Планируемые результаты
В результате изучения русского языка ученик должен
знать:
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
В результате изучения русского языка ученик должен овладеть навыками:
аудирование и чтение:
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Предметные результаты обучения
10 класс
Тема урока | Знания и умения |
Общие сведения о языке | Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация. Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка |
Русский язык как система средств разных уровней | Знать языковые единицы. Уметь производить разноуровневый анализ текста |
Фонетика. Орфоэпия. Орфография | Знать основные орфограммы, изученные ранее. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, соблюдая в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор |
Лексика и фразеология | Знать сферы употребления русской лексики, понятие фразеологизмы Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, определять фразеологизмы (идиомы) – устойчивые сочетания слов |
Морфемика и словообразование | Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания, запомнив при этом следующее: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных |
Морфология и орфография | Знать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, части речи, их морфологические признаки. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, различать части речи, их морфологические признаки. |
Синтаксис и пунктуация. | Знать виды и типы простых и сложных предложений, принципы русской пунктуации. Уметь определять виды и типы предложений, составлять предложения разных видов, правильно расставлять знаки препинания в предложении |
Речь, функциональные стили речи. Научный стиль. | Знать понятия «язык» и «речь», основные требования к речи, особенности устной и письменной речи, типы речи, стили речи, языковые признаки научного стиля, понятие текст, признаки текста. Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, находить и исправлять речевые ошибки в собственных текстах и предложенных для анализа, составлять тексты разных типов, определять языковые признаки научного стиля речи. |
11 класс
Тема урока | Знания и умения |
Синтаксис простого предложения. Пунктуация. | Знать синтаксис и пунктуацию простого предложения, способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов, предложения с обособленными второстепенными членами, обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и постановку знаков препинания в них. Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами, различать предложения с однородными членами и ССП |
Публицистический стиль | Знать сферу употребления публицистического стиля, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического стиля, основные жанры. Уметь различать публицистический стиль речи, определять его жанры, находить СРВ, составлять самостоятельно тексты публицистического стиля |
Художественный стиль | Знать сферу употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для художественного стиля, основные жанры. Уметь различать художественный стиль речи, определять его жанры, находить СРВ, составлять самостоятельно тексты художественного стиля. |
Сложное предложение | Знать понятие «сложное предложение», виды сложных предложений. Уметь определять вид сложного предложения, соблюдать пунктуационные нормы |
Разговорный стиль | Знать сферу употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного стиля. Уметь определять элементы разговорного стиля |
Повторение | Знать орфоэпические, орфографические, морфологические, словообразовательные нормы. Уметь соблюдать нормы русского литературного языка |
Содержание программы
10 класс
Общие сведения о языке
Роль языка в обществе. История развития русского языка. Периоды в истории развития русского язык. Место и назначение русского языка в современном мире. Стилистические функции устаревших форм слова
Русский язык как система средств разных уровней
Единицы языка. Их взаимосвязь. Фонема, морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Принципы русской орфографии. Фонетический разбор.
Лексика и фразеология
Сферы употребления русской лексики. Исконно русская и заимствованная лексика. Русская фразеология. Словари русского языка.
Морфемика и словообразование
Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.
Морфология и орфография
Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. Правописание не и ни с разными частями речи. Различение частиц не и ни. Правописание наречий. Мягкий знак на конце слов после шипящих. Правописание глаголов. Правописание причастий. Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.
Синтаксис и пунктуация
Принципы и функции русской пунктуации. Прямая и косвенная речь. Авторская пунктуация.
Речь, функциональные стили речи
Речеведческий анализ текста. Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки). Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности.
11 класс
Синтаксис простого предложения. Пунктуация
Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым. Управление при словах, близких по значению. Однородные члены предложения и пунктуация при них. Знаки препинания при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Обособленные определения. Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными
Приложения и их обособление. Обособление обстоятельств. Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения. Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.
Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. Порядок слов в предложении.
Публицистический стиль
Особенности публицистического стиля. Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Дискуссия на тему «Патриотизм: знак вопроса». Изложение публицистического стиля с элементами сочинения.
Художественный стиль
Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур. Урок-практикум. Анализ лирического произведения. Изложение по тексту художественного стиля.
Сложное предложение
Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП. Пунктуация в ССП.
Пунктуация в предложениях с союзом и. Основные группы СПП. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и СПП.
Разговорный стиль
Повторение. Практика. Урок – семинар. Разговорный стиль речи.
Повторение
Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Повторение. Морфология и орфография. Повторение. Словообразование и орфография.
Обобщение пройденного.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№ п/п | Тема | Часы |
1 2 3 4 5 | Повторение. Общие сведения о языке Русский язык как система средств разных уровней. Текст. Виды его преобразования. Функциональные разновидности русского литературного языка. | 1ч. 4 ч. 47 ч. 11 ч. 7 ч. |
Всего | 70 ч. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
№ п/п | Тема | Часы |
1 2
3 | Синтаксис и пунктуация. Функциональные разновидности русского литературного языка. Повторение. | 31ч. 13 ч. 24 ч. |
Всего | 68 ч. |
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
-
| Повторение. | 1 | 4.09 | |
-
| Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. | 1 | 5.09 | |
-
| Взаимосвязь языка и культуры. | 1 | 11.09 | |
-
| Язык и речь. История развития русского языка | 1 | 12.09 | |
-
| Периоды в истории развития русского языка | 1 | 18.09 | |
-
| Взаимосвязь единиц языка разных уровней. | 1 | 19.09 | |
-
| Контрольный диктант на начало учебного года. | 1 | 25.09 | |
-
| Анализ диктанта. | 1 | 26.09 | |
-
| Словари русского языка. | 1 | 2.10 | |
-
| Единицы языка. Их взаимосвязь. | 1 | 3.10 | |
-
| Разделы науки о языке. Фонетика, орфоэпия, графика. | 1 | 9.10 | |
-
| Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | 1 | 10.10 | |
-
| Принципы русской орфографии | 1 | 16.10 | |
-
| Фонетический разбор | 1 | 17.10 | |
-
| Тест по теме «Фонетика, орфоэпия, орфография». | 1 | 23.10 | |
-
| Повторение по теме «Лексика и фразеология» | 1 | 24.10 | |
-
| Сферы употребления русской лексики | 1 | 30.10 | |
-
| Исконно русская и заимствованная лексика | 1 | 31.10 | |
-
| Русская фразеология | 1 | 13.11 | |
-
| Словари русского языка | 1 | 14.11 | |
-
| Самостоятельная работа | 1 | 20.11 | |
-
| Тест по теме «Лексика и фразеология» | 1 | 21.11 | |
-
| Анализ теста. | 1 | 27.11 | |
-
| Повторение. Морфемика и словообразование | 1 | 28.11 | |
-
| Способы словообразования | 1 | 4.12 | |
-
| Выразительные словообразовательные средства | 1 | 5.12 | |
-
| Выразительные словообразовательные средства | 1 | 11.12 | |
-
| Обобщение по теме «Части речи». | 1 | 12.12 | |
-
| Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий | 1 | 18.12 | |
-
| Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи | 1 | 19.12 | |
-
| Правописание не и ни с разными частями речи. | 1 | 25.12 | |
-
| Различение частиц не и ни | 1 | 26.12 | |
-
| Правописание наречий | 1 | 15.01 | |
-
| Правописание наречий | 1 | 16.01 | |
-
| Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | 22.01 | |
-
| Правописание глаголов | 1 | 23.01 | |
-
| Правописание причастий | 1 | 29.01 | |
-
| Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания | 1 | 30.01 | |
-
| Контрольный диктант «Морфология и орфография». | 1 | 5.02 | |
-
| Анализ контрольного диктанта. | 1 | 6.02 | |
-
| Принцип русской пунктуации | 1 | 12.02 | |
-
| Типы и виды словосочетаний | 1 | 13.02 | |
-
| Простое предложение | 1 | 19.02 | |
-
| Простое предложение | 1 | 20.02 | |
-
| Осложненное предложение | 1 | 26.02 | |
-
| Осложненное предложение | 1 | 27.02 | |
-
| Сложное предложение | 1 | 5.03 | |
-
| Сложное предложение | 1 | 6.03 | |
-
| Прямая и косвенная речь | 1 | 12.03 | |
-
| Авторская пунктуация | 1 | 13.03 | |
-
| Контрольная работа по теме «Пунктуация» | 1 | 19.03 | |
-
| Анализ контрольной работы | 1 | 20.03 | |
-
| Язык и речь. Основные требования к речи | 1 | 26.03 | |
-
| Что такое текст? Способы и средства связи между частями текста | 1 | 27.03 | |
-
| Абзац | 1 | 2.04 | |
-
| Типы речи. Повествование | 1 | 3.04 | |
-
| Описание | 1 | 9.04 | |
-
| Рассуждение | 1 | 10.04 | |
-
| Речеведческий анализ текста | 1 | 16.04 | |
-
| Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки) | 1 | 17.04 | |
-
| Конспект. Р\р Сочинение-рассуждение упр 139 | 1 | 23.04 | |
-
| Реферат. Аннотация. Рецензия | 1 | 24.04 | |
-
| Р\р Рецензия на статью. | 1 | 30.04 | |
-
| Функциональные стили речи | 1 | 7.05 | |
-
| Научный стиль. Научно-популярный подстиль Научные стиль и его лексические особенности | 1 | 8.05 | |
-
| Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности | 1 | 14.05 | |
-
| Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ. | 1 | 15.05 | |
-
| Анализ контрольной работы | 1 | 21.05 | |
-
| Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи. | 1 | 22.05 | |
-
| Итоги года. | 1 | 28.05 | |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
-
| Синтаксис простого предложения. Пунктуация. | 1 | 4.09 | |
-
| Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | 5.09 | |
-
| Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. | 1 | 11.09 | |
-
| Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. | 1 | 12.09 | |
-
| Именительный и творительный падежи в сказуемом. | 1 | 18.09 | |
-
| Контрольный диктант на начало учебного года. | 1 | 19.09 | |
-
| Анализ контрольного диктанта. | 1 | 25.09 | |
-
| Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 26.09 | |
-
| Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 2.10 | |
-
| Управление при словах, близких по значению. | 1 | 3.10 | |
-
| Контрольная работа по теме «Главные члены предложения» | 1 | 9.10 | |
-
| Анализ контрольной работы. | 1 | 10.10 | |
-
| Однородные члены предложения и пунктуация при них. | 1 | 16.10 | |
-
| Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | 17.10 | |
-
| Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | 23.10 | |
-
| Однородные и неоднородные определения | 1 | 24.10 | |
-
| Однородные и неоднородные определения | 1 | 30.10 | |
-
| Тест по теме «Простые предложения с однородными членами. Пунктуация» | 1 | 31.10 | |
-
| Анализ теста. | 1 | 13.11 | |
-
| Обособленные определения | 1 | 14.11 | |
-
| Обособленные определения | 1 | 20.11 | |
-
| Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными | 1 | 21.11 | |
-
| Приложения и их обособление | 1 | 27.11 | |
-
| Обособление обстоятельств. | 1 | 28.11 | |
-
| Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения. | 1 | 4.12 | |
-
| Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. | 1 | 5.12 | |
-
| Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. | 1 | 11.12 | |
-
| Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. | 1 | 12.12 | |
-
| Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. | 1 | 18.12 | |
-
| Порядок слов в предложении. | 1 | 19.12 | |
-
| Контрольный тест на конец 1 полугодия по теме «Простые предложения с обособленными членами предложения. Пунктуация» | 1 | 25.12 | |
-
| Анализ контрольного теста. | 1 | 26.12 | |
-
| Особенности публицистического стиля. | 1 | 15.01 | |
-
| Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности. | 1 | 16.01 | |
-
| Жанры публицистического стиля. | 1 | 22.01 | |
-
| Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк | 1 | 23.01 | |
-
| Устное выступление. Доклад. Дискуссия. | 1 | 29.01 | |
-
| Дискуссия на тему «Что такое патриотизм?» | 1 | 30.01 | |
-
| Р\р Изложение публицистического стиля с элементами сочинения. | 1 | 5.02 | |
-
| Изложение публицистического стиля с элементами сочинения. | 1 | 6.02 | |
-
| Общая характеристика художественного стиля | 1 | 12.02 | |
-
| Виды тропов и стилистических фигур. | 1 | 13.02 | |
-
| Виды тропов и стилистических фигур. | 1 | 19.02 | |
-
| Урок-практикум. Анализ лирического произведения. | 1 | 20.02 | |
-
| Р\Р Изложение по тексту художественного стиля. | 1 | 26.02 | |
-
| Повторение. Виды сложных предложений. БСП и знаки препинания в БСП. | 1 | 27.02 | |
-
| Пунктуация в ССП. | 1 | 5.03 | |
-
| Пунктуация в предложениях с союзом и. | 1 | 6.03 | |
-
| Тест по теме «ССП и знаки препинания в них». | 1 | 12.03 | |
-
| Анализ теста. | 1 | 13.03 | |
-
| Основные группы СПП. | 1 | 19.03 | |
-
| СПП с придаточными изъяснительными. | 1 | 20.03 | |
-
| СПП с придаточными определительными. | 1 | 26.03 | |
-
| СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 | 27.03 | |
-
| Знаки препинания в СПП с одним придаточным. | 1 | 2.04 | |
-
| Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | 1 | 3.04 | |
-
| Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и СПП. | 1 | 9.04 | |
-
| Тест по теме «Виды сложных предложений и знаки препинания в них». | | 10.04 | |
-
| Контрольный диктант по теме «Виды сложных предложений и знаки препинания в них». | 1 | 16.04 | |
-
| Анализ контрольного диктанта. | 1 | 17.04 | |
-
| Разговорный стиль речи. | 1 | 23.04 | |
-
| Разговорный стиль речи. | 1 | 24.04 | |
-
| Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | 1 | 30.04 | |
-
| Повторение. Морфология и орфография. | 1 | 7.05 | |
-
| Повторение. Словообразование и орфография. | 1 | 8.05 | |
-
| Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ. | 1 | 14.05 | |
-
| Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ. | 1 | 15.05 | |
-
| Анализ контрольной работы | 1 | 21.05 | |
-
| Итоги года. | 1 | 22.05 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
совета ____________/Н.А.Гущина/
МБОУ Ильинская СОШ подпись
От_________2017 года №______ _________ 2017 года
____________________________ дата
подпись руководителя МС
Гущина Н.А. Ф.И.О