Рабочая программа
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
1.1 Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И.И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.);
основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения;
эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине;
первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;
положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности;
- чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;
- интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников;
- основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;
- уважения к чувствам и настроениям другого человека, представлениям о дружбе, доброжелательном отношении к людям;
мотивации к коллективной творческой работе;
представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
1.2 Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать учебную задачу;
оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;
понимать выделенные учителем ориентиры
адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;
- на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;
- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;
- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале;
использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы;
понимать содержание художественных произведений;
читать простое схематическое изображение.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
делать несложные выводы;
строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;
соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение».
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;
участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;
контролировать свои действия в коллективной работе;
принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;
- следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности.
1.3 Предметные результаты:
Восприятие искусства и виды
Обучающийся научится:
эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;
владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека;
- называть ведущие художественные музеи России.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
- принимать условность и субъективность художественного образа;
сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна;
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись);
применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе.
- использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
овладевать на практике основами цветоведения;
использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;
использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
Обучающийся научится:
выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;
решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;
передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
2. Содержание учебного предмета:
2.1 Восхитись красотой нарядной осени
«Какого цвета осень? Живая природа: цвет, пейзаж в живописи. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Декоративная композиция «Твой осенний букет». Пейзаж: композиция, пространство, планы. «Осенние перемены в природе». Декоративная композиция. Рисование ветки рябины. Техника мазка. Живая природа: форма и цвет. Натюрморт: композиция. Орнамент народов России. Ритмы травного хохломского узора. Проект «Щедрый осенний лес и его жители».
2.2 Любуйся узорами красавицы-зимы
Орнамент народов России. «О чём поведал каргопольский узор». Русская глиняная игрушка. Живая природа. Пейзаж в графике. Зимний пейзаж в графике. Ветка сосны или ели. Вологодские кружева. Декоративная композиция. Роспись силуэтов новогодних игрушек. Конкурс новогодних фантазий.
2.3 Радуйся многоцветию весны и лета
Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Декоративная композиция. Сюжетная композиция. «Зимние забавы». Образ богатыря в живописи и графике. Портрет русского богатыря. Украшение снаряжения русского богатыря. Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Передача настроения ярмарки в декоративной композиции. Вариация дымковских узоров. Рисование бегущего ручья по представлению. Рисование первых весенних цветов по памяти. Весенний пейзаж: декоративная композиция. Изображение по воображению животных. Понятие о теплых и холодных цветах, о множестве оттенков. Превращение красочного пятна в дерево. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Коллективная работа над проектами «Весенняя ярмарка», «Город мастеров».
3. Тематическое планирование:
№п./п. | Тема урока | Кол. часов |
-
| Волшебный мир изобразительного искусства. | 1 |
-
| Какого цвета осень? | 1 |
-
| Твой волшебный букет | 1 |
-
| Осенние перемены в природе | 1 |
-
| В сентябре у рябины именины | 1 |
| «Щедрая осень» | 1 |
-
| В гостях у народного мастера С.Веселого. «Золотая осень» | 1 |
-
| «Золотые травы России» | 1 |
-
| Наши достижения. Проект «Щедрый лес и его жители» | 1 |
-
| О чем поведал каргопольский узор | 1 |
-
| В гостях у народной мастерицы У.И. Бабкиной | 1 |
-
| Зимнее дерево | 1 |
-
| Зимний пейзаж:день и ночь | 1 |
-
| Белоснежные узоры | 1 |
-
| Цвета радуги в новогодних игрушках | 1 |
-
| Наши достижения. Наш проект «Зимние фантазии» | 1 |
-
| По следам зимней сказки | 1 |
-
| Зимние забавы | 1 |
-
| Защитники земли Русской | 1 |
-
| Открой секреты дымки | 1 |
-
| Открой секреты дымки | 1 |
-
| Краски природы в наряде русской красавицы | 1 |
-
| Вешние воды | 1 |
-
| Птицы – вестники весны | 1 |
-
| У Лукоморья дуб зеленый | 1 |
-
| О неразлучности доброты, красоты и фантазии | 1 |
-
| Красуйся, красота, по цветам лазоревым | 1 |
-
| В царстве радуги-дуги. Узнай, как все цвета дружат | 1 |
-
| В царстве радуги-дуги. Узнай, как все цвета дружат | 1 |
-
| Какого цвета страна родная? | 1 |
-
| Наши достижения. Проекты «Весенняя ярмарка» и «Город мастеров» | 1 |
-
| Наши достижения. Проекты «Весенняя ярмарка» и «Город мастеров» | 1 |
-
| Наши достижения. Целый год учились мы, многое узнали… | 1 |
6