СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена по учебнику Г.С. Меркин.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- овладение навыками литературных игр;
- формирование собственного мнения;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты:
- овладение техникой составления плана;
- овладение различными типами пересказа;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Предметные результаты | ||
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | |
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения; • выразительно читать легенды, предания, сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать легенды, предания, сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для этих жанров художественные приёмы; • выявлять в легендах, преданиях и сказках характерные художественные приёмы; | • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, предании, легенде, обосновывая свой выбор; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
| |
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст; интерпретировать прочитанное; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; | • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
| |
Личностные результаты | ||
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | |
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; • обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,
| • сравнивая фольклорные произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа.
| |
Метапредметные результаты | ||
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | |
• видеть черты русского национального характера в героях фольклорных произведений, • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; | • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. | |
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
| • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект). • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; |
Планируемые темы проектов на уроках литературы в 6 классе (в рамках междисциплинарной программы основ учебно-исследовательской и проектной деятельности)
Проект по роману «Дубровский»
Проект по повести «Тарас Бульба» (лексический строй)
Проект по повести «В дурном обществе»
Проект по сказке-были «Кладовая солнца»
Междисциплинарная программа развития ИКТ-компетентности школьников на уроках литературы и при подготовке к ним
Создание письменных сообщений с использованием различных компьютерных программ
Сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
Осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
Коммуникация и социальное взаимодействие (использование электронной почты)
Поиск и организация хранения информации
Использование фото- и видео-техники
Использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста.
Междисциплинарная программа стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках литературы и при подготовке к ним
Поиск информации и понимание прочитанного.
Преобразование и интерпретация информации.
Оценка информации.
Использование всех видов чтения: просмотрового (получить общее представление о содержании в целом, исключая подробности, ответить на вопрос: о чем текст?); ознакомительного (знакомство с содержанием текста различной стилевой направленности, понимание его содержания и оценка полученной информации); изучающего (прочитав, надолго запомнить текст, воспроизводить или творчески перерабатывать полученную из него информацию); рефлексивного (суметь выразить чувства по поводу прочитанного и высказать свое отношение к полученной информации).
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Формирование универсальных учебных действий»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
На конец 6 класса:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента
На конец 6 класса:
готовность и способность к участию в школьной жизни в пределах возрастных компетенций
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
На конец 6 класса:
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
На конец 6 класса:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
На конец 6 класса:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
Ученик получит возможность научиться:
На конец 6 класса:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
На конец 6 класса:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
Ученик получит возможность научиться:
На конец 6 класса:
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
Фиксация изображений и звуков
Ученик научится:
На конец 6 класса:
Осуществлять фотосъемку изображений с помощью учителя в ходе учебного эксперимента;
Осуществлять фиксацию звуков с помощью учителя.
Создание письменных сообщений
Ученик научится:
На конец 6класса:
Набирать текст на родном языке в соответствии со своими возрастными особенностями;
Осуществлять комплексное редактирование текста: изменять шрифт, начертание, размер кегля; использовать функции заливки.
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
Ученик научится:
На конец 6 класса:
Создавать различные виды сообщений: диаграммы, схемы, текстовую информацию. Отправлять данные виды сообщений одному и нескольким пользователям;
Выделять главную идею сообщения.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Ученик научится:
На конец 6 класса:
составлять развернутый план презентации, выступать перед аудиторией с презентацией индивидуального или группового проекта;
создавать информационное сообщение, отправлять его нескольким пользователем, отвечать на сообщения;
использовать возможности электронной почты для информационного обмена в условиях образовательной деятельности с разными участниками образовательного процесса: одноклассниками, родителями учителями;
создавать, редактировать, сохранять, передавать сообщения по локальной и глобальной сети, формировать запрос и ответ на сообщение;
уважать информационные права других людей;
научиться правилам «хорошего тона» общения в сети.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ученик научится:
На конец 6 класса:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
находить необходимую единицу информации в тексте;
- формулировать проблемы прочитанного текста;
- производить анализ текста, эпизода текста
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:
На конец 6 класса:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, проводить проверку правописания;
интерпретировать текст:
делать выводы из сформулированных посылок;
выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;
составлять план текста, цитатный план;
формулировать вопросы к тексту
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится:
на конец 6 класса:
называть тему и цель исследования;
выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки;
вести запись исследования;
владеть разными способами получения и использования информации;
работать со справочной литературой;
находить информацию в справочной литературе;
извлекать информацию из любого источника в соответствии с поставленной задачей;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: опросы, постановка проблемы;
описывать приведенный опыт по предложенному плану;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Ученик получит возможность научиться:
на конец 6класса:
описывать и анализировать ситуации, в которых возникают проблемы
ставить задачи, адекватные целям
планировать ресурсы
самостоятельно работать с каталогами в библиотеке
устанавливать параметры поиска
работать с электронными каталогами
устранять ошибки, допущенные при поиске информации
оформлять ссылки на источник информации
проводить оценку с использованием эталона
применять критерии, исчерпывающие основные свойства продукта
Содержание учебного предмета
Введение
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Универсальные учебные действия: работа с учебником; выразительное чтение; устное рассуждение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература и другие виды искусства.
Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений о роли чтения, книги и искусства в жизни человека и общества.
Из греческой мифологии
Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: миф, мифологический сюжет, мифологические герои.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение и различные виды пересказа; дискуссия; составление тезисных планов статьи учебника; работа с иллюстрациями; работа с литературоведческими понятиями; подготовка сообщения.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.В.Ломоносов «Письмо о пользе стекла»; Г. Моро «Гесиод и Муза»); изобразительное искусство (отражение мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве; репродукции картин Г.Ф. Фюгера «Прометей несет людям огонь», П.П.Рубенса «Прометей прикованный и др.); произведения декоративно-прикладного искусства; скульптура; кино по мотивам древнегреческих мифов.
Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений при характеристике художественной идеи мифа.
Творческая работа: изложение с элементами сочинения.
Из устного народного творчества
Легенды, предания, сказки.
«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.
Теория литературы: легенда, предание, сказка; структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Универсальные учебные действия: художественный пересказ; сказывание сказки, запись фольклорных произведений.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В. и Я. Гримм «Смерть кума»; миф «Одиссей на острове циклопов. Полифем»); изобразительное искусство (иллюстрации И.Я.Билибина, В.М.Васнецова); музыка, кино, мультипликация.
Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений при характеристике отношения народа к смерти.
Творческая работа: сочинение сказки; творческий проект «Сказочные персонажи в творчестве русских художников».
Внедрение: составление сборника из сказок, сочиненных учащимися, и фольклорных сказок региона.
Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие
и др.).
Теория литературы: древнерусская литература; сказание, древнерусская повесть, поучение, плач; автор и герой.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; различные виды пересказа; простой план, цитатный план; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом и иллюстрациями; заполнение таблицы; работа с терминами; составление предложений по заданному началу.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Н.М.Языков «Евпатий»; музыка (М.П, Мусоргский. Ария Пимена из оперы «Борис Годунов»); ИЗО (иллюстрации В.А.Фаворского к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра, Б.А. Чориков и др.)
Метапредметные ценности: формирование интереса к истории Древней Руси.
Творческая работа: самостоятельная исследовательская работа с текстом
Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: стихотворение; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; составление плана статьи учебника; работа с таблицами.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.В.Ломоносов и Анакреон; Н.М.Олейников «Из жизни насекомых»); ИЗО (Л. С. Миропольский. Портрет Ломоносова М.В.; Ф.И.Шубин. Скульптурный портрет М.В. Ломоносова).
Метапредметные ценности: формирование представлений о неповторимой, уникальной личности М.В.Ломоносова, человеке определённой эпохи, системы взглядов; воспитание идеала бескорыстного служения на благо Отечества.
Творческая работа: устный портрет М.В.Ломоносова.
Из русской литературы ХIХ века
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: баллада, фантастика; фабула, композиция, лейтмотив; герой, образ.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; подготовка сообщения, выставки; прослушивание музыкальных произведений; составление ассоциативных рядов; работа с терминами.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (стихи А.С.Пушкина, Ф.И,Тютчева, Д.В. Давыдова, К.Н.Батюшкова, посвященные В.А.Жуковскому; баллада В.А. Жуковского «Людмила»); изобразительное искусство (портреты В.А.Жуковского художников О.А.Кипренского, Е.И.Эстеррейха, К.П.Брюллова, Т.Ф. Гильдербрандта; репродукция картины К.П.Брюллова «Гадающая Светлана» и др.); музыка (романсы на стихи Жуковского, А.А. Алябьева, А.Е.Варламова и др.).
Метапредметные ценности: формирование исследовательских навыков и логического мышления
Творческая работа: коллективный творческий проект.
Внедрение: создание слайдовой презентации «В.А.Жуковский в музыке и живописи»
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: элегия; двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; роман (первичные представления); авторское отношение к героям; историческая правда и художественный вымысел.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; различные виды пересказа, в том числе от лица героев; цитатный план; составление ассоциативных рядов; работа с терминами; работа с учебником; подготовка сообщения; инсценирование эпизода; самостоятельная исследовательская работа с текстом; сопоставление чернового и чистового вариантов произведения; работа с таблицами; сравнение описаний усадеб Петровское, Архангельское, Михайловское, Кистенево, Болдино с изображенными в учебнике усадьбами; просмотр слайдовой презентации «Русская усадьба 19 века»; подбор цитат для ответа.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (образ благородного разбойника в фольклоре и литературе); изобразительное искусство (портреты А.С.Пушкина, портреты лицеистов; гравюры с изображением Лицея; иллюстрации Б.М. Кустодиева, Д.А. Шмаринова, Б.М. Косульникова; репродукции зимних пейзажей И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.С. Степанова, К.Ф.Юона и др.; рисунки учащихся); музыка (прослушивание музыкальных записей: Н.А.Римский – Корсаков «Редеет облаков летучая гряда…»; ария Дубровского «Итак, всё кончено…» из оперы Э.Ф. Направника «Дубровский»).
Метапредметные ценности: воссоздание особой лицейской атмосферы; примеры нравственного поведения, порядочности, достоинства; формирование чувства товарищества, уважения к людям.
Творческая работа: изложение с элементами рассуждения; стилистический эксперимент; создание воображаемого диалога с героем на основе предложенных вопросов.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
Внедрение: создание компьютерной презентации по материалам краеведческого поиска.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: метафора, инверсия, антитеза.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение наизусть; письменный отзыв о прочитанном; подбор эпиграфов.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.А.Жуковский «Листок»; В.А.Луговской «Кленовый лист»); изобразительное искусство (портреты М.Ю.Лермонтова; репродукции картин И.И, Шишкина, К.А.Айвазовского; иллюстрации А.М.Васнецова, В.А. Замирайло и др.; рисунки учащихся); музыка (А.Е.Варламов «Белеет парус одинокий…).
Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся на основе работы с поэтическими произведениями.
Творческая работа: составление ассоциативных рядов со словами парус и море.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В. ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть, героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Универсальные учебные действия: лексическая работа; изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; исторический экскурс в изображаемую Гоголем эпоху; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; участие в дискуссии; самостоятельная исследовательская работа с текстом.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (русский героический эпос); изобразительное искусство (Т.Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями»; И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; П.П.Соколов «Возвращение из бурсы»; иллюстрации Е.А. Кибрика); подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Метапредметные ценности: развитие интереса к отечественной истории; развитие нравственно-эстетических представлений; воспитание патриотизма.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс знатоков; подбор литера-
туры и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
Внедрение: создание компьютерной презентации по итогам работы над творческим проектом.
И.С. ТУРГЕНЕВ «Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в
рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора, идея произведения и художественный замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; сложный план, цитатный план; работа с иллюстрациями, художественный пересказ; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальной композиции.
Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (конкурс рисунков; устное рисование); музыка (подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам произведения).
Творческая работа: составление ассоциативных рядов; конкурс рисунков.
Внедрение: оформление альбома из лучших рисунков учащихся.
Н.А. НЕКРАСОВГражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Универсальные учебные действия: различные виды чтения, чтение наизусть; подбор эпиграфов.
Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (живопись художников-передвижников; репродукции картин: И.Н.Крамской. Портрет Н.А.Некрасова; А.Г.Венецианов «На пашне», «На жатве. Лето»).
Метапредметные ценности: формирование представлений о гражданской позиции.
Творческая работа: микросочинение с предложенным финалом либо заданным эпиграфом.
Краеведение: виртуальная экскурсия по некрасовским местам, литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза, рассказ, повесть.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; работа с терминами; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; выразительное чтение; подготовка сообщения; составление цитатного плана; составление устного высказывания на заданную тему; работа с таблицей.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А.Я.Яшин «Спешите делать добрые дела»); ИЗО (репродукции картин Ф.М.Славянского «Семейная картина (На балконе)», К. Клементьевой «Семейный вечер», К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы»; иллюстрации А. Вестфален); формирование первоначальных представлений о философском учении Л.Н.Толстого.
Творческая работа: сочинение – зарисовка; составление комментария к афоризмам Л.Н.Толстого.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия «Спешите делать добрые дела…»
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер, герой.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; работа с иллюстрациями; различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; составление плана для характеристики эпизода, персонажа.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.Г.Короленко «История моего современника»); ИЗО (репродукция картин Ф.С.Журавлева «Дети-нищие», П.Н.Чистякова «Нищие дети», В.Г.Перова «Тройка», «Спящие дети», А.Г.Венецианова «Захарка», В..Тропинина «Портрет Арсения Васильевича Тропинина», В.М.Васнецова «Портрет Володи, сына художника», иллюстрации В. Костицына; устное рисование);
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о сострадании, добре и доброте.
Творческая работа: самостоятельная исследовательская работа с текстом.
