Проектная работа
Работа классного руководителя по развитию творческих способностей у учащихся в условиях реализации ФГОС.
Автор проекта:
классный руководитель 2,4 классов, учитель начальных классов
Титова Л.П.
Выявление и развитие детей, обладающих незаурядными способностями представляет собой сложную и многоаспектную задачу. Данный проект направлен на разработку эффективной программы, которая будет способствовать развитию творческих способностей у учащихся начальных
классов общеобразовательной школы.
В тексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вторым направлением модернизации развития школы XXI века Д. А. Медведев обозначил развитие системы поддержки талантливых детей: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей» [5, с. 1].
Особого внимания к этой группе обучающихся требуют и новый ФГОС.
основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми, а именно:
- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
- функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
- ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.
Цель проекта -
разработка и внедрение эффективной программы по развитию творческих способностей и одаренности в условиях внеурочной деятельности в начальных классах в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи проекта:
1) разработка структуры и содержания программы;
2) отбор и применение методических приложений, методик выявления одаренности учащихся;
3) создание системы внеурочной работы;
4) создание системы взаимодействия с родителями одаренных детей;
5) реализация программы на практике, оценка ее эффективности.
Объект исследования -
организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Предмет
- исследования
программа по развитию творческих способностей и одаренности у учащихся начальных классов.
Проектное решение:
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства школы и поднять ее на более высокий качественный уровень.
Новизна проекта состоит в разработке и практической реализации программы поиска, развития и поддержки талантливых и одаренных детей.
Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта с сентября 2015 года до августа 2016 года.
I. Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2015 года) -
изучение социального запроса и степени готовности всех участников ОП, анализ условий, планирование, определение сфер совместной деятельности, повышение квалификации классного руководителя.
II. Основной этап (с ноября 2015 года по май 2016 года) -
программно-методическое, научно-методическое, материально-техническое обеспечение проекта, анализ планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов. Организация деятельности творческих групп по реализации проекта, корректировка подпроектов и анализ результатов, полученных от их реализации, мониторинг всех видов результатов обучающихся, мониторинг эффективности, условий реализации проекта, участие в школьных, городских и областных творческих конкурсах и олимпиадах.
III. Заключительный этап (май – август 2016 года) -
корректировка проекта на основе рефлексивного анализа, определение перспективных направлений, обобщение и распространение инновационного опыта, информирование всех участников образовательного процесса о результатах реализации проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- положительная динамика в развитии способностей школьников и, как следствие, их успешная социализация;
- внедрение в образовательное пространство класса траектории развития талантливых и одаренных детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях;
- развитие интеграционного пространства школы, сетевого взаимодействия и повышение качества образовательного процесса в целом;
- повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях;
- издание сборника лучших работ обучающихся.
Заключение:
Наша стратегия работы с талантливыми и одаренными детьми заключается в создании условий для их успешного развития, включая просто способных детей, а также детей, чья одаренность ещё не проявилась, но у них есть желание развить какие-то способности.
Таким образом, разработанная на основе данного проекта программа по развитию творческих способностей и одаренности в условиях внеурочной деятельности отвечает требованиям ФГОС и может быть рекомендована к использованию классным руководителям в начальных классах общеобразовательной школы.
Список использованных документов и источников информации:
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
- Бурменская, Г. В. Одаренные дети / Под ред., В.М. Слуцкого. – М., 1991.
- Вихарева, О.А.. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005.
- Лейтес, Н.C. Психология одаренности детей и подростков. – М., 2000.
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/
- Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа»: Методические рекомендации//Под ред. А.М. Моисеева. - АСОУ, 2011.
- Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М, 1961.
- Федеральные государственные образовательные стандарты./ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/336
- Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети"/[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.odardeti.ru/static.php?mode=index .
- Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. - М.: Владос, 2000.
Спасибо за внимание!