СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Русский язык» для основной общеобразовательной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Учтены основные идеи формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами по русскому языку начального общего образования. В программе обозначено целеполагание курса русского языка на уровне метапредметных, предметных и личностных результатов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение
1.Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2.Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1.Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2.Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текстав сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1.Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2.Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1.Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2.Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
СОДЕРЖАНИЕ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Раздел 5. Общие сведения о языке
1.Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы.Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2.Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни обществагосударства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1.Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2.Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1.Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’].
2.Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в CMC-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1.Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2.Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1.Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2.Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2.Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1.Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2.Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1.Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложномпредложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2.Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
СОДЕРЖАНИЕ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
1.Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2.Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Предмет: русский язык
Класс: 6
Количество часов: 170 часов (5 часов в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | |
план | факт | |||
1 четверть (45 часов) | ||||
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ | 3 ч |
|
| |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 |
|
|
2 | Язык, речь, общение. | 1 |
|
|
3 | Р/Р. Ситуация общения. | 1 |
|
|
Повторение изученного в 5 классе | 8 ч |
|
| |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Контрольный словарный диктант. | 1 |
|
|
5 | Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. | 1 |
|
|
6 | Р/Р. Орфограммы в окончаниях слов. | 1 |
|
|
7 | Словосочетание. | 1 |
|
|
8 | Простое предложение. Знаки препинания. | 1 |
|
|
9 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. | 1 |
|
|
10 | Прямая речь. Диалог. | 1 |
|
|
11 | Проверочная работа по темам «Словосочетание», «Предложение». | 1 |
|
|
Текст | 5 ч |
|
| |
12 | Текст, его особенности. | 1 |
|
|
13 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | 1 |
|
|
14 | Р/Р Начальные и конечные предложения текста. | 1 |
|
|
15 | Р/Р Ключевые слова. Основные признаки текста. | 1 |
|
|
16 | Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи. | 1 |
|
|
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 8 ч |
|
| |
17 | Слово и его лексическое значение. | 1 |
|
|
18 | Р/Р Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя») | 1 |
|
|
19 | Общеупотребительные слова. | 1 |
|
|
20 | Профессионализмы. | 1 |
|
|
21 | Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. | 1 |
|
|
22 | Новые слова (неологизмы). Устаревшие слова. | 1 |
|
|
23 | Р/Р. Словари. | 1 |
|
|
24 | Контрольная работа по теме «Лексика» | 1 |
|
|
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 3 ч |
|
| |
25 | Фразеологизмы. | 1 |
|
|
26 | Р/Р. Источники фразеологизмов. | 1 |
|
|
27 | Обобщение по теме «Фразеология. Культура речи». | 1 |
|
|
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 30 ч |
|
| |
28-29 | Морфемика и словообразование. | 2 |
|
|
30 | Описание помещения. | 1 |
|
|
31-32 | Основные способы образования слов в русском языке. | 2 |
|
|
33-34 | Этимология слов. | 2 |
|
|
35-36 | Р/Р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 2 |
|
|
37-38 | Буквы а и о в корнях -кос- /- кас-. | 2 |
|
|
39-40 | Буквы а и о в корнях -гор- /- гар-. | 2 |
|
|
41-42 | Буквы а и о в корнях -зор- /- зар-. | 2 |
|
|
43-44 | Буквы ы и и после приставок. | 2 |
|
|
45 | Гласные в приставках пре- и при-. | 1 |
|
|
2 четверть (35 часов) | ||||
46 | Гласные в приставках пре- и при-. | 1 |
|
|
47-48 | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | 2 |
|
|
49-50 | Сложносокращённые слова. | 2 |
|
|
51-52 | Р. Р. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» | 2 |
|
|
53 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 |
|
|
54 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. Контрольный словарный диктант. | 1 |
|
|
55 | Повторение по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 1 |
|
|
56 | Контрольный диктант по теме «Словообразование» | 1 |
|
|
57 | Работа над ошибками. | 1 |
|
|
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. |
|
|
| |
Имя существительное | 19 ч |
|
| |
58 | Имя существительное как часть речи. | 1 |
|
|
59 | Разносклоняемые имена существительные. | 1 |
|
|
60 | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | 1 |
|
|
61 | Р/Р Русские имена | 1 |
|
|
62 | Несклоняемые имена существительные. | 1 |
|
|
63 | Род несклоняемых имён существительных. | 1 |
|
|
64 | Имена существительные общего рода. | 1 |
|
|
65 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
|
|
66 | Р/Р Сочинение-описание впечатлений. | 1 |
|
|
67-68 | Не с именами существительными. | 2 |
|
|
69-70 | Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). | 2 |
|
|
71 | Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик. | 1 |
|
|
72-73 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 2 |
|
|
74 | Обобщение по теме «Имя существительное» | 1 |
|
|
75 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | 1 |
|
|
76 | Работа над ошибками. | 1 |
|
|
Имя прилагательное | 22 ч |
|
| |
77 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
|
|
78-79 | Р/Р Описание природы. | 2 |
|
|
80 | Степени сравнения имён прилагательных. | 1 |
|
|
3 четверть (50 часов) | ||||
81 | Степени сравнения имён прилагательных. | 1 |
|
|
82 | Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 |
|
|
83 | Р/Р Сочинение-описание местности | 1 |
|
|
84 | Относительные прилагательные. | 1 |
|
|
85 | Р.Р. Выборочное изложение | 1 |
|
|
86 | Притяжательные прилагательные. | 1 |
|
|
87 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
|
|
88-89 | Не с прилагательными. | 2 |
|
|
90 | Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. | 1 |
|
|
91 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Словарный диктант. | 1 |
|
|
92-93 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | 2 |
|
|
94 | Р/Р Описание игрушки. | 1 |
|
|
95 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. | 1 |
|
|
96 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 1 |
|
|
97 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». | 1 |
|
|
98 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 |
|
|
Имя числительное | 18 ч |
|
| |
99 | Имя числительное как часть речи. | 1 |
|
|
100-101 | Простые и составные числительные. | 2 |
|
|
102-103 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 2 |
|
|
104-105 | Порядковые числительные | 2 |
|
|
106 | Разряды количественных числительных | 1 |
|
|
107-108 | Числительные, обозначающие целые числа. | 2 |
|
|
109 | Дробные числительные. | 1 |
|
|
110 | Собирательные числительные. | 1 |
|
|
111 | Р/Р Употребление числительных в речи | 1 |
|
|
112 | Проверочная работа по теме «Имя числительное» | 1 |
|
|
113 | Морфологический разбор имени числительного. | 1 |
|
|
114 | Обобщение по теме «Имя числительное». | 1 |
|
|
115 | Контрольная работа по теме «Имя числительное». | 1 |
|
|
116 | Р/Р Публичное выступление на тему «Береги природу!» | 1 |
