические портреты выдающихся представителей русской эмиграции.

23. Проект «Украина» (1 час)

Украинофильство в Российской империи. Тарас Шевченко и его отношение к России. «Кирилло- мефодиевское братство» и судьба его участников. Общественные деятели России об украинофильстве. Особенности пропаганды украинского национализма в Австро-Венгрии. Михаил Грушевский. Феномен закарпатских русин. Террор против «русофилов» в Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны. Создание Украинской Народной Республики. Брестский мир и оккупация Украины. Гетманство П. Скоропадского. Гражданская война на Украине. Создание УССР.

Объяснять причины появления украинофильства. Характеризовать роль Австро-Венгрии и Германии в развитии националистических настроений и идей в украинском обществе, устанавливать связь с польским сепаратизмом.

Называть ключевые этапы подготовки и реализации проекта «Украина».

Раскрывать причины расцвета украинского сепаратизма в период после февральской революции. Характеризовать роль большевиков в развитии «украинского вопроса».

Раскрывать связь событий современной истории с развитием сепаратизма и национализма на Украине.


Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

24. Первые пятилетки (1 час)

Принципы советского планирования. Первый пятилетний план. Флагманы пятилеток: Магнитка, Кузнецк, Днепрогэс, Сталинградский и Харьковский тракторный заводы, Азовсталь. Создание новых отраслей: химическая, автомобильная, авиационная. Коллективизация и голод 1932–1933 гг. География голода 1932–1933 гг. Миф о голодоморе как антиукраинской акции. Вопрос о роли принудительного труда в осуществлении индустриализации. Романтика первых пятилеток. Стахановское движение. Наступление на религию. Изменения в жизни и быте советских людей по итогам пятилетки.

Называть крупнейшие объекты индустриального строительства.

Показывать несостоятельность утверждения о голодоморе как геноциде украинского народа.

Рассказывать о Стахановском движении как способе повышения производительности труда.

Давать характеристику изменениям в повседневной жизни советских людей.

25. «Вставай, страна огромная!» (1 час)

Основные этапы и ключевые события Великой Отечественной войны. Обращения В. М. Молотова и И. В. Сталина к народу. Призыв Православной Церкви к защите Отечества. Планы Гитлера по уничтожению славянских народов. Патриотический подъем народа в годы Великой Отечественной войны. Фронт и тыл. Позиция русской эмиграции по отношению к войне. Защитники Родины и пособники нацизма. Патриотический подвиг деятелей культуры.

Называть ключевые события ВОВ, привлекая материал курса отечественной истории.

Характеризовать планы фашистского командования по уничтожению славянских народов.

Раскрывать причины изменения официальной позиции руководителей государства к Православной Церкви.

Показывать вклад всех народов СССР в победу. Составлять характеристику позиции по отношению к войне А. И. Деникина, И. А. Ильина. Представлять характеристику пособников нацизма и защитников Родины.

26. От «перестройки» к кризису. От кризиса к возрождению (1час)

Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Рыночные реформы. Противостояние президента и парламента в 1993 г. и принятие Конституции Российской Федерации. Экономика и общество: «новые русские», олигархи, финансовые пирамиды. «Парад суверенитетов». Война с терроризмом на Кавказе. Положение русскоязычных в странах СНГ. Религиозный ренессанс. Осознание государством и обществом необходимости обновления всех сфер жизни российского общества.

Характеризовать результаты «перестройки» и последствия «парада суверенитетов».

Объяснять причины появления негативных социальных явлений – криминализация общества, появление деструктивных идеологий, терроризма. Характеризовать падение уровня жизни граждан.

Рассказывать об изменении ценностей в обществе, о выборе между коммунистическими и западническими идеалами.


Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

27. Россия. XXI век.(1 час)

Изменение вектора развития страны после 2000 года. В. В. Путин. Рост патриотических настроений. Укрепление вертикали власти. Устранение влияния стран Запада на внутреннюю и внешнюю политику России. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в САР. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Перспективы импортозамещения и технологических рывков. Присоединение Крыма и Севастополя к России. Внесение поправок в Конституцию. Специальная военная операция.

Характеризовать исторические условия для изменения вектора развития страны.

Раскрывать факторы национального возрождения и формы его проявления.

Показывать цели, методы борьбы с олигархией во власти.

Комментировать основные тезисы Мюнхенской речи В. В. Путина как предупреждения о намерении борьбы за свой суверенитет.

Раскрывать причины участия России в военной операции в Сирийской Арабской Республике.

Характеризовать цели и задачи национальных проектов, старта импортозамещения.

Описывать процесс принятия Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации как историческое самоопределение народов Крыма.

Перечислять основные причины принятия поправок к Конституции РФ.

Характеризовать основные причины, цели и задачи специальной военной операции на Украине.

