В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачева учебник «математика» 1,2,3,4 класс издательство 2012г.
.В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачева рабочая тетрадь «математика» 1,2,3,4 класс издательство 2015г.
Особенность обучения состоит в том, что в начальной школе у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотив учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его образовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс дополнительных вопросов, ранее неизучавщихся в начальной школе.
Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики, величины и их измерение, логико-математические понятия, алгебраическая пропедевтика,элементыгеометрии.Основные понятия линий: число,отношение, величина,геометрическая фигура.
Общее содержание обучения математике представлено следующими разделами: «Число и счет», «арифметические действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Геометрические понятия», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией.
В учебном плане МБОУ Газимуро-Заводская СОШ на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего — 540 часов. В 1 классе-132 часа (33 учебных недели), во 2-4 классах -136часов (34 учебных недели). Из них 40 часов на 4 года отведено на резерв.
-понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений , происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы , размер и т.д)
-математические представления о числах, величинах ,фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры,сокровища искусства и культуры,объекты природы)
-владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логии позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность(аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений;опровергать или подтверждать истинность предположения).
Личностные универсальные действия | Регулятивные универсальные учебные действия | Познавательные универсальные учебные действия | Коммуникативные универсальные учебные действия |
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; -готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. -личностные качества как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. | - принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - -различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; - -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; - -адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть общим приемом решения задач. | - выражать в речи свои мысли и действия; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет; - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия. |
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; -устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач - адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности. | • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи | - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
|
Содержание | Планируемый предметный результат |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
1.Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов |
Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты). Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов). | | . |
2.Число и счет-40ч. |
Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков , =, Римская система записи чисел. Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика. | • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; | • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия. |
3. Арифметические действия и их свойства-190ч. |
Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, -, •, : . Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное). Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Таблица умножения и соответствующие случаи деления. Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число. Деление с остатком. Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трехзначное число. Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора). Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения;распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записисвойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями. Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий. Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву. | • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1): • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; • вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок). | • выполнять действия с величинами; • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия). |
4.Величины-70ч. |
Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин. Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка).История возникновения месяцев года. Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и ее вычисление. Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием знака ≈ (примеры: АВ ≈5 см, t ≈ 3 мин, V ≈ 200 км/ч). Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле ее значения. Масштаб. План. Карта. Примеры вычислений с использованием масштаба. | • читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношении между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз) | •выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия выполнять действия с величинами; |
5.Работа с текстовыми задачами-110ч. |
Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом. Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи. Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи, работы, движения тел. Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении). | устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. | . решать задачи на нахождениедоли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); решать задачи в 3—4 действия; находить разные способы решения задачи. |
6. Геометрические понятия-50ч. |
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные). Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата). Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их распознавание на чертежах и на моделях. Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. | • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур | научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус. |
7. Логико-математическая подготовка. |
Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме. Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации. Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний. Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если, то», «неверно, что» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний. Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение примеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение. Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.) |
| • Находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв. |
8.Работа с информацией-40ч. |
Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации. Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц. Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач. Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5). Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3). Простейшие графики. Считывание информации. Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах. Конечные последовательности ( цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности. | читать несложные готовые таблицы; заполнять несложные готовые таблицы; читать несложные готовые столбчатые диаграммы. | • читать несложные готовые круговые диаграммы; • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; • распознавать одну и ту .же информацию, представленную в разной форме- (таблицы, диаграммы, схемы); планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы) |
Резерв | 40 ч. | |
1.Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатическихподходов в повседневных ситуациях.
2.Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложнымиграфами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации.
3.Выбор оснований для образования и выделения совокупностей.
4.Представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек.
5.Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивнойсреде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнениегеометрических
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | количество | примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | Математика: 1-4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч.Рудницкая В. Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. – М.: Вентана-Граф, 2012. | К | |
2 | Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2, 3 для учащихся общеобразовательных учреждений (Кочурова Е.Э.- М.: Вентана-Граф, 2013). | К | |
3 | Математика: 2 класс: рабочая тетрадь № 1, 2, для учащихся общеобразовательных учреждений.- Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. М.: Вентана-Граф. | К | |
4 | Математика: 3 класс: рабочая тетрадь № 1, 2, для учащихся общеобразовательных учреждений(Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В.- М.: Вентана-Граф). | К | |
5 | Математика: 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2, для учащихся общеобразовательных учреждений. (Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. М.: Вентана-Граф). | К | |
Печатные пособия |
6 | Таблицы демонстрационные: «Устные приемы сложения и вычитания в пределах сотни» Таблицы демонстрационные: «Порядок действий» Таблицы демонстрационные: «Умножение и деление» Таблицы демонстрационные: «Простые задачи» Таблицы демонстрационные: «Математические задачи для начальной школы» Таблицы демонстрационные: «Математика 1 – 4 класс» Таблицы демонстрационные: «геометрические фигуры и величины» Таблицы демонстрационные: «Однозначные и многозначные цифры» Карточки с заданиями по математике | Д | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
7 | Цифровые и информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия, виртуальные лаборатории( изучение процесса движения, работы, геометрическое конструирование и моделирование). Академия школьника» Электронный образовательный ресурс | П Д | |
Технические средства обучения |
8 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Компьютер. Проектор. Принтер лазерный. Проекционный экран. | Д Д Д Д Д Д | |
Демонстрационные пособия |
9 | «Измерительные приборы: весы, часы. Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Наборы предметных картинок. Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, цилиндр, разные виды многогранников (пирамиды, прямоугольный параллелепипед (куб). | Д Д Д Д | |
Экранно-звуковые пособия |
10 | Видеофрагменты и другие информационные объекты. | Д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Индивидуальные пособия и инструменты: ученическая линейка со шкалой от 0 до 20, чертёжный угольник, циркуль, палетка. Дидактическое пособие по математике «Математическое лото». Дидактическое пособие «Считаем сами». Дидактическое пособие «Таблица умножения». Дидактическое пособие «Учимся считать». Серия таблиц по математике с раздаточным материалом. Модель-аппликация «Числовая прямая». Набор геометрических тел. Набор дидактический «Изучаем математику». Перекидное табло для устного счёта. Счётная лесенка. Часовой цифербла | К | |
Игры |
Конструкторы, электронные игры развивающего характера. | | |
Пособие «оценка знаний» проверочные и контрольные работы- авторы: В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.
Учебно-методическое пособие «контроль знаний в системе коррекционного обучения»- авторы: Е.А.Екжанова. Е.В.Р.езникова, М.Б.Хабибулина.
«математика» методика обучения-авторы: В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.
Учебник математика- авторы: В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.
«Математика» тетрадь для контрольных работ-авторы:В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.