|
|
Местоимение | 22 ч |
|
| |
117 | Местоимение как часть речи. | 1 |
|
|
118 | Личные местоимения. | 1 |
|
|
119 | Возвратное местоимение себя. | 1 |
|
|
120 | Р/Р Рассказ по рисункам. | 1 |
|
|
121-122 | Вопросительные и относительные местоимения. | 2 |
|
|
123-124 | Неопределенные местоимения. | 2 |
|
|
125-126 | Отрицательные местоимения. | 2 |
|
|
127-128 | Притяжательные местоимения. | 2 |
|
|
129 | Указательные местоимения. | 1 |
|
|
130 | Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение. | 1 |
|
|
4 четверть (40 часов) | ||||
131 | Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение. | 1 |
|
|
132 | Р/Р Текст и план текста. | 1 |
|
|
133 | Определительные местоимения. | 1 |
|
|
134 | Местоимения и другие части речи. | 1 |
|
|
135 | Морфологический разбор местоимения. | 1 |
|
|
136 | Р/Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители». | 1 |
|
|
137 | Обобщение по теме «Местоимение». | 1 |
|
|
138 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | 1 |
|
|
Глагол | 26 ч |
|
| |
139-140 | Глагол как часть речи. | 2 |
|
|
141 | Р/Р. Сочинение по рисункам и данному началу. | 1 |
|
|
142 | Повторение: способы образования глаголов. | 1 |
|
|
143 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 |
|
|
144-145 | Глаголы переходные и непереходные. | 2 |
|
|
146 | Р/Р. Изложение. | 1 |
|
|
147-148 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 2 |
|
|
149-150 | Условное наклонение. | 2 |
|
|
151-152 | Повелительное наклонение. | 2 |
|
|
153 | Р/Р. Сочинение по рисункам. | 1 |
|
|
154-155 | Употребление наклонений. | 2 |
|
|
156 | Употребление наклонений. Контрольный словарный диктант. | 1 |
|
|
157-158 | Безличные глаголы. | 2 |
|
|
159 | Морфологический разбор глагола. | 1 |
|
|
160 | Р/Р. Рассказ на основе услышанного. | 1 |
|
|
161 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 |
|
|
162 | Обобщение по теме «Глагол». | 1 |
|
|
163 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 |
|
|
164 | Работа над ошибками. | 1 |
|
|
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах | 6 ч |
|
| |
165 | Разделы науки о языке. Орфография. | 1 |
|
|
166 | Пунктуация. | 1 |
|
|
167 | Лексика и фразеология. Словообразование. | 1 |
|
|
168 | Морфология. Синтаксис. | 1 |
|
|
169 | Итоговый диктант. | 1 |
|
|
170 | Работа над ошибками. | 1 |
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: русский язык
Класс: 7
Количество часов: 136 часов (4 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Дата | ||
План | Факт | |||
Введение (1 час) | ||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. |
|
| |
Повторение изученного в 5 – 6 классах (11 + 1 ч.) | ||||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. |
|
| |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. |
|
| |
4 | Лексика и фразеология. |
|
| |
5,6 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. |
|
| |
7 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. |
|
| |
8,9 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. |
|
| |
10 | Стартовая контрольная работа №1 (диктант). |
|
| |
11,12 | Р.Р. Сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью». |
|
| |
| Тексты и стили (4ч.) | |||
13 | Р.Р. Текст. |
|
| |
14 | Диалог как текст.Виды диалога. |
|
| |
15 | Р.Р.Стили литературного языка. |
|
| |
16 | Р.Р.Публицистический стиль. |
|
| |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие (26+7ч). | ||||
17 | Причастие как часть речи. |
|
| |
18,19 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. |
|
| |
20,21 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. |
|
| |
22 | Р.Р.Описание внешности человека. |
|
| |
23 | Действительные и страдательные причастия. |
|
| |
24 | Краткие и полные страдательные причастия. |
|
| |
25 | Действительные причастия настоящего времени. |
|
| |
26 | Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. |
|
| |
27 | Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени. |
|
| |
28 | Действительные причастия прошедшего времени. |
|
| |
29 | Страдательные причастия настоящего времени. |
|
| |
30 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. |
|
| |
31 | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. |
