Рабочие программы

Категория: Биология

Рабочая программа по биологии в 7 классе, Календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

7 КЛАСС










программа разработана

учителем химии и биологии

Ситковой Ольгой Викторовной






Планируемые результаты


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

- приказом Миобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- приказом Миобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с изменениями идополнениями, внесенными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015 года).

- Приказом департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017г. №680 «О базисном учебном плане общеобразовательных организации Брянской области на 2018-2019 учебный год»

- Письмом департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017г. № 2501-04-0 «О примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год»

- Уставом МБОУ Летошницкой СОШ, в целях обеспечения единого образовательного пространства.

- Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 кл.: учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига / Учебник, 2015. – 128 с.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

1) Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

2) умение реализовывать теоретические познания на практике;

3) осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

4) соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;

5) осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

6) формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим природу;

7) развитие эстетического восприятия живой природы;

8) формирование ответственного отношения к учению, труду;

9) формирование целостного мировоззрения;

10) умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

11) способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

12) формирование уважительного отношения к коллегам, другим людям;

13) формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;

14) понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— наблюдать и описывать различных представителей растительного мира;

— находить в различных источниках необходимую информацию о растениях, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

— сравнивать растения изученных таксономических групп между собой, делать выводы на основе сравнения;

— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— приводить доказательства взаимосвязи растений и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

— работать со всеми компонентами текста;

— составлять простые и сложные планы текста;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.


Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистем- ной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и при- родных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.


В результате изучения курса биологии в основной школе:

Семиклассник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Семиклассник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Семиклассник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Семиклассник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Семиклассник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.



  1. Содержание учебного предмета


Введение (1 ч)

Тема 1. Клеточное строение организмов (4 ч)

Химический состав клеток. Неорганические и органические вещества: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, липиды.

Строение клетки. Доядерные и ядерные организмы. Функции основных органоидов клетки. Особенности строения клеток растений. Ядро, хромосомы.

Жизнедеятельность клеток: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение и др. Деление клеток как основа роста и развития организма, замены и восстановления отдельных клеток и тканей. Два основных способа деления клеток — митоз и мейоз. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Одноклеточные — организмы, тело которых состоит из одной клетки. Специализация клеток в теле многоклеточного организма. Ткань. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация

Строение клеток. Диаграммы, иллюстрирующие химический состав клеток. Наглядные материалы, иллюстрирующие разные виды жизнедеятельности клеток.

Лабораторные и практические работы

Химический состав семян.

Исследование свойств некоторых органических веществ.

Строение растительной клетки.

Клетки мякоти плода помидора.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— принципиальное строение клетки, отличительные признаки клетки растений;

— различия в строении клеток ядерных и доядерных организмов;

— общие признаки жизнедеятельности клеток;

— значение деления клеток;

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать строение растительной и животной клеткок, рост и развитие, принципиальное строение одноклеточных и многоклеточных организмов;

— характеризовать роль воды, минеральных и органических веществ в клетке;

— приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.


Тема 2. Многообразие живых организмов. Царство Бактерии (3 ч)

Строение бактерий. Неподвижные и подвижные формы. Форма бактерий. Жизнедеятельность бактерий. Питание: автотрофные и гетеротрофные бактерии. Размножение бактерий: простое деление. Спорообразование.

Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Образование кислорода. Переработка мертвой органики. Усвоение атмосферного азота. Помощь в питании другим организмам. Образование полезных ископаемых. Бактерии в хозяйственной жизни человека.

Болезнетворные бактерии. Бактерии — возбудители опасных заболеваний. Бактериальные болезни человека: болезни, передающиеся через воздух; желудочно-кишечные болезни. Бактериальные болезни растений.

Демонстрация

Строение бактериальной клетки. Наглядные материалы, иллюстрирующие значение бактерий в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы Изучение бактерии сенной палочки. Изучение бактерии картофельной палочки. Изучение молочнокислых бактерий.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

— разнообразие и распространение бактерий;

— роль бактерий в природе и жизни человека;

— методы профилактики инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— отличать бактерии от других живых организмов;

— объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.


