СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по биологии 2024-2025 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по биологии для 6 класса. 2024-2025 уч. год

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по биологии 2024-2025 учебный год»

Министерство просвещения Российской Федерации

Департамент образования Ярославской области

Отдел образования администрации Некоузского МР

Муниципальное общеобразовательное учреждение Некоузская средняя общеобразовательная школа


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

__________Бесперстова В.А.

Приказ № 200 от 26.08.2024












АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Природоведение»

для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости

(интеллектуальные нарушения)

5-6 классы

6 класс

Учитель: Семенова Л.В.



Новый Некоуз 2024







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».

Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.

Задачи обучения:

  • формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;

  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

  • воспитание социально значимых качеств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе определяет следующие задачи:

  • формирование правильного понимания природных явлений;

  • формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);

  • формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

  • формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

  • формирование и отработка практических навыков и умений.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».

При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Учитель должен обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края.

При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета «Природоведение".

Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.

При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:

  • объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией, опытов);

  • репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);

  • метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);

  • частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);

  • исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов);

  • проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;

  • проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексико- семантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря).

  • выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся: сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;

      • дидактические игры (классификация, разрезные картинки).





  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • воспитание уважительного отношения к чужому мнению;

  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;

  • формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;

  • овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при незначительных травмах;

  • формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам живой и неживой природы.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

  • иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

  • относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное дерево леса);

  • называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);

  • называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу России;

  • соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;

  • соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

  • выполнять несложные задания под контролем учителя;

  • адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.

Достаточный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

  • уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию педагога;

  • устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);

  • называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение;

  • выделять существенные признаки групп объектов;

  • знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

  • участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы:

  • соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

  • выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;

  • осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:

  • даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно практическими действиями;

  • грамотно строит предложения;

  • адекватно использует терминологию;

  • умеет подводить итоги.

Оценка «4» ставится обучающемуся, если:

  • при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

  • допускает незначительные речевые ошибки;

  • частично использует терминологию;

  • подводит итоги с незначительной помощью учителя.

Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:

  • при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на поставленные вопросы;

  • в речи не использует изученную терминологию;

  • подводит итоги только при максимальной помощи учителя.

Оценка «2» - не ставится.

Оценка письменных ответов.

Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий.

Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых недочётов или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя.

Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя, материала учебника.

Оценка «2» - не ставится.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. КЛАСС



п/п

Наименование разделов и тем программы

Общее кол-во

часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Введение

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413368

2

Раститель ный мир

17

3


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4148d0

3

Животный мир

34

5


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418886

4

Контрольная работа за первое полугодие

1


1


4

Человек

12

8


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

5

Повторени е. Неживая природа. Живая природа

2



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f413368

6

Итоговая контрольная работа

1


1



Итого

68

16

2








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Природоведение. 6 класс/Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 3-е издание. М.: Просвещение,2020 г.-191 с.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

-

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Методические рекомендации по природоведению.5-6 класс./Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.М.: Просвещение,2020 г.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека ЦОК РЭШ

МЭШ