МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Калининградской области
МО Светловский городской округ
МБОУ СОШ № 5
РАССМОТРЕНО методическое объединение учителей ________________________ Литвинова С.А [Номер приказа] от «[число]» [месяц] 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Сивченко Е.И [Номер приказа] от «[число]» [месяц] 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Павлов В.Е [Номер приказа] от «[число]» [месяц] 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(Внеурочная деятельность)
учебного предмета
«Россия-моя история»
для обучающихся 10 классов
г. Светлый 2023-2024
Пояснительная записка Общая характеристика
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – моя история» (далее – Программа) для 10-х или 11-х классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) среднего общего образования (в редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»), а также с учетом федеральной программы воспитания, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 г. №1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования», Концепции преподавания учебного курса
«История России» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.)
При разработке данной программы также использовались следующие нормативные документы:
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Актуальность курса «Россия – моя история»
Актуальность курса внеурочной деятельности обусловлена необходимостью формирования целостного представления о различных этапах становления и развития российской государственности, актуализации знаний по истории России от Древней Руси до современности.
Создание курса продиктовано высокими требованиями современного российского общества к качеству исторического образования, возросшим интересом к событиям отечественной истории в условиях усиления противостояния России Западному миру. Новая геополитическая ситуация предполагает, что наряду с воспитанием патриотизма у старших школьников особое внимание следует уделить формированию мировоззренческой позиции; дать четкое понимание того, какую миссию в мире несла и продолжает нести Россия.
Особое место в программе курса занимают темы, где отражена роль Православной церкви и других конфессий в истории страны. Также впервые раскрываются темы зарождения и развития русофобии, раскрываются причины и этапы формирования антироссийских взглядов на Украине. Преподавание курса основано на знаниях, полученных обучающимися в ходе изучения учебного предмета «История», и будет способствовать дополнению, обобщению и осмыслению знаний, полученных на уроках истории.
Цель курса «Россия – моя история»
Курс имеет историко-просветительскую цель, способствует формированию у обучающихся готовности к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.
Основные задачи курса «Россия – моя история»
к месту и роли России во всемирно-историческом процессе как самобытной цивилизации;
расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных исторических источников с целью противодействия попыткам фальсификации истории;
способствовать развитию и воспитанию личности, способной к гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта государства;
показать достижения предшествующих поколений, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;
подчеркнуть историческую роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма в формировании традиционных ценностей народов России;
содействовать формированию интереса обучающихся к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;
сформировать способность интегрировать знания из курса истории, литературы, обществознания, географии в целостную картину прошлого и настоящего России;
способствовать осознанному единству с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности;
формировать навык распознавания, понимания и анализа характерных для российской идентичности образов, культурных форм, символов и сюжетов при знакомстве с памятниками культуры;
на примере исторических личностей сформировать понимание важности ответственного служения своему народу и государству;
способствовать расширению знаний старшеклассников о региональной истории, об известных людях родного края;
привлечь внимание старшеклассников к материалам исторических парков
«Россия – моя история» с целью побуждения к самостоятельной исследовательской работе.
Место курса «Россия – моя история»
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в течение одного учебного года в 10 или 11 классе. Программа является ориентиром для составления рабочих программ педагогами, реализующими курс «Россия – моя история» во внеурочной деятельности.
При проведении занятий предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии и др. Отличительной особенностью курса является использование материалов исторических парков «Россия –моя история», которые содержат видео-, фотоматериалы, интерактивные карты и цифровые варианты аутентичных исторических источников.
Материалы курса возможно использовать при подготовке индивидуального проекта в классах гуманитарного профиля. В этом случае они могут лечь в основу исследований старшеклассников, помочь им в выборе темы.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося.
Курс носит гражданско-патриотическую и историко-культурную направленность, что позволяет отразить такие целевые ориентиры результатов воспитания, как:
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, мировом сообществе;
осознанное единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания;
способность к сохранению и защите исторической правды;
приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учетом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения.
Планируемые результаты освоения курса «Россия – моя история»
Содержание курса «Россия – моя история» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса.
Личностные результаты:
гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание исторического значения конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных духовно- нравственных ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; формирование интереса к различным сферам профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные действия:
владение логическими действиями: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях;
владение исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте;
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям).
