Наречие как часть речи
Блок 1. Наречие. Разряды наречий
Задание 1. Найдите в предложениях наречия. Подчеркните их как члены предложения. Выпишите наречие и слово, от которого оно зависит. Задайте вопрос от главного слова к зависимому.
-
Мне не хотелось играть вдвоём в эту настольную игру.
-
Нам пришлось очень быстро идти, чтобы успеть на поезд.
-
Максим всегда стремился хорошо учиться, чтобы оправдать ожидания своей семьи.
-
Не стоит ничего делать сгоряча – лучше успокоиться и обдумать свои действия.
-
Несмотря на все трудности, мы продолжали двигаться вперёд, не останавливаясь на достигнутом.
-
Они приехали сегодня утром, чтобы успеть подготовиться к важному событию.
Задание 2. Распределите наречия по группам в зависимости от их значения.
Всюду, вчера, там, тогда, везде, крайне, вкрутую, справа, чересчур, завтра, рядом, дважды, близко, очень, вечером, далеко, совсем, тихо, быстро, вдоволь, красиво, даром, впустую, всегда, слишком, направо, весной, чуть-чуть, наверху.
Наречиявремени Наречияместа
______________________________________________ ______________________________________________
______________________________________________ ______________________________________________
______________________________________________ ______________________________________________
______________________________________________ ______________________________________________
Наречияобразаиспособадействия Наречиямерыистепени
______________________________________________ ______________________________________________
______________________________________________ ______________________________________________
______________________________________________ ______________________________________________
______________________________________________ ______________________________________________ Задание 3. Определите разряды наречий.
споразанку,поздно,рано,недавно _________________________________________ вприпрыжку,быстро,медленно,аккуратно _________________________________________ снизу,домой,нигде,слева _________________________________________ чрезвычайно,вче́ тверо,вдвоём,весьма _________________________________________ сгоряча,со́ слепу,поневоле,потому _________________________________________ нарочно,назло,зачем,затем _________________________________________
Задание 4. Замените фразеологизмы наречиями. непочатый край _____________________ ни свет ни заря _____________________ сломя голову _____________________ черепашьим шагом _____________________ раз-два и обчёлся _____________________ кот наплакал _____________________ время от времени _____________________ рукой подать _____________________ не покладая рук _____________________ бок о бок _____________________ хоть глаз выколи _____________________ как снег на голову _____________________
Блок 2. Степени сравнения наречий
Задание 4. Образуйте простую сравнительную степень наречий.
коротко ____________________________ низко ____________________________ жидко ____________________________ узко ____________________________ грустно ____________________________ дёшево ____________________________ сухо ____________________________ поздно ____________________________ хорошо ____________________________ плохо ____________________________ легко ____________________________ сладко ____________________________
Задание 5. Прочитайте предложения. Выделите суффиксы в выделенных словах. Укажите часть речи выделенных слов (наречие или прилагательное), докажите свой выбор графически.
Моя сестра красивее других девочек.
Мой брат стал рисовать красивее, чем раньше.
Река, протекающая за деревней, шире ручья в нашем саду.
«Раскройте рот шире» - сказал стоматолог.
На этот раз он крикнул громче прежнего.
Голос моего отца становится громче, когда он сердится.
Она выглядит значительно моложе своих лет.
Мать моложе отца на пять лет.
Блок 3. Правописание наречий
Задание 6. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
Шагнуть влев……, справ…… обгоняет грузовик, сдать досрочн……, уйти засветл……, задолг…… до приказа, добраться затемн……, вытереть досух……, изредк……
интересоваться, начать занов……, засидеться допоздн……, вылизать дочист…...., наскор…… перекусить, надолг…… запомнить, открылись направ…... и налев…...,
наглух…... залеплены снегом, пользовался издавн….., замертв….. упал.
Задание 7. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
-
Настеж…... ворота тяжелые.
-
Уж…... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не
впрок.
-
Ты напроч…... уходишь, чужая.
-
Под гору вскач…..., а как на гору - хоть плачь.
-
Офицер ударил Остапа наотмаш…... хлыстом поперек лица.
-
До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош…... ходит, крутыми
валами играя, июньская рожь.
-
Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич…... на
песок.
-
Мы шли дорогой, сплош..... покрытой бурыми прошлогодними листьями.
-
Как ни часто приходилось молодице невтерпеж…..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь.
Задание 9. Замените слова и словосочетания наречиями с приставкой по-. |
Составьте с некоторыми из них предложения. Образец: житькакпрежде-житьпо-прежнему. | |
сделать иначе ______________________ светить как летом | ____________________ |
дружить искренне ______________________ говорить на немецком | ____________________ |
понять как друга ______________________ поступить как товарищ | ____________________ |
Задание 10. Раскройте скобки, поставив, где нужно, дефис.
(По)январски морозно, настроен (по)боевому, (по)хорошему, (по)всюду, (по)вашему получилось, (по)болгарски, едва(едва)успел, (волей)неволей пришел, (по)тихоньку, куда(то) пошли, (кое)как успели, (по)просту, (по)(за)вчера, (по)лисьи хитер, (в)пятых,
(по)верху, где(либо) найду, (по)этому, (по)казацки, (по)парно, (полным)полно грибов,
(по)крепче, (как)никак, (по)дешевле, (тихо)смирно сидел, (по)белее, снова (таки).