№ п/п | Тема урока | Дата | Страница учебника | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося |
Предметные | УУД |
Раздел «Где мы живем?» |
1. | Родная страна. | | 4-7 | Цели и задачи раздела. Имя родной страны –Россия, государственные символы, государственный язык | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Понимать учебные задачи раздела и урока. Анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России. |
2. | Город и село. Проект «Родной город (село)» | | 8-9 | Характерные особенности сельских и городских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. | Оформлять стенд, мультимедийную фотографию. Оценить свои достижения в ходе реализации проекта. | Подготовка к выполнению проекта. Сравнивать по личным фотографиям город и село. Рассказывать о своем доме по плану. |
3. | Природа и рукотворный мир. | | 14-15 | Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Работать в паре и группе: классифицировать объекты окружающего мира, обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру. |
4. | Наш адрес в мире. Наше отношение к миру. | | 16-17 | Наша страна одна из стран мира. Наше село – наша м алая родина. Называть свой домашний адрес. | Определять свой адрес в мире. | Работать в паре. |
5. | Проверим и оценим сои достижения по разделу «Где мы живем?» | | 18-22 | Проверка знаний и умений. | Формирование адекватной самооценки. | Выполнять текстовые задания учебника. |
Раздел «Природа» |
6. | Неживая и живая природа. | | 24-25 | Неживая и живая природа. Свяжи между живой и неживой природой. | Устанавливать связи между живой и неживой природой. Формулировать выводы из изученного материал. | Классифицировать объекты по существенным признакам. Работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ. |
7. | Явления природы. | | 28-31 | Что такое явления природы. Сезонные явления. Термометр прибор для измерения температуры. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Работать в паре: различать объекты и явления природы. Анализировать иллюстрации учебника. Практическая работа: познакомить с устройством термометра. |
8. | Что такое погода. | | 32-35 | Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. | Сопоставлять научные и природные предсказания погоды. | Работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «научном дневнике». Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. |
9. | В гости к осени (экскурсия). | | | Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. | Оценивать результаты своих действий на экскурсии. | Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними. |
10. | В гости к осени (урок) | | 36-39 | Осенние явления в живой и неживой природе, их взаимосвязь. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, рассказывать об осенних |
11. | Звездное небо. | | 40-43 | Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий. Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея. |
12. | Заглянем в кладовые земли. | | 44-47 | Горные породы и минералы. Гранит и его состав. | Работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов. Готовить краткие сообщения о них. | Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды. Различать горные породы и минералы. |
13. | Про воздух…. | | 48-51 | Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Охрана воздуха. | Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека. | Наблюдать небо за окном и рассказывать о нем. Работать в паре, анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха. |
14. | ….и про воду. | | 52-55 | Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных. Охрана чистой воды. | Описывать эстетическое воздействие водных просторов на человека. | Работать со взрослыми: находить информацию об охране воды в родном крае. Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды. |
15. | Какие бывают растения. | | 56-59 | Многообразие растений. Эстетическое воздействие растений на человека. | Оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять взаимопроверку. | работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений. Определять растения с помощью атласа-определения. |
16. | Какие бывают животные. | | 60-63 | Многообразие животных. Зависимость строения животных от их образа жизни. | Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки. | Сравнивать животных на основании материала книги «Зеленые страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. |
17. | Невидимые нити. | | 64-67 | Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. | Читать и обсуждать стих-е Б.Заходера.«Про все на свете». Делать вывод о необходимости бережного отношения бережного отношения к природе и сохранения природных связей | Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. |
18. | Дикорастущие и культурные растения. | | 68-71 | Дикорастущие и культурные растения. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. | Находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне» | Работать в паре: приводить примеры дикорастущих и культурных растений. Классифицировать культурные растения по определенным признакам. |
№ п/п | Тема урока | Дата | Страница учебника | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося |
Предметные | УУД |
19. | Дикие и домашние животные. | | 72-75 | Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, |
20 | Комнатные растения | | 76-79 | Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку. | Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса. практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией. |
21. | Животные живого уголка. | | 80-83 | Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, попугай. Роль содержания и особенности ухода за животными живого уголка. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними. | Практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. |
22. | Про кошек и собак. | | 84-87 | Кошка и собака в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. | Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласа-определителя. | Работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий(составлять словесные портреты, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию0 |