Универсальные коммуникативные действия:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в школе и социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; проявлять творческие способности и инициативу в индивидуальной и командной работе; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные регулятивные действия:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы — уметь выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и др.;
владение приемами самоконтроля — уметь осуществлять самоконтроль,
рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;
принятие себя и других — уметь осознавать свои достижения и слабые стороны в обучении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем.
Предметные результаты
Требования к предметным результатам при изучении курса отражают:
целостные представления об историческом пути России и ее месте и роли в мировой истории;
базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умение работать с основными видами современных источников исторической информации; с историческими письменными, изобразительными и вещественными источниками;
способность представлять описание событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;
владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;
умение сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
умение формулировать и аргументировать собственные выводы на основе полученных знаний;
приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной деятельности.
Тематическое содержание «Россия – моя история»
№ п/п | Тема |
1 | «Россия – великая наша держава» |
2 | «Откуда есть пошла земля Русская» |
3 | Призыв к единству. Нашествие монголов с Востока, натиск Запада |
4 | Александр Невский как спаситель Руси. Многовекторная политика князя |
5 | Собиратели земель Русских |
6 | Иван Грозный и его эпоха |
7 | Двуглавый орел. Символы и идеология Российского царства |
8 | Смута и ее преодоление |
9 | «Волим под царя Восточного, Православного» |
10 | Петр Первый. Строитель Великой Империи |
11 | «Отторженная возвратих». Присоединение Новороссии, Крыма и западнорусских земель. |
12 | «Навстречь солнца». Русские географические открытия XVI–XVIII в.в. |
13 | «Сквозь ярость бурь». Русские географические открытия XVIII- нач. XX в.в. |
14 | «…и вечной памятью двенадцатого года» |
15 | Золотой век русской культуры. Обретение себя |
16 | Золотой век русской культуры. Завоевание мира |
17 | Крымская война – Пиррова победа Европы |
18 | Триумф Российской империи |
19 | В огне Первой мировой |
20 | Россия в революционной смуте |
21 | Гражданская война в России |
22 | «Уходили мы из Крыма». Миссия русской эмиграции |
23 | Проект «Украина» |
24 | Первые пятилетки |
25 | «Вставай, страна огромная!» |
26 | От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению |
27 | Россия. XXI век |
28 | Православие в истории Росси |
29 | Ислам в истории России |
30 | Буддизм в истории России |
31 | Иудаизм в истории России |
32 | История антироссийской пропаганды |
33 | «Слава русского оружия» |
34 | Итоговое занятие. Проектная конференция. |
Тематическое планирование
Темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
1. «Россия – Великая наша держава» (1 час) | Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее. | Характеризовать место России в мировом сообществе. Раскрывать геополитическое, экономическое и культурное значение Росси в мировой истории. Указывать основные достижения российской науки как фактор величия страны. |
2. «Откуда есть пошла земля Русская» (1 час) | Род Рюриковичей. Торговые пути через Восточно- Европейскую равнину, их влияние на формирование древнерусской государственности. Значение Ладоги и Новгорода. Древний Киев – мать городов русских. Походы русских князей на Царьград и русско- византийское взаимодействие. Крещение Руси: причины, ход, последствия. Значение кирилло- мефодиевской традиции для русской культуры. Образ Древней Руси в «Повести временных лет». | Составлять исторический портрет первых князей Рюриковичей. Рассказывать, привлекая карты, о торговых путях через Восточно-Европейскую равнину. Называть ключевые события в борьбе с Хазарским каганатом. Рассказывать о походах киевских князей на Константинополь. Раскрывать причины принятия христианства приводить мнения историков, приводить примеры, высказывать и обосновывать суждения о значении проникновения византийской культуры в жизнь Древней Руси. |