Возможные виды внеурочной деятельности: диспут «Как я поступил бы на месте героя…»
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; работа с иллюстрациями, различные виды пересказа; чтение по ролям; работа с учебником; подготовка сообщения; подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П.Чехова; работа с терминами; заполнение таблицы; анализ эпизодов; создание письменного рассказа.
Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (иллюстрации Б.М. Калаушина, Т.В. Шишмарёвой, Кукрыниксов к рассказам А..Чехова; рисунки С.С. Бойма); фотографии.
Творческая работа: самостоятельная исследовательская работа с текстом; написание юмористического рассказа на заданную тему или создание диафильма (компьютерной презентации).
Внедрение: компьютерная презентация «Музеи А.П.Чехова»
Из русской литературы XX века
И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа; эпитет, метафора (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: составление словаря языка персонажа; лексическая работа; выразительное чтение, в том числе наизусть; работа с иллюстрациями, художественный пересказ; работа с учебником; подготовка сообщения; заочная экскурсия по выставке картин русских художников; письменный отзыв об эпизоде.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (И.А.Бунин «Мать», «Сверчок»; К.Паустовский. Отрывок из очерка «Исаак Левитан»); ИЗО (И.И. Левитан «Октябрь); музыка (П.И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года»).
Метапредметные ценности: формирование чувства единства с миром природы, гуманистического мировоззрения.
Творческая работа: подготовка сообщения о символическом значении красного и белого цветов в русской культуре.
А.И. КУПРИН Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Теория литературы: рождественский рассказ; язык героя как средство создания образа.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; работа с иллюстрациями, различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; работа с учебником; письменный отзыв об эпизоде; составление устного рассказа по заданному началу; экскурсия по выставке репродукций русских художников; прослушивание музыкальной композиции.
Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (репродукции картин, посвященных изображению Крыма: И.К.Айвазовский, К.Ф. Богаевский и др.); музыка (Ф.Лист «Венгерская рапсодия», А.Г.Рубинштейн»).
Метапредметные ценности: воспитание чувства собственного достоинства
Творческая работа: конкурс на лучшее заглавие к частям рассказа.
С.А. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; чтение наизусть; устный отзыв о стихотворении; работа с терминами, работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; самостоятельная исследовательская работа.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Г.И. Анфилов «Собака»); ИЗО (К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня»); фотографии С.А.Есенина.
Творческая работа: составление словаря тропов и фигур, встречающихся в изученных стихотворениях С.А.Есенина.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов (по выбору).
Внедрение: составление словаря художественных средств С.А.Есенина.
М.М. ПРИШВИН Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказка-быль; конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды пересказа; выразительное чтение по ролям; работа с терминами, работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа с текстом.
Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (иллюстрации Е.М.Рачева «Митрашка в болоте», «рогатый великан», «Настя возле черного пня», «Митрашка и Травка», «Заяц»; устное рисование).
Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений о природе и человеке.
Творческая работа: сочинение-зарисовка, конкурс рисунков.
Краеведение: места, описанные в сказке-были.
Внедрение: издание альбома – презентации лучших рисунков учащихся с текстами из сочинений-зарисовок.
Н.М. РУБЦОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; обсуждение; подготовка сообщения; характеристика стихотворения; работа с учебником.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»; ИЗО (иллюстрации в учебнике; репродукция картины И.И.Левитана «Тихая обитель»; устное рисование).
Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических и мировоззренческих представлений.
Творческая работа: устное сочинение – миниатюра «Тихая моя родина»
Внедрение: выпуск литературной газеты «Родина моя…»
А.А. АХМАТОВА Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.
Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; сообщение; беседа; обсуждение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (война в лирике поэтов 40-ых годов XX века); фотография А.А.Ахматовой; ИЗО (военный плакат).
Метапредметные ценности: воспитание патриотизма.
Из поэзии о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Р.Г.Гамзатов «Журавли»; Д.С.Самойлов «Сороковые».
Теория литературы: мотив, художественные средства.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; чтение наизусть; литературно – музыкальная композиция.
Внутрипредметные и межпредметные связи: музыка (композитор М. Блантер, стихи М.В. Исаковского «В лесу прифронтовом», Д.Д, Шостакович. Седьмая симфония, музыка Я.Френкеля, стихи Р.Г. Гамзатова «Журавли» в исполнении М.Бернеса); ИЗО (плакат «Родина - мать зовёт», репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа»).
Краеведение: поты-земляки о Великой Отечественной войне.
Метапредметные ценности: воспитание патриотических чувств, гражданской позиции.
В.П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); тема, проблема, идея.
Универсальные учебные действия: самостоятельная лексическая работа; художественный пересказ; выразительное чтение; работа с иллюстрациями; работа с учебником; беда; составление цитатного плана; подбор эпиграфа к сочинению.
Внутрипредметные и межпредметные связи: фотография В.П.Астафьева; ИЗО (иллюстрации А. Мотовилова к повести «Последний поклон»; В.М. Сидоров «Мартовский вечер», «Качели», «Утихли грозы», «Гаснет день», «Пора безоблачного неба», «Прятки», «Сеятели», «Миром»).
Метапредметные ценности: воспитание интереса к истории России.
Внедрение: слайдовая презентация «Овсянка – малая родина В.П.Астафьева».
Из зарубежной литературы
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Теория литературы: сказка (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: пересказ с заменой лица; выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература («Второе путешествие Синдбада»); ИЗО (создание иллюстрации к произведению; персидский пейзаж)
Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений на основе анализа изречений, включенных в сказку о Синдбаде.
Я. и В. ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Теория литературы: народная и литературная сказка (развитие представлений), «бродячий» сюжет
Универсальные учебные действия: лексическая работа; пересказ разных типов; выразительное чтение; подготовка сообщения; заполнение таблицы; подготовка выставки книг.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сопоставление русской сказки ос сказкой братьев Гримм); ИЗО (портреты братьев Гримм; иллюстрации к сказке).
Метапредметные ценности: формирование бережного отношения к слову, актуализация читательского опыта учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.
Теория литературы: новелла, юмор, ирония.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; рассказ от другого лица; выразительное чтение; характеристика портрета; психологическая характеристика персонажа; подготовка сообщения; заполнение таблицы; подготовка выставки.
Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (работа с иллюстрациями); кино (просмотр фрагмента из кинофильма «Вождь краснокожих»).
Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений при подготовке сообщения о библейских сюжетах.
Творческая работа: устное рисование.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; цитатный план; пересказ по плану; подготовка вопросов для обсуждения; работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа; подготовка сообщения; работа с учебником; сопоставление рассказа и картин художника Р.Кента.
Внутрипредметные и межпредметные связи: ИЗО (репродукции картин Р.Кента «Вид Лисьего острова зимой», «лето», «Аляска. Зима», «Медвежий ледник», «Замерзший водопад. Аляска»); кино (просмотр фрагмента из кинофильма «Вождь краснокожих»).
Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений о человеческих качествах и поступках.
Творческая работа: творческий проект «Сценарный план рассказа Дж. Лондона.
Внедрение: слайдовая презентация компьютерного фильма (анимации) по рассказу «Любовь к жизни».
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела | Всего часов | Контрольных работ | Уроков развития речи |
1. | Введение | 1 |
|
|
2. | Из греческой мифологии
| 3 |
|
|
3. | Из устного народного творчества
| 6 |
| 1 |
4. | Из древнерусской литературы
| 8 |
|
|
6. | Из русской литературы XVIII века
| 3 |
|
|
7. | Из русской литературы ХIХ века
| 4 |
|
|
8. | В.А. Жуковский | 4 |
|
|
9. | А.С. ПУШКИН | 17 | 1 | 1 |
10. | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ | 6 |
|
|
11. | Н.В. ГОГОЛЬ | 10 |
| 3 |
12. | И.С. ТУРГЕНЕВ | 6 | 1 |
|
13. | Н.А. НЕКРАСОВ | 5 |
|
|
14. | Л.Н. ТОЛСТОЙ | 7 |
| 2 |
15. | В.Г. КОРОЛЕНКО | 5 |
|
|
16. | А.П. ЧЕХОВ | 6 | 1 | 3 |
| Из русской литературы XX века |
|
|
|
17. | И.А. БУНИН | 5 |
|
|
18. | А.И. КУПРИН | 6 |
| 2 |
19. | С.А. ЕСЕНИН | 6 | 1 |
|
20. | М.М. ПРИШВИН | 6 |
| 1 |
21. | Н.М. РУБЦОВ | 4 |
| 1 |
22. | А.А. АХМАТОВА | 3 |
|
|
23. | Из поэзии о Великой Отечественной войне | 4 |
|
|
24. | В.П. АСТАФЬЕВ | 4 |
|
|
25. | Из зарубежной литературы | 11 | 1 |
|
| Итого: | 140 | 5 | 14 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).Книга — необходимый элемент в формировании личности | 1 | 1.09 |
|
2 | Мифы о героях: «Пять веков», «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме | 1 | 2.09 |
|
3 | "Яблоки Гесперид». Стремление познать мир и реализовать свою мечту | 1 | 5.09 |
|
4 | Связь с другими видами искусств: Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве | 1 | 7.09 |
|
5 | УНТ. Легенды, предания, сказки"Солдат и смерть". Предание и его художественные особенности | 1 | 8.09 |
|
6 | Предание "Как Бадыноко победил одноглазого великана | 1 | 9.09 |
|
7 | «Сказка о молодильных яблоках». Жанровые особенности сказки. нравственные уроки сказки. художественное восприятие произведения. | 1 | 12.09 |
|
8 | Внеклассное чтение. Сказки «Два солдата-солдатских сына», «Каша из топора» | 1 | 14.09 |
|
9 | Создание сказок. | 1 | 15.09 |
|
10 | Из героического эпоса. «Калевала»(фрагмент), «Песнь о Роланде» (фрагмент), «Песнь о Нибелунгах» (фрагмент). | 1 | 16.09 |
|
11 | Понятие «Древнерусская литература» | 1 | 19.09 |
|
12 | Жанровые особенности древнерусской литературы. | 1 | 21.09 |
|
13 | "Сказание о белгородских колодцах" | 1 | 22.09 |
|
14 | "Повесть о разорении Рязани Батыем". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях | 1 | 23.09 |
|
15 | "Поучение Владимира Мономаха". Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость, мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.) | 1 | 26.09 |
|
16 | Внеклассное чтение: «Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе». | 1 | 28.09 |
|
17 | Р.р. Нравственная проблематика житийной литературы(подготовка к сочинению) | 1 | 29.09 |
|
18 | Р.р. Нравственная проблематика житийной литературы(написание сочинения) | 1 | 30.09 |
|
19 | М.В.Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии. | 1 | 3.10 |
|
20 | "Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Выражение в стихотворении мыслей поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения; идея произведения. | 1 | 5.10 |
|
21 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. выявление сущности взаимодействия поэта и государственного деятеля. Идеал личности царя-реформатора, верно служащего своему Отечеству | 1 | 6.10 |
|
22 | В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. | 1 | 7.10 |
|
23 | Баллада "Светлана": фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения. | 1 | 10.10 |
|
24 | Анализ баллады Жуковского «Светлана» | 1 | 12.10 |
|
25 | Внеклассное чтение: В.А.Жуковский «Кубок». | 1 | 13.10 |
|
26 | Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга | 1 | 14.10 |
|
27 | Жанр Элегии. "Деревня" | 1 | 17.10 |
|
28 | «Редеет облаков летучая гряда…» | 1 | 19.10 |
|
29 | «Зимнее утро», «Зимний вечер» | 1 | 20.10 |
|
30 | Внеклассное чтение стихотворений А.С.Пушкина: «Если жизнь тебя обманет», «Простите, верные дубравы», «Еще дуют холодные ветры». | 1 | 21.10 |
|
31 | Урок чтения наизусть поэзии А.С.Пушкина (или защита мини-проектов «Пушкинские строки и живопись») | 1 | 24.10 |
|
32 | Урок чтения наизусть поэзии А.С.Пушкина (или защита мини-проектов «Пушкинские строки и живопись») | 1 | 26.10 |
|
33 | А.С.Пушкин "Дубровский". Историческая правда и художественный вымысел в романе. История создания. Прототипы. | 1 | 27.10 |
|
34 | А.С.Пушкин "Дубровский". Нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, искренность). Причины ссоры Дубровского и Троекурова. Основной конфликт | 1 | 28.10 |
|
35 | А.С.Пушкин "Дубровский". Нравственные и социальные проблемы романа (любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость). Отец и сын Дубровские. | 1 | 31.10 |
|
36 | Контрольное тестирование | 1 | 2.11 |
|
37 | А.С.Пушкин "Дубровский". Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 1 | 14.11 |
|
38 | А.С.Пушкин "Дубровский". Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 1 | 16.11 |
|
39 | Дубровский и Маша Троекурова. Выявление причин, поражения героя, отказа Маши от помощи Дубровского | 1 | 17.11 |
|
40 | р\р Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 | 18.11 |
|
41 | Анализ письменных работ | 1 | 21.11 |
|
42 | Урок-обобщение по творчеству А.С.Пушкина. Художественные образы произведений А.С.Пушкина. | 1 | 23.11 |
|
43 | Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. | 1 | 24.11 |
|
44 | "Тучи" Вольнолюбивые мотивы в лирике. | 1 | 25.11 |
|
45 | Стихотворения "Парус", «На севере диком стоит одиноко…». Тема свободы, воли и независимости. Многозначность художественного образа. | 1 | 28.11 |
|
46 | Стихотворение «Листок» | 1 | 30.11 |
|
47 | Урок чтения наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова | 1 | 1.12 |
|
48 | Внеклассное чтение.М.Ю.Лермонтов «Пленный рыцарь» | 1 | 2.12 |
|
49 | Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести, ее тематика и проблематика (любовь к Родине, товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг) | 1 | 5.12 |
|
50 | Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Центральные образы и приемы их создания. Степь как образ Родины в повести. | 1 | 7.12 |
|
51 | Р.р. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия | 1 | 8.12 |
|
52 | Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Лирическое и эпическое в содержании повести | 1 | 9.12 |
|
53 | Н. В. Гоголь "Тарас Бульба". Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Казачество в изображении Гоголя. Подвиг Тараса Бульбы | 1 | 12.12 |
|
54 | Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля | 1 | 14.12 |
|
55 | Р.р. Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица их участника. | 1 | 15.12 |
|
56 | Р.р. Мастерская творческого письма. Написание рассказа о событиях от лица их участника. | 1 | 16.12 |
|
57 | Анализ письменных работ | 1 | 19.12 |
|
58 | Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». | 1 | 21.12 |
|
59 | И.С. Тургенев "Записки охотника". Творческая история и особенности композиции. | 1 | 22.12 |
|
60 | И.С.Тургенев "Бирюк" Проблематика: служебный долг и человеческий долг. Выявление причин трагического одиночества героя. | 1 | 23.12 |
|
61 | И.С. Тургенев «Бирюк». Нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника. | 1 | 26.12 |
|
62 | И.С. Тургенев «Бирюк». Нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта. Позиция писателя. | 1 | 28.12 |
|
63 | Стихотворение «В дороге» | 1 | 29.12 |
|
64 | Контрольное тестирование | 1 | 11.01 |
|
65 | Внеклассное чтение. И.С.Тургенев Стихотворения в прозе. | 1 | 12.01 |
|
66 | Н.А.Некрасов. Слово о писателе. Стихотворение "В полном разгаре страда деревенская..." | 1 | 13.01 |
|
67 | Н.А.Некрасов. Гражданская позиция в 60-70 годы. Темы народного труда и "долюшки женской" - основные в творчестве поэта. Стихотворение "В полном разгаре страда деревенская..." | 1 | 16.01 |
|
68 | Н.А.Некрасов "Великое чувство! у каждых дверей...". Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. | 1 | 18.01 |
|
69 | Н.А.Некрасов. Отношение автора к героям и событиям. Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. | 1 | 19.01 |
|
70 | Внеклассное чтение. Н.А.Некрасов. Чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос». | 1 | 20.01 |
|
71 | Повесть "Детство". Взаимоотношения в семье. Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н.Толстого | 1 | 23.01 |
|
72 | Анализ глав повести «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый» | 1 | 25.01 |
|
73 | Анализ глав повести «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый» | 1 | 26.01 |
|
74 | Анализ глав повести «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания».Рассказ «Бедные люди». | 1 | 27.01 |
|
75 | Анализ глав повести «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания».Рассказ «Бедные люди». | 1 | 30.01 |
|
76 | Р.р. Мастерская творческого письма. Уроки добротыЛ.Н. Толстого | 1 | 1.02 |
|
77 | Анализ письменных работ | 1 | 2.02 |
|
78 | В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть "В дурном обществе" | 1 | 3.02 |
|
79 | В.Г.Короленко "В дурном обществе". Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Отец и сын. | 1 | 6.02 |
|
80 | В.Г. Короленко «В дурном обществе». Выявление нравственной основы дружбы Васи, Валека и Маруси. | 1 | 8.02 |
|
81 | В.Г. Короленко «В дурном обществе».. Дети и взрослые в повести. | 1 | 9.02 |
|
82 | Мастерская творческого письма «Как я поступил бы на месте героя…» | 1 | 10.02 |
|
83 | Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. "Налим". | 1 | 13.02 |
|
84 | А.П.Чехов "Толстый и тонкий". Тема, приемы создания комического эффекта | 1 | 15.02 |
|
85 | А.П.Чехов "Шуточка". Отношение автора к героям. | 1 | 16.02 |
|
86 | Внеклассное чтение. А.П.Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия». | 1 | 17.02 |
|
87 | Р.Р. Мастерская творческого письма. Сочинение «Смешной случай из жизни» | 1 | 20.02 |
|
88 | Анализ письменных работ | 1 | 22.02 |
|
89 | Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века» | 1 | 24.02 |
|
90 | Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. "Не видно птиц. Покорно чахнет..." | 1 | 27.02 |
|
92 | Внеклассное чтение. Стихотворения И.А.Бунина по выбору. | 1 | 1.03 |
|
93 | И.А.Бунин «Лапти». | 1 | 2.03 |
|
94 | И.А.Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя | 1 | 3.03 |
|
95 | Р.Р. Анализ эпизода | 1 | 6.03 |
|
96 | А.И.Куприн .Детские годы писателя. | 1 | 9.03 |
|
97 | Рассказ "Белый пудель". Основные темы и характеристика образов | 1 | 10.03 |
|
98 | А.И.Куприн. Рассказ «Белый пудель». Характеристика главных героев. | 1 | 13.03 |
|
99 | А.И.Куприн. Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия | 1 | 15.03 |
|
100 | Мастерская творческого письма. Анализ эпизода | 1 | 16.03 |
|
101 | Анализ письменных работ | 1 | 17.03 |
|
102 | Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Песнь о собаке". | 1 | 20.03 |
|
103 | Контрольное тестирование | 1 | 30.03 |
|
104 | Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Песнь о собаке". Пафос и тема стихотворения. | 1 | 31.03 |
|
105 | С.А.Есенин "Разбуди меня завтра рано...". Одухотворенная природа - один из основных образов поэзии С. Есенина | 1 | 3.04 |
|
106 | Образы природы в поэзии С.А.Есенина. (Анализ стихотворений) | 1 | 5.04 |
|
107 | Самостоятельная работа. Анализ стихотворения. | 1 | 6.04 |
|
108 | Краткие сведения о писателе. "Кладовая солнца". Родная природа в изображении писателя | 1 | 7.04 |
|
109 | М.М.Пришвин "Кладовая солнца". Сказка-быль, особенности жанра. | 1 | 10.04 |
|
110 | М.М.Пришвин "Кладовая солнца". Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе | 1 | 12.04 |
|
111 | Настя и Митраша. Выявление свойств характера героев. Работа с текстом. | 1 | 13.04 |
|
112 | Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина. Правда Антипыча. Выявление основной идеи произведения | 1 | 14.04 |
|
113 | Р.р. Сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца» | 1 | 17.04 |
|
114 | Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Звезда полей". Человек и природа в стихотворении. | 1 | 19.04 |
|
115 | Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». | 1 | 20.04 |
|
116 | Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». Образный строй стихотворения. | 1 | 21.04 |
|
117 | Р.р. Сочинение-миниатюра по произведениям Н.М. Рубцова | 1 | 24.04 |
|
118 | Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество» | 1 | 26.04 |
|
119 | А.А.Ахматова. Стихотворение «Победа». «Родная земля» | 1 | 27.04 |
|
120 | А.А.Ахматова. Стихотворение «Родная земля» | 1 | 28.04 |
|
121 | Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине. М.В.Исаковский | 1 | 3.05 |
|
122 | К.М.Симонов, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Самойлов. Поэзия о войне. Чтение и анализ стихотворений | 1 | 4.05 |
|
123 | К.М.Симонов, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Самойлов. Поэзия о войне. Чтение и анализ стихотворений | 1 | 5.05 |
|
124 | Выразительное чтение наизусть стихотворений о войне (по выбору учащихся). Литературная гостиная. | 1 | 8.05 |
|
125 | Краткие сведения о писателе. Рассказ "Конь с розовой гривой". Тематика и проблематика рассказа. | 1 | 10.05 |
|
126 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Чтение и анализ эпизодов | 1 | 11.05 |
|
127 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Чтение и анализ эпизодов | 1 | 12.05 |
|
128 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Бабушка и внук. Выявление мотивов поступка. Смысл названия произведения | 1 | 15.05 |
|
129 | Восточная сказка. "Сказка о Синдбаде-мореходе" из книги "Тысяча и одна ночь". История создания, тематика, проблематика | 1 | 17.05 |
|
130 | "Сказка о Синдбаде-мореходе" из книги "Тысяча и одна ночь". | 1 | 18.05 |
|
131 | "Сказка о Синдбаде-мореходе" из книги "Тысяча и одна ночь". | 1 | 19.05 |
|
132 | Литературная сказка. Братья Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка "Снегурочка". | 1 | 22.05 |
|
133 | Тематика, проблематика сказки. Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказки братьев Гримм и А.С.Пушкина. ("Снегурочка" и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"). | 1 | 24.05 |
|
134 | О.Генри. Краткие сведения. Рассказ "Вождь краснокожих". Тема детства с улыбкой и всерьез. | 1 | 25.05 |
|
135 | О.Генри. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья. | 1 | 26.05 |
|
136 | Итоговая контрольная работа (тест) на конец года. | 1 | 29.05 |
|
137 | Анализ контрольной работы. | 1 | 31.05 |
|
138 | Жанр рассказа. Джек Лондон "Любовь к жизни". Жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. | 1 |
|
|
139 | Дж. Лондон «Любовь к жизни». Воспитательный смысл произведения | 1 |
|
|
140 | Итоговый урок | 1 |
|
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Протокол заседания методического
совета совета
МБОУ Ильинская СОШ МБОУ Ильинская СОШ
От_________2017 года №______ _________Ф.И.О Гущина Н.А.
____________________________ _________ 2017 года
подпись руководителя МС дата
Гущина Н.А. Ф.И.О