СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа логопеда с родителями и учителями

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они  проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

  С каждым годом число детей логопатов увеличивается. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.

Просмотр содержимого документа
«Работа логопеда с родителями и учителями»



МКОУ Тогучинского района «Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ»











Работа логопеда с родителями и учителями





2016- 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД



























Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они  проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

С каждым годом число детей логопатов увеличивается. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.

   Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач.

Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:

приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;

помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот;

убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;

убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Информационное просвещение предполагает знакомство

с  возрастными особенностями становления детской речи;

 с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;

  с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение включает в себя 

обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;

привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;

формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Формы работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков.

Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).

Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)

Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).

Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).

Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)

Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).

Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время:"На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)

Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)

Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).

Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).

Выпуск журнала для родителей "Говорушечки" (посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)

Размещение информации на сайтах предназначенных для родителей.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу(Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие) учет индивидуальности ребенка (педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса) укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в школе и семье.

При новом подходе взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

   Доверительно-партнерские отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.





Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”

(для определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.)

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

1.Фамилия, имя ребенка .............................................................................................

Ф.И.О. родителя .........................................................................................................

2. Дата рождения ребёнка ...........................................................................................

3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?

................................................................................................................................

4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)

.................................................................................................................................

5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 7 лет) (да, нет)

.................................................................................................................................

6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?

..................................................................................................................................

7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, учителя, логопед)

..................................................................................................................................

8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?

..................................................................................................................................

9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)

..................................................................................................................................

10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)

..................................................................................................................................

11. Как вы оцениваете работу логопеда, довольны или недовольны результатами

.................................................................................................................................

12. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя)

.................................................................................................................................



13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- работа над слоговой структурой слова;

- развитие лексики;

- развитие грамматического строя речи;

-развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики:

-развитие артикуляционной моторики;

-развитие психических процессов.

- коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение)

14. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед в общеобразовательной школе:

- формирование правильного звукопроизношения

- коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение)

15. Знакомы ли Вы с понятием «Фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие?)

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

16. Знакомы ли Вы с понятиями «Дисграфия», «Дислексия» (нет, да, что означает данные понятия?)

.................................................................................................................................

17. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)

.................................................................................................................................

18. Знакомы ли Вы с требованиями, предъявляемые к учащимся, посещающим логопедические занятия.

.................................................................................................................................

19. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу).

.................................................................................................................................

20. Ваши вопросы и предложения. ................................................................................

................................................................................................................................

.................................................................................................................................

................................................................................................................................

Дата ............................................. Подпись родителя:


Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

  1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

  2. Занятия должны быть непродолжительными и регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.

  3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения будет с ним заниматься по заданиям логопеда.

  4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно.

  5. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.








Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

  1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

  2. Занятия должны быть непродолжительными и регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.

  3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения будет с ним заниматься по заданиям логопеда.

  4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно.

  5. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.








План работы учителя-логопеда с родителями

Месяц

Форма работы

Тема

Цель

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Я и мой ребенок»

  • познакомиться с родителями;

  • собрать анамнестические данные о ходе разбития ребенка;

  • проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье;

  •  изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

Родительское собрание

«Речь-основа успешного обучения»

  • познакомить родителей с основными направлениями, методами и формами коррекционного воздействия;

  • продемонстрировать связь между развитием устной и письменной речи школьников

 

Индивидуальные консультации

«Результаты диагностики»

  • познакомить родителей с  результатами диагностического обследования обучающихся;

  • наметить пути преодоления речевого дефекта;

  • рассказать о требованиях, предъявляемых к обучающимся, посещающим логопедические занятия.

Октябрь, ноябрь

Индивидуальные консультации

«Новые формы логопедической работы»

  • познакомить родителей с новыми форматами работы;

  •  продемонстрировать методику работы с рабочими тетрадями.

Индивидуальные консультации

«Промежуточные результаты коррекционной работы»

  • познакомить родителей с динамикой речевого развития обучающихся.

Индивидуальные консультации

«Методы и формы работы дома»

  • познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими преодолению речевого дефекта у учащихся.



Декабрь

Родительское собрание

«Подведение итогов первого полугодия»

  • познакомить родителей с динамикой речевого развития детей;

  • наметить план работы на следующее полугодие

Индивидуальные консультации

«Вопрос-ответ»

  • осветить вопросы, волнующие родителей.

Публикации на сайте

«По просьбам родителей»

  • разместить информацию, которую родители хотят знать

Январь, февраль, март, апрель

Оформление стенда

«Новые методические пособия»

  • познакомить родителей с новыми рабочими тетрадями, новыми играми и пособиями, которые могут помочь в преодолении речевого дефекта

Индивидуальные консультации

«Вопрос-ответ»

  • уточнить знания родителей по вопросам логопедической помощи ребенку дома.

Индивидуальные консультации

«Работа с ребенком на летних каникулах»

  • познакомить родителей с методами работы на летних каникулах;

  • призвать родителей заниматься с ребенком летом.

Май

Родительское собрание

«Итоги года»
«Работа летом»

  • донести до родителей необходимость занятий по закреплению имеющихся знаний и умений детей на летних каникулах;

  • продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах;

  • осветить результаты работы за год;

  • обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников.




Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями

Мероприятия

Срок проведения

Проведение индивидуальных бесед с родителями для сбора анамнеза.

1-15 сентября

Проведение индивидуальных бесед и консультаций.

В течении года

Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий.

В течение года
(по желанию родителей)

Ведение индивидуальных тетрадей детей по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка, развитию моторики и т.д.

В течение года



Проведение тематических родительских собраний:

 

-беседа по результатам обследования, характеристика речи детей; ознакомление родителей с планом на год, обсуждение организационных моментов;

Сентябрь

-подведение итогов работы за первое полугодие, анализ трудностей;

Декабрь

-подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период.

Май

Участие родителей в работе ПМПК.

Ноябрь

Совместная подготовка детей к выступлению на общешкольных мероприятиях

В течение года

Проведение консультаций для родителей, дети которых не посещают логопедическую группу.

В течение года







Работа логопеда с родителями детей с нарушениями речи

Работа с родителями - одно из важнейших направлений коррекционной, воспитательной деятельности логопеда. Такую работу я провожу с начала учебного года.

После обследования детей провожу индивидуальную беседу с родителями детей с нарушениями речи. Во время беседы уточняю анамнестические сведения, анкетные данные, сообщаю результаты обследования родителям. Знакомлю родителей с речевыми картами детей. Направляю по необходимости родителей на консультацию к стоматологу, психологу, невропатологу и к другим специалистам, объясняя им необходимость комплексного воздействия на ребенка.

Основная моя задача на первых этапах работы с родителями - стимулирование мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Для этого поясняю необходимость логопедической работы, обращаюсь с просьбой о помощи, которая может способствовать значительному процессу в исправлении дефектов речи (привожу конкретные приемы последствий отсутствия помощи родителей и тесного их сотрудничества с логопедом). Провожу обучающий семинар – практикум (показываю артикуляционную гимнастику для постановки различных групп звуков).

Беседа проводится в доброжелательном тоне. Я стараюсь не употреблять резких терминов, как «дефект речи», «нарушение» - меняю их на слова («трудности», «проблемы»). Это располагает родителей, и они стараются выполнить все мои рекомендации для преодоления имеющихся у ребенка трудностей.

Каждому из родителей показываю, как надо правильно обучать детей тому или иному звуку, как правильно сделать артикуляционную гимнастику, привлекаю их к работе над речью ребенка дома. Внимательно изучив отношение родителей к ребенку, я даю рекомендации не допускать высмеивания его речи, угроз при требовании говорить правильно, т.к. это тормозит речевые успехи. Очень эффективным является выступление родителей на собраниях, когда они рассказывают о работе над речью своих детей.

Один из эффективных средств знакомства родителей с особенностями моей работы является посещение родителями индивидуальных занятий. Особенностью моей работы является то, что родители по своему желанию могут посещать мои занятия. Во время занятий показываю свои методы и приемы, даю консультации. Рассказываю об особенностях работы с данным ребенком, учитывая все возможности ребенка, даю рекомендации. Постепенно родители начинают активно участвовать в коррекционном процессе, это дает отличные результаты: родители замечают, что совместные занятия улучшают их отношения с ребенком, а после нескольких месяцев работы большинство родителей начинают более ответственно относиться к выполнению детьми домашних заданий. Знакомлю родителей с методами и приемами работы с детьми.