|
| |
32 | Страдательные причастия прошедшего времени. |
|
| |
33 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. |
|
| |
34 | Правописание гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. |
|
| |
35,36 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. |
|
| |
37,38 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. |
|
| |
39 | Р.Р.Выборочное сжатое изложение. |
|
| |
40 | Анализ сжатого изложения. Повторение приемов сжатия текста. |
|
| |
41 | Морфологический разбор причастия. |
|
| |
42,43 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. Правописание не с причастиями. |
|
| |
44,45 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
|
| |
46 | Повторение по теме «Причастие». |
|
| |
47 | Контрольная работа №1 по теме «Причастие». |
|
| |
48 | Контрольный диктант №2 по теме «Причастие». |
|
| |
49 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте, в тестовой работе. |
|
| |
Деепричастие (10+1 ч). | ||||
50 | Деепричастие как часть речи. |
|
| |
51 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. |
|
| |
52 | Раздельное написание не с деепричастиями. |
|
| |
53 | Деепричастия несовершенного вида. |
|
| |
54 | Деепричастия совершенного вида. |
|
| |
55 | Морфологический разбор деепричастия. |
|
| |
56 | Р.Р.Составление рассказа по картине С. Григорьева «Вратарь». |
|
| |
57 | Повторение по теме «Деепричастие». |
|
| |
58 | Повторение по теме «Деепричастие». |
|
| |
59 | Контрольная работа №2 по теме «Деепричастие».. |
|
| |
60 | Контрольный диктант №3 по теме «Деепричастие». |
|
| |
Наречие (26+5 ч). | ||||
61 | Наречие как часть речи. |
|
| |
62 | Смысловые группы наречий. |
|
| |
63,64 | Степени сравнения наречий. |
|
| |
65 | Морфологический разбор наречий. |
|
| |
66,67 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. |
|
| |
68,69 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. |
|
| |
70,71 | Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е. |
|
| |
72,73 | Р.Р.Описание действий.Обучение написанию сочинения в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. |
|
| |
74,75 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. |
|
| |
76,77 | Буквы О и А на конце наречий. |
|
| |
78,79 | Р.Р. Контрольное сочинение№1по картинеЕ. Широкова «Друзья». |
|
| |
80 | Дефис между частями слова в наречиях. |
|
| |
81,82 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. |
|
| |
83 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
|
| |
84 | Повторение изученного по теме «Наречие». |
|
| |
85 | Контрольная работа №3 по теме «Наречие». |
|
| |
86 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
|
| |
87 | Контрольный диктант №4 по теме «Наречие». |
|
| |
88 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
|
| |
89 | Р.Р. Учебно-научная речь. Отзыв. |
|
| |
90 | Учебный доклад. |
|
| |
91 | Практикум: доклады по заданиям. |
|
| |
Категория состояния (3+1 ч) |
| |||
92 | Категория состояния как часть речи. |
|
| |
93 | Морфологический разбор категории состояния. |
|
| |
94 | Р.Р.Контрольное сжатое изложение № 1. |
|
| |
95 | Обобщение по теме «Категория состояния». |
|
| |
Служебные части речи (1ч) | ||||
96 | Самостоятельные и служебные части речи. |
|
| |
Предлог (8ч) | ||||
97 | Предлог как часть речи. |
|
| |
98 | Употребление предлогов. |
|
| |
99 | Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. |
|
| |
100 | Морфологический разбор предлога. |
|
| |
101 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. |
|
| |
102 | Правописание производных предлогов. |
|
| |
103 | Контрольная работа №4 по теме «Предлог». |
|
| |
104 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
|
| |
Союз (11+1ч) | ||||
105 | Союз как часть речи. |
|
| |
106 | Простые и составные союзы. |
|
| |
107 | Союзы сочинительные и подчинительные. |
|
| |
108 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. |
|
| |
109 | Сочинительные союзы. |
|
| |
110 | Подчинительные союзы. |
|
| |
111 | Морфологический разбор союза. |
|
| |
112 | Р.Р. Сочинение – рассуждение о книге. |
|
| |
113 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. |
|
| |
114 | Повторение сведений о предлогах и союзах. |
|
| |
115 | Контрольный диктант № 5 по теме «Союз». |
|
| |
116 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
|
| |
Частица (10+2ч) | ||||
117 | Частица как часть речи. |
|
| |
118 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. |
|
| |
119 | Смысловые частицы. |
|
| |
120 | Раздельное и дефисное написание частиц. |
|
| |
121 | Морфологический разбор частицы. |
|
| |
122 | Отрицательные частицы не и ни. |
|
| |
123 | Различение частицы не и приставки не. |
|
| |
124 | Частица ни, приставка ни, союз ни…ни.. |
|
| |
125 | Повторение по теме «Частица». |
|
| |
126 | Контрольный диктант № 6 по теме «Частица». |
|
| |
127 | Контрольная работа № 5 по теме «Служебные части речи». |
|
| |
128 | Анализ ошибок, полученных в контрольном диктанте и контрольной работе. |
|
| |
Междометие (1ч) | ||||
129 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. |
|
| |
Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах (9ч) | ||||
130 | Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. |
|
| |
131 | Фонетика. Графика. |
|
| |
132 | Лексика и фразеология. |
|
| |
133 | Морфемика. Словообразование. Морфология и орфография. |
|
| |
134 | Синтаксис и пунктуация. |
|
| |
135 | Итоговая контрольная работа № 6 по курсу 7 класса. |
|
| |
136 | Анализ контрольной работы. |
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: русский язык
Класс: 8
Количество часов: 102 часа (3 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
Введение (1 час) | |||
1 | Русский язык в современном мире. |
|
|
Повторение изученного в 5 – 7 классах (5+2 ч.) | |||
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения |
|
|
3 | Знаки препинания в сложном предложении |
|
|
4 | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий |
|
|
5,6 | Р.Р. Изложение от 3 лица по упр. 26 |
|
|
7 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи |
|
|
8 | Контрольный диктант № 1 «Повторение изученного» |
|
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7+1 ч.) | |||
9 | Основные единицы синтаксиса |
|
|
10 | Текст как единица синтаксиса |
|
|
11 | Предложение как единица синтаксиса |
|
|
12 | Словосочетание как единица синтаксиса |
|
|
13 | Виды словосочетаний |
|
|
14 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях |
|
|
15 | Синтаксический разбор словосочетаний |
|
|
16 | Р.Р. Сжатое изложение по упр. 52 |
|
|
| Простое предложение (2+1 ч.) | ||
17 | Грамматическая (предикативная) основа предложения |
|
|
18 | Порядок слов в предложении. Интонация |
|
|
19 | Р.Р. Описание памятника культуры |
|
|
Двусоставные предложения Главные члены предложения(7+1 ч.) | |||
20 | Подлежащее |
|
|
21 | Сказуемое |
|
|
22 | Простое глагольное сказуемое |
|
|
23 | Р.Р. Сочинение-описание |
|
|
24 | Составное глагольное сказуемое |
|
|
25 | Составное именное сказуемое |
|
|
26 | Контрольный диктант № 2 «Двусоставные предложения» |
|
|
27 | Тире между подлежащим и сказуемым |
|
|
Второстепенные члены предложения(6+1 ч.) | |||
28 | Роль второстепенных членов предложения. Дополнения |
|
|
29 | Определение |
|
|
30 | Приложение. Знаки препинания при нем |
|
|
31 | Обстоятельство |
|
|
32 | Синтаксический разбор двусоставного предложения |
|
|
33 | Р.Р.Характеристика человека |
|
|
34 | Повторение |
|
|
Односоставные предложения (9+2 ч.) | |||
35 | Главный член односоставного предложения |
|
|
36 | Назывные предложения |
|
|
37 | Контрольный диктант № 3 |
|
|
38 | Определенно-личные предложения |
|
|
39 | Неопределенно-личные предложения. Инструкция |
|
|
40 | Безличные предложения |
|
|
41 | Р.Р. Рассуждение |
|
|
42 | Р.Р. Изложение по упр. 208 |
|
|
43 | Неполные предложения |
|
|
44 | Синтаксический разбор односоставного предложения |
|
|
45 | Повторение |
|
|
Простое осложненное предложение (1 ч.) | |||
46 | Понятие об осложненном предложении |
|
|
Однородные члены предложения(9+2 ч.) | |||
47,48 | Понятие об однородных членах |
|
|
49 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них |
|
|
50 | Р.Р. Изложение по упр. 242 |
|
|
51 | Однородные и неоднородные определения |
|
|
52 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них |
|
|
53 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них |
|
|
54 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами |
|
|
55 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами |
|
|
56 | Повторение |
|
|
57 | Р.Р. Сочинение |
|
|
Обособленные члены предложения (16+2 ч.) | |||
58 | Понятие об обособленности |
|
|
59-61 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них |
|
|
62 | Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение |
|
|
63 | Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение |
|
|
64,65 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них |
|
|
66,67 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них |
|
|
68,69 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения |
|
|
70 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения |
|
|
71 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами |
|
|
72,73 | Повторение |
|
|
74 | Контрольный диктант № 4«Обособленные члены предложения» |
|
|
75 | Анализ диктанта |
|
|
Слова, грамматически не связанные с членами предложения Обращение(3 ч.) | |||
76 | Назначение обращения |
|
|
77 | Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении |
|
|
78 | Употребление обращений |
|
|
Вводные и вставные конструкции(7+2 ч.) | |||
79 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению |
|
|
80,81 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях |
|
|
82 | Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении |
|
|
83 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения |
|
|
84 | Повторение |
|
|
85 | Р.Р. Сжатое изложение |
|
|
86 | Р.Р. Анализ изложения |
|
|
87 | Тест по теме «Вставные и вводные конструкции» |
|
|
Чужая речь (7+1 ч.) | |||
88 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть |
|
|
89 | Прямая и косвенная речь. Косвенная речь |
|
|
90 | Прямая речь. Диалог |
|
|
91 | Р.Р. Рассказ. Сжатое изложение по упр. 418 |
|
|
92,93 | Цитата |
|
|
94 | Повторение |
|
|
95 | Тест по теме «Чужая речь» |
|
|
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (7 ч.) | |||
96 | Синтаксис и морфология |
|
|
97 | Синтаксис и пунктуация |
|
|
98 | Синтаксис и культура речи |
|
|
99 | Синтаксис и орфография |
|
|
100 | Обобщение |
|
|
101 | Контрольный диктант № 5 за курс 8 класса |
|
|
102 | Анализ диктанта. Итоговый урок |
|
|
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе (102 ч.)
№ урока | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
Введение (1 час) | |||
1 | Международное значение русского языка. |
|
|
Повторение изученного в 5 – 8 классах (9 + 2 ч.) | |||
2 | Фонетика. |
|
|
3 | Устная и письменная речь. Монолог, диалог. |
|
|
4 | Стили речи. |
|
|
5 | Простое предложение и его грамматическая основа. |
|
|
6,7 | Предложения с обособленными членами. |
|
|
8,9 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. |
|
|
10 | Сочинение-описание «Осень в нашей местности» (упр.40) |
|
|
11 | Итоговый тест по теме «Повторение» |
|
|
12 | Работа над ошибками теста и сочинения. |
|
|
Синтаксис и пунктуация Сложное предложение. Культура речи (4 ч.) | |||
13 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. |
|
|
14 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. |
|
|
15 | Интонация сложного предложения. |
|
|
16 | Подготовка к домашнему сочинению по упр.52. |
|
|
Сложносочинённое предложение (5 ч.) | |||
17 | Союзные сложные предложения. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания ССП. |
|
|
18 | Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сочинительные союзы. |
|
|
19 | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами. |
|
|
20 | Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. |
|
|
21 | Контрольная работа по теме «Сложносочиненные предложения» |
|
|
Сложноподчинённое предложение (23+6 ч.) | |||
22,23 | Сложноподчиненные предложения. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. |
|
|
24,25 | Союзы и союзные слова в СПП предложении. Роль указательных слов. |
|
|
26 | Р.Р. Изложение по упр. 106. Способы сжатия |
|
|
27 | Основные группы сложноподчиненных предложений по значению. |
|
|
28 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. |
|
|
29 | Сложноподчиненные предложения с местоименно-определительными придаточными. |
|
|
