
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
11 КЛАСС
программа разработана
учителем химии и биологии
Ситковой Ольгой Викторовной
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МОРФ от 05.03.2004 №1085)
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образовании» (с изменениями);
- приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с изменениями идополнениями, внесенными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015 года).
- Приказом департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017г. №680 «О базисном учебном плане общеобразовательных организации Брянской области на 2016-2017 учебный год»
- Примерной программы общего образования по биологии.
-Авторской программы В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. – 92 с.) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта;
- Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2-11. – 367 с. : ил.
- Уставом МБОУ Летошницкой СОШ в целях обеспечения единого образовательного пространства.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
Срок реализации программы 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.
В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностной ориентации, реализующему гуманизацию биологического образования.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные разделы курса: Основы учения об эволюции; Основы экологии и пр.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема);
- истории развития современных представлений о живой природе;
- выдающихся открытиях в биологической науке;
- роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
- проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
- сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;
- уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
- обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
Описание места учебного предмета
Количество учебных часов – 68 (2 часа в неделю).
Из них:
- контрольных работ – 3 ч.
- Лабораторных работ – 11шт.
- Текущий контроль знаний, умений и навыков проводится при помощи тестов, индивидуальных ответов, фронтальных бесед, работы с печатной рабочей тетрадью.
- Промежуточный и итоговый контроль осуществляется на уроках контроля и коррекции знаний согласно календарно-тематическому план, плану школы в форме контрольной работы.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе: |
лаборатор ные работы | экскурсии | контроль ные работы |
1 | Основы учения об эволюции. | 20 | 3 | 1 | 1 |
2 | Основы селекции и биотехнологии. | 7 | - | - | - |
3 | Антропогенез. | 8 | 1 | - | - |
4 | Основы экологии. | 20 | 4 | - | 1 |
5 | Эволюция биосферы и человека. | 13 | 3 | 1 | 1 |
Итого: | 68 | 11 | 2 | 3 |
Содержание учебного предмета
Тема 1. Основы учения об эволюции (20ч)
Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.
Основные этапы развития эволюционных идей.
Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.
Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Главные направления эволюционного процесса.
Демонстрация: живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторные работы:
№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»
№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»
№3 «Выявление приспособлений к среде обитания»
Контрольная работа по теме 1.
Тема 2. Основы селекции и биотехнологии (7 ч)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.
Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.
Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.
Демонстрация: живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.
Тема 3. Антропогенез (8 ч)
Место человека в системе органического мира.
Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.
Демонстрация: моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.
Лабораторные работы:
№4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
Тема 4. Основы экологии (20 ч)
Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия.
Основные экологические характеристики популяции Динамика популяции. Экологические сообщества Структура сообщества Взаимосвязь организмов в сообществах.
Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия.
Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.
Лабораторные работы:
№5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
№6 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделей»
№7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
№8 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».
Контрольная работа по теме 2.
Тема 5. Эволюция биосферы и человека (13 ч)
Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.
Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.
Лабораторные работы:
№9 «Решение экологических задач»
№10 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путем их решения».
Контрольная работа по теме 3.
Описание материально – технического обеспечения
образовательного процесса
Основная литература:
Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2011.
Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2009.
Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова – М.: Издательство «Экзамен»,2008. – 286с.
Биология. 11 класс: поурочные планы пол учебникуА.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 207с.
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
- Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
- Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
- В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
- Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
- А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
- А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
- Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
Литература для учителя:
- Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
- Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
- Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
* основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя; закономерностей изменчивости;
* строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
* сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
* вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
* биологическую терминологию и символику;
уметь
* объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
* решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
* описывать особей видов по морфологическому критерию;
* выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
* сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агросистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
* анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
* изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
* находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
* соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
* оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
* оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Элементы содержания |
по плану | фактическая |
Тема 1. Основы учения об эволюции (20ч). |
1. | | | Вводный инструктаж по ТБ. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | знать основные этапы становления и развития эволюционной теории Ч. Дарвина и основные положения эволюционной теории. уметь на примерах из жизни животных и растений привести доказательства эволюции |
2. | | | Эволюционная теория Ч. Дарвина. |
3. | | | Вид, его критерии. Лабораторная работа № 1. Описание особей вида по морфологическому критерию. | знать определение биологического вида и его критерии. уметь доказать целостность вида, значение видового разнообразия в природе |
4. | | | Популяции. | знать характеристику популяций, значение популяций для вида, структуру и свойство популяций. уметь описать структуру популяции по ее критериям |
5. | | | Генетический состав популяций. | знать причины нарушения генетического равновесия в популяциях, знать биологическую значимость этого процесса. уметь раскрыть причины и последствия нарушения генетического равновесия в популяции |
6. | | | Лабораторная работа № 2. Выявление изменчивости у особей одного вида. |
7. | | | Изменение генофонда популяций. |
8. | | | Экскурсия № 1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы). |
9. | | | Борьба за существование и её формы | знать основные формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями среды. Продуктивный: уметь привести примеры различных форм борьбы за существование |
10. | | | Естественный отбор и его формы. | Репродуктивный: знать о сущности и формах естественного отбора как дви- жущей силе эволюции. Продуктивный: уметь привести примеры движущего и стабилизирующего отбора, уметь показать творческую роль естественного отбора |
11. | | | Лабораторная работа № 3. Выявление приспособлений к среде обитания. | |
12. | | | Изолирующие механизмы | знать виды и значение изолирующих механизмов, основные формы видообразования. показать значение различных механизмов изоляции видообразовании |
13. | | | Видообразование. |
14. | | | Макроэволюция. | знать отличительные особенности макроэволюции и ее доказательства. уметь привести примеры переходных форм и их роли в эволюционном процессе |
15. | | | Доказательства макроэволюции. |
16. | | | Система растений и животных – отображение эволюции. | знать основные систематические группы, используемые при классификации растений и животных. уметь найти отображение эволюции в современной системе органического мира |
17-18 | | | Главные направления эволюции органического мира. | знать главные направления органической эволюции, их соотношение и роль в эволюционном процессе. уметь дать краткую характеристику основных типов эволюционных изменений, описать их роль в видообразовании |
19. | | | Обобщающий урок по теме: «Основы учения об эволюции». | |
20. | | | Контрольная работа № 1 по теме «Основы учения об эволюции». | |
Тема 2. Основы селекции и биотехнологии (7ч). |
21. | | | Основные методы селекции и биотехнологии | познакомиться с ра- ботами и достижениями современных ученых-селекционеров; рассмотреть основные методы селекции. уметь объяснить значение новых терминов и понятий |
22-23. | | | Методы селекции растений. | знать основные методы, применяемые в селекции растений: гибридизация, отбор, полиплоидизация. уметь показать значение закона гомологичных рядов наследственности и знания о центрах происхождения культурных растений в селекции растений |
24. | | | Методы селекции животных. | знать основные ме- тоды и особенности селекции животных. уметь показать особенности, проблемы, перспективы и значение метода клеточной инженерии в селекции животных |
25. | | | Селекция микроорганизмов. | знать основные достижения современной биотехнологии. значение генной инженерии в жизни человека |
26. | | | Современное состояние и перспективы биотехнологии. |
27. | | | Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии». | |
Тема 3. Антропогенез (8ч). |
28. | | | Положение человека в системе животного мира. | знать систематиче- ское положение человека в системе жи- вотного мира, отличия человека от животных; рассмотреть гипотезы происхождения человека. уметь привести доказательства происхождения человека от животных |
29. | | | Лабораторная работа №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. |
30-31. | | | Основные стадии антропогенеза. | знать основные ста- дии эволюции человека, признаки и от- личия каждой из эволюционных групп. уметь показать поэтапное развитие и совершенствование человека от парапитеков до человека разумного (изменение физиологических показателей, появление речи, пользование орудиями труда, огнем и пр.) |
32. | | | Движущие силы антропогенеза. | знать основные фак- торы эволюции человека: трудовая дея- тельность, общественный образ жизни, речь и мышление. уметь показать роль биологических и социальных факторов в антропогенезе |
33. | | | Прародина человека. | знать основные ги- потезы и предположения о родине пред- ков человека; |
34. | | | Расы и их происхождение. |
35. | | | Контрольно-обобщающий урок по теме «Антропогенез». | |
Тема 4. Основы экологии (20ч). |
36. | | | Что изучает экология. | знать основные эта- пы становления и развития науки экологии. уметь показать роль экологии в современном обществе |
37. | | | Среда обитания организмов. | знать все виды факторов среды и их влияние на животные и растительные организмы; знать меха- низмы и силу влияния экологических факторов на организмы. уметь составить кривую толерантности |
38. | | | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. |
39. | | | Местообитание и экологические ниши. | знать отличительные особенности понятий «местообитание» и экологическая ниша». уметь показать значение экологической ниши в жизни сообщества, выявлять приспособления организмов к среде обитания |
40. | | | Основные типы экологических взаимодействий. | знать основные виды отношений между организмами: ней- тральные, положительные, отрицатель- ные, их разновидности и значение в жизни живых организмов. уметь на примере показать типы взаимоотношений организмов между собой |
41. | | | Конкурентные взаимодействия. |
42. | | | Основные экологические характеристики популяции. | знать основные демографические показатели и их значение в жизни популяции. уметь привести примеры регуляторных механизмов; знать причины колебаний численности в популяциях |
43. | | | Динамика популяции. |
44. | | | Экологические сообщества. | уметь отличать понятия: сообщество, экосистема, биоце- ноз, агроценоз, знать их структуру и значение в природе. уметь показать отличие естественных и антропогенных систем своей местности |
45. | | | Лабораторная работа № 5. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. | |
46. | | | Структура сообщества. | знать структуру сообщества и значение в природе. уметь показать цело- стность и взаимосвязь между компонентами сообществ |
47. | | | Лабораторная работа № 6. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). |
48. | | | Взаимосвязь организмов в сообществах. |
49. | | | Пищевые цепи. Лабораторная работа № 7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | знать значение биогенного круговорота веществ в природе и типы организмов, играющих в нем ключевую роль. уметь распределять организмы по трофическим уровням,составлять цепи и сети питания |
50. | | | Экологические пирамиды. | знать основные правила построения экологических пирамид. уметь показать закономерности смены сукцессии на определенной территории, знать их виды и значение |
51. | | | Экологическая сукцессия. |
52. | | | Влияние загрязнений на живые организмы. Лабораторная работа № 8. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. | знать основные типы агрязнителей и их влияние на живые организмы. уметь спрогнозировать последствия влияния загрязнителей на живые организмы, знать меры пре- дотвращения загрязнений |
53. | | | Основы рационального природопользования. | знать основы рационального природопользования, примеры влияния человека на природу. уметь привести примеры рационального природопользования и роли человека в сохранении биораз- нообразия планеты |
54. | | | Обобщающий урок по теме «Основы экологии». | |
55. | | | Контрольная работа № 2 по теме: «Основы экологии». | |
Тема 5. Эволюция биосферы и человека (13ч). |
56. | | | Гипотезы о происхождении жизни. | знать основные гипотезы происхождения жизни, уметь выявлять их плюсы и минусы. уметь проследить путь зарождения и развития жизни на Земле. Уметь привести доказательства проис- хождения жизни на Земле |
57. | | | Современные представления о происхождении жизни. |
58-59. | | | Основные этапы развития жизни на Земле. | знать основные этапы в возникновении и развитии жизни на Земле. уметь доказать достоверность симбиотической гипотезы происхождения эукариотических клеток |
60-61. | | | Эволюция биосферы. | знать основные этапы эволюции биосферы в хронологической последовательности. уметь показать взаимосвязь развития органического мира и эволюции биосферы |
62. | | | Антропогенное воздействие на биосферу. | знать все основные виды антропогенного воздействия на природу. уметь применять меры, снижающие силу антропогенного воздействия |
63-64. | | | Лабораторная работа № 9. Решение экологических задач. | знать основные правила решения экологических задач. уметь решать задачи |
65. | | | Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Лабораторная работа № 10. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. | |
66. | | | Обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек». | |
67. | | | Контрольная работа № 3 по теме «Эволюция биосферы и человек». | |
68. | | | Экскурсия № 2. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы). | |