СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы кружков

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию программу кружка " Секреты и диковинки окружающего мира" для 5 класса  

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы кружков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


кружок « Секреты и диковинки окружающего мира»


(общеинтеллектуального направления)


Количество часов - 5 класс-34 часа


Уровень базовый











Составитель: Борисова Т.В.,

учитель начальных классов

МОБУ Лицей



2016/2017

Пояснительная записка

Нормативно – правовая база: Нормативно – правовыми документами программы являются: 1.Закон «Об образовании» Российской Федерации. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 3.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). 4.Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

5.Примерная программа Трафимова Г.В. «Секреты и диковинки окружающего мира»

7.Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г.№ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

8.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

Программа разработана на основе авторской программы: примерной программы Трафимова Г.В. «Секреты и диковинки окружающего мира». Является модифицированной.

Данная программа общеинтеллектуального направления кружка «Секреты и диковинки окружающего мира» представляет собой организацию внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.

Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа).

Выбор курса определяется желанием родителей учащихся 5 классов.

Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю из 10 возможных часов внеурочной деятельности в неделю). Продолжительность занятия – 40 минут.

Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий как в аудиториях, так и в форме внеаудиторных активных занятий.

Целью курса является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, к исследовательской работе, организация коллективной работы (творческие проекты, публичные выступления), формирование умения ориентироваться в большом количестве информации, самостоятельно находить нужную, анализировать её и обрабатывать.

В задачи курса входит: расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций, воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения.

Актуальность:

Сегодня важно помочь подрастающему поколению освоить новую систему ценности в коммуникации с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию и экологическому образованию принадлежит заглавная роль.

Программа «Секреты и диковинки окружающего мира» позволяет в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Методы, формы и виды организации

  Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение окружающего мира.

Методы, которые используются при организации  занятий в рамках данной программы, отличаются  от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика, а так же использование ИКТ. Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе. Виды деятельности - групповая, в парах, индивидуальные.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.


Тематическое планирование 5 класс

п/п

Тема и содержание урока

Кол-во часов

Дата

Примечания


по

плану

по факту

1

Где ты живёшь?

1




2.

Чем планеты отличаются от звёзд?





3.

Секреты красавицы Луны.

1




4.

Какая она, наша Земля?





5.

Рождение нашей планеты.

1




6.

Сколько воды на Земле?

1




7.

Тайны шести материков.

1




8.

Какая она, Арктика?

1




9.

Антарктида - страна чудес.

1




10.

Творческий проект: «Мир, в котором мы живём!».

1




11.

Чем растения отличаются от животных?

1




12.

Какими были первые растения?

1




13.

Мир удивительных растений.

1




14.

Растения - лекари.

1




15.

Творческий проект: "Царство растений".

1




16.

Подводный мир нашей планеты.

1




17.

Тайны подводного царства.

1




18.

Акулы. Надо ли их бояться?


1




19.

Рыбьи загадки.

1




20.

Кто такие моллюски?

1




21.

Творческий проект:"Удивительный подводный мир!"

1




22.

Мир птиц.

1




23.

Зачем птицам клюв нужен?

1




24.

Яйца птиц.

1




25.

Почему кукушка не высиживает яйца?

1




26.

Почему у большой медведицы рождаются маленькие медвежата?

1




27.

Цепочки в лесу.

1




28.

Почему белые медведи не живут в лесу?

1




29.

Творческий проект: «Загадки животного мира».

1




30.

Творческий проект: «Секреты животного мира».

1




31.

Бактерии-невидимки.

1




32.

Где живут бактерии?

1




33.

Чем питаются бактерии?

1




34.

Творческий проект: «Тайны страны невидимок».

1






Основное содержание программы


1 раздел –Мир, в котором мы живём – 11 часов (беседы, презентации)


2 раздел – Царство растений– 5 часов (наглядный материал, беседы, презентации)


3 раздел – Удивительный подводный мир – 6 часов (беседы, презентации)



4 раздел – Загадки животного мира – 8 часов (беседы, презентации)


5 раздел – Бактерии – 4 часа (беседы, презентации)


Предполагаемые результаты реализации программы


Результаты первого уровня: интерес учащихся к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе.

Результаты второго уровня: приобретение учащимися знаний об экологическом движении, об основах разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; развитие ценностных отношений школьника к родной природе.

Результаты третьего уровня: учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по интересующим вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.



Формы контроля


Обобщающие занятия

  • Сообрази-ка! Почему?

  • Сообрази-ка! Известное и неизвестное о человечестве.

  • Сообрази-ка! Моя планета.

Творческие проекты

  • «Мир, в котором мы живем!"»

  • «Царство растений»

  • «Удивительный подводный мир»

  • «Загадки животного мира»

  • «Секреты животного мира»

  • «Тайны страны невидимок»

Методические рекомендации


Окружающий мир включает в себя и близкое для человека и далёкое-далёкое как в пространстве, так и во времени. Всё то, что можно увидеть, услышать, воспринять всеми органами чувств и осмыслить, понять.

Программа факультативных занятий по курсу «Секреты и диковинки окружающего мира» даёт детям сведения о далёком, опираясь на их уже сложившиеся в ходе овладения родным языком образы, представления, понятия. В изложении используются метафоры «наша космическая улица», «наш космический город». Тем самым далёкое, подчас сложное для понимания, приближается к ребёнку, излагаемые сведения становятся понятными и доступными.

Каждый раздел программы приоткрывает одну из тайн огромного мира, в котором мы живём, знакомит юных исследователей со звёздами и планетами, чудесами и загадками родной планеты, секретами растительного и животного царства природы, а также с жизнью грибов и удивительного мира бактерий.

В ходе реализации программы уместно использование следующих приемов:

  • словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);

  • наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, муляжи, натуральные наглядные пособия);

  • практические (наблюдения, эксперименты, творческие проекты);

  • использование занимательного материала.

Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Формирование знание осуществляется исследовательским методом, который заключается в организации поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения выводов.

Уместно использование аудиторную и внеаудиторную организацию факультативных занятий.

Подобранные тексты, видеофильмы, творческие проекты дают пищу для детского ума, пробуждают у ребят чувство удивления, вызывают удовольствие от открытия нового и значимости собственного вклада в исследовательскую работу, публичные выступления.




















Литература

1.Г.В.Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира» - Самара: Корпорация «Федоров»

2.Г.В. Трафимова «Тайны далёкие и близкие» - Самара: Корпорация «Федоров»

Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»

Мультимедийный учебник «Мир природы»

Диски: «Космос»

«Удивительные растения»

«Твои весёлые друзья – зверята»

3.А.П.Муранов «В мире необычных и грозных явлений природы». – М. 1987.

4.Д.Аттенборо «В мире животных». – М. 1980.

5.Т.И.Жукова «Часы занимательной зоологии». – М. 1983.

6.О.Кургузов «По следам почемучки». – М. 1997.

7.С.Н.Прокофьев «Удивительное рядом». – М. 1973.

8.Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М. 2007.

9.Универсальный Атлас Мира. – М. 2008.

10.Цифровые образовательные ресурсы.