3. Призыв к единству. Нашествие монголов с Востока, натиск с Запада (1 час) | Нарастание политической раздробленности на Руси и ее причины. Борьба князей за власть и «отчины». Владимир Мономах. Курс Андрея Боголюбского на укрепление единодержавия и его культурная политика. Идея единства Руси в «Слове о полку Игореве» и «Слове о погибели Русской земли». Установление ордынского владычества на Руси. Русь – щит Европы. | Характеризовать особенности лествичного права. Называть ключевые события в борьбе за единство государства. Высказывать суждение о влиянии ордынского владычества на формирование древнерусского государства. Раскрывать причины формирования самодержавной формы власти на Руси. Анализировать исторические тексты «Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе», «Слово о погибели Русской земли». |
4. Александр Невский как спаситель Руси. Многовекторная политика князя. (1 час) | Жизнь Александра Невского. Наступление западных соседей Руси и духовно-рыцарских орденов. Его отражение: Невская битва и Ледовое побоище. Внешнеполитическая программа Александра Невского | Раскрывать причины формирования многовекторной политики Александра Невского. Сравнивать выбор политической стратегии Даниила Галицкого и Александра Невского. |
Темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| и его церковная политика. Деятельность митрополита Киевского Кирилла II. Наследие Александра Невского – великая Россия. Исторический выбор Даниила Галицкого и его последствия для Галицкой Руси. | Раскрывать историческое значение выбора Александра Невского. Анализировать исторические тексты и отрывки из работ историков (например, Вернадский Г. В. «Два подвига Александра Невского», «Родословие великих князей русских»). |
5. Собиратели земель Русских. (1 час) | Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Укрепление власти московских князей. Иван Калита. Борьба с Великим княжеством Литовским. Сергий Радонежский, Митрополит Алексий и Дмитрий Донской. Куликовская битва. Монастырское освоение северной Руси. Василий II Темный и отвержение Флорентийской унии. Иван III. Присоединение Великого Новгорода. Брак с Софией Палеолог. Стояние на Угре. Завершение объединения русских земель и начало борьбы за возвращение русских земель от Литвы. | Характеризовать причины и ход объединения Руси. Составлять исторический портрет Ивана Калиты, Василия II, Ивана III, Димитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия. Раскрывать, какое значение имело укрепление династических связей с Византией. Анализировать исторические тексты (документы «Повесть о начале великого царствующего града Москвы», Никоновская летопись, «Задонщина», Гумилев Л. Н. «От Руси к России: очерки этнической истории»). |
6. Иван Грозный и его эпоха. (1час) | Венчание Ивана Грозного на царство. Стоглавый собор. Составление сборника «Великие Четьи-Минеи». Шатровое зодчество – церковь Вознесения в Коломенском и собор Василия Блаженного, их символика. Присоединение Поволжья. Полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского о границах царской власти. Ливонская война и ее последствия для отношений России и Европы. Учреждение Московского патриаршества при Федоре Иоанновиче и патриархе Иове. | Составлять исторический портрет Ивана Грозного. Составлять описание объектов шатрового зодчества. Рассказывать о причинах и ходе Ливонской войны. Приводить примеры антироссийской кампании в Европе. Раскрывать смысл и значение установления патриаршества на Руси. |
7. Двуглавый орел. Символы и идеология Российского царства (1час) | Государственная титулатура и символика. Символика двуглавого орла и всадника-змееборца. Титул «государь всея Руси». Развитие великокняжеского и царского титула в XV–XVII вв. Сакрализация великокняжеской власти. Символика Московского Кремля. Символы царской власти: Шапка Мономаха и другие. Формирование государственной идеологии: «Сказание о князьях Владимирских». Учение о Москве | Объяснять причины появления новой государственной титулатуры и символики. Называть основные элементы символов и описывать их смысл. Раскрывать значение государственных символов в жизни государства. Характеризовать основные положения теории «Москва – третий Рим». |
Темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| как третьем Риме и его отражение в государственных документах. | |
8. Смутное время и его преодоление (1 час) | Династический кризис и причины Смутного времени. Правление Бориса Годунова. Подрыв представлений о сакральности власти. Лжедмитрий I. Гражданская война при Василии Шуйском. Польско-литовское вторжение. Семибоярщина. Призыв православной церкви и патриарха Гермогена к спасению Руси. К. Минин и Д. М. Пожарский. Восстановление царской власти, избрание Михаила Романова на царство. | Объяснять причины династического кризиса и Смутного времени. Характеризовать и называть ключевые события данного периода. Рассказывать об исторических обстоятельствах восстановления царской власти. |