Благодаря связи с семьей достигается правильный речевой режим ребенка.

Через 2-3 месяца работы с ребенком родители заполняют анкету, позволяющую уточнить уровень их наблюдательности. (см ниже) Некоторые родители очень быстро забывают, с какой речью пришел их ребенок ко мне, им начинает казаться, что ребенок всегда так говорил. Благодарных родителей очень мало, а это способ напомнить им об изменениях в речи их детей.

После того, как все звуки речи еже поставлены и автоматизированы, даю рекомендации родителям по контролю над речью ребенка после прекращения логопедических занятий. Чтобы не было рецидивов, родители должны в течение некоторого времени следить за речью ребенка дома и поправлять ребенка в случае неправильного произношения .

Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная артикуляция. Здесь важно дать понять родителям, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным и поэтому для его полноценной автоматизации необходимо определенное время и непрерывная работа по закреплению. Работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, должна рассматриваться как важная часть коррекционной работы.






































Анкета (май)

1. Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению в логопедическом кабинете? В какую сторону? Что способствовало изменениям? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Речь вашего ребенка в начале обучения?

звукопроизношение___________________________________________________________________________________________________________________

развитие речи________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Какие сдвиги сейчас?___________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Устраивает ли Вас работа логопеда? Если нет, то чем? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Консультационная работа с
родителями________________________________________________________

Взаимоотношения логопеда с
родителями________________________________________________________

Проведение
занятий____________________________________________________________

5. Изменилось ли ваше отношение к логопедическим

занятиям? __________________________________________________________________

6. Ваши замечания, пожелания,
предложения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















Мелкая моторика рекомендации родителям


Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма. Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Данная гимнастика стимулирует мозговую деятельность, улучшает работоспособность и облегчает работу по формированию речемыслительной деятельности. На сегодняшний день невозможно представить работу логопеда без применения коррекционно-развивающих методик.

Развитие мелкой моторики. Советы родителям.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В 1 классе много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в следующий класс, необходимо продолжать развитие двигательных навыков

Родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.

Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.

Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).
Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.

Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины.

Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек,забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.

Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски,контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.




Совместная творческая деятельность родителей и детей с системным нарушением речи

Наиболее успешно речевое развитие ребёнка, по мнению педагогов и психологов, происходит в семье. С развитием системы коррекционного обучения вопросы работы с семьёй органично вписались в орбиту деятельности педагогов специальной школы. В законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед школой, -«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка».

Многие родители детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуальной сферы, не обращают должного внимания на нарушения речи, не исправляют их ошибки в речи, культивируют несовершенства детского косноязычия.

Отсюда представляется интересной и значимой попытка найти формы привлечения родителей в педагогический процесс. Для этого в МКОУ VIII вида разработана система взаимодействия по трём направлениям: информационное просвещение, активные формы сотрудничества с семьёй и совместная творческая деятельность учащихся-родителей-детей. Совместная творческая деятельность является наиболее эффективным направление работы.

Цель совместной деятельности с родителями - повышение уровня речевого развития учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи посредством совместного творческого взаимодействия учителя-логопеда, классного руководителя, родителей и ребёнка.

Задачи:

  1. Формировать партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и коррекция речи детей.

  2. Обогатить педагогические знания и умения родителей через совместную творческую деятельность.



К формам информационного просвещения родителей относятся:

  • Памятки, буклеты, информационные письма.

  • Выставки.

  • «Почтовый ящик».

  • Индивидуальные и групповые консультации.

  • Общешкольные и классные родительские собрания. Активные формы взаимодействия логопеда с родителями.

  • «День открытых дверей».

  • «Школа пальчиковой гимнастики».

  • «Клуб заводные язычки».

  • «Клуб слово за словом…»

  • Творческая гостиная

  • Совместные развлечения

  • Мнемо-таблицы событий.

  • Моторные кубики.

  • Фонетически дