СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист как один из способов организации учебного процесса на уроках русской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист как один из способов организации учебного процесса на уроках русской литературы»

Рабочий лист как один из способов организации учебного процесса на уроках русской литературы


Яковец И. Ю., учитель русского языка и литературы

КГУ «Физико-математический лицей»

г. Костанай


Современный учитель решает ряд важных задач при работе на уроках, а также во внеурочной деятельности. Предметом его постоянного внимания является развитие и воспитание личности учащихся, развитие у школьников критического мышления, способности самостоятельно мыслить и принимать решения, индивидуальных подход к учащимся, а также развитие функциональной грамотности, коммуникативных навыков и творческого подхода в решении поставленных задач. Одним из главных условий при реализации этих задач является включение школьников в такую деятельность, которая потребует от них самостоятельного осуществления алгоритма действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход помогает развивать способности детей к самообразованию, формированию разносторонних качеств личности ребенка, необходимых для успешного обучения и развития.

Формирование читательской грамотности — приоритетная цель на уроках литературы в любом классе. Учащиеся должны уметь работать с текстом, с различной информацией качественно, извлекая самое необходимое, синтезируя информацию из различных источников.

На данный момент актуальными становится читательские умения при работе с множественными текстами, напрямую не связанными друг с другом. Кроме того, формирование читательской грамотности — это не просто чтение текстов, а понимание того, как изученная информация пригодится в жизненных ситуациях, осознание её практического применения того.

Одной из форм организации познавательной деятельности при формировании читательской грамотности может стать применение рабочих листов.

В широком понимании, рабочий лист – это система заданий по определенной теме урока, разработанная самим учителем с целью обучения детей работе с информацией в разных видах.

Рабочие листы могут быть предназначены и для выполнения домашней работы. В этом случае их основное предназначение — отработка (закрепление) усвоенных на уроке знаний и способов действий, контроль результативности учебного процесса.

С помощью рабочего листа можно организовать самостоятельную работу вместе с учебным материалом на уроке, активизировать деятельность учащихся на любом этапе урока, получить обратную связь.

Рабочие листы на уроках русской литературы позволяют учащимся работать с поиском и нахождением информации, интерпретацией текста, оценкой содержания текста. Рабочие листы ставят ученика в активную позицию по отношению к содержанию текста.

Приведу пример рабочих листов по русской литературе для учащихся 11 класса. При работе с рассказом «Родинка» М. Шолохова рабочие листы позволяют учащимся основательно проработать сюжет, тематику, проблематику произведения. Работать по данным листам можно как в группах, так и самостоятельно, а также работу с данными листами можно давать в качестве домашнего задания.



Рабочий лист, являясь эффективным инструментом в работе педагога, помогает решать множеств задач в рамках урока и помогает обучающимся понять, что учеба может быть не только полезной, но и увлекательной.



Литература:

Миренкова Е. В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании // Ценности и смыслу. — 2022. — № 5 (81).

Саранчина А. В. Грамматики и словари русского языка как средство формирования у девятиклассников предметных компетенций и функциональной грамотности // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Языкознание и литературоведение. — 2022.- № 3(41). — С. 137–148.

Струкова, К. Н. Рабочие листы как способ организации урока литературы (на примере изучения романа «Обломов») / К. Н. Струкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 13-16.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!