Тема 3. Многообразие живых организмов. Царство Грибы (4 ч)

Промежуточное положение грибов между растениями и животными. Сходство грибов с растениями. Сходство грибов с животными. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Особенности строения. Строение шляпочных грибов: мицелий и плодовое тело (ножка и шляпка). Трубчатые и пластинчатые грибы. Размножение грибов.

Питание грибов. Грибы-сапротрофы: мукор (белая плесень), дрожжи. Грибы-паразиты: хлебная ржавчина, фитофтора, трутовики. Грибы-симбионты: грибокорень, или микориза.

Съедобные грибы. Ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Выращивание грибов.

Строение лишайника. Накипные, листоватые и кустистые ли- шайники. Размножение лишайников. Многообразие и распространение лишайников. Значение лишайников.

Демонстрация

Схемы строения различных представителей царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба. Наглядные посо- бия «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы». Схемы строения лишайников. Различные представители группы лишайников. Лабораторные и практические работы Строение плодовых тел шляпочных грибов. Выращивание белой плесени мукора*. Строение дрожжей и плесневого гриба мукора. Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— особенности строения и основные процессы жизнедеятельности грибов и лишайников;

— принципиальные отличия спор грибов от спор растений;

— разнообразие и распространение грибов и лишайников;

— значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— отличать грибы от других живых организмов;

— различать съедобные и ядовитые грибы;

— характеризовать значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.


Тема 4. Многообразие живых организмов. Царство Растения (12 ч)

Значение растений в природе и жизни человека. Условия, необходимые для жизни растений: вода, свет, температура. Отличительные признаки растений. Систематика растений. Появление тканей в процессе эволюции. Ткани растений: образовательные, покровные, механические, проводящие, основные. Органы высших растений. Возникновение органов в процессе эволюции. Вегетативные и генеративные органы. Развитие вегетативных органов. Растительный организм как целостная система.

Водоросли. Общая характеристика. Особенности строения водорослей. Местообитание и многообразие водорослей. Одноклеточные, многоклеточные водоросли. Зеленые водоросли. Одноклеточные зеленые водоросли. Многоклеточные зеленые водоросли. Красные водоросли (Багрянки). Бурые водоросли. Роль в биоценозах и практическое значение.

Отдел Моховидные. Общая характеристика. Листостебельные мхи: кукушкин лен обыкновенный, сфагнум. Роль в биоценозах и практическое значение.

Папоротникообразные — сборная группа высших споровых растений. Общая характеристика. Отдел Плауновидные (Плауны): плаун булавовидный, плаун-баранец. Отдел Хвощевидные (Хвощи): хвощ полевой. Отдел Папоротниковидные (Папоротники): щитовник мужской. Роль в биоценозах и практическое значение.

Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика и происхождение. Класс Хвойные — самый многочисленный класс го- лосеменных растений. Сосна обыкновенная. Роль в биоценозах и практическое значение.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и происхождение. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных: деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения. Однолетние, двулетние, многолетние растения. Многоярусные сообщества. Роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация

Рисунки, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов. Водоросли разных отделов. Представители мхов, плаунов и хвощей. Схема строения папоротника. Древние папоротниковидные. Представители современных папоротниковидных. Схемы строения голосеменных растений. Многообразие голосеменных. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений. Схема многоярусного сообщества.

Лабораторные и практические работы

Одноклеточные зеленые водоросли.

Многоклеточная зеленая водоросль спирогира.

Строение зеленого мха*.

Поглощение сфагнумом воды.

Строение хвоща.

Строение спороносящего папоротника*.

Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои*.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные), их строе- ние, особенности жизнедеятельности и многообразие;

— разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений;

— роль растений в биосфере и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— давать характеристику основных групп растений (водо- рослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных);

— сравнивать представителей разных систематических групп;

— объяснять значение растений в биосфере


Тема 5. Строение и жизнедеятельность цветковых растений (18 ч)

Корень. Общая характеристика, особенности строения. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Зоны молодого корня. Видоизменения корней. Значение корня. Корневое (минеральное, почвенное) питание. Почва. Плодородие почвы. Удобрения: органические и минеральные. Поглощение и транспорт питательных веществ. Корневое давление.

Побег. Общая характеристика, особенности строения. Побеги: вегетативные и цветоносные (генеративные). Почка — зачаточный побег. Почки: закрытые и открытые; вегетативные и цветочные, или генеративные; верхушечные, пазушные, придаточные. Ветвление. Многообразие побегов по направлению и способу роста стебля, по строению и продолжительности жизни. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.

Стебель — осевая часть побега: строение и функции. Значение стебля. Строение стебля на примере ветви липы. Лист: внешнее строение и функции. Жилкование листа. Многообразие листьев по форме листовой пластинки. Простые и сложные листья. Внутреннее строение листа.

Видоизменение листьев. Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое. Листовая мозаика. Листопад: растения листопадные и вечнозеленые.

Фотосинтез — воздушное питание растений. Энергия света и наличие углекислого газа — обязательные условия для осуществления фотосинтеза. Результат фотосинтеза. Газообмен и испарение воды у растений. Факторы, влияющие на интенсивность испарения. Транспорт воды и минеральных веществ. Транспорт органических веществ.

Строение цветка. Обоеполые и однополые цветки: мужские (тычиночные), женские (пестичные). Однодомные, двудомные растения. Симметрия цветка. Цветки правильные, неправильные, асимметричные. Формула и диаграмма цветка. Соцветия: простые, сложные. Цветение. Опыление: самоопыление, перекрестное опыление; биотическое и абиотическое опыление. Семя — генеративный орган растения. Строение семян однодольных и двудольных растений. Период физиологического покоя. Условия, необходимые для прорастания семян. Прорастание семян холодостойких и теплолюбивых растений. Посев семян. Подземное и надземное прорастание.

Плод — генеративный орган покрытосеменных растений. Строение плода: околоплодник и семена. Сухие плоды: односеменные и многосеменные. Сочные плоды: односеменные и многосеменные. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Корневые системы: стержневая и мочковатая. Зоны молодого корня. Видоизменения корней. Видоизменения побегов. Строение вегетативных и цветочных почек. Простые и сложные листья. Листорасположение. Строение цветка. Многообразие соцветий. Строение семени. Многообразие плодов.

Лабораторные и практические работы

Корневой чехлик и корневые волоски*.

Строение почек. Видоизменения побегов*.

Макроскопическое строение стебля.

Микроскопическое строение стебля.

Строение кожицы листа.

Клеточное строение листа.

Строение цветка.

Строение семени двудольных растений*.

Строение семени однодольных растений.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— строение, многообразие, видоизменения и функции органов покрытосеменных растений;

— обязательные условия для осуществления фотосинтеза и результат фотосинтеза;

— условия, необходимые для прорастания семян;

— способы распространения плодов и семян.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику органов покрытосеменных растений;

— сравнивать вегетативные и цветочные почки, простые и сложные листья, транспорт воды и минеральных веществ и транспорт органических веществ, обоеполые и однополые цветки, простые и сложные соцветия, самоопыление и перекрестное опыление, строение семян однодольных и двудольных растений;

— объяснять значение опыления, почвенного и воздушно- го питания, транспорта минеральных и органических веществ в жизни растений.


Тема 6. Размножение растений (8 ч)

Размножение как одно из основных свойств живой материи. Бесполое размножение (спорообразование и вегетативное размножение). Половое размножение. Чередование бесполого и полового размножения. Чередование полового и бесполого поколений.

Размножение одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады). Размножение многоклеточных водорослей (на примере улотрикса). Размножение мхов. Жизненный цикл кукушкиного льна. Размножение папоротников. Жизненный цикл щитовника мужского.

Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Мужские шишки сосны. Женские шишки сосны. Опыление. Оплодотворение. Созревание семян.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Естественное вегетативное размножение. Искусственное вегетативное размножение. Половое размножение покрытосеменных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений. Формирование пыльцевых зерен. Формирование зародышевого мешка. Двойное оплодотворение.

Рост растения. Развитие растения. Периоды развития семен- ных растений: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости.

Демонстрация

Схема чередования полового и бесполого поколений. Размножение одноклеточных водорослей. Жизненный цикл кукушкиного льна. Жизненный цикл щитовника мужского. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Жизненный цикл покрытосеменных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы

Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны (ели).

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— принципиальную разницу между бесполым и половым размножением;

— особенности жизненных циклов растений разных систематических групп;

— основные способы естественного и искусственного вегетативного размножения.

Учащиеся должны уметь:

— давать характеристику периодов развития семенных растений;

— сравнивать бесполое и половое размножение, жизненные циклы растений разных систематических групп.


Тема 7. Многообразие цветковых растений (9 ч)

Классы покрытосеменных растений. Основные различия между представителями классов однодольных и двудольных растений. Класс Двудольные: семейства Крестоцветные (Капустные), Розовые (Розоцветные), Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные. Класс Однодольные: семейства Злаки, Лилейные, Луковые. Важнейшие сельскохозяйственные растения, их значение и биологические основы выращивания (выбор объектов определяется специализацией растениеводства в конкретной местности).

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных культур.

Лабораторные и практические работы

Строение шиповника.

Строение пшеницы (ржи, ячменя).

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения*.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и хозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— осуществлять морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений.

Тема 8. Экология и развитие растительного мира (6 ч)

Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторы. Факторы неживой природы. Факторы живой природы. Деятельность человека, примеры влияния человека на живые организмы.

Основные экологические группы растений: светолюбивые растения, тенелюбивые растения, растения водных и избыточно увлажненных мест обитания, растения достаточно увлажненных мест обитания, растения сухих мест обитания.

Растительные сообщества, их структура. Ярусность в растительных сообществах. Смена растительных сообществ.

Растительный покров и природные зоны. Типы растительности: тундра, леса, степи, пустыни, луга, болота, водные сообщества.

Основные этапы развития растительного мира: возникновение фотосинтеза, появление водорослей, выход растений на сушу, по- явление и развитие семенных растений.

Охрана растений и растительных сообществ. Охрана природы — дело всех людей планеты. Красная книга. Охраняемые территории.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие растения разных экологических групп и природных зон. Изображения растений, занесенных в Красную книгу.

Экскурсии

Природное сообщество и человек.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— три группы экологических факторов;

— основные экологические группы растений;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— растения, встречающиеся в местности проживания и занесенные в Красную книгу.

Учащиеся должны уметь:

— приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на растительные организмы;

— определять принадлежность растений к той или иной экологической группе;

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— характеризовать распространение растений в различных природных зонах Земли;

— объяснять причины различий в составе фитоценозов разных природных зон;

— объяснять, почему охрана природы должна стать общим делом всего человечества.




3. Тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

Из них:

Контрольных

работ

Лабораторных

Работ

Практические работы


Введение

1

-

-

-

1.

Клеточное строение организмов

5

-

3

-

2.

Многообразие живых организмов. Царство Бактерии.

3

-

3

-

3.

Многообразие живых организмов. Царство Грибы.

4

-

4

1

4.

Многообразие живых организмов. Царство Растения.

13

1

6

1

5.

Строение и жизнедеятельность цветковых растений

18

1

10

3

6.

Размножение растений

8

-

-

2

7.

Многообразие цветковых растений

9

1

2

-

8.

Экология и развитие растительного мира

9

1

-

-

Итого:

70

4

28

7




Количество часов по учебному плану:


всего: 70ч; в неделю: 2ч

Планирование составлено на основе:

- основной образовательной программы МБОУ Летошницкая СОШ;

- Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 кл.: учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига / Учебник, 2015. – 128 с.

Учебники:

- Биология. 7 кл.: в 2 ч. Ч.1 учебник / А.М. Шереметьева, Д.И. Рокотова. – М. : Академкнига / Учебник, 2017. – 240 с. : ил.

- Биология. 7 кл.: в 2 ч. Ч.2 учебник / А.М. Шереметьева, Д.И. Рокотова. – М. : Академкнига / Учебник, 2017. – 144 с. : ил.


Тематика проектных и исследовательских работ:

1. Шляпочные грибы (летняя исследовательская работа).

2. Трутовые грибы (летняя исследовательская работа).

3. Движение растений (экспериментальная работа).

4. Моховидные (летняя исследовательская работа).

5. Составление гербария листьев с различной формой листовых пластинок и разным жилкованием (осенний проект).

6. Изучение формы пыльцы цветков разных растений.

7. Определение всхожести семян.

8. Изучение условий, необходимых для прорастания семян.

9. Создание коллекции семян дикорастущих и культурных растений (осенний проект).

10. Изучение роста корней растений.

11. Изучение роста побега.

12. Изучение влияния прореживания на развитие и урожай моркови (летняя исследовательская работа).

13. Цветочные часы (летний проект).

14. Выращивание папоротника из спор (групповой проект).

15. Размножение растений листьями (листовыми черенками).

16. Черенкование комнатных растений.

17. Влияние запаса питательных веществ в посадочном материале на развитие и урожай картофеля (летняя исследовательская работа).

18. Выращивание сосны и ели из семян и использование выращенных проростков для озеленения (групповой проект).

19. Охраняемые территории своей области (республики, края) (групповой проект).

20. Растения тропинки (летняя исследовательская работа).

21. Составление гербария однолетних растений в разные периоды их роста: всходы, образование побегов, появление бутонов, цветение, плодоношение (летний проект).

22. Изучение состояния растительного покрова (групповой проект).

23. «Вырасти дерево» (групповой проект).








Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата проведения


Тема учебного занятия (урока)

по плану

фактическая


Введение (1ч)


1.



Вводный инструктаж по ТБ в кабинете биологии.


Тема 1. Клеточное строение организмов (5ч)


2.



Химический состав клетки. Лабораторная работа №1: «Химический состав семян».

3.



Строение клетки. Лабораторная работа №2: «Строение растительной клетки»

4.



Жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа №3: «Клетки мякоти помидора».

5.



Одноклеточные и многоклеточные организмы.

6.



Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов».


Тема 2. Многообразие живых организмов. Царство Бактерии(3ч)


7.



Общая характеристика бактерий. Лабораторная работа №4: «Бактерия сенная палочка».

8.



Бактерии в природе и жизни человека. Лабораторная работа №5: «Бактерия картофельной палочки».

9.



Бактерии – возбудители опасных заболеваний. Лабораторная работа №6: «Изучение молочнокислых бактерий».


Тема 3. Многообразие живых организмов. Царство Грибы(4ч)


10.



Общая характеристика грибов: строение и размножение. Лабораторная работа №7: «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

11.



Питание грибов. Практическая работа №1: «Выращивание белой плесени мукора».

12.



Съедобные и несъедобные грибы. Выращивание грибов. Лабораторная работа №8: «Строение дрожжей и плесневого гриба мукора». Лабораторная работа № 9: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

13.



Лишайники. Лабораторная работа №10: «Изучение таллома лишайника».


Тема 4. Многообразие живых организмов. Царство Растения (13 ч)


14.



Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники.

15.



Значение растений в природе и жизни человека. Условия обитания растений.

16.



Отличительные признаки растений. Систематика растений.

17.



Ткани растений.

18.



Органы высших растений. Растения как целостный организм.

19.



Общая характеристика водорослей. Лабораторная работа № 11: «Одноклеточные зеленые водоросли».

20.



Многообразие и значение водорослей. Лабораторная работа № 12: «Многоклеточные зеленые водоросли спирогита».

21.



Отдел Моховидные. Лабораторная работа № 13: «Строение зеленого мха».

