Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования Ярославской области
Отдел образования администрации Некоузского МР
Муниципальное общеобразовательное учреждение Некоузская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНО Директор школы __________Бесперстова В.А. Приказ № 200 от 26.08.2024 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Природоведение»
для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальные нарушения)
5-6 классы
6 класс
Учитель: Семенова Л.В.
Новый Некоуз 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Задачи обучения:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе определяет следующие задачи:
формирование правильного понимания природных явлений;
формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
формирование и отработка практических навыков и умений.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Учитель должен обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета «Природоведение".
Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией, опытов);
репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов);
проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексико- семантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря).
выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся: сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;
овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при незначительных травмах;
формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам живой и неживой природы.
Предметные:
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное дерево леса);
называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);
называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу России;
соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;
соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнять несложные задания под контролем учителя;
адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию педагога;
устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);
называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение;
выделять существенные признаки групп объектов;
знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;
участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы:
соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно практическими действиями;
грамотно строит предложения;
адекватно использует терминологию;
умеет подводить итоги.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
допускает незначительные речевые ошибки;
частично использует терминологию;
подводит итоги с незначительной помощью учителя.
Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на поставленные вопросы;
в речи не использует изученную терминологию;
подводит итоги только при максимальной помощи учителя.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка письменных ответов.
Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий.
Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых недочётов или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя.
Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя, материала учебника.
Оценка «2» - не ставится.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Общее кол-во часов | Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Введение | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
2 | Раститель ный мир | 17 | 3 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4148d0 |
3 | Животный мир | 34 | 5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418886 |
4 | Контрольная работа за первое полугодие | 1 | | 1 | |
4 | Человек | 12 | 8 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
5 | Повторени е. Неживая природа. Живая природа | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
6 | Итоговая контрольная работа | 1 | | 1 | |
| Итого | 68 | 16 | 2 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Природоведение. 6 класс/Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 3-е издание. М.: Просвещение,2020 г.-191 с.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
-
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации по природоведению.5-6 класс./Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.М.: Просвещение,2020 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК РЭШ
МЭШ