СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочие программы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству по программе ,,Начальная школа 21 века"
| УТВЕРЖДЕНА приказом директора от _________№ _________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательные стандарты | ФГОС | уровень | Базовый | ||||||
Предмет/элективный курс | Изобразительное искусство | ||||||||
ФИО учителя | Яркова Елена Анатольевна Кузнецова Татьяна Анатольевна Кучерова Марина Геннадьевна Рябкова Светлана Анатольевна Терентьева Наталья Леонидовна Соболева Людмила Александровна Жарова Светлана Александровна Малахова Светлана Викторовна | ||||||||
Количество часов по учебному плану | |||||||||
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
| Всего за курс | |||
В неделю | 1час | 1час | 1час | 1час |
|
| |||
В год | 33часа | 34часа | 34часа | 34часа |
| 135часов | |||
Рабочая программа разработана на основе следующих документов: | 1.Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576 3.Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015г. № 1/15).
4.Предметная линия учебников «Начальная школа 21 века» |
Учебно-методическое обеспечение.
1 | Савенкова Л.Г., Изобразительное искусство. Интегрированная программа: 1-4 классы / – М. : Вентана-Граф, 2012. |
2 | Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное искусство : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2016. |
3 | Савенкова Я.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное искусство : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2017 |
4 | Савенкова Я.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное искусство : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2018 |
5 | Савенкова Я.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное искусство : 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2019 |
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству, программы (1-4 классы), авторы - Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская (УМК «Начальная школа XXI века», руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова).
Аннотация
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.). За основу рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» взято Тематическое планирование учебного материала из Интегрированной программы по изобразительному искусству, созданной на основе концепции «Начальная школа ХХI века» (руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова).
Определяющие характеристики программы «Изобразительное искусство» — интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, основные положения творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Б.П. Юсовым в Учреждении РАО «Институт художественного образования».
Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе — разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
активизацию самостоятельной творческой деятельности;
развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);
формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
Развивающие и художественные задачи по годам обучения
1 класс: формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача — освоение учащимися формата листа.
2 класс: знакомить с разными природными пространствами Земли, узнают, как люди приспосабливаются к природным условиям, в которых они живут. Главные задачи этого года — развитие и обогащение чувственной сферы детей, их фантазии и воображения. На примере волшебных превращений, происходящих в сказках (изменений цвета, света, формы, пространства, звука, настроения), деятельность учащихся направляется на создание художественных образов. Ведущая практическая задача — расширение представления школьников о цвето-колористической палитре и овладение навыками работы новыми художественными материалами
3 класс: наблюдать за объектами разных природных пространств (воздуха, воды, земной поверхности, подземного мира), составляющими основу творчества многих художников, и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомятся с новыми художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Ведущая практическая задача — развитие и активизация продуктивного воображения и фантазии, композиционного мышления.
4 класс: формировать понятия и представления о культуре народа (географические условия; особенностях труда, обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладываются основы проектного мышления
Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.
В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.
Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы (по Б.П. Юсову).
Духовное возвышение ребёнка. Важно воспитывать у детей духовные потребности и интересы; развивать возвышенные чувства, возникающие при восприятии произведений искусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.
Действие, радость, увлечение школьников работой. Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение, творчески и неординарно мыслить.
Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детей к художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.
Освоение разнообразных сторон жизни (природа, животные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.
Опора в обучении на региональный компонент. Выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя творческие задания, педагогу следует учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся, — географические, национальные, культурно-исторические.
Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство разных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ.
Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрозненны, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют прочувствовать и сделать. Ведь ребёнок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.
Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая Деятельность включает три составляющие. Исполнительская (техническая) — основана на многократном повторении, отточенной технике. Творческая (образная) — требует выразительности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства — существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в административном и жилом здании.
Активное творчество учащихся. Развитие творческих способностей у ребёнка происходит только при его активной художественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.
Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах.
Искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно-образные, художественно-действенные, логические.
Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:
опора на практическую деятельность ребёнка и возвышение её до уровня творчества;
подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребёнка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.
Интегрированный подход в художественном образовании младших школьников предоставляет учителю свободу творческого поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми. Предлагаемые в программе примерные задания ориентируют педагога на разработку своих учебно-творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы дают педагогу возможность увеличивать количество часов на предмет «Изобразительное искусство» исходя из возможностей и специфики школы (например, в школах с углублённым изучением образовательной области «Искусство») и индивидуальных особенностей учащихся.
Обучение эффективно только в том случае, если дети увлечены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобразительного искусства следует выстраивать таким образом, чтобы вызвать у школьников желание заниматься творческой деятельностью, познавать мир в художественно-образной форме.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно- творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.
Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно- образного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.
Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.
Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.
Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).
Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).
Азбуку декора. Дети осваивают различные способы декорирования поверхности (печать разнообразными материалами, монотипия, набрызг, коллаж, орнаментирование и др.), особенности размещения декора на различных формах. Учащиеся 1–4 классов изучают и создают орнаментальные и сюжетные, плоскостные и объёмные композиции, эскизы оформления ковров, платков, посуды, украшают декором изделия. Богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы используется для стилизации. Овладевая приёмами декорирования поверхности, художественной обработки ткани, кожи, меха, войлока, пластика, природных и других материалов, имитируя технологии мозаики, витража, гобелена, батика, младшие школьники учатся находить характерные особенности видового образа, осваивать выразительные средства и образно - сюжетное содержание изделий художников декоративно- прикладного искусства.
Мир архитектуры и дизайна. Учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и моделированию объектов архитектуры и дизайна на основе животных, растительных, геометрических и любых причудливых форм. Наряду с уроком как основной формой организации учебного процесса рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи; использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям. Кроме этого, для успешного прохождения программы важно реализовывать межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и тела), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий)
Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.
Использование ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
1 класс Задания способствуют развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению; помогают сформировать умения работать с дистанционными материалами и инструментами, анализировать и сознательно использовать информацию из различных источников (книг, журналов, видео- и кинофильмов, Интернета, рекламы, газет, словарей и др.).
2 класс Задания дают возможность знакомить школьников на втором году обучения с творчеством художников, работающих с разными материалами, в разных сферах искусства, в том числе с достижениями архитекторов, дизайнеров; способствуют формированию умения находить визуальный ряд по изучаемой теме; позволяют расширить диапазон привлекаемых исторических и культурологических данных; развивают интерес к графической грамоте, применению в изобразительном искусстве современных технических средств.
3 класс Задания направлены на развитие наблюдательности и любознательности, формиро вание интереса к природным объектам (флоре и фауне). Использование разно- образных видов компьютерной графики позволяет развивать у детей навыки самостоятельной творческой деятельности; даёт возможность включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способ- ность аргументировано защищать свою точку зрения, формирует умение слушать собеседника. Овладеть новыми знаниями, понятиями из различных областей науки помогает работа с Интернетом — поиск информации и её анализ.
4 класс ИКТ способствует становлению мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывает уважение к другим национальностям.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ»Байкаловская СОШ предмет «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимый на изучение Изобразительного искусства в 1-4 классах составляет 135 часов. В 1 классе предусмотрено 33 ч, во 2, 3 и 4 классах – по 34 часа.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности –любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-
культурных, этнических традиций народов России от поколения к
поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство
Личностные результаты:
целостное, гармоничное восприятие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
адекватная оценка результатов своей деятельности;
способность работать в коллективе;
умение работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение находить нужную информацию в Интернете;
участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
6.Содержание программы (УМК «Начальная школа ХХ1 век)
№ п/п |
Раздел программы |
Количество часов | |||||
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 67 | 67 | 16 | 17 | 17 | 17 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 44 | 44 | 11 | 11 | 11 | 11 |
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) | 24 | 24 | 6 | 6 | 6 | 6 |
| Итого: | 135 | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
1 класс (33 часа)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов).
Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдение за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники — живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
2 класс (34 часа)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации.
Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах тёплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение (размещение) предметов в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках — графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной Деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы. Создание плоскостных или глубинно-пространственных композиций — карт достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, художественном слове и народной речи (в графике, цвете или форме).
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника-иллюстратора. Участие в обсуждениях на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.
3 класс (34 часа)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Передача воздушной перспективы графическими средствами. Выбор и освоение картинной плоскости в зависимости от творческого замысла. Использование в работе средств компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цвета. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Сознательный выбор формата, преодоление измельчённости изображения. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три — пять человек. Поиск в Интернете музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному). Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусства. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.
4 класс (34 часа)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, пустынях, песках, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. Участие в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников). Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета. Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. Лепка фигуры человека по наблюдению. Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). Передача симметрии и асимметрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)». Освоение поисковой системы Интернет. Выполнение графических работ по результатам обсуждения. Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел. Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепке), графике (линией), живописи (способом от пятна).
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
духовные начала личности и целостная картина мира;
основы художественной культуры;
понимание роли искусства в жизни человека;
представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
потребность в творческом проявлении;
наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;
способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;
понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.
Выпускник научится:
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
создавать образы природы и человека в живописи и графике;
выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
понимать форму как одно из средств выразительности;
отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
изображать объёмные тела на плоскости;
использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
33
понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованиемритма элементов;
понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие
родной природы;
понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;
выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по изобразительному искусству
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
-ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
-оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
-использование критериальной системы оценивания;
-оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Критерии оценки теоретических знаний учащихся по изобразительному искусству
Вид работы | «5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетворительно) | «2» (неудовлетворительно) |
Устный опрос | Полные и безошибочные ответы на все вопросы учителя | Ответы на вопросы с незначительными ошибками либо с незначительной ПОМОЩЬЮ | Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников | Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа |
Тестирование | Выполнение работы без ошибок | Верное решение не менее 80 процентов заданий либо незначительные недочеты, неполные и неточные ответы на отдельные вопросы | Верное решение не менее 60 процентов заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы | Верное решение менее 60 процентов заданий |
Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов:
-Отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием.
-Разнообразие источников информации.
-Выразительный устный рассказ.
-Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
-Подробные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу
Критерии оценивания практической деятельности:
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
Формы оценивания учащихся на уроках ИЗО разнообразны.
Форма диалогового (внешняя оценка + самооценка) оценивания учащихся на уроках изобразительного искусства.
1. Представление и защита творческой работы.
Основная часть учебного времени отводится на творческую деятельность. Важно дать возможность учащимся не только выполнить творческую работу, но и высказать своё мнение о работе, а так же выслушать мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:
по организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление;
по форме обсуждения: «Что нравится в рисунке?».
«У кого получилось лучше то или иное изображение?»;
«Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.
Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Очень важно знакомить учащихся перед выполнением работы с критериями оценивания.
Критериями и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть: композиционная организация изображения в листе; построение формы, передача пропорций; умение использовать цвет при создании композиции, выразительность; умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел; оригинальность композиции. Оценивается также соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.
При выполнении итоговых творческих композиций объявляется конкурс на лучший рисунок. Разработанные критерии помогают определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто. За лучшие работы дети награждаются грамотами, на которых изображены их рисунки.
Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ, работу своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.
2. «Отзыв о творческой композиции».
Это одна из форм учебной деятельности, способствующей формированию адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства. Примерный план отзыва о композиции может включать следующие параметры: название, тема; сюжет, какими могли бы быть другие варианты в данной теме; почему выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание); какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет).
Применение оценочного инструментария при самооценке творческих работ формирует аналитические и оценочные умения, а именно: умение внимательно выслушивать объяснения учителя, четко осознавать цели своей работы, контролировать соответствие выполняемой работы поставленной цели, самостоятельная проверять полученный результат; осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, объективно оценивать правильность и качество завершенной работы; давать самооценку уровня овладения учебными умениями.
При работе с использованием системы самооценивания очень важно, чтобы учитель обсудил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Независимо от форм фиксации оценки главное выдержать принцип ухода от сравнивания личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.
3. «Портфолио или Портфель достижений ученика по предмету».
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в художественном творчестве, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
В Портфолио учащегося могут быть отражены его увлечения в области изобразительной деятельности (объем времяпровождения за рисованием, просмотра телепередач, посещение музеев и др.). «Портфель» может представлять собой подборку личных работ ученика: творческие работы, отражающие его интересы; продукты учебно-познавательной деятельности – доклады, сообщения и пр. За основу составления таких «портфелей» целесообразно брать анализ художественно-творческих способностей ученика и его интересы.
4. Обучение алгоритму самооценивания работы.
Обучить детей порядку самооценки можно с помощью алгоритма.
Не все ученики сразу психологически готовы к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок. Поэтому формированию самооценивания нужно учить. Сначала ученики учатся обозначать своё настроение. Учитель даёт возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На обороте альбомного листа или в дневнике учащиеся обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
Затем даётся учащимся возможность оценить содержание своей работы. На данном этапе используется коллективная самооценка.
Для публичной самооценки результатов своей работы сначала выбирается наиболее подготовленный ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).
На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты. Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
Алгоритм самооценки:
1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задания?
Такие художественные работы мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)
В этой работе мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)
Такие работы мы никогда не учились выполнять или нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)
7. Определи уровень успешности, на котором ты выполнял работу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Таким образом, на уроке ученик сам учится оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
Использование алгоритма самооценивания выполненных заданий значительно повышает эффективность работы учеников.
Благодаря представленным формам диалогового оценивания, ученики приобретают ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получить необходимые данные для комплексной накопительной оценки, позволяют ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.
1 класс
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Название раздела | По программе | По плану |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 16 часов. | 16 часов. |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 часов.
| 11 часов.
|
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
| 6 часов. | 6 часов. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Дата
|
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов)Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественно го образа. «Летнее солнышко». |
|
2 | Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. «Почему камни такие красивые». |
|
3 | Приёмы работы красками и кистью. «Моя осень». |
|
4 | Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. «На дороге». |
|
5 | Изображение по памяти и представлению. «Дождь». |
|
6 | Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. «Ветер запутался в ветках». |
|
7 | Проведение различных линий графическими материалами. «Заколдованный зимний сад Снежной королевы». |
|
8 | Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. «Бабочки радуются солнцу». |
|
9 | Представление о набросках и зарисовках. «Причудливые облака в небе». |
|
10 | Получение сложных цветов путём смешения двух красок. «Жёлтый кот в жёлтой траве». |
|
11 | Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. «Корабли в море» |
|
12 | Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. «Рыбы». |
|
13 | Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). «Играющие животные». |
|
14 | Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. |
|
15 | Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. «Листья для волшебного дерева». |
|
16 | Работа с палитрой и гуашевыми красками. «Подводное царство». |
|
17 | Развитие фантазии и воображения (11 часов)Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. «Дворец царя Нептуна». |
|
18 | Отображение контраста и нюанса в рисунке. «Как цыплёнок дом искал». |
|
19 | Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. «Песня слона». |
|
20 | Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. «Животное с детёнышем». |
|
21 | Передача движения и настроения в рисунке. «Хрустальный звук». |
|
22 | Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. «Шорох осенних листьев». |
|
23 | Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). «Как звучит мой дом, улица,город». |
|
24 | Скульптура как вид изобразительного искусства. |
|
25 | Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. «Детская игровая площадка». |
|
26 | Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. «Сказочный город». |
|
27 | Создание композиции по мотивам литературных произведений.«Солнечно и пасмурно». |
|
28 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).Игра на основе обмена мнениями о произведении живописи, бесед о природе. |
|
29 | Материалы и инструменты разных художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Создание «дома» для себя или для любимой куклы. |
|
30 | Различие жанров изобразительного искусства. «Первый день весны». |
|
31 | Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. «Разноцветное мороженое». |
|
32 | Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. «Разноцветное мороженое» |
|
33 | Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного. «Утро золотых одуванчиков». |
|
2 класс
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Название раздела | По программе | По плану |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 17 часов. | 17 часов. |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 часов.
| 11 часов.
|
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
| 6 часов. | 6 часов. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 17 часов. Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток с фактуры предмета. Учебник с. 6 – 13 Рисование гуашью ковра-самолёта с применением приёма «отпечаток фактуры листа». |
|
2 | Рефлекс в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт. Учебник с. 14 - 17 Рисование акварельными красками натюрморта «Дары осени». |
|
3 | Что могут рассказать вещи о своём хозяине? Учебник с. 18 – 25 Рисование гуашью «Интерьер жилища сказочного героя». |
|
4 | Что такое открытое пространство? Учебник с. 26 – 33 Рисование гуашью «Моя улица ранним утром» или «Животное, которое можно встретить в пространстве» (по выбору учащегося). |
|
5 | Открытое пространство и архитектура. Учебник с. 34 – 37 Рисование цветными карандашами в технике графики «Куда меня привела лесная тропинка».
|
|
6 | Кто создаёт архитектуру? Учебник с. 38 – 47. Рисование гуашью «Открытое пространство в сюжете русской народной сказки» |
|
7 | Какие бывают виды искусства? Учебник с. 48 – 51 Рисование в различных техниках «Виды искусства». |
|
8 | Сочиняем сказку и показываем её как в театре. Учебник с. 52 – 53 Работа с разными материалами «Тростевая кукла». |
|
9 | Какие бывают игрушки? Учебник с. 52 – 59 Рисование гуашью. Роспись народной игрушки | . |
10 | Художественно – выразительные средства. Учебник с. 60 – 61 Рисование гуашью Композиция «Заколдованный лес». |
|
11 | О чём говорят на картине цвета? Учебник с. 62 – 71 Рисование акварелью или гуашью Иллюстрация к сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце». |
|
12 | Учимся изображать с натуры. Учебник с. 72 - 73 Рисование карандашами предмета с натуры. |
|
13 | Портрет. Учебник с. 74 - 79 Рисование гуашью Автопортрет. |
|
14 | Такие разные маски. Учебник с. 80 – 83 Работа с разными материалами «Карнавальная маска». |
|
15 | Графическое изображение. Учебник с. 84 – 87 Рисование гуашью «Иллюстрация к любимой сказке». |
|
16 | Контраст. Учебник с. 88 – 90 Рисование гуашью «Планета чёрного и белого цвета» |
|
17 | Развитие фантазии и воображения 11 часов.Пятно. Учебник с. 91 |
|
18 | Тон. Учебник с. 92 – 93 Работа гуашью по замыслу учащегося «Работа в светлых или тёмных тонах». |
|
19 | Штрих. Учебник с. 94 – 95 Работа цветными карандашами «Музыкальный отрывок в штрихе». |
|
20 | Набросок.Учебник с. 96 - 99 Работа с бумагой (аппликация) «На перемене». |
|
21 | Придаём бумаге объём. Учебник с. 100 – 101 Работа с бумагой «Объёмная аппликация дерева» |
|
22 | Пейзаж. Учебник с. 102 - 105 Рисование акварелью «Пейзаж». |
|
23 | Работаем в смешанной технике. Учебник с. 106 – 107 Рисование акварелью «Весенний пейзаж». |
|
24 | Животные в произведениях художников. Учебник с. 108 – 115 Рисование красками (по выбору учащихся) - насекомое или птица. |
|
25 | Сюжет. Учебник с. 116 - 121 Лепка из пластилина сюжетной аппликации «Человек и животные». |
|
26 | Удивительный мир растений. Учебник с. 122 - 123 Рисование карандашами «Букет цветов в вазе». |
|
27 | Человек учится у природы. Учебник с. 124 - 125 Рисование гуашью «Машинки для жителей Цветочного города". |
|
28 | Природные формы в архитектуре. Учебник с. 126 - 127 Лепка из пластилина с использование различных материалов «Сказочный дворец». |
|
29 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)Собираем коллекцию камней. Учебник с. 128 - 133 Рисование гуашью «Украшение морского камня узором». |
|
30 | Симметрия в природе и искусстве. Учебник с. 134 - 137 Аппликация из бумаги «Сказочный дворец |
|
31 | Орнамент. Учебник с. 138 - 139». Работа с различными материалами «Закладка для учебника». |
|
32 | Слушаем и наблюдаем ритм. Учебник с. 140 - 143 Работа с бумагой «Воздушный змей». |
|
33 | Смотри на мир широко открытыми глазами. Учебник с. 144 – 145 |
|
34 | Фотографируем, работаем с компьютером, ищем дополнительную информацию. Учебник с. 146 - 147 Выполнение коллажа из различных материалов. |
|
3 класс
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Название раздела | По программе | По плану |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 17 часов. | 17 часов. |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 часов.
| 11 часов.
|
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
| 6 часов. | 6 часов. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема раздела и урока | Кол-во часов |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму 17ч.Освоение человеком природного пространства |
|
2 | Форма, ритм, цвет, композиция, пространство. |
|
3 | Разнообразие природных объектов в творчестве художника. |
|
4 | Ритм и орнамент в природе и в искусстве. |
|
5 | Композиционное размещение при рисовании с натуры |
|
6 | Перспектива пространства на картине с помощью планов |
|
7 | Образы построенные на контрасте формы, цвета, размера |
|
8 | Изображение с натуры предметов конструктивной формы. |
|
9 | Передача движения. |
|
10 | Передача объёма в живописи и графики. |
|
11 | Понятие стилизации. |
|
12 | Контраст и ньюанс в скульптуре (форма, размер, цвет). |
|
13 | Передача динамики в объёмном изображении. |
|
14 | Лепка композиции из одногоцветного пластилина. |
|
15 | Создание эскизов архитектурных сооружений. |
|
16 | Равновесие в изображении и выразительность формы. |
|
17 | Выявление декоративной формы в растительном мире. |
|
18 | Развитие фантазии и воображения 11ч Взаимосвязи в композиции (музыка,предмет, декор)6 |
|
19 | Зарождение замысла на основе предложенной темы. |
|
20 | Разнообразие художественно- выразительного языка различных искусств. |
|
21 | Взаимосвязь художественного произведения и иллюстрации. |
|
22 | Взаимосвязь художественного произведения и иллюстрации, шрифта. |
|
23 | Художник в театре. |
|
24 | Изменение пространственной среды. |
|
25 | Передача настроения в форме. |
|
26 | Знакомство с промыслами России в области игрушки. |
|
27 | Освоение разнообразия форм в архитектуре. |
|
28 | Разнообразие языка в декоративно- прикладном искусстве. |
|
29 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) 6 ч. |
|
30 | Использование музыкального и литературного материала. |
|
31 | Художественная форма: формат, сюжет, колорит. |
|
32 | Жанры изобразительного искусства. |
|
33 | Красота и своеобразие декоративно-прикладного искусства. |
|
34 | Красота сооружений. Уникальные памятники архитектуры. |
|
4 класс
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Название раздела | По программе | По плану |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 17 часов. | 17 часов. |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 часов.
| 11 часов.
|
3 | Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
| 6 часов. | 6 часов. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата |
1. | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня природы твоего родного края». |
|
2, | Эскиз крыльца деревянного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна. |
|
3. | Подражание мастеру. Уголок родной природы в технике цветной графики в стиле японских или китайских художников. |
|
4. | Природные формы. Жостовский поднос. |
|
5. | Природные формы. Хохломская роспись. |
|
6. | Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз японского национального костюма. |
|
7. | Коллективное исследование «Чайная церемония в Китае». |
|
8. | Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия и соотношение величин в узоре полотенца в технике «вышивка крестом». |
|
9. | Национальная посуда. Натюрморт. |
|
10. | Конструкция здания, природные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже. |
|
11. | Головной убор сказочного персонажа - |
| |||
12. | Цвета и оттенки. Гонки (парусные или велосипедные). |
| |||
13. | Теплая и холодная гамма цветов и их оттенки. Горы в лучах заходящего солнца. Жанровая композиция. |
| |||
14. | Интерьер народного жилища. |
| |||
15. | Украшение класса к Новому году. |
| |||
16. | Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства. |
| |||
17. | Народная одежда. «Детские народные игры». Жанровая композиция. |
| |||
18. | Цветовое решение (ко лорит) и художественный образ. Сюжетная композиция, передающая движение. Коллективная творческая работа.
|
| |||
19. | Художники-анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания.
|
| |||
20. | «Рябиновая гроздь на подоконнике». |
| |||
|
|
| |||
21. | Трехмерность простран ства. Законы воздушной и линейной перспективы.Тематическая композиция «Старая площадь»,«Торговые ряды»,«Старые улицы» и линейной перспективы.Тематическая композиция «Старая площадь»,«Торговые ряды»,«Старые улицы».- |
| |||
22. | Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой. |
| |||
23. | Бытовой жанр. Композиция «Дети на реке», «Пылесосим пол», «Играем с собакой», «Мои домашние друзья» и др. |
| |||
24. | Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая группа. «Овощи и фрукты на кухонном столе». |
| |||
25. | Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние воспоминания» в стиле кар-гопольской игрушки. |
| |||
26. | Коллективная творческая работа «Базарный день». |
| |||
| Мировое древо. Лист Мирового древа |
| |||
27 |
|
| |||
28 | Объекты и явления ок ружающего мира и архи тектура. Фантастический дом.
|
| |||
29. | Художники-иллюстраторы. Иллюстрация к волшебной сказке. |
| |||
30. | Сто лет тому вперед. Иллюстрация к фантастическому произведению. |
| |||
31. | Диковинки. Дымковская игрушка. |
| |||
32. | Преданья старины глубокой. Иллюстрация к былине. |
| |||
33. | Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие, как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка». |
| |||
34. | Коллективная творческая работа «Жизнь на земле через 1000 лет». |
|