22.



Папоротникообразные. Лабораторная работа № 14: «Строение хвоща», Лабораторная работа № 15: «Строение спороносящего папоротника».

23.



Отдел Голосеменные растения. Лабораторная работа № 16: «Внешнее строение побегов сосны и ели».

24.



Отдел Покрытосеменные. Практическая работа № 2: «Движение растений».

25.



Обобщающий урок по теме: «Многообразие живых организмов»

26.



Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов».


Тема 5. Строение и жизнедеятельность цветковых растений (18 ч)


27.



Корень. Корневые системы. Видоизменение корней. Лабораторная работа №17: «Корневой чехлик и корневые волоски».

28.



Минеральное питание растений.

29.



Побег: строение и ветвление. Почки. Лабораторная работа № 18: «Строение почек». Лабораторная работа № 19: «Видоизменение побегов».

30.



Стебель – осевая часть побега: строение и функции. Лабораторная работа № 20: «Макроскопическое строение стебля». Лабораторная работа № 21: «Микроскопическое строение стебля».

31.



Лист: внешнее строение и функции. Многообразие листьев. Лабораторная работа № 22: «Строение кожицы листа».

32.



Внутреннее строение листа. Лабораторная работа № 23: «Клеточное строение листа».

33.



Видоизменения листьев. Листорасположения. Листопад.

34.



Фотосинтез – воздушное питание растений.

35.



Газообмен и испарение воды у растений.

36.



Транспорт минеральных и органических веществ в растении.

37.



Строение цветка. Многообразие цветков. Лабораторная работа № 24: «Строение цветка».

38.



Симметрия и формула цветка. Соцветия.

39.



Цветение. Опыление.

40.



Семя: строение и многообразие. Лабораторная работа № 25: «Строение семени двудольных растений». Лабораторная работа № 26: «Строение семени однодольных растений».

41.



Прорастание семян. Практическая работа № 3: «Определение всхожести семян». Практическая работа № 4: «Изучение условий, необходимых для прорастания семян».

42.



Плоды. Распространение плодов и семян. Практическая работа № 5: «Классификация плодов».

43.



Обобщающий урок по теме: «Строение и жизнедеятельность цветковых растений».

44.



Контрольная работа по теме: «Строение и жизнедеятельность цветковых растений».


Тема 6. Размножение растений (8 ч)


45.



Значения размножения. Типы размножения.

46.



Размножение водорослей.

47.



Размножение мхов и папоротников.

48.



Размножение голосеменных растений.

49.



Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Практическая работа № 6: «Размножение растений листьями (листовыми черенками)».

50.



Половое размножение покрытосеменных растений.

51.



Рост и развитие растений. Практическая работа № 7: «Черенкование комнатных растений».

52.



Обобщающий урок по теме: «Размножение растений».


Тема 7. Многообразие цветковых растений (9 ч)


53.



Классы покрытосемянных растений.

54.



Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (Капуста).

55.



Класс Двудольные. Семейство Розоцветные (Розовые). Лабораторная работа № 27: «Строение шиповника».

56.



Класс Двудольные. Семейство Пасленовые.

57.



Класс Двудольные. Семейство Бобовые (Мотыльковые).

58.



Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые).

59.



Класс Однодольные. Семейство Злаковые (Злаки). Лабораторная работа № 28: «Строение пшеницы».

60.



Класс Однодольные. Семейства Лилейные, Луковые.

61.



Контрольная работа по темам: «Размножение растений», «Многообразие цветковых растений».


Тема 8. Экология и развитие растительного мира (9 ч)


62.



Органы и среда. Среда обитания. Экологические факторы.

63.



Основные экологические группы растений.

64.



Структура растительного сообщества. Смена растительных сообществ.

65.



Растительность природных зон.

66.



Основные этапы растительного мира.

67.



Охрана растений и растительного сообщества.

68.



Обобщающий урок по курсу: «Биология».

69.



Итоговая контрольная работа.

70.



Летнее задание.





.



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас