РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
9 КЛАСС
программа разработана
учителем химии и биологии
Ситковой Ольгой Викторовной
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МОРФ от 05.03.2004 №1085)
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образовании» (с изменениями);
- приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с изменениями идополнениями, внесенными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015 года).
- Приказом департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017г. №680 «О базисном учебном плане общеобразовательных организации Брянской области на 2018-2019 учебный год»
- Примерной программы общего образования по химии.
- Примерная программа по химии автор составитель программы Н.Н. Гара. изд «Просвещение». Москва 2011 г (созданной на основе ФГОС) Химия 8-9 классы.
- Рудзитис Г.Е. Химия. 9класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М. : Просвещение, 2014. – 208с. : ил. – ISBN 978-5-09-022307-2.
- Уставом МБОУ Летошницкой СОШ в целях обеспечения единого образовательного пространства.
Цели изучения химии.
Изучение химии в основной школе направлено:
• на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;
• на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи изучения химии.
Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.
Срок реализации программы 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире.
Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях. В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение.
При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:
- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
- понимание необходимости здорового образа жизни;
- потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию химической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию умения открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Описание места учебного предмета
Особенность курса химии в том. Что для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно – научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно - научных дисциплин.
Учебный план на изучении химии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю 68 ч в год.
Программой предусмотрено проведение в 9 классе:
- контрольных работ – 4;
- практических работ – 7;
Количество часов
| 9 класс | Количество часов | В том числе практических | В том числе контрольных |
| Введение | 3 | - | - |
1 | Классификация химических реакций | 6 | 1 | 1 |
2 | Химические реакции в водных растворах | 9 | 1 | - |
3 | Галогены | 5 | 1 | - |
4 | Кислород и сера | 8 | 1 | - |
5 | Азот и фосфор | 9 | 1 | - |
6 | Углерод и кремний | 8 | 1 | 1 |
7 | Металлы | 14 | 1 | 1 |
8 | Первоначальные представления об органических веществах | 6 | - | 1 |
| Всего | 68 | 7 | 4 |
Текущий контроль знаний, умений и навыков проводится при помощи тестов, индивидуальных ответов, фронтальных бесед, работы с печатной рабочей тетрадью. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется на уроках контроля и коррекции знаний согласно календарно-тематическому плану и плану школы в виде контрольной работы.
Содержание тем учебного курса
Введение (3ч).
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете химии.
Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами.
Периодический закон и Периодическая система Химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.
Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.
Химические свойства основных классов неорганических веществ. Расчеты по химическим уравнениям.
Демонстрации.
Таблица «Виды связей»
Таблица «Типы кристаллических решеток»
Модели кристаллических решеток алмаза, графита, хлорида натрия.
Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 часов)
Реакции соединения, реакции разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.
Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
Демонстрации.
Примеры экзо- и эндотермический реакций
Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Некоторые химические свойства кислот, солей, оснований.
Лабораторные опыты.
Испытание веществ на электрическую проводимость.
Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа.
Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость.
Решение экспериментальных задач.
Расчетные задачи
Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.
Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать
важнейшие химические понятия: окислитель и восстановитель, экзо- и эндотермические реакции, обратимые и необратимые реакции, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация; ионы, катионы и анионы, степень электролитической диссоциации, сильные электролиты, слабые электролиты, их представителей, определение понятий «кислоты», «основания», «соли» с позиций ТЭД, реакция ионного обмена, реакция замещения, окислительно-восстановительные реакции, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, степень окисления, электроотрицательность, гидролиз соли;
основные законы химии: основные положения теории электролитической диссоциации; сущность реакций ионного обмена и реакции гидролиза соли.
Уметь
Классифицировать химические реакции. Приводить примеры реакций каждого типа.
Распознавать окисилтельно-восстановительные реакции. Определять окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления.
Исследовать условия, влияющие на скорость химических реакций.
объяснять зависимость свойств веществ от их строения, сущность электролитической диссоциации
записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей; уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде; уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса; уравнение гидролиза соли в ионном и молекулярном виде;
определять возможность протекания реакций ионного обмена; степень окисления
прогнозировать способность соли к гидролизу, тип гидролиза, реакцию среды в растворе соли;
производить расчеты по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
проводить эксперимент, соблюдая правила ТБ, групповые наблюдения во время проведения демонстрационных опытов.
Раздел 2. Многообразие веществ (44 ч).
Галогены
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации.
Физические свойства галогенов.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Лабораторные опыты.
Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.
Практическая работа.
Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
Расчетные задачи.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, его объему или количеству вещества.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать
важнейшие химические понятия: ингибиторы;
положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов, нахождение в природе, физические и химические свойства;
свойства хлора, его получение и применение;
свойства хлороводорода, соляной кислоты и хлоридов;
лабораторный способ получения соляной кислоты, ее свойства, качественную реакцию на соляную кислоту и ее соли;
качественную реакцию на галогенид-ионы и йод.
Уметь
характеризовать галогены как химические элементы;
обосновывать свойства галогенов как типичных неметаллов;
составлять уравнения характерных для хлора реакций;
записывать уравнения химических реакций, характерных для соляной кислоты;
давать сравнительную характеристику галогенов;
выполнять химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
Кислород и сера.
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные видоизменения кислорода.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.
Демонстрации.
Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
Аллотропные модификации серы.
Лабораторные опыты.
Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.
Распознавание сульфид-, сульфит-ионов в растворе.
Распознавание сульфат-ионов в растворе.
Практическая работа
Экспериментальные задачи по теме «Кислород и сера».
Расчетные задачи.
Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Расчеты по уравнениям с использованием закона объемных отношений.
Расчеты по термохимическим уравнениям.
расчеты по определению массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного (и обратные задачи).
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать
важнейшие химические понятия: аллотропия, аллотропные видоизменения; скорость химической реакции, гомогенная реакция, гетерогенная реакция, катализаторы, ингибиторы, математическую формулу скорости химической реакции, зависимость скорости химической реакции от условий протекания, правило Вант-Гоффа; необратимая реакция, обратимая реакция, химическое равновесие, принцип Ле-Шателье, условия необратимости реакции, условия смещения химического равновесия;
особенности строения атомов элементов подгруппы кислорода;
строение, свойства, получение и применение кислорода и озона;
строение, свойства аллотропных модификаций серы, химические свойства серы, ее получение и применение;
состав и свойства сероводорода, сероводородной кислоты, ее солей; оксида серы (IV), сернистой кислоты и ее солей; качественную реакцию на сульфид-ионы.
состав и свойства оксида серы (VI); серной кислоты, ее солей, качественную реакцию на сульфат-ионы; особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами.
Уметь
характеризовать химический элемент по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома;
прогнозировать свойства элементов на основании строения их атомов;
объяснять зависимость свойств веществ от их строения;
характеризовать строение и свойства кислорода и озона, аллотропных модификаций серы
характеризовать свойства кислот с точки зрения ТЭД;
записывать формулы изученных веществ и уравнения реакций с их участием, уравнения реакций, отображающих генетическую связь;
записывать уравнения ОВР концентрированной серной кислоты с металлами;
проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ;
решать экспериментальные задачи на распознавание веществ;
подтверждать экспериментально качественный состав веществ;
объяснять зависимость скорости реакции от различных факторов;
применять принцип Ле-Шателье для определения направления смещения химического равновесия;
характеризовать реакции по известным признакам классификации.
Азот и фосфор
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.
Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.
Демонстрации.
Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака.
Качественные реакции на соли аммония, нитраты.
Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
Видеофильм «Фосфор».
Лабораторные опыты.
Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония).
Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
Практические работы
Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать
важнейшие химические понятия: водородная связь, донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи; соли аммония;
особенности строения и свойств атомов элементов главной подгруппы V группы; строение, физические и химические свойства, получение и применение азота – простого вещества;
строение и свойства аммиака, способы распознавания среди других газов, способы его получения и применение;
состав, строение, свойства, получение и применение солей аммония, качественную реакцию на катион аммония;
состав, строение, свойства аммиака, способы его получения и распознавания, применение;
строение, свойства, получение и применение азотной кислоты, качественную реакцию на нитрат-ион;
строение, свойства, получение и применение нитратов, биологическую роль азота;
состав и свойства аллотропных видоизменений фосфора, нахождение в природе, получение и применение фосфора;
состав, свойства, получение и применение оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и ее солей, качественную реакцию на ортофосфат-ион;
определение понятия «минеральные удобрения», названия и химические формулы азотных, калийных и фосфорных удобрений, важнейшие макроэлементы и микроэлементы, их значение для растений, иметь представление о простых и комплексных удобрениях.
Уметь
давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы V группы; белого и красного фосфора;
характеризовать азот как химический элемент и простое вещество, биологическую роль азота, круговорот азота в природе;
определять опытным путем аммиак, катион аммония, нитрат-ионы, ортофосфат-ионы;
распознавать минеральные удобрения;
записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства и способы получения веществ, уравнения ОВР, уравнения реакций, отображающих генетическую связь;
определять принадлежность веществ к определенным классам соединений, тип химической реакции, валентность и степень окисления химических элементов в соединениях;
называть соединения изученных классов, определять состав веществ по их формулам;
проводить хим. эксперимент, соблюдая правила ТБ;
производить расчеты по определению массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного (и обратные задачи).
Углерод и кремний
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрации.
Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
Получение оксида углерода (IV) и его взаимодействие с гидроксидом кальция.
Лабораторные опыты.
Ознакомление с различными видами топлива (коллекция топлива).
Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов
и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат-ион.
Ознакомление с образцами природных силикатов.
Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией «Стекло и изделия из стекла»).
Практическая работа.
Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Расчетные задачи.
Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать
особенности строения и свойств атомов элементов главной подгруппы IV группы; строение, физические и химические свойства, получение и применение углерода – простого вещества, сущность круговорота углерода в природе;
состав, строение, свойства, применение оксида углерода (II) и оксида углерода (IV), качественную реакцию на оксид углерода (IV);
особенности строения и свойства угольной кислоты и карбонатов, качественную реакцию на карбонат-ионы;
иметь представление и жесткости воды и способах ее устранения;
важнейшие природные соединения кремния, способы его получения, свойства, применение; строение кристаллической решетки оксида кремния (IV), его свойства, применение;
состав, строение, свойства, получение, применение кремниевой кислоты и ее солей, качественную реакцию на силикат-ион;
технологию производства керамики, стекла, цемента.
Уметь
давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы IV группы; сравнительную характеристику оксидов углерода;
характеризовать углерод как химический элемент и простое вещество, аллотропные модификации углерода;
распознавать оксид углерода (IV), карбонат-ионы;
записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства и способы получения веществ, генетическую связь.
проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ;
приводить примеры изделий силикатной промышленности;
производить вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
Металлы.
Общие свойства металлов.
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Демонстрации.
Образцы металлов, взаимодействие металлов с неметаллами.
Лабораторные опыты
Рассмотрение образцов металлов.
Взаимодействие металлов с растворами солей.
Металлы IА–IIIА-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Демонстрации.
Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия.
Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой.
Лабораторные опыты
Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция.
Ознакомление с природными соединениями кальция.
Ознакомление и образцами алюминия и его сплавов.
Практическая работа
Решение экспериментальных задач.
Железо.
Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).
Демонстрации.
Знакомство с железными рудами.
Получение гидроксидов железа и их взаимодействие с кислотами.
Качественные реакции на ионы железа.
Лабораторные опыты
Получение гидроксида железа (II) и взаимодействие его с кислотами.
Получение гидроксида железа (III) и взаимодействие его с кислотами.
Практическая работа
Решение экспериментальных задач.
Металлургия.
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Производство чугуна и стали. Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее (обзорно).
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать
важнейшие химические понятия: металлическая химическая связь, металлическая кристаллическая решетка; металлургия, сплавы;
особенности строения и свойств атомов металлов, их физические и общие химические свойства;
способы получения металлов; особенности строения и свойств атомов, нахождение в природе, физические и химические свойства, получение и применение щелочных, щелочно-земельных металлов, кальция, алюминия, железа и их соединений;
качественные реакции на ионы;
генетическую связь соединений;
технологию производства чугуна и стали, цветные сплавы, их свойства и применение.
Уметь
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, объяснять взаимосвязь строения и свойств;
характеризовать химические свойства металлов, составлять уравнения реакций с участием металлов, указывать их тип, называть продукты реакций, записывать уравнения реакций, отражающих генетическую связь;
записывать уравнения реакций получения металлов;
характеризовать свойства некоторых сплавов и их применение;
давать сравнительную характеристику строения и свойств атомов элементов главной подгруппы I группы;
распознавать вещества, используя качественные реакции;
осуществлять реакции, лежащие в основе цепочки превращений;
составлять уравнения ионных реакций, окислительно-восстановительных реакций;
характеризовать алюминий по плану, составлять уравнения реакций с участием алюминия и его соединений, указывать их тип, называть продукты реакций;
характеризовать железо по плану, составлять уравнения реакций с участием железа и его соединений, указывать их тип, называть продукты реакций;
характеризовать производство чугуна и стали, приводить примеры изделий из чугуна и из стали.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (6 ч.)
Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Предельные углеводороды. Метан, этан. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах.
Непредельные углеводороды. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение.
Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения). Общие понятия об аминокислотах, белках, полимерах.
Демонстрации.
Модели молекул органических соединений, схемы, таблицы.
Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Образцы нефти и продуктов их переработки.
Видеоопыты по свойствам основных классов органических веществ.
Лабораторные опыты
Этилен, его получение и свойства.
Ацетилен, его получение и свойства.
Расчетные задачи.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать
важнейшие химические понятия: органическая химия, органические вещества, химическое строение, валентность, гомологи, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, изомеры, предельные углеводороды, алкены, алкины, функциональная группа, спирты, карбоновые кислоты, карбоксильная группа, сложные эфиры, жиры, аминокислоты, белки, мономер, полимер, структурное звено, реакция полимеризации;
основные законы химии: основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова;
общую формулу алканов, гомологический ряд метана, номенклатуру и изомерию алканов, нахождение алканов в природе, получение, свойства алканов на примере метана, применение;
общую формулу алкенов, гомологический ряд этилена, номенклатуру и изомерию алкенов, получение, свойства алкенов на примере этилена, применение;
общую формулу алкинов, гомологический ряд ацетилена, номенклатуру и изомерию алкинов, получение, свойства алкинов на примере ацетилена, применение;
формулы и особенности строения и свойств, получение и применение одноатомных спиртов (метанола, этанола), многоатомных спиртов (этиленгликоля, глицерина);
формулы и особенности строения и свойств карбоновых кислот (муравьиной, уксусной, стеариновой и др.), применение карбоновых кислот, сложных эфиров, биологическую роль жиров;
важнейших представителей углеводов, их молекулярные формулы, свойства, значение в природе и в жизни человека;
названия важнейших аминокислот, их свойства, биологическое значение; функции белков;
свойства, применение полимеров на примере полиэтилена, поливинилхлорида.
Уметь
записывать молекулярные и структурные формулы органических веществ, формулы структурных изомеров;
составлять шаростержневые модели веществ;
составлять молекулярные и структурные формулы метана и его гомологов, изомерных алканов, называть их по ИЮПАК;
характеризовать основные химические свойства алканов на примере метана;
решать расчетные задачи на установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов;
составлять молекулярные и структурные формулы этилена и его гомологов, изомерных алкенов, называть их по ИЮПАК;
характеризовать основные химические свойства алкенов на примере этилена.
составлять молекулярные и структурные формулы ацетилена и его гомологов, изомерных алкинов, называть их по ИЮПАК;
характеризовать основные химические свойства алкинов на примере ацетилена;
составлять формулы простейших спиртов, давать им характеристики;
составлять формулы простейших карбоновых кислот, сложных эфиров, общую формулу жиров, характеризовать их свойства;
характеризовать важнейшие углеводы;
характеризовать биологическое значение и свойства аминокислот и белков;
записывать уравнения реакций полимеризации.
Описание материально – технического обеспечения
образовательного процесса
- Учебно-методический комплект
для учителя:
Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2007.
Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2003.
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
- Основная литература для учителя
Стандарт среднего (полного) общего образования по химии.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях /авт. – сост. Е.И.Колусева, В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 72 с.
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2003.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8– 9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2011.
- Дополнительная литература для учителя
Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10,11 классы / Л.М.Брейгер. Волгоград: Учитель, 2004.
Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Издательство: Феникс, 2004 года
Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009г.
Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010.
Программы общеобразовательных учреждений. Химия 8 – 11 классы (М.: Просвещение 2008)
Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии 10 – 11 классы. (М.: Просвещение 1999)
- Дополнительная литература для обучающихся
Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
Кузьменко Н.Е., Еремин В. В., В.А. Попков В. А. Начала химии (М.: Экзамен, 2006)
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Тесты для школьников и поступающих в вузы (М.:»Мир и образование»2004)
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии. (М.: Дрофа 2008)
Химия. Справочные материалы (М.: Просвещение 1994)
Медиа-ресурсы
Электронное приложение к учебнику Химия 8 класс (М.: Просвещение 2011)
1. Печатные пособия
1.1.Серия таблиц по органической химии.
1.2. Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (10 кл)\
1.3.Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
2. Учебно-лабораторное оборудование
2.1. Набор для моделирования строения органических веществ.
2.2.Коллекции: «Волокна», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучук», «Нефть и важнейшие продукты ее переработки», «Пластмассы». 3. Учебно-практическое оборудование
3.1. Набор № 19 ОС «Углеводороды».
3.2. Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества».
3.3. Набор № 21 ОС «Кислоты органические».
3.4. Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины».
3.5. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента.
4. Информационно-коммуникативные средства\
4.1. Мультимедийные программы к теме: «Биологически активные вещества».
4.2. Компьютер и мультимедийный проектор.
Требования к уровню подготовки учеников 9 классов
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, возможность протекания реакций;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
по плану | фактическая |
Введение (3 ч) |
1. | | | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете химии. Повторение. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. | |
2. | | | Повторение. Химическая связь. | |
3. | | | Повторение изученного материала о важнейших классах неорганических соединений. | |
Раздел 1. Многообразие химических реакций. (15 ч) |
Тема 1. Классификация химических реакций. |
4. | | | Классификация химических реакций: реакция соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления. | Классифицировать химические реакции. Приводить примеры реакций каждого типа. Распознавать окислительно-восстановительные реакции. Определять окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции. Описывать условия, влияющие на скорость химической реакции. Проводить групповые наблюдения во время проведения демонстрационных опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Составлять термохимические уравнения реакций. Вычислять тепловой эффект реакции по её термохимическому уравнению |
5. | | | Окислительно-восстановительные реакции. |
6. | | | Тепловой эффект химических реакций. Экзо– и эндотермические реакции. |
7. | | | Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. |
8. | | | Практическая работа №1: «Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость». |
9. | | | Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. |
Тема 2. Химические реакции в водных растворах. |
10. | | | Сущность процесса электролитической диссоциации. | Обобщать знания о растворах. Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Формулировать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». Исследовать свойства растворов электролитов. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать правила техники безопасности. Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Проводить групповые наблюдения во время проведения демонстрационных и лабораторных опытов. Обсуждать в группах результаты опытов. Объяснять сущность реакций ионного обмена. Распознавать реакции ионного обмена. Составлять ионные уравнения реакций. Составлять сокращённые ионные уравнения реакций |
11. | | | Диссоциация кислот, щелочей, солей |
12. | | | Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. |
13. | | | Реакции ионного обмена и их условия протекания. |
14-15. | | | Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации о окислительно-восстановительных реакций. |
16. | | | Гидролиз солей. Обобщение по темам: «Классификация химических реакций» и «Химические реакции в водных растворах». |
17. | | | Практическая работа №2: «Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов». |
18. | | | Контрольная работа по теме: «Многообразие химических реакций» |
Раздел 2. Многообразие веществ. ( ч). |
Тема 3. Галогены. |
19. | | | Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Свойства, получение и применение галогенов. | Объяснять закономерности изменения свойств неметаллов в периодах и А-группах. Характеризовать галогены на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств галогенов по пери- оду и в А-группах. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Распознавать опытным путём соляную кислоту и её соли, бромиды, иодиды. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе |
20. | | | Хлор. Свойства и применение хлора. |
21. | | | Хлороводород: получение и свойства. |
22. | | | Соляная кислота и её соли. |
23. | | | Практическая работа №3: «Получение соляной кислоты и изучение её свойств». |
Тема 4. Кислород и сера. |
24. | | | Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы. | Характеризовать элементы IVА- группы (подгруппы кислорода) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов IVА- группы по периоду и в А-группах. Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Определять принадлежность веществ к определённому классу со- единений. Сопоставлять свойства разбавлен- ной и концентрированной серной кислоты. Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов. Распознавать опытным путём растворы кислот, сульфиды, сульфиты, сульфаты. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять по химическим уравнениям массу, объём и количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей. Готовить компьютерные презентации по теме |
25. | | | Свойства серы, ее получение и применение. |
26. | | | Сероводород. Сульфиды. |
27. | | | Оксид серы (IV). Сернистая кислота и её соли. |
28. | | | Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. |
29. | | | Свойства концентрированной серной кислоты. |
30. | | | Практическая работа №4: «Экспериментальные задачи по теме «Кислород и сера». |
31. | | | Решение расчётных задач. |
Тема 5. Азот и фосфор. |
32. | | | Положение азота и фосфора в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов. Азот: свойства и применение. | Характеризовать элементы VА- группы (подгруппы азота) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов VA-группы. Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Устанавливать принадлежность веществ к определённому классу соединений. Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты. Составлять уравнения ступенчатой диссоциации на примере фосфорной кислоты. Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов. Распознавать опытным путём аммиак, растворы кислот, нитрати фосфат-ионы, ион аммония. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме |
33. | | | Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение. |
34. | | | Практическая работа №5: «Получение аммиака и изучение его свойств». |
35. | | | Соли аммония. |
36. | | | Азотная кислота. Строение молекулы. Свойства разбавленной азотной кислоты. |
37. | | | Свойства концентрированной азотной кислоты. |
38. | | | Соли азотной кислоты. Азотные удобрения. |
39. | | | Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. |
40. | | | Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения. |
Тема 6. Углерод и кремний. |
41. | | | Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода. | Характеризовать элементы IVА- группы (подгруппы углерода) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов IVA- группы. Характеризовать аллотропию углерода как одну из причин многообразия веществ. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Сопоставлять свойства оксидов углерода и кремния, объяснять причину их различия. Устанавливать принадлежность веществ к определённому классу соединений. Доказывать кислотный характер высших оксидов углерода и кремния. Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов. Осуществлять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов. Распознавать опытным путём углекислый газ, карбонат-ионы. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей |
42. | | | Химические свойства углерода. Адсорбция. |
43. | | | Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм. |
44. | | | Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе. |
45. | | | Практическая работа №6: «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов». |
46. | | | Кремний и его соединения. Стекло. Цемент. |
47. | | | Обобщающий урок по теме: «Неметаллы» |
48. | | | Контрольная работа по теме: «Неметаллы». |
Тема 7. Металлы. |
49. | | | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов. | Характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств металлов по периоду и в А-группах. Исследовать свойства изучаемых веществ. Объяснять зависимость физических свойств металлов от вида химической связи между их атомами. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и железа(III). Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов металлов к воде. Сравнивать отношение гидроксидов натрия, кальция и алюминия к растворам кислот и щелочей. Распознавать опытным путём гидроксид-ионы, ионы Fe2+ и Fe3+. Соблюдать технику безопасного обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием. Осуществлять реакции, подтверждающие генетическую связь между неорганическими соединениями. Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и А-группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и эко- логически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме |
50. | | | Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. |
51. | | | Химические свойства металлов. Ряд активности (электрохимический ряд напряжений) металлов. |
52. | | | Сплавы. |
53. | | | Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. |
54. | | | Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов. |
55. | | | Щелочно-земельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. |
56. | | | Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия. |
57. | | | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. |
58. | | | Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. |
59. | | | Соединения железа. |
60. | | | Практическая работа № 7: «Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы»». |
61. | | | Обобщающий урок по теме: «Металлы» |
62. | | | Контрольная работа по теме: «Металлы». |
Раздел 3. Краткий образ важнейших органических веществ. ( ч). |
Тема 8. Первоначальные представления об органических веществах. |
63. | | | Органическая химия. | Использовать внутри- и межпред- метные связи. Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов. Определять принадлежность вещества к определённому классу органических соединений. Записывать уравнения реакций замещения и присоединения с участием органических веществ. Наблюдать демонстрируемые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме |
64. | | | Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды. Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. |
65. | | | Полимеры. Производные углеводородов. Спирты. |
66. | | | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. |
67. | | | Итоговая контрольная работа по курсу. |
68. | | | Углеводы. Аминокислоты. Белки. Повторение пройденного материала. |