23. | Красная книга. | | 88-91 | Красная книга России и региональные красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных внесенных в Красную книгу. | Работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных, предлагать и обсуждать меры по их охране. | Работать со взрослыми: узнать какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу. Работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге. |
24. | Будь природе другом. Проект»Красная книга или Возьмем под защиту» | | 92-97 | Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. подготовка к выполнению проекта. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | В ходе работы над проектом: - распределять обязанности по выполнению проекта. - извлекать информацию из различных источников. - готовить рисунки и фотографии - составлять собственную Красную книгу. - презентовать Красную книгу с использованием наглядных материалов. - оценивать свои достижения в ходе выполнения проекта. |
25. | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа» | | 98 | Проверка знаний и умений | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. |
Раздел «Жизнь города и села» |
26. | Что такое экономика. | | 104-107 | Экономика и ее составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. деньги. экономика родного края. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. | Работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов. Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран. |
27. | Из чего что сделано. | | 108-111 | Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей. | Классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию. | Работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ. |
28 | Как построить дом. | | 112-115 | Представления о технологии строительства городского и сельского дома. Строительные машины и материалы. | Читать текст учебника, находить названные в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы своих одноклассников. | Работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского дома, узнавать на иллюстрации учебника строительные машины, объяснять их назначение, проводить самопроверку. |
29 | Какой бывает транспорт. | | 116-119 | Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. | Узнавать на фотографии транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов, осуществлять контроль и коррекцию, запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02,03. | Работать в паре: классифицировать средства транспорта, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры. |
30. | Культура и образование. | | 120-123 | Учреждения культуры (музей, театр, цирк, библиотека и т.д) и образования (школа, лицей, колледж и т.д.). Их роль в жизни общества и человека. | Обсуждать роль учреждений образования и культуры в нашей жизни. | Работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них, с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию . |
31. | Все профессии важны. Проект «Профессии» | | 124-129 | Разнообразие профессий и их роль в экономике и жизни людей. Подготовка к выполнению проекта. | Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. | Работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографии. |
32. | В гости к зиме (экскурсия) | | | Наблюдение над зимними явлениями в неживой и живой природе. | Обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни. | Распознавать осыпавшие на снег плоды и семена растений и следы животных. Определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе. |
№ п/п | Тема урока | Дата | Страница учебника | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося |
Предметные | УУД |
33. | В гости к зиме. | | 130-133 | Зимние явления в неживой и живой природе. | Обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне». | Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «научном дневнике». |
34. | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | | 134 | Проверка знаний и умений. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника. |
35. | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга», «Профессии» | | | Представление результатов проектной деятельности. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами. |
Раздел «Здоровье и безопасность» |
36. | Строение тела человека. | | 4-7 | Внешнее и внутреннее строение тела человека. Месторасположение важнейших органов и их работа. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Работать в группе: называть и показывать внешние асти тела человека. Работать в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека. |
37. | Если хочешь быть здоров. | | 8-11 | Режим дня второклассника. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. | Рассказывать о своем режиме дня. Обсуждать сбалансированное питание школьника. | Формулировать правила личной гигиены. Демонстрировать умения чистить зубы. |
38. | Берегись автомобиля! | | 12-13 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Моделировать сигналы светофора. Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. | Работать в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствующими стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию. |
39. | Школа пешехода. | | 14-17 | Освоение правил безопасности пешехода. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. |
40. | Домашние опасности. | | 18-21 | Правила безопасного поведения в быту. | Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. | Работать в группе: на основе текста формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков. |
41. | Пожар! | | 22-25 | Правила пожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС. | Работать со взрослыми: находить в «интернете» информацию о работе пожарных. |
42. | На воде и в лесу. | | 26-29 | Правила безопасного поведения на воде и в лесу. | Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. | Запомнить правила поведения во время купания. Работать в паре: находить съедобные и несъедобные грибы. |
43. | Опасные незнакомцы. | | 30-35 | Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Характеризовать потенциальные опасности при контакте с незнакомыми людьми. Моделировать звонок по телефону. |
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | | 36 | Проверка знаний и умений | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника. |
Раздел «Общение» |
45. | Наша дружная семья. | | 42-45 | Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. | Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи. | Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов. Формулировать понятие «Культура общения» |
46. | Проект «Родословная» | | 46-47 | Знакомство с материалами учебника. Обсуждение сроков и способов работы. | Презентовать свой проект с демонстрацией родословного дерева. | Составлять родословное дерево семьи. Отбирать фотографии из семейного альбома. |
47. | В школе. | | 48-51 | Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. этика общения с одноклассниками. | Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. оценивать с нравственных позиций формы поведения. | Рассказывать о своем школьном коллективе. Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. |
48. | Правила вежливости. | | 52-55 | Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. | Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. | Моделировать ситуации общения в различных ситуациях. |
49. | Ты и твои друзья. | | 56-59 | Правила поведения в гостях. | Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России. | Обсуждать проблему подарка в день рождения друга, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета за столом. |
50. | Мы- зрители и пассажиры. | | 60-63 | Правила поведения в общественных местах. | Формулировать правила поведения в общественных местах. | Обсуждать и формулировать правила на основе иллюстраций учебника. |
51 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение». | | 64 | Представление результатов проектной деятельности. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами. |
Раздел «Путешествия» |
52 | Посмотри вокруг. | | 70-73 | Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма земли. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта. |
№ п/п | Тема урока | Дата | Страница учебника | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося |
Предметные | УУД |
53 | Ориентация на местности. | | 74-77 | Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Компас-прибор для определения сторон горизонта. | Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. | Практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приемы ориентирования по компасу. |
54 | Формы земной поверхности. | | 78-81 | Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. | Описывать красоту гор. | Характеризовать поверхность своего края. работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор» |
55 | Водные богатства. | | 82-85 | Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды. Части реки. Водные богатства родного края. | Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека. | Работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки посхеме. |
56 | В гости к весне (экскурсия). | | | Наблюдение за весенними явлениями в природе. | Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнить. | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений. |
57 | В гости к весне (урок). | | 86-89 | Весенние явления в неживой и живой природе. | Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края. | Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе. |
58 | Россия на карте. | | 90-95 | Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. | Сравнивать изображение России на глобусе и карте. | Работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением на физической карте России, обозначать их фишками. осваивать приемы чтения карты. |
59 | Проект «Города России» | | 96-97 | Подготовка к выполнению проекта. | Распределение обязанностей по выполнению проекта. | Составлять презентацию своего исследования. |
60 | Путешествие по Москве. | | 98-101 | Москва-столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории возникновения Москвы. Основные достопримечательности Москвы. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Отличать герб Москвы от герба других городов. Работать со взрослыми: совершать виртуальную экскурсию по Москве. |
61 | Московский Кремль. | | 102-107 | Московский Кремль-символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. | Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России. | Читать текст учебника, находить в нем сведения о Кремле. Рассказывать о Красной площади по фотографиям. |
62 | Город на Неве. | | 108-113 | Санкт – Петербург-северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом города, находить на нем достопримечательности города. |
63 | Путешествие по планете. | | 114-117 | Карта мира. Океаны и материки(континенты), их изображение на карте. | Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть, показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. | Работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, обозначать их фишками. |
64 | Путешествие по материкам. | | 118-123 | Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. | Предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников. | Находить материки на карте мира. Работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников: готовить сообщение и выступать с ним перед классом. |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | | 124129 | Физические и политические карты мира. Знакомство с некоторыми странами. подготовка к выполнению проекта. | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять. | Сравнивать физическую и политическую карты мира. Находить и показывать на политической карте мира территорию России. |
66 | Впереди лето. | | 130-133 | Летние явления в живой и неживой природе. Разнообразие растений и животных. | Рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям. | Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных. |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | | 134 | Представление результатов проектной деятельности. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами. |
68 | Презентация проектов «родословная», «Города России», «Страны мира». | | | Представление результатов проектной деятельности. | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Выступать с подготовленными сообщениясми. |