28. Православие в истории России (1 час)

Основы православного Символа веры. Смысл христианских таинств – освящение человека: Крещение и Евхаристия. Церковные праздники. Значение монашества в православной традиции, русские монастыри: Киево-Печерская лавра, Троице- Сергиева лавра, Оптина пустынь. Идея Святой Руси и ее значение для русской культуры.

Характеризовать православный Символ веры. Раскрывать значение монашества в христианской традиции.

Составлять описание наиболее известных святынь православного мира в России.

Характеризовать влияние православия на развитие русской культуры.

Раскрывать роль и участие православных в СВО.

29. Ислам в истории России

(1 час)

Основные положения исламской религии. Пять столпов ислама, Коран и священное предание (сунна). Исламский календарь. Направления ислама. Появление ислама на территории России и его распространение. Создание института муфтиятов. Мусульмане на службе Российской империи. Советские гонения. Мусульмане в Великой Отечественной войне. Мусульмане в войне с терроризмом и в СВО. Современное положение ислама

Характеризовать основные положения исламской религии, направлений ислама, существующие в нашей стране.

Называть основные события из истории ислама в России.

Составлять характеристику монархических партий мусульман и служения представителей ислама в период существования монархии.


Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся


в России.

Рассказывать о гонениях и репрессиях на мусульман в период советской истории.

Характеризовать основные позиции христианско- мусульманского диалога.

Раскрывать роль мусульман в борьбе с терроризмом и их участие в СВО.

30 Буддизм в истории России (1 час)

Основные положения буддийской религии. Пантеон. Типитака, Ганджур и Даньджур. Буддийский культ: будни и праздники. Появление буддизма на территории России: вторая по древности религиозная организация в России после Православной Церкви. Буддийские общины Тувы, Бурятии и Калмыкии. Буддийские школы. Иволгинский дацан. Буддисты в Отечественной войне 1812 г. Буддисты в Великой Отечественной войне. БТСР и ее вклад в укрепление межрелигиозного и межнационального мира. Буддисты в СВО.

Объяснять основные принципы и положения буддизма.

Характеризовать будни и праздники, описывать наиболее значимые святыни буддийской религии. Рассказывать о гонениях на буддистов в период советской истории.

Описывать участие буддистов в Отечественной войне 1812 г., Великой Отечественной войне, в СВО.

31. Иудаизм в истории России (1 час)

Основные положения иудейской религии. Единобожие. Тора, Танах, Талмуд. Иудейское благочестие: будни и праздники. Появление иудаизма на территории России: Хазарский каганат. Иудейская община Киева. Ешивы Западной России в XV–XVI вв. Иудаизм и караимство в Крыму. Оформление хасидизма: любавичские раввины. Иудеи – герои Российской империи. Трагедия и подвиг советских евреев в годы Второй мировой войны. Современный иудаизм в России.

Характеризовать основные положения иудейской религии, состав священных книг иудеев, главные праздники.

Называть ключевые события истории иудаизма на территории России.

Раскрывать особенности иудаизма.

Рассказывать о представителях еврейского народа

– героях Российской империи, Героях Советского Союза и Героях России.

Раскрывать смысл Холокоста и его трагических результатов.

Составлять характеристику современного положения иудеев в РФ.

32. История антироссийской пропаганды (1 час)

Образ Московии в западноевропейской литературе и пропаганде. «Завещание Петра Великого» и другие антироссийские мифы в период наполеоновского похода на Россию. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции.

Объяснять причины зарождения негативного образа России в Европе.

Характеризовать основные этапы развития русофобии.

Раскрывать роль российской революционной эмиграции в создании негативного образа


Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся


Пропаганда гитлеровской Германии – образ

«недочеловеков». Антисоветская пропаганда эпохи холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии. Концепция

«отмены русской культуры».

Российского государства.

Составлять характеристику антисоветской пропаганды в период холодной войны.

Объяснять причины появления концепции

«отмены русской культуры» в период проведения СВО.

33. «Слава русского оружия»

(1 час)

Ранние этапы истории русского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Вехи истории российского флота. Значение военной промышленности в модернизации Российской империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Оборонная промышленность в эпоху Великой Отечественной войны. Атомный проект и развитие советского оборонно-промышленного комплекса. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Оборонно-промышленный комплекс современной России и ее новейшие разработки.

Называть основные этапы развития оружейного дела в России, привлекая материал курса отечественной истории.

Раскрывать причины развития и значение военно- промышленного комплекса в истории Российской империи, называть крупнейшие оборонные предприятия.

Составлять характеристику развития военного производства в годы Великой Отечественной войны.

Характеризовать особенности развития космической отрасли, ракетостроения, кораблестроения и авиации на современном этапе. Объяснять значение современного оборонно- промышленного комплекса как фактора стабильности и безопасности Российской Федерации.

34. Итоговое занятие.

Конференция (1 час)


Презентовать результаты исследований и проектов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!