Рабочий лист
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1812 г. Наполеон Бонапарт, император Франции, завоевавший почти всю Европу, пошел войною на Россию. Решающим был бой под Бородино. 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем, атаки кавалерии сменяли одна другую, всѐ новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях.
Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию, он отводит ее на новые рубежи южнее Москвы. Жители спешно покинули город. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.
Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней в городе начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия.
Так и не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России.
М.И. Кутузов на Бородинском поле. Битва при Бородино. Бородино. 1812 год.
С.В. Герасимов. 1952 г. Луи-Франсуа Лежен. 1822 г. А.М. Ананьев. 1986 г.
1.Объясните значения слов, которые встречаются в стихотворении «Бородино».
1 | Редут́ | А | Стоянка войска под открытым небом. |
2 | Картеч́ ь | Б | Военный головной убор в форме цилиндра. |
3 | Лафет́ | В | Укрепление сомкнутого вида, предназначенное для круговой обороны. |
4 | Биваќ | Г | Солдат или офицер легкой конницы. |
5 | Кив́ ер | Д | Артиллерийский снаряд . |
6 | Булат́ | Е | Солдат или офицер кавалерийских частей. |
7 | Улан́ | Ж | Иноземец, человек другой веры. |
8 | Драгун́ | З | Стальной клинок, меч. |
9 | Басурман́ | И | Специальное приспособление, опора (станок), на котором закрепляется ствол орудия с затвором. |
Ответы запишите в таблицу:
2. Роль рассказчика в «Бородино» доверена старому солдату, который говорит народным языком. Выпишите по 1 пословице, поговорке, характерной для его речи.
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.Подпишите данные иллюстрации словами из текста.
_________________________________________ _________________________________________
_________________________________________ __________________________________________
_________________________________________ __________________________________________
4.Напишите характеристику рассказчика.
Кем является рассказчик? | |
Возраст. | |
Внешний облик. | |
Манера держаться. | |
Особенности речи. | |
Характер. | |
5.Перечитайте еще раз описание боя (строфы 11 и 12). Выпишите строчки, которые усиливают картину ужаса от происходящего
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Строчки, в которых звучит гордость и торжество __________________________________________ _____________________________________________________________________________________
6.Подберите синонимы к словам:
Схватка ______________________________________________________________________________
Родина _____________________________________________________________________________