СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы для начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству по программе ,,Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы для начальной школы»


УТВЕРЖДЕНА приказом директора

от _________№ _________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательные стандарты

ФГОС

уровень

Базовый

Предмет/элективный курс

Изобразительное искусство

ФИО учителя

Яркова Елена Анатольевна

Кузнецова Татьяна Анатольевна

Кучерова Марина Геннадьевна

Рябкова Светлана Анатольевна

Терентьева Наталья Леонидовна

Соболева Людмила Александровна

Жарова Светлана Александровна

Малахова Светлана Викторовна

Количество часов по учебному плану


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего за курс

В неделю

1час

1час

1час

1час



В год

33часа

34часа

34часа

34часа


135часов

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:


1.Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576

3.Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015г. № 1/15).

4.Предметная линия учебников «Начальная школа 21 века»


Учебно-методическое обеспечение.

1

Савенкова Л.Г., Изобразительное ис­кусство. Интегрированная программа: 1-4 классы / – М. : Вентана-Граф, 2012.

2

Савенкова Л.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное ис­кусство : 1 класс : учебник для учащихся общеобразова­тельных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2016.

3

Савенкова Я.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное ис­кусство : 2 класс : учебник для учащихся общеобразова­тельных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2017

4

Савенкова Я.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное ис­кусство : 3 класс : учебник для учащихся общеобразова­тельных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2018

5

Савенкова Я.Г., Ермолинская ЕЛ. Изобразительное ис­кусство : 4 класс : учебник для учащихся общеобразова­тельных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2019


Рабочая программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству, программы (1-4 классы), авторы - Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская (УМК «Начальная школа XXI века», руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова).


Аннотация

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образователь­ного стандарта начального общего образования (2009 г.). За основу рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» взято Тематическое планирование учебного материала из Интегрированной программы по изобразительному искусству, созданной на основе концепции «Начальная школа ХХI века» (руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова).

Определяющие характеристики программы «Изобразительное искусство» — ин­теграция искусств и полихудожественное развитие школьни­ка. Структура, содержание, основные положения творческо­го развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подхо­ды программы опираются на концепцию образовательной об­ласти «Искусство», разработанную Б.П. Юсовым в Учреж­дении РАО «Институт художественного образования».

Цель уроков изобразительного искусства в начальной шко­ле — разностороннее художественно-творческое развитие уча­щихся:

  • формирование у детей целостного, гармоничного воспри­ятия мира;

  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;

  • развитие интереса к природе и потребности общения с ис­кусством (восприятие и практическая деятельность);

  • формирование духовных начал личности, воспита­ние эмоциональной отзывчивости и культуры воспри­ятия произведений профессионального и народного ис­кусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных наро­дов; обогащать нравственные качества детей; формиро­вать способность проявлять себя в искусстве, эстетиче­ские предпочтения;

  • развивать творческий потенциал ребёнка путём активи­зации у него воображения и фантазии; формировать спо­собность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотруд­ничества и сотворчества в художественной деятельности;

  • формировать навыки работы в разных видах пластиче­ских искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

  • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графиче­ской грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпоч­тения детей, их желание выразить в творчестве свои пред­ставления об окружающем мире;

  • развивать опыт художественного восприятия произведе­ний искусства.

Развивающие и художественные задачи по годам обучения

1 класс: формиро­вать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и фор­мы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); разви­вать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у де­тей стремление передавать свои наблюдения в творческих ра­ботах. Ведущая практическая задача — освоение учащимися формата листа.


2 класс: знакомить с разными природными простран­ствами Земли, узнают, как люди приспосабливаются к природ­ным условиям, в которых они живут. Главные задачи этого го­да — развитие и обогащение чувственной сферы детей, их фан­тазии и воображения. На примере волшебных превращений, происходящих в сказках (изменений цвета, света, формы, пространства, звука, настроения), деятельность учащихся направ­ляется на создание художественных образов. Ведущая практи­ческая задача — расширение представления школьников о цвето-колористической палитре и овладение навыками работы новыми художественными материалами

3 класс: наблюдать за объектами разных природных пространств (воз­духа, воды, земной поверхности, подземного мира), составляю­щими основу творчества многих художников, и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомят­ся с новыми художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Ведущая практическая задача — развитие и активизация про­дуктивного воображения и фантазии, композиционного мыш­ления.

4 класс: формировать понятия и представления о культуре на­рода (географические условия; особенностях труда, обычаев, на­родного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладываются основы проектного мышления

Проблема всестороннего художественного развития уча­щихся реализуется в программе путём развития дифференци­рованного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятель­ности школьников, восприятию ими произведений разных ви­дов искусства.

В основе преподавания предмета «Изобразительное искус­ство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.

Программа полихудожественного развития учащихся опи­рается на следующие принципы (по Б.П. Юсову).

Духовное возвышение ребёнка. Важно воспитывать у де­тей духовные потребности и интересы; развивать возвышен­ные чувства, возникающие при восприятии произведений ис­кусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.

Действие, радость, увлечение школьников работой. Худо­жественное творчество должно вызывать у детей чувство радо­сти и желание участвовать в коллективном творческом проек­те. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение, творчески и неорди­нарно мыслить.

Живое общение с искусством. Необходимо приобщать де­тей к художественному слову, живой музыке, знакомить с ориги­налами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.

Освоение разнообразных сторон жизни (природа, живот­ные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природ­ных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.

Опора в обучении на региональный компонент. Выстраи­вая учебно-информативный материал урока и планируя творче­ские задания, педагогу следует учитывать особенности того ре­гиона, в котором живут учащиеся, — географические, нацио­нальные, культурно-исторические.

Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство раз­ных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение перено­сить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ.

Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрозненны, основываются на механическом запоминании, страдают сло­весно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют прочувствовать и сделать. Ведь ребёнок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный мате­риал, практическая творческая деятельность должны дать уча­щимся возможность научиться воспринимать действитель­ность во всей полноте с помощью разных чувств — зрения, слу­ха, обоняния, осязания.

Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая Деятельность включает три составляющие. Исполнительская (техническая) — основана на многократном повторении, отто­ченной технике. Творческая (образная) — требует выразитель­ности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства — существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в адми­нистративном и жилом здании.

Активное творчество учащихся. Развитие творческих спо­собностей у ребёнка происходит только при его активной худо­жественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.

Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников спо­собности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах.

Искусство в школе выступает условием и механизмом позна­ния мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно-образ­ные, художественно-действенные, логические.

Методическая основа преподавания предмета «Изобрази­тельное искусство»:

  • опора на практическую деятельность ребёнка и возвыше­ние её до уровня творчества;

  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребёнка конкрет­ного возраста (субъективный фактор), внешние социаль­ные и культурные изменения (объективный фактор);

  • проникновение в духовную, эстетическую, художествен­ную природу искусства и в мир отношений человека и при­роды;

  • активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.

Интегрированный подход в художественном образовании младших школьников предоставляет учителю свободу творче­ского поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постанов­ке задач, выстраивании учебного материала, выборе художест­венных средств и форм работы с детьми. Предлагаемые в про­грамме примерные задания ориентируют педагога на разработ­ку своих учебно-творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, темы заданий и учебно-методический материал про­граммы дают педагогу возможность увеличивать количество ча­сов на предмет «Изобразительное искусство» исходя из возмож­ностей и специфики школы (например, в школах с углублённым изучением образовательной области «Искусство») и индивиду­альных особенностей учащихся.

Обучение эффективно только в том случае, если дети увле­чены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобра­зительного искусства следует выстраивать таким образом, что­бы вызвать у школьников желание заниматься творческой дея­тельностью, познавать мир в художественно-образной форме.


2. Общая характеристика учебного предмета, курса


В программе представлены три направления художествен­ного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

    1. Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразительное ис­кусство и окружающий мир). Освоение законов создания про­изведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, сим­метрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Форми­рование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобрази­тельного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно- творческой деятельности человека. Профессия художника-твор­ца. Отображение окружающего мира природы и действительно­сти, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выра­зитель истории человечества в художественных образах.

    2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творче­ской инициативы учащихся, развитие у них способности само­стоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие жела­ния творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить компо­зицию.

Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного воспри­ятия окружающего. Важное условие развития художественно- образного мышления — вовлечение детей в творческую дея­тельность, знакомство с произведениями разных видов искусст­ва. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вто­рых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер ор­ганизации занятий позволяет разнообразить и обогатить вос­приятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, спо­собствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Система­тическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собст­венной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способ­ности воспринимать, понимать, переживать и ценить произве­дения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять со­держательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

Направления работы в каждом классе реализуются в следую­щих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми раз­ными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (кра­сок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппли­кации, коллаже).

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использо­вание в работе готовых объёмных форм (коробок разной величи­ны, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природ­ного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Азбуку декора. Дети осваивают различные способы декорирования поверхности (печать разнообразными материалами, монотипия, набрызг, коллаж, орнаментирование и др.), особенности размещения декора на различных формах. Учащиеся 1–4 классов изучают и создают орнаментальные и сюжетные, плоскостные и объёмные композиции, эскизы оформления ковров, платков, посуды, украшают декором изделия. Богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы используется для стилизации. Овладевая приёмами декорирования поверхности, художественной обработки ткани, кожи, меха, войлока, пластика, природных и других материалов, имитируя технологии мозаики, витража, гобелена, батика, младшие школьники учатся находить характерные особенности видового образа, осваивать выразительные средства и образно - сюжетное содержание изделий художников декоративно- прикладного искусства.

Мир архитектуры и дизайна. Учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и моделированию объектов архитектуры и дизайна на основе животных, растительных, геометрических и любых причудливых форм. Наряду с уроком как основной формой организации учебного процесса рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи; использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям. Кроме этого, для успешного прохождения программы важно реализовывать межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и тела), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий)

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, об­суждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Использование ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

1 класс Задания способствуют развитию зрительного (ви­зуального) восприятия, повышению интереса к непосредствен­ному окружению; помогают сформировать умения работать с дистанционными материалами и инструментами, анализиро­вать и сознательно использовать информацию из различных источников (книг, журналов, видео- и кинофильмов, Интерне­та, рекламы, газет, словарей и др.).

2 класс Задания дают возможность знако­мить школьников на втором году обучения с творчеством ху­дожников, работающих с разными материалами, в разных сфе­рах искусства, в том числе с достижениями архитекторов, ди­зайнеров; способствуют формированию умения находить визу­альный ряд по изучаемой теме; позволяют расширить диапазон привлекаемых исторических и культурологических данных; развивают интерес к графической грамоте, применению в изо­бразительном искусстве современных технических средств.

3 класс Задания направлены на развитие наблюдательности и любознательности, формиро ва­ние интереса к природным объектам (флоре и фауне). Исполь­зование разно- образных видов компьютерной графики позволя­ет развивать у детей навыки самостоятельной творческой дея­тельности; даёт возможность включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способ- ность аргументировано защищать свою точ­ку зрения, формирует умение слушать собеседника. Овладеть новыми знаниями, понятиями из различных областей науки по­могает работа с Интернетом — поиск информации и её анализ.

4 класс ИКТ способствует становле­нию мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравствен­ных и патриотических чувств; направлено на освоение культу­ры родного края и культуры разных народов; воспитывает ува­жение к другим национальностям.



3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МАОУ»Байкаловская СОШ предмет «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимый на изучение Изобразительного искусства в 1-4 классах составляет 135 часов. В 1 классе предусмотрено 33 ч, во 2, 3 и 4 классах – по 34 часа.


4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности –любви.

Ценность истиныэто ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-

культурных, этнических традиций народов России от поколения к

поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство

Личностные результаты:

  • целостное, гармоничное восприятие мира;

  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями;

  • умение формулировать, осознавать, передавать своё на­строение, впечатление от увиденного в природе, в окру­жающей действительности;

  • способность выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы;

  • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насеко­мых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

  • представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

  • умение доводить работу до конца;

  • способность предвидеть результат своей деятельности;

  • адекватная оценка результатов своей деятельности;

  • способность работать в коллективе;

  • умение работать индивидуально и в малых группах;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

  • постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

  • принятие и удержание цели задания в процессе его выпол­нения;

  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного про­цесса;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

  • умение проектировать (планировать) самостоятельную дея­тельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение критически оценивать результат своей работы и ра­боты одноклассников на основе приобретённых знаний;

  • умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дис­циплин;

  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

  • умение проводить самостоятельные исследования;

  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной за­дачей;

  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

  • умение находить нужную информацию в Интернете;

  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

  • обогащение словарного запаса, развитие умения описы­вать словами характер звуков, которые «живут» в различ­ных уголках природы, понимать связь между звуками в му­зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

  • умение пересказывать небольшие тексты (сказки, расска­зы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, соз­давать мини-рассказы по своему сюжету;

  • понимание и передача своих впечатлений от услышанно­го, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, на­родной речи, разных видах и жанрах искусства);

  • умение сопоставить события, о которых идёт речь в про­изведении, с собственным жизненным опытом, выделе­ние общего и различного между ними;

  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

  • сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

  • умение анализировать и сравнивать произведения искус­ства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содер­жания;

  • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

  • способность обосновывать своё суждение, подбирать сло­ва для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

  • умение высказывать предположения о сюжете по иллюст­рации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, карти­не, спектакле, книге;

  • умение фиксировать своё эмоциональное состояние, воз­никшее во время восприятия произведения искусства;

  • сформированность представлений о природном про­странстве и архитектуре разных народов;

  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего ре­гиона, их истории;

  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни об­щества и человека;

  • понимание влияния природного окружения на художест­венное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

  • понимание зависимости народного искусства от природ­ных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пла­стическом, музыкальном;

  • умение развивать предложенную сюжетную линию (сочи­нение общей сказки, пьесы и т. п.);

  • сформированность навыков использования средств компь­ютерной графики в разных видах творческой деятельности;

  • умение выражать в беседе своё отношение к произведени­ям разных видов искусства (изобразительного, музыкаль­ного; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящие­ся к разным видам и жанрам искусства;

  • умение распознавать выразительные средства, использо­ванные автором для создания художественного образа, вы­ражения идеи произведения;

  • умение использовать элементы импровизации для реше­ния творческих задач.


6.Содержание программы (УМК «Начальная школа ХХ1 век)


п/п



Раздел программы


Количество часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

67

67

16

17

17

17

2

Развитие фантазии и воображения

44

44

11

11

11

11

3

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

24

24

6

6

6

6


Итого:

135

135

33

34

34

34



1 класс (33 часа)

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (16 часов).

Наблюдение окружающего предметного мира и мира при­роды, явлений природы и создание на основе этого наблюде­ния художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонирован­ной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего на­строения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Об­суждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикаль­но, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действи­тельности и передача их в рисунке. Использование элементар­ных правил композиции: главный элемент, его выделение цве­том и формой. Представление о том, что у каждого живого су­щества своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пла­стилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллек­тивных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передача простейшей плановости пространства и дина­мики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми фор­мами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элемен­тов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе воспри­ятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассо­циации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и на­строения в рисунке. Наблюдение за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на ос­нове собственных наблюдений. Импровизация на темы контра­ста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкаль­ном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на ули­це, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в ле­су). Передача в слове своих впечатлений, полученных от вос­приятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Представление об изобразительном искусстве, связи искус­ства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники — живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульп­тор?». Материалы и инструменты разных художников — живо­писца, графика, прикладника, архитектора, художника. Разли­чие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оцен­ка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблю­дение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного ис­кусства. Проведение коллективных исследований по творчест­ву художников. Представление об особенностях работы скульп­тура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значе­ние музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.


2 класс (34 часа)

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (17 часов).

Работа различными художественными материалами: гуа­шью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цвет­ными мелками, в технике аппликации.

Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и фор­мы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмур­но. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изобра­жения. Использование в своих работах тёплой и холодной гам­мы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображе­ние предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предмет­ной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображе­ние в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение (размещение) предметов в откры­том пространстве. Представление о том, почему у каждого на­рода своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой ин­формации по искусству. Изображение по представлению и на­блюдению человека в движении кистью от пятна без предвари­тельного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках — графике, живописи, аппликации. Передача в рисун­ке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геомет­рических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной Деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств деко­ративно-прикладного искусства. Проведение коллективных ис­следований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных из­делий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкрет­ного изображения в технике компьютерной графики с исполь­зованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных компо­зиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых лите­ратурных текстов через поисковую систему Интернет, в пе­риодических изданиях, книгах. Использование в работе зна­ний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение рабо­чих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм пред­метов в технике бумажной пластики. Использование создан­ных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цве­товые образы. Создание плоскостных или глубинно-простран­ственных композиций — карт достопримечательностей род­ного села, города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, художественном слове и народной речи (в графике, цвете или форме).

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитек­турных объектов разных стран мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, на­секомых). Представление о работе художника-иллюстратора. Участие в обсуждениях на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенно­стях работы художника в театре балета, в музыкальном, куколь­ном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.


3 класс (34 часа)

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (17 часов).

Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, гра­фики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобра­зия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изо­бражение природного ритма. Отделение главного от второсте­пенного. Выделение композиционного центра. Создание ком­позиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зави­симости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью ком­пьютерной графики. Передача воздушной перспективы графи­ческими средствами. Выбор и освоение картинной плоскости в зависимости от творческого замысла. Использование в рабо­те средств компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цвета. Овладение приёмами само­стоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Сознательный выбор фор­мата, преодоление измельчённости изображения. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движе­ния. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких за­рисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представ­лению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профес­сиональной лепки. Создание объёмно-пространственной ком­позиции. Передача ритма и динамики при создании художест­венного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выраже­ние замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три — пять человек. Поиск в Интернете музейных экспозиций. Освое­ние техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Передача настроения и ритма музыкального и поэтическо­го произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индиви­дуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смы­словой зависимости между элементами изображения путём вы­бора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художест­венным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглав­ной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего ха­рактера и интересов. Оформление сцены к спектаклю (игро­вому или кукольному). Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для пе­редачи настроения и эстетического образа пространства. Соз­дание игрушки по мотивам народных художественных промы­слов. Использование в украшении игрушек мотивов раститель­ного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоратив­ной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в на­родном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображе­нии, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содер­жания и выразительных средств произведений изобразитель­ного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусства. Выражение в беседе своего отношения к произ­ведениям разных видов искусства (изобразительного, музы­кального; хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произ­ведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Веду­щие художественные музеи России и своего региона. Объясне­ние символики в народном и декоративно-прикладном искусст­ве, функциональности, практической значимости произ­ведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.


4 класс (34 часа)

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир) (17 часов).

Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». Представ­ление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создание композиции в тех­нике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Пред­ставление о природных пространствах разных народов: горах, степях, пустынях, песках, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графиче­ских работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. Уча­стие в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в твор­ческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Пе­редача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между пред­метами в конкретном формате. Создание сюжетных компози­ций, передача в работе смысловых связей между объектами изо­бражения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, ли­ний. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Вы­полнение набросков с натуры (изображения одноклассников). Составление тематического натюрморта из бытовых предме­тов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Пере­дача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. Нахожде­ние общих для разных народов интонаций, мотивов, настрое­ния. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятель­ных исследований, в том числе с помощью Интернета. Выпол­нение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. Лепка фигуры человека по наблюдению. Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента кон­кретного региона (народности). Передача симметрии и асим­метрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей мест­ности; его связь с культурными традициями.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литера­турная сказка (авторская)». Освоение поисковой системы Интернет. Выполнение графических работ по результатам об­суждения. Создание коллективных композиций в технике кол­лажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответст­вии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графиче­ских композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективных объ­ёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в тра­дициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведе­ний народного и декоративно-прикладного искусства. Объяс­нение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по ма­териалам народного искусства своего региона. Участие в кол­лективных проектах по материалам народных ремёсел. Изго­товление творческого продукта как составной части проект­ной работы.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Представление об особенностях композиции в разных ви­дах изобразительного искусства: в живописи, графике, декора­тивно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармо­ния, смысловой композиционный центр). Определение осо­бенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании соб­ственной композиции. Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эски­зов предметов народного искусства. Создание эскизов, проек­тов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местно­сти. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных компози­ции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и де­коративном орнаменте. Передача формы, динамики (движе­ния), характера и повадок животных в объёме (лепке), графике (линией), живописи (способом от пятна).

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся бу­дут сформированы:

  • духовные начала личности и целостная картина мира;

  • основы художественной культуры;

  • понимание роли искусства в жизни человека;

  • представления о выразительных возможностях языка изо­бразительного искусства;

  • потребность в творческом проявлении;

  • наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;

  • умение ставить перед собой художественную задачу и на­ходить пути её реализации в художественном материале;

  • способность формулировать эстетическую, художествен­ную оценку, выражать своё отношение к происходящему;

  • понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Выпускник научится:

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объ­ём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

  • работать с художественными материалами (красками, ка­рандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелка­ми, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характе­ра персонажа, эмоционального состояния человека, приро­ды), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

  • выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с постав­ленными задачами;

  • создавать образы природы и человека в живописи и гра­фике;

  • выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори­зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

  • понимать форму как одно из средств выразительности;

  • отмечать разнообразие форм предметного мира и переда­вать их на плоскости и в пространстве;

  • видеть сходство и контраст форм, геометрические и при­родные формы, пользоваться выразительными возможно­стями силуэта;

  • использовать разные виды ритма (спокойный, замедлен­ный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания вы­разительности своей работе;

  • передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния чело­века, животного, настроения в природе;

  • использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

  • создавать свой сказочный сюжет с вымышленными геро­ями, конструировать фантастическую среду на основе су­ществующих предметных и природных форм;

  • изображать объёмные тела на плоскости;

  • использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

  • применять различные способы работы в объёме — вытяги­вание из целого куска, налепливание на форму (наращива­ние формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

  • использовать художественно-выразительный язык скульп­туры (ракурс, ритм);

  • чувствовать выразительность объёмной формы, много­сложность образа скульптурного произведения, вырази­тельность объёмных композиций, в том числе многофи­гурных;

  • понимать истоки и роль декоративно-прикладного искус­ства в жизни человека;

  • приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по моти­вам народных промыслов;

  • 33

    понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для созда­ния орнамента, передавать движение с использованием

ритма элементов;

  • понимать выразительность формы в декоративно-при­кладном искусстве;

  • использовать законы стилизации и трансформации при­родных форм для создания декоративной формы;

  • понимать культурно-исторические особенности народно­го искусства;

  • понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

  • приводить примеры ведущих художественных музеев стра­ны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выражать в собственном творчестве отношение к постав­ленной художественной задаче, эмоциональные состоя­ния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

  • видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие

родной природы;

  • понимать и передавать в художественной работе различ­ное и общее в представлениях о мироздании разных наро­дов мира;

  • активно работать в разных видах и жанрах изобразитель­ного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмо­циональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

  • работать в историческом жанре и создавать многофигур­ные композиции на заданные темы и участвовать в кол­лективных работах, творческо-исследовательских про­ектах;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

  • переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

  • работать с поделочным и скульптурным материалом, соз­давать фантастические и сказочные образы на основе зна­комства с образцами народной культуры, устным и песен­ным народным творчеством и знанием специфики совре­менного дизайна;

  • участвовать в обсуждениях произведений искусства и дис­куссиях, посвящённых искусству;

  • выделять выразительные средства, использованные ху­дожником при создании произведения искусства, объяс­нять сюжет, замысел и содержание произведения;

  • проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

  • использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по изобразительному искусству


Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

-ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

-оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

-использование критериальной системы оценивания;

-оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.


Критерии оценки теоретических знаний учащихся по изобразительному искусству


Вид

работы

«5»

(отлично)

«4»

(хорошо)

«3»

(удовлетворительно)

«2»

(неудовлетворительно)

Устный

опрос

Полные и безошибочные ответы на все вопросы учителя

Ответы на вопросы с незначительными ошибками либо с незначительной ПОМОЩЬЮ

Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников

Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа

Тестирование

Выполнение работы без ошибок

Верное решение не менее 80 процентов заданий либо незначительные недочеты, неполные и неточные ответы на отдельные вопросы

Верное решение не менее 60 процентов заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы

Верное решение менее 60 процентов заданий

Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов:

-Отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием.

-Разнообразие источников информации.

-Выразительный устный рассказ.

-Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.

-Подробные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу


Критерии оценивания практической деятельности:

Оценка "5"

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока;


Формы оценивания учащихся на уроках ИЗО разнообразны.

Форма диалогового  (внешняя оценка + самооценка) оценивания  учащихся на уроках изобразительного искусства.


1. Представление и защита творческой работы.

 Основная часть учебного времени отводится на творческую деятельность. Важно дать возможность учащимся  не только выполнить творческую работу,  но и высказать своё мнение о работе, а так же  выслушать  мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:

по организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление;

по форме обсуждения: «Что нравится в рисунке?».
«У кого получилось лучше то или иное изображение?»;

«Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.

Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Очень важно знакомить  учащихся перед выполнением работы с критериями оценивания.

Критериями  и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть:  композиционная организация изображения в листе;  построение формы, передача пропорций;  умение использовать цвет при создании композиции, выразительность; умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;  оригинальность композиции. Оценивается также соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.

При выполнении итоговых творческих композиций объявляется  конкурс на лучший рисунок. Разработанные критерии  помогают определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто. За лучшие работы дети награждаются грамотами, на которых изображены их рисунки. 

Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ, работу своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.


2. «Отзыв о  творческой композиции». 

Это одна из форм учебной деятельности, способствующей формированию адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства. Примерный план отзыва о композиции может включать следующие параметры: название, тема; сюжет, какими могли бы быть другие варианты в данной теме; почему выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание); какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет).

Применение оценочного инструментария при самооценке творческих работ формирует аналитические и оценочные умения, а именно: умение внимательно выслушивать объяснения учителя, четко осознавать  цели своей работы, контролировать соответствие выполняемой работы поставленной цели, самостоятельная проверять полученный результат; осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, объективно оценивать правильность и качество завершенной работы; давать самооценку уровня овладения учебными умениями.

При работе с использованием системы самооценивания очень важно, чтобы учитель обсудил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Независимо от форм фиксации оценки главное выдержать принцип ухода от сравнивания личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.


3. «Портфолио или Портфель достижений ученика по предмету».

 «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в художественном творчестве, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

 В Портфолио учащегося могут быть отражены его увлечения в области изобразительной деятельности (объем времяпровождения за рисованием, просмотра телепередач, посещение музеев и др.). «Портфель» может представлять собой подборку личных работ ученика: творческие работы, отражающие его интересы; продукты учебно-познавательной деятельности – доклады, сообщения и пр. За основу составления таких «портфелей» целесообразно брать анализ художественно-творческих способностей ученика и его интересы.


4. Обучение алгоритму самооценивания  работы.

Обучить детей порядку самооценки можно с помощью алгоритма.

 Не все ученики сразу психологически готовы к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок.  Поэтому  формированию самооценивания нужно учить. Сначала ученики учатся обозначать своё настроение. Учитель даёт возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На обороте альбомного листа  или в дневнике учащиеся  обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

Затем даётся  учащимся  возможность оценить содержание своей  работы. На данном этапе используется коллективная самооценка.

         Для публичной самооценки результатов своей работы сначала  выбирается наиболее подготовленный  ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).

На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты.  Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.  


Алгоритм самооценки:

1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания?

Такие художественные работы  мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)

В этой работе  мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)

Такие работы  мы никогда не учились выполнять или нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)

7. Определи уровень успешности, на котором ты выполнял работу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Таким образом,  на уроке ученик сам учится оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

Использование алгоритма самооценивания выполненных заданий  значительно повышает  эффективность работы учеников.

Благодаря представленным формам диалогового оценивания, ученики приобретают ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика,   получить необходимые данные для комплексной накопительной оценки,  позволяют ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.  



1 класс

Учебно-тематическое планирование

№п/п

Название раздела

По программе

По плану

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир)

16 часов.

16 часов.

2

Развитие фантазии и воображения

11 часов.


11 часов.


3

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)


6 часов.

6 часов.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Дата

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов)Наблюдение окружающего предметного мира и мира при­роды, явлений природы и создание на основе этого наблюде­ния художественно

го образа. «Летнее солнышко».



2

Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. «Почему камни такие красивые».


3

Приёмы работы красками и кистью. «Моя осень».


4

Передача в цвете своего на­строения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. «На дороге».


5

Изображение по памяти и представлению. «Дождь».


6

Передача в рисунке направления: вертикаль­но, горизонтально, наклонно. «Ветер запутался в ветках».


7

Проведение различных линий графическими материалами. «Заколдованный зимний сад Снежной королевы».


8

Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действи­тельности и передача их в рисунке. «Бабочки радуются солнцу».


9

Представление о набросках и зарисовках. «Причудливые облака в небе».


10

Получение сложных цветов путём смешения двух красок. «Жёлтый кот в жёлтой траве».


11

Выполнение этюдов в пла­стилине или глине по памяти и наблюдению. «Корабли в море»


12

Создание коллек­тивных композиций из вылепленных игрушек. «Рыбы».


13

Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). «Играющие животные».


14

Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов.


15

Создание несложного орнамента из элемен­тов, подсмотренных в природе. «Листья для волшебного дерева».


16

Работа с палитрой и гуашевыми красками.

«Подводное царство».


17

Развитие фантазии и воображения (11 часов)Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе воспри­ятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. «Дворец царя Нептуна».


18

Отображение контраста и нюанса в рисунке. «Как цыплёнок дом искал».


19

Создание цветовых композиций по ассо­циации с музыкой. «Песня слона».


20

Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. «Животное с детёнышем».


21

Передача движения и на­строения в рисунке. «Хрустальный звук».


22

Создание творческих работ по фотоматериалам и на ос­нове собственных наблюдений. «Шорох осенних листьев».


23

Импровизация на темы контра­ста и нюанса (сближенные цветовые отношения). «Как звучит мой дом, улица,город».


24

Скульптура как вид изобразительного искусства.


25

Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. «Детская игровая площадка».


26

Передача в слове своих впечатлений, полученных от вос­приятия скульптурных форм. «Сказочный город».


27

Создание композиции по мотивам литературных произведений.«Солнечно и пасмурно».


28

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).Игра на основе обмена мнениями о произведении живописи, бесед о природе.


29

Материалы и инструменты разных художников — живо­писца, графика, прикладника, архитектора, художника. Создание «дома» для себя или для любимой куклы.


30

Разли­чие жанров изобразительного искусства. «Первый день весны».


31

Наблю­дение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного ис­кусства. «Разноцветное мороженое».


32

Наблю­дение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного ис­кусства. «Разноцветное мороженое»


33

Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.

«Утро золотых одуванчиков».




2 класс

Учебно-тематическое планирование

№п/п

Название раздела

По программе

По плану

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир)

17 часов.

17 часов.

2

Развитие фантазии и воображения

11 часов.


11 часов.


3

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)


6 часов.

6 часов.


Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема

Дата

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир) 17 часов. Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток с фактуры предмета. Учебник с. 6 – 13

Рисование гуашью ковра-самолёта с применением приёма «отпечаток фактуры листа».

2

Рефлекс в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт. Учебник с. 14 - 17 Рисование акварельными красками натюрморта «Дары осени».


3

Что могут рассказать вещи о своём хозяине? Учебник с. 18 – 25 Рисование гуашью «Интерьер жилища сказочного героя».


4

Что такое открытое пространство? Учебник с. 26 – 33 Рисование гуашью «Моя улица ранним утром» или «Животное, которое можно встретить в пространстве» (по выбору учащегося).


5

Открытое пространство и архитектура. Учебник с. 34 – 37 Рисование цветными карандашами в технике графики «Куда меня привела лесная тропинка».



6

Кто создаёт архитектуру? Учебник с. 38 – 47. Рисование гуашью «Открытое пространство в сюжете русской народной сказки»


7

Какие бывают виды искусства? Учебник с. 48 – 51 Рисование в различных техниках «Виды искусства».


8

Сочиняем сказку и показываем её как в театре. Учебник с. 52 – 53 Работа с разными материалами «Тростевая кукла».


9

Какие бывают игрушки? Учебник с. 52 – 59 Рисование гуашью. Роспись народной игрушки

.

10

Художественно – выразительные средства. Учебник с. 60 – 61 Рисование гуашью Композиция «Заколдованный лес».


11

О чём говорят на картине цвета? Учебник с. 62 – 71 Рисование акварелью или гуашью Иллюстрация к сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».


12

Учимся изображать с натуры. Учебник с. 72 - 73 Рисование карандашами предмета с натуры.


13

Портрет. Учебник с. 74 - 79 Рисование гуашью Автопортрет.


14

Такие разные маски. Учебник с. 80 – 83 Работа с разными материалами «Карнавальная маска».


15

Графическое изображение. Учебник с. 84 – 87 Рисование гуашью «Иллюстрация к любимой сказке».


16

Контраст. Учебник с. 88 – 90 Рисование гуашью «Планета чёрного и белого цвета»


17

Развитие фантазии и воображения 11 часов.Пятно. Учебник с. 91


18

Тон. Учебник с. 92 – 93 Работа гуашью по замыслу учащегося «Работа в светлых или тёмных тонах».


19

Штрих. Учебник с. 94 – 95 Работа цветными карандашами «Музыкальный отрывок в штрихе».


20

Набросок.Учебник с. 96 - 99 Работа с бумагой (аппликация) «На перемене».


21

Придаём бумаге объём. Учебник с. 100 – 101 Работа с бумагой «Объёмная аппликация дерева»


22

Пейзаж. Учебник с. 102 - 105 Рисование акварелью «Пейзаж».


23

Работаем в смешанной технике. Учебник с. 106 – 107 Рисование акварелью «Весенний пейзаж».


24

Животные в произведениях художников. Учебник с. 108 – 115 Рисование красками (по выбору учащихся) - насекомое или птица.


25

Сюжет. Учебник с. 116 - 121 Лепка из пластилина сюжетной аппликации «Человек и животные».


26

Удивительный мир растений. Учебник с. 122 - 123 Рисование карандашами «Букет цветов в вазе».


27

Человек учится у природы. Учебник с. 124 - 125 Рисование гуашью «Машинки для жителей Цветочного города".


28

Природные формы в архитектуре. Учебник с. 126 - 127 Лепка из пластилина с использование различных материалов «Сказочный дворец».


29

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)Собираем коллекцию камней. Учебник с. 128 - 133 Рисование гуашью «Украшение морского камня узором».


30

Симметрия в природе и искусстве. Учебник с. 134 - 137 Аппликация из бумаги «Сказочный дворец


31

Орнамент. Учебник с. 138 - 139». Работа с различными материалами «Закладка для учебника».


32

Слушаем и наблюдаем ритм. Учебник с. 140 - 143 Работа с бумагой «Воздушный змей».


33

Смотри на мир широко открытыми глазами. Учебник с. 144 – 145


34

Фотографируем, работаем с компьютером, ищем дополнительную информацию. Учебник с. 146 - 147 Выполнение коллажа из различных материалов.




3 класс

Учебно-тематическое планирование


№п/п

Название раздела

По программе

По плану

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир)

17 часов.

17 часов.

2

Развитие фантазии и воображения

11 часов.


11 часов.


3

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)


6 часов.

6 часов.


Календарно-тематическое планирование


урока

Тема раздела и урока

Кол-во часов

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму 17ч.Освоение человеком природного пространства


2

Форма, ритм, цвет, композиция, пространство.


3

Разнообразие природных объектов в творчестве художника.


4

Ритм и орнамент в природе и в искусстве.


5

Композиционное размещение при рисовании с натуры


6

Перспектива пространства на картине с помощью планов


7

Образы построенные на контрасте формы, цвета, размера


8

Изображение с натуры предметов конструктивной формы.


9

Передача движения.


10

Передача объёма в живописи и графики.


11

Понятие стилизации.


12

Контраст и ньюанс в скульптуре (форма, размер, цвет).


13

Передача динамики в объёмном изображении.


14

Лепка композиции из одногоцветного пластилина.


15

Создание эскизов архитектурных сооружений.


16

Равновесие в изображении и выразительность формы.


17

Выявление декоративной формы в растительном мире.


18

Развитие фантазии и воображения 11ч Взаимосвязи в композиции (музыка,предмет, декор)6


19

Зарождение замысла на основе предложенной темы.


20

Разнообразие художественно- выразительного языка различных искусств.


21

Взаимосвязь художественного произведения и иллюстрации.


22

Взаимосвязь художественного произведения и иллюстрации, шрифта.


23

Художник в театре.


24

Изменение пространственной среды.


25

Передача настроения в форме.


26

Знакомство с промыслами России в области игрушки.


27

Освоение разнообразия форм в архитектуре.


28

Разнообразие языка в декоративно- прикладном искусстве.


29

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) 6 ч.


30

Использование музыкального и литературного материала.


31

Художественная форма: формат, сюжет, колорит.


32

Жанры изобразительного искусства.


33

Красота и своеобразие декоративно-прикладного искусства.


34

Красота сооружений. Уникальные памятники архитектуры.



4 класс

Учебно-тематическое планирование

№п/п

Название раздела

По программе

По плану

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир)

17 часов.

17 часов.

2

Развитие фантазии и воображения

11 часов.


11 часов.


3

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)


6 часов.

6 часов.


Календарно-тематическое планирование




Тема урока

Дата

1.

Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир) Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня при­роды твоего родного края».

2,

Эскиз крыльца деревян­ного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна.



3.

Подражание мастеру. Уголок родной природы в технике цветной графики в стиле японских или ки­тайских художников.


4.

Природные формы. Жостовский поднос.


5.

Природные формы. Хохломская роспись.




6.

Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз японского нацио­нального костюма.


7.

Коллективное исследо­вание «Чайная церемо­ния в Китае».


8.

Растительные и зоо­морфные формы. Ритм, симметрия и соотноше­ние величин в узоре по­лотенца в технике «вы­шивка крестом».




9.

Национальная посуда. Натюрморт.

10.

Конструкция здания, при­родные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже.



11.

Головной убор сказочного персонажа -

12.

Цвета и оттенки. Гонки (парусные или велосипедные).

13.

Теплая и холодная гамма цветов и их оттенки. Горы в лучах заходящего солнца. Жанровая композиция.

14.

Интерьер народного жилища.


15.

Украшение класса к Новому году.


16.

Изображение человека средствами разных ви­дов изобразительного искусства.

17.

Народная одежда. «Дет­ские народные игры». Жанровая композиция.

18.

Цветовое решение (ко лорит) и художественный образ. Сюжетная композиция, передающая движение. Коллективная творческая

работа.


19.

Художники-анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания.


20.

«Рябиновая гроздь на подоконнике».




21.

Трехмерность простран ства. Законы воздушной и линейной перспективы.Тематическая композиция «Старая площадь»,«Торговые ряды»,«Старые улицы» и линейной перспективы.Тематическая композиция «Старая площадь»,«Торговые ряды»,«Старые улицы».-

22.

Композиция в портрет­ном жанре. Любимый литературный герой.

23.

Бытовой жанр. Компози­ция «Дети на реке», «Пылесосим пол», «Иг­раем с собакой», «Мои домашние друзья» и др.

24.

Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая груп­па. «Овощи и фрукты на кухонном столе».

25.

Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние вос­поминания» в стиле кар-гопольской игрушки.

26.

Коллективная творческая работа «Базарный день».


Мировое древо. Лист Мирового древа

27


28

Объекты и явления ок ружающего мира и архи тектура. Фантастический дом.



29.

Художники-иллюстраторы. Иллюст­рация к волшебной сказке.

30.

Сто лет тому вперед. Иллюстрация к фанта­стическому произведе­нию.

31.

Диковинки. Дымковская игрушка.

32.

Преданья старины глубо­кой. Иллюстрация к былине.

33.

Подготовка «художест­венного события» на те­мы сказок или на такие, как «Жизнь на Земле че­рез 1000 лет», «Космиче­ская музыка».

34.

Коллективная творческая работа «Жизнь на земле через 1000 лет».