9. «Волим под царя Восточного, Православного» (1 час) | Положение западнорусских земель под властью Речи Посполитой. Политика полонизации и ее опасность для национальной и религиозной идентичности населения западной и южной Руси. Запорожское казачество под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. Война России с Польшей и Швецией. Измена гетмана Выговского и преодоление ее последствий. Андрусовское перемирие. «Вечный мир», выкуп Киева у Речи Посполитой и окончательное воссоединение Левобережной Украины с Россией. | Характеризовать положение западнорусских земель в составе Речи Посполитой. Объяснять причины начала восстания под руководством Богдана Хмельницкого. Раскрывать причины обращения казаков к русскому царю (приводить мнения историков, высказывать и обосновывать свои суждения). Объяснять историческое значение Переяславской Рады 1654 г. |
10. Петр Великий. Строитель великой империи (1 час) | Азовские походы. Северная война. Перестройка армии. Предательство Мазепы и Полтавская битва. Петр Великий – реформатор: историческое значение его деятельности. Преобразование страны в ходе социально-экономических и политических реформ. Значение провозглашения России империей в 1721 г. Российская империя как одно из ведущих государств мира. | Объяснять негативное влияние «отрезанности» России от морей на ее экономическое развитие. Определять, какие личные качества позволили Петру Алексеевичу начать преобразование страны. Объяснять, почему решающее сражение за выход к Балтийскому морю происходило на территории Украины. Показывать неоднозначный характер изменений в духовном развитии общества и положения Русской Православной Церкви. Характеризовать процесс укрепления государственности и абсолютной монархии. |
11.«Отторженная возвратих» (1 час) | Россия при Екатерине II. Русско-турецкая война 1768– 1774 гг. Деятельность князя Г. А. Потемкина. Упразднение Запорожской Сечи. Присоединение | Систематизировать знания о политике переселения на новые земли. Называть и характеризовать развитие новых |
Темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| Крыма к России. Освоение земель Новороссии, переселенческая политика при Екатерине II. Строительство Севастополя как базы Черноморского флота. | городов Северного Причерноморья. Устанавливать связь с событиями новейшей истории этого региона. Пояснять значение выражения «отторженная возвратих» |
12. «Навстречь солнца». Русские географические открытия XVI–XVIII вв. (1 час) | Освоение русского Севера и роль в нем монастырей. Первые походы русских за Урал. Поход Ермака и вхождение Сибири в состав России. Взаимодействие России с коренными народами Сибири и Дальнего Востока. Мангазейский морской ход и его закрытие. Экспедиции русских землепроходцев. Основание Якутска. Плавание С. И. Дежнева по проливу между Азией и Америкой, его историческое значение. Начало освоения Россией Дальнего Востока. | Объяснять причины начала активного освоения новых земель. Характеризовать особенности взаимодействия с коренными народами Сибири и Севера. Объяснять значение освоения новых земель для экономического развития страны. |
13. «Сквозь ярость бурь». Русские географические открытия XVIII–XX вв.(1 час) | Переход к научно-академическому изучению Сибири. Великая северная экспедиция. Феномен русской Америки. Кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна. Открытие Антарктиды. Исследование Сахалина и Приамурья, их присоединение к России. Экспедиции вглубь Азии. Научные и разведывательные задачи русских экспедиций. В. К. Арсеньев – разведчик, географ, писатель. Исследования Северного морского пути. | Характеризовать переход к научному изучению Сибири, Сахалина, Приамурья, Азиатского региона. Раскрывать роль офицеров военно-морского флота в изучении новых земель, составлять их исторические портреты. Систематизировать информацию о научных открытиях, связанных с изучением новых земель. Объяснять значение научно-академического изучения новых земель для экономического и культурного развития Российской империи. |
14. «…И вечной памятью двенадцатого года» (1 час) | Россия против экспансии Франции. Офранцуживание российской элиты и его критики, идеология национально-освободительной войны. Начало войны и отступление русской армии. Царские манифесты и их автор адмирал А. С. Шишков. Личность и военное искусство М. И. Кутузова. Деятельность графа Ф. В. Ростопчина, оставление Москвы, пожар в Москве. Культура России в 1812 году и патриотический подъем. «Народная война» и ее формы. Крах «Великой армии». | Описывать народно-освободительный характер войны и ее основные события. Раскрывать причины роста патриотического настроя (приводить мнения историков, высказывать и обосновывать свои суждения) Представлять характеристику поведения французов в Москве. Раскрывать роль России в создании системы коллективной безопасности. |
Темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
15. Золотой век русской культуры. Обретение себя (1 час) | Осознание необходимости русской культурной самобытности и борьба с французским влиянием. «История государства Российского» Н. М. Карамзина и открытие русской древности. Философия русской истории в творчестве А. С. Пушкина. Н. В. Гоголь: от истории казачества к православной философии. Расцвет русского ампира. Формирование русско- византийского стиля в архитектуре: К. А. Тон. Становление русской национальной оперы. М. И. Глинка. Поиски самобытного стиля в русской живописи. | Определять основные черты русской культуры в первой половине XIX века. Устанавливать взаимосвязь между патриотическим подъемом в начале XIX века и развитием исторической науки. Характеризовать роль А. С. Пушкина как создателя русского реализма, М. И. Глинки как создателя национальной школы в музыке. Описывать основные признаки русского ампира, русско-византийского стиля. |
16. Золотой век русской культуры. Завоевание мира (1 час) | Журнальная и идейная полемика демократов, почвенников и консерваторов. Гражданская лирика славянофилов и революционеров – Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов. Ф. М. Достоевский на вершинах духовных поисков человечества. Семья и история в романах Л. Н. Толстого. Всемирное значение творчества А. П. Чехова. Расцвет русского стиля в архитектуре. Переход к неорусскому стилю. Расцвет русской музыки в творчестве «Могучей кучки». Передвижники – от натурализма к историзму. | Характеризовать основные темы, мотивы в творчестве российской художественной интеллигенции во второй половине XIX века. Объяснять состояние русской литературы второй половины XIX века как высочайшей точки реализма в отечественной литературе. Показывать влияние западноевропейских идей и древнерусских традиций на русскую архитектуру: модерн и русский национальный стиль. |
17. Крымская война – Пиррова победа Европы (1 час) | Курс императора Николая I на укрепление консервативных начал в Европе и России и реакция на него западноевропейского общества. «Восточный вопрос» и попытка его решения. Дипломатическая изоляция России. Страх европейских государств перед усилением России. Основные события войны. Оборона Севастополя – мужество защитников города. Взятие Карса. Применение на Балтике новых видов оружия. Победа русского оружия на Дальнем Востоке. Парижский мирный договор. Отказ России от ограничений по договору в 1870 г. | Характеризовать суть «восточного вопроса». Создавать образы героической обороны Севастополя, показывать подвиг русских офицеров, матросов и солдат, жителей города. Раскрывать условия Парижского мира и роль западников-примиренцев при дворе Александра II. |
18. Триумф Российской империи (1 час) | Курс на индустриализацию Российской империи. Идеологи промышленного развития: Александр III, Д. И. Менделеев, С. Ю Витте. Строительство Транссибирской магистрали. Развитие | Систематизировать информацию об идеологах промышленного развития. Составлять характеристику основных достижений промышленных глобальных проектов. |
Темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| нефтепромыслов в Баку. Превращение России в энергетическую державу. Изобретательская деятельность В. Г. Шухова. Развитие угольной промышленности Донбасса. Большая морская программа 1911–1916 годов. Начало электрификации России. Развитие новых технологий. Экономический и инженерный потенциал Российской империи. | Характеризовать статистические данные о развитии регионов Донбасса, Слобожанщины, Новороссии. Объяснять значение для развития России большой морской программы. |
19. В огне Первой мировой (1 час) | Противостояние Тройственного союза и Антанты. Поддержка православных народов со стороны России. План Шлиффена. Начало войны. Значение Гумбинненского сражения и Галицийской битвы для дальнейшего хода мировой войны. Причины неудач в Восточной Пруссии. Взятие Трапезунда. Горлицкий прорыв и «Великое отступление». Крепость Осовец: «атака мертвецов». Принятие императором Николаем II верховного главнокомандования и последствия этого шага. Брусиловский прорыв. Развитие технологий в период войны. Планы послевоенного мирового устройства. | Характеризовать внешнеполитическое положение России в начале XX в. Давать характеристику планов сторон накануне Первой мировой войны, раскрывать значение понятия «План Шлиффена». Систематизировать информацию о ключевых событиях на Восточном фронте в 1914–1917 гг. Представлять характеристики участников, героев боевых действий российских войск, характеризовать роль Николая II в качестве Верховного Главнокомандующего. Давать характеристику позиции национальной российской элиты в ходе войны. |
20. Россия в революционной смуте (1 час) | Подготовка к свержению российской монархии: прогрессивный блок, агитация в Государственной Думе и армии. А. И. Гучков и П. Н. Милюков. Внешнее влияние на революционные процессы. Выступления в Петрограде в феврале 1917 г. Восстание петроградского гарнизона. Создание Петросовета и Временного правительства. Блокада царского поезда и отречение Николая II. Нарастание анархии и распада государственности. Корниловское выступление. Захват власти большевиками. | Систематизировать информацию об основных этапах и ключевых революционных событиях 1917 г. Рассказывать о событиях Февральской революции в Петрограде и позиции элиты государства. Раскрывать роль иностранных государств в поддержке и финансировании антимонархических выступлений. Приводить точки зрения современников, историков, общественных деятелей на революционные события в России в 1917 г. |
21. Гражданская война в России (1 час) | Начало гражданской войны. Брестский мир и его восприятие российским обществом. Германское вторжение и интервенция стран Антанты. Формирование Добровольческой армии. Судьба царской семьи. От КОМУЧа до А. В. Колчака – белое | Рассказывать, используя карту, об установлении советской власти в разных краях и областях России. Описывать гражданскую войну как общенациональную катастрофу. |
Темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| движение в Сибири. Северо-Западная армия Н. Н. Юденича под Петроградом. Расказачивание и Донское восстание. Поражение белых армий в Сибири и на Юге России. Советско-польская война и позиция русского офицерства. Петлюровщина и ее разгром. Махновское движение. Эвакуация армии Врангеля из Крыма. Крестьянская гражданская война и Кронштадтское восстание. | Представлять портреты участников Гражданской войны, оказавшихся в противоборствовавших лагерях. Рассказывать о политике красного и белого террора, высказывать личностную оценку этого явления. |
22. «Уходили мы из Крыма». Феномен русской эмиграции первой волны (1 час) | Феномен русской послереволюционной эмиграции. Основные центры эмиграции: Галлиополийский лагерь, Югославия, Прага, Берлин, Париж; их особенности. Казачья поэзия Николая Туроверова. «Философский пароход» и его пассажиры. И. А. Ильин. Хранение идеала: Иван Шмелев. Тоска по Родине и мировое признание: С. В. Рахманинов, И. А. Бунин, В. В. Набоков. Русские изобретатели в эмиграции. В. Н. Ипатьев и переворот в химии ХХ века. Новые горизонты техники: В. К. Зворыкин и телевидение, А. М. Понятов и видеозапись. Русская церковная эмиграция и ее миссия. Значение первой волны русской эмиграции для российской и мировой культуры. | Характеризовать феномен русской послереволюционной эмиграции. Рассказывать о судьбах соотечественников, оказавшихся в условиях эмиграции. Раскрывать трагизм положения русских эмигрантов и их вклад в развитие мировой науки, культуры. Составлять исторические портреты выдающихся представителей русской эмиграции. |
23. Проект «Украина» (1 час) | Украинофильство в Российской империи. Тарас Шевченко и его отношение к России. «Кирилло- мефодиевское братство» и судьба его участников. Общественные деятели России об украинофильстве. Особенности пропаганды украинского национализма в Австро-Венгрии. Михаил Грушевский. Феномен закарпатских русин. Террор против «русофилов» в Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны. Создание Украинской Народной Республики. Брестский мир и оккупация Украины. Гетманство П. Скоропадского. Гражданская война на Украине. Создание УССР. | Объяснять причины появления украинофильства. Характеризовать роль Австро-Венгрии и Германии в развитии националистических настроений и идей в украинском обществе, устанавливать связь с польским сепаратизмом. Называть ключевые этапы подготовки и реализации проекта «Украина». Раскрывать причины расцвета украинского сепаратизма в период после февральской революции. Характеризовать роль большевиков в развитии «украинского вопроса». Раскрывать связь событий современной истории с развитием сепаратизма и национализма на Украине. |
Темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
24. Первые пятилетки (1 час) | Принципы советского планирования. Первый пятилетний план. Флагманы пятилеток: Магнитка, Кузнецк, Днепрогэс, Сталинградский и Харьковский тракторный заводы, Азовсталь. Создание новых отраслей: химическая, автомобильная, авиационная. Коллективизация и голод 1932–1933 гг. География голода 1932–1933 гг. Миф о голодоморе как антиукраинской акции. Вопрос о роли принудительного труда в осуществлении индустриализации. Романтика первых пятилеток. Стахановское движение. Наступление на религию. Изменения в жизни и быте советских людей по итогам пятилетки. | Называть крупнейшие объекты индустриального строительства. Показывать несостоятельность утверждения о голодоморе как геноциде украинского народа. Рассказывать о Стахановском движении как способе повышения производительности труда. Давать характеристику изменениям в повседневной жизни советских людей. |
25. «Вставай, страна огромная!» (1 час) | Основные этапы и ключевые события Великой Отечественной войны. Обращения В. М. Молотова и И. В. Сталина к народу. Призыв Православной Церкви к защите Отечества. Планы Гитлера по уничтожению славянских народов. Патриотический подъем народа в годы Великой Отечественной войны. Фронт и тыл. Позиция русской эмиграции по отношению к войне. Защитники Родины и пособники нацизма. Патриотический подвиг деятелей культуры. | Называть ключевые события ВОВ, привлекая материал курса отечественной истории. Характеризовать планы фашистского командования по уничтожению славянских народов. Раскрывать причины изменения официальной позиции руководителей государства к Православной Церкви. Показывать вклад всех народов СССР в победу. Составлять характеристику позиции по отношению к войне А. И. Деникина, И. А. Ильина. Представлять характеристику пособников нацизма и защитников Родины. |
26. От «перестройки» к кризису. От кризиса к возрождению (1час) | Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Рыночные реформы. Противостояние президента и парламента в 1993 г. и принятие Конституции Российской Федерации. Экономика и общество: «новые русские», олигархи, финансовые пирамиды. «Парад суверенитетов». Война с терроризмом на Кавказе. Положение русскоязычных в странах СНГ. Религиозный ренессанс. Осознание государством и обществом необходимости обновления всех сфер жизни российского общества. | Характеризовать результаты «перестройки» и последствия «парада суверенитетов». Объяснять причины появления негативных социальных явлений – криминализация общества, появление деструктивных идеологий, терроризма. Характеризовать падение уровня жизни граждан. Рассказывать об изменении ценностей в обществе, о выборе между коммунистическими и западническими идеалами. |
Темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
27. Россия. XXI век.(1 час) | Изменение вектора развития страны после 2000 года. В. В. Путин. Рост патриотических настроений. Укрепление вертикали власти. Устранение влияния стран Запада на внутреннюю и внешнюю политику России. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в САР. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Перспективы импортозамещения и технологических рывков. Присоединение Крыма и Севастополя к России. Внесение поправок в Конституцию. Специальная военная операция. | Характеризовать исторические условия для изменения вектора развития страны. Раскрывать факторы национального возрождения и формы его проявления. Показывать цели, методы борьбы с олигархией во власти. Комментировать основные тезисы Мюнхенской речи В. В. Путина как предупреждения о намерении борьбы за свой суверенитет. Раскрывать причины участия России в военной операции в Сирийской Арабской Республике. Характеризовать цели и задачи национальных проектов, старта импортозамещения. Описывать процесс принятия Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации как историческое самоопределение народов Крыма. Перечислять основные причины принятия поправок к Конституции РФ. Характеризовать основные причины, цели и задачи специальной военной операции на Украине. |
28. Православие в истории России (1 час) | Основы православного Символа веры. Смысл христианских таинств – освящение человека: Крещение и Евхаристия. Церковные праздники. Значение монашества в православной традиции, русские монастыри: Киево-Печерская лавра, Троице- Сергиева лавра, Оптина пустынь. Идея Святой Руси и ее значение для русской культуры. | Характеризовать православный Символ веры. Раскрывать значение монашества в христианской традиции. Составлять описание наиболее известных святынь православного мира в России. Характеризовать влияние православия на развитие русской культуры. Раскрывать роль и участие православных в СВО. |
29. Ислам в истории России (1 час) | Основные положения исламской религии. Пять столпов ислама, Коран и священное предание (сунна). Исламский календарь. Направления ислама. Появление ислама на территории России и его распространение. Создание института муфтиятов. Мусульмане на службе Российской империи. Советские гонения. Мусульмане в Великой Отечественной войне. Мусульмане в войне с терроризмом и в СВО. Современное положение ислама | Характеризовать основные положения исламской религии, направлений ислама, существующие в нашей стране. Называть основные события из истории ислама в России. Составлять характеристику монархических партий мусульман и служения представителей ислама в период существования монархии. |
Темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| в России. | Рассказывать о гонениях и репрессиях на мусульман в период советской истории. Характеризовать основные позиции христианско- мусульманского диалога. Раскрывать роль мусульман в борьбе с терроризмом и их участие в СВО. |
30 Буддизм в истории России (1 час) | Основные положения буддийской религии. Пантеон. Типитака, Ганджур и Даньджур. Буддийский культ: будни и праздники. Появление буддизма на территории России: вторая по древности религиозная организация в России после Православной Церкви. Буддийские общины Тувы, Бурятии и Калмыкии. Буддийские школы. Иволгинский дацан. Буддисты в Отечественной войне 1812 г. Буддисты в Великой Отечественной войне. БТСР и ее вклад в укрепление межрелигиозного и межнационального мира. Буддисты в СВО. | Объяснять основные принципы и положения буддизма. Характеризовать будни и праздники, описывать наиболее значимые святыни буддийской религии. Рассказывать о гонениях на буддистов в период советской истории. Описывать участие буддистов в Отечественной войне 1812 г., Великой Отечественной войне, в СВО. |
31. Иудаизм в истории России (1 час) | Основные положения иудейской религии. Единобожие. Тора, Танах, Талмуд. Иудейское благочестие: будни и праздники. Появление иудаизма на территории России: Хазарский каганат. Иудейская община Киева. Ешивы Западной России в XV–XVI вв. Иудаизм и караимство в Крыму. Оформление хасидизма: любавичские раввины. Иудеи – герои Российской империи. Трагедия и подвиг советских евреев в годы Второй мировой войны. Современный иудаизм в России. | Характеризовать основные положения иудейской религии, состав священных книг иудеев, главные праздники. Называть ключевые события истории иудаизма на территории России. Раскрывать особенности иудаизма. Рассказывать о представителях еврейского народа – героях Российской империи, Героях Советского Союза и Героях России. Раскрывать смысл Холокоста и его трагических результатов. Составлять характеристику современного положения иудеев в РФ. |
32. История антироссийской пропаганды (1 час) | Образ Московии в западноевропейской литературе и пропаганде. «Завещание Петра Великого» и другие антироссийские мифы в период наполеоновского похода на Россию. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. | Объяснять причины зарождения негативного образа России в Европе. Характеризовать основные этапы развития русофобии. Раскрывать роль российской революционной эмиграции в создании негативного образа |
Темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| Пропаганда гитлеровской Германии – образ «недочеловеков». Антисоветская пропаганда эпохи холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии. Концепция «отмены русской культуры». | Российского государства. Составлять характеристику антисоветской пропаганды в период холодной войны. Объяснять причины появления концепции «отмены русской культуры» в период проведения СВО. |
33. «Слава русского оружия» (1 час) | Ранние этапы истории русского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Вехи истории российского флота. Значение военной промышленности в модернизации Российской империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Оборонная промышленность в эпоху Великой Отечественной войны. Атомный проект и развитие советского оборонно-промышленного комплекса. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Оборонно-промышленный комплекс современной России и ее новейшие разработки. | Называть основные этапы развития оружейного дела в России, привлекая материал курса отечественной истории. Раскрывать причины развития и значение военно- промышленного комплекса в истории Российской империи, называть крупнейшие оборонные предприятия. Составлять характеристику развития военного производства в годы Великой Отечественной войны. Характеризовать особенности развития космической отрасли, ракетостроения, кораблестроения и авиации на современном этапе. Объяснять значение современного оборонно- промышленного комплекса как фактора стабильности и безопасности Российской Федерации. |
34. Итоговое занятие. Конференция (1 час) | | Презентовать результаты исследований и проектов. |