Общеобразовательное учреждение «Сосновская школа»
Таврического района Омской области
«Согласовано» Заместитель директора по УВР (ВР) ______________ А.А.Ферулева «___»____________ 2018г. | «Принято» Педагогический совет. Протокол №1 от 28.08.2018г. | «Утверждено» Директор ОУ «Сосновская школа»____________ И.А.Скачкова «___»____________ 2018г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
"Развивайка"
для учащихся 3 класса
ОС "Школа России"
Фирсина Александра Евгеньевна
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2018/2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развивайка» составлена на основе Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки РФ от6 октября 2009 №373) с изменениями, внесёнными приказом №1576 от 31 декабря 2015г., ООП НОО ОУ «Сосновская школа» (принята педагогическим советом протокол № 1 от 29.08.2015г.)
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика курса
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6–10 лет, часть – составлена автором пособия. В процессе выполнения каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Все задания условно можно разбить на несколько групп:
– задания на развитие внимания.
– задания на развитие памяти.
– задания на совершенствование воображения.
– задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:
· дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
· выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
· вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
· выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
· выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
· деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;
· складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур
Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности курса
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие обще-учебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
1) системность – задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали» – через каждые 7 занятий задания повторяются ;
3) принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
В результате изучения данного курса в 3-ем классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» – «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
Содержание программы 3 класс
Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа) Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
Сравнение (3 часа) Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
Комбинаторика (3 часа) Перестановки. Размещения. Сочетания.
Действия предметов (6часа) Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа) Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
Элементы логики (10 часов) Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
Развитие творческого воображения (2 часа) Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
Практический материал (5 часа)
тематическое планирование
3 класс ( 34 часа )
№ п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
-
| Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления. | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений | | |
-
| Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности. | | |
-
| Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи. | | |
-
| Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей. | | |
-
| Тренируем зрительную память. Игра «Найди фигуру». Логически-поисковые здания. | | |
-
| Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игра «Первая одинаковая». | | |
-
| Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. | | |
-
| Развиваем быстроту реакции. Игры «Внимание», «Слоговица». Логические задачи. | | |
-
| Концентрируем внимание. Игры «Внимание», «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. | | |
-
| Тренируем внимание. Игра «Лабиринт» | | |
-
| Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово». | Осваивать начальные формы рефлексии. Соблюдать нормы этики и этикета. Учиться аргументировать, доказывать. Развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности | | |
-
| Тренировка зрительной памяти. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику. | Осваивать способы решения проблем поискового характера. Осознанно строить речевое высказывание. Учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других. Формировать личностный смысл учения. | | |
-
| Развиваем логическое мышление. Игры «Аналогия», «Первая- одинаковая». | осваивать формы познавательной и личностной рефлексии. учиться использовать различные | | |
-
| Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник», «Фантазёр». Ребусы. | формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации. учиться аргументировать, доказывать. развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности | | |
-
| Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. Составление ребусов. | | |
-
| Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку» | осваивать начальные формы рефлексии. соблюдать нормы этики и этикета. учиться аргументировать, доказывать. развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности. | | |
-
| Тренируем внимание. Игры «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». | | |
-
| Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази выражение», «Найди пару», «Поставь точку». | осваивать способы решения проблем поискового характера. осознанно строить речевое высказывание. учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других. формировать личностный смысл учения. | | |
-
| Логически-поисковые задачи. Тренируем зрительную память. Игры «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов. | осваивать формы познавательной и личностной рефлексии. учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами. учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. | | |
-
| Развиваем логическое мышление. Игры «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность». Тренировка слуха. | | |
-
| Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание оп перекладыванию спичек. | формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. овладевать современными средствами массовой информации | | |
-
| Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова». | определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения | | |
-
| Концентрируем внимание. Игры «Слоговица», «Найди слово». Антонимы. | сбор, преобразование, сохранение информации. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. | | |
-
| Тренируем внимание. Вопросы-загадки. Игры «Лабиринт», «Слоговица». Пословицы». | | |
-
| Тренируем слуховую память. Игры «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка. | осваивать способы решения проблем поискового характера. осознанно строить речевое высказывание | | |
-
| Тренируем зрительную память. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка. | определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. овладевать логическими действиями: обобщение, классификация | | |
-
| Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия» | учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами | | |
-
| Совершенствуем воображение. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. | сбор, преобразование, сохранение информации. учиться аргументировать, доказывать. развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности | | |
-
| Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. | определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. овладевать логическими действиями | | |
-
| Концентрируем внимание. Игры «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лишнее слово». Графический диктант. | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. | | |
-
| Тренируем внимание. Игры «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы». | овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации | | |
-
| Тренируем слуховую память. Игра «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. | учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других. формировать личностный смысл учения | | |
-
| Совершенствуем воображение. Игры «Внимание», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации | | |
-
| Конкурс эрудитов. | овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. осознанно строить речевое высказывание. развивать способность вступать в общение с целью быть понятым | | |
учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
для учителя:
· О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ — книга,2016.
· О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Методическое пособие для учителя.- М.: РОСТ — книга,2016.
для учащихся:
· О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ — книга,2016.