Ростовская область Целинский район, х. Свободный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Майская основная общеобразовательная школа №10
«Утверждаю»
Директор МБОУ Майской ООШ №10
Приказ от 31 августа 2017г. № 201
_________Е.А.Трубицина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Основам безопасности жизнедеятельности
(указать учебный предмет)
Уровень общего образования (класс)
Основное общее образование 5 класс
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов 34 часа ( 1 час в неделю, согласно календарному графику школы)
Учитель Чехова Ирина Петровна
Программа разработана на основе
Федерального Государственного Образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004года № 1089, Закона «Об образовании РФ» и рабочей программы основы безопасности жизнедеятельности предметная линия для учебников под редакцией А.Т. Смиронова 5-9 классы. Москва Просвещение 2012 г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Планируемые результаты освоения учебного предмета ОБЖ 5 класс.
Личностные результаты обучения:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса ОБЖ являются (УУД).
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание учебного предмета ОБЖ 5 класс.
Раздел I.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека
Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды..
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.
Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.
Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
Тема 3. Опасные ситуации природного характера
Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.
Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.
Тема 4. Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.
РАЗДЕЛ II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
Тема 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.
РАЗДЕЛ III.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Тема 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.
Тема 7. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств.
Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье.
Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения.
Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.
Раздел IV.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И
ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Тема 8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.
Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова.
Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой медицинской помощи:
- при ушибах;
- при ссадинах;
- при носовом кровотечении.
Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении:
- медикаментами;
- препаратами бытовой химии; кислотами; щелочами; никотином; угарным газом.
Перечень контрольных работ.
Зачет №1 на тему: «Основы комплексной безопасности».
Зачет №2на тему: «Опасные ситуации техногенного характера».
Зачет №3 на тему: «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации».
Итоговая контрольная работа.
Содержательные линии | ФГОС |
| знать | уметь |
5 класс 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. 2. Оказание первой медицинской помощи. 3. Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | 5 класс 1.1.Правила обеспечения безопасности на транспорте. - Современный транспорт-зона повышенной опасности. Краткая характеристика железнодорожного, авиационного, водного транспорта; -Правила поведения пассажира во время следования железнодорожным, авиационным, водным видами транспорта; - Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях на транспорте. 1.2.Правила дорожного движения. -Знать об общих правилах дорожного движения; -Знать правила предупреждения дорожно-транспортного и уличного травматизма пешеходов; -Знать об особенностях поведения на личном и общественном транспорте; -Знать о порядке оказания первой медицинской помощи при ДТП. 1.3.Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре. - Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях; - Меры пожарной безопасности. Безопасное поведение при пожаре; - Действия человека, если на нем загорелась одежда, если в комнате загорелся телевизор; - Тушение пожара и эвакуация людей из горящего здания; - Пожарная обстановка в Ростовской области. 1.4.-Правила безопасного поведения в быту. - Характеристику городского и сельского жилища; - Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище; - Зоны повышенной опасности и систему обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана, скорая помощь и др. службы) и правила их вызова. 1.5. Меры профилактики травм в школьном возрасте. -Травматизм в школьном возрасте. Травмы в домашних условиях, их причины. Меры профилактики травм в быту. 1.6. Основы здорового образа жизни. -Знать критерии, по которым оценивается здоровье; -Знать о главных составляющих здоровье человека; -Знать о факторах, способствую- щих укреплению здоровья; -Знать о вредных привычках и их профилактике; -Знать права и ответственность человека за сохранение и укрепление своего здоровья. 2.1. Первая медицинская помощь. -Знать общую характеристику повреждений и их последствия для здоровья; -Знать правила оказания первой медицинской помощи при различных видах отравлений; - Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах; -Знать о возможных причинах получения травм, о мерах профилактики; 3.1. Основные мероприятия ГО по защите населения, проводимые в мирное время. -Знать о существовании Единой государственной системы по защите населения от чрезвычайных ситуаций в мирное время; -Знать о возможности привлечения сил ГО для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; -Знать правила оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, о действиях каждого человека в данной ситуации; -Знать правила поведения человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб; -Знать алгоритм действий и сигналы оповещения при возникновении ЧС в ОУ; - Знать правила поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. | 1.1-Определять основные зоны опасности; -Давать характеристику железнодорожного, авиационного, водного транспорта; - Выполнять правила поведения пассажира во время следования на железнодорожном, авиационном, водном транспорте; - Определять причины опасных ситуаций; выполнять основные рекомендации по предотвращению травм и других угрожающих здоровью ситуаций на транспорте. 1.2 -Уметь правильно оценить ситуацию на дороге; - Уметь характеризовать причины дорожно-транспортных происшествий; - Соблюдать правила безопасного поведения пешехода и велосипедиста; - Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах. 1.3.-Определять основные причины пожаров в жилых и общественных местах; - Не допускать причины возгорания; -Вызвать пожарную охрану, при этом выполнять последовательность самых неотложных и обязательных действий; воспользоваться рекомендациями о том, чего делать при пожаре запрещено; -пользоваться первичными средствами пожаротушения; - определять признаки загорания электроприборов и действовать в необходимой последовательности при возникновении пожара; -использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания, средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты.; - действовать согласно установленному порядку по сигналу «Пожарная тревога». 1.4.- Давать характеристику современного жилища, его конструкции и особенности его жизнеобеспечения; различать особенности города (поселка), как среды обитания; - Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту, правила безопасного пользования; причины затопления жилища, их последствия и меры профилактики; - Уметь предвидеть и распознавать опасности (транспорт, места массового скопления людей, улицы, парки, скверы); правильно по определенному алгоритму сообщить по телефону в службу безопасности города (поселка) о создавшейся опасной ситуации. 1.5. - Предвидеть и по возможности избегать травмы, получаемые в условиях нарушения правил пользования с/х инструментами, газовыми и электроприборами, игра с огнем; - Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при различных видах травм. 1.6 – Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни; - Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье. 2.1-Уметь квалифицировать травмы, полученные при разных обстоятельствах; -Уметь оказать первую медицинскую помощь до приезда «скорой помощи»; -уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни. 3.1 – Действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения; - Пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами коллективной защиты при эвакуации из ОУ; - Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для безопасного поведения при угрозе террористического акта; - Уметь вызвать в случае необходимости соответствующие службы экстренной помощи. |
Календарно – тематическое планирование.
ОБЖ 5 класс.
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
По плану | фактически |
| Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. |
1 | Город как среда обитания. | 1 | 5.09. 17 | |
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. | 1 | 12.09. 17 | |
3 | Особенности природных условий в городе. | 1 | 19.09. 17 | |
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. | 1 | 26.09. 17 | |
5 | Безопасность в повседневной жизни. | 1 | 3.10. 17 | |
6 | Зачет №1 на тему: «Основы комплексной безопасности». | 1 | 10.10. 17 | |
7 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. | 1 | 17.10. 17 | |
8 | Пешеход. Безопасность пешехода. | 1 | 24.10. 17 | |
9 | Пассажир. Безопасность пассажира. | 1 | 7.11. 17 | |
10 | Водитель. | 1 | 14.11. 17 | |
11 | Пожарная безопасность. | 1 | 21.11. 17 | |
12 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях. | 1 | 28.11. 17 | |
13 | Зачет №2 на тему: «Опасные ситуации техногенного характера». | 1 | 5.12. 17 | |
14 | Погодные явления и безопасность человека. | 1 | 12.12. 17 | |
15 | Безопасность на водоемах. | 1 | 19.12. 17 | |
16 | Чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | 26.12. 17 | |
17 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | 1 | 16.01.18 | |
18 | Антиобщественное поведение и его опасность. | 1 | 23.01.18 | |
19 | Обеспечение личной безопасности дома. | 1 | 30.01.18 | |
20 | Обеспечение личной безопасности на улице. | 1 | 6.02.18 | |
21 | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. | 1 | 13.02.18 | |
22 | Виды экстремистской и террористической деятельности. | 1 | 20.02.18 | |
23 | Виды террористических актов и их последствия. | 1 | 27.02.18 | |
24 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. | 1 | 6.03.18 | |
25 | Зачет №3 на тему: «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации». | 1 | 13.03.18 | |
| Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. |
26 | О здоровом образе жизни. | 1 | 27.03.18 | |
27 | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. | 1 | 3.04.18 | |
28 | Рациональное питание. Гигиена питания. | 1 | 10.04.18 | |
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | 1 | 17.04.18 | |
30 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. | 1 | 24.04.18 | |
31 | Первая помощь при различных видах повреждений. | 1 | 8.05. 18 | |
32 | Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. | 1 | 15.05. 18 | |
33 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 22.05. 18 | |
34 | Первая помощь при отравлениях. | 1 | 29.05. 18 | |
Согласовано Протокол заседания МО МБОУ Майской ООШ №10 от _________201__года № ____ _____________ ________________ (подпись) (Ф.И.О. руководителя МО) | Согласовано Зам. директора по УВР ______________ Голотина Т.В. (подпись) __________201__ года |