30 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. |
|
|
31 | Р.Р. Сжатое изложение по упр.123. Виды сжатия. |
|
|
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. |
|
|
33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. |
|
|
34,35 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, уступки, следствия. |
|
|
36,37 | Придаточные предложения образа действия, меры, степени и сравнительные. |
|
|
38,39 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. |
|
|
40 | Р.Р. Подготовка к сочинению по упр.166 по картине В. Фельдмана «Родина» |
|
|
41 | Р.Р. Работа над сочинением |
|
|
42 | Рецензирование работ. |
|
|
43,44 | Закрепление темы «Сложноподчиненные предложения. Виды придаточных предложений». |
|
|
45 | Синтаксический разбор сложноподчиненных предложений. |
|
|
46 | Пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений. |
|
|
47 | Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненные предложения.» |
|
|
48 | Зачетная работа по теме «Сложноподчиненные предложения». |
|
|
49 | Р.Р. Подготовка к сочинению на морально-нравственную тему по упр.184 |
|
|
50 | Р.Р. Работа над сочинением. |
|
|
Бессоюзное сложное предложение (11+2 ч.) | |||
51 | Бессоюзные сложные предложения. Понятие о БСП. |
|
|
52 | Интонация в бессоюзном предложении. |
|
|
53 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. |
|
|
54,55 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. |
|
|
56,57 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. |
|
|
58,59 | Р.Р. Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелевка» |
|
|
60 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. |
|
|
61,62 | Обобщающий урок по теме «Бессоюзное сложное предложение». |
|
|
63 | Урок-практикум по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».
|
|
|
Сложное предложение с различными видами связи (9+2 ч.) | |||
64 | Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. |
|
|
65,66 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
|
|
67 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения. |
|
|
68 | Р.Р. Изложение по упр. 219. Виды сжатия. |
|
|
69 | Р.Р. Публичная речь. |
|
|
70 | Составление краткого плана. |
|
|
71,72 | Обобщение по теме «Сложные предложения с различными видами связи» |
|
|
73 | Контрольный диктант по теме «Сложное предложение» (с грамм. заданием). |
|
|
74 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
|
|
Повторение (26+2 ч.) | |||
75 | Фонетика. Графика.Орфография. |
|
|
76,77 | Лексика. Фразеология. Орфография. |
|
|
78 | Р.Р. Сжатое изложение по упр.259.Виды сжатия |
|
|
79,80 | Морфемика. Орфограммы в приставках. |
|
|
81,82 | Морфемика. Орфограммы в суффиксах и окончаниях. |
|
|
83-85 | НЕ с различными частями речи. |
|
|
86 | Основные способы словообразования.Свободный диктант |
|
|
87,88 | Морфемика. Орфограммы в корнях слов. Работа с тестами |
|
|
89 | Р.Р. Сжатое изложение из сборника тестов ГИА 2019 |
|
|
90,91 | Морфология. Именные части речи. Орфография (урок-семинар) Работа с тестами |
|
|
92 | Морфология. Глагол. Орфография. |
|
|
93,94 | Морфология. Наречие. Орфография. |
|
|
95,96 | Морфология. Предлог. Союз. Частица. |
|
|
97,98 | Орфограммы в причастиях. Орфограммы в деепричастиях |
|
|
99 | Синтаксис и пунктуация |
|
|
100 | Орфография. Пунктуация. |
|
|
101 | Итоговый контрольный диктант или изложение |
|
|
102 | Анализ диктанта. Итоговый урок |
|
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
в 6-9 классах
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат, публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
участвовать в дискуссии на учебно- научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
писать рецензии, рефераты;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля, участие в дискуссиях на учебно-научные темы; резюме, деловое письмо, объявление как жанры официально-делового стиля; выступление, информационная заметка, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в разных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства морфологии;
различать грамматические омонимы;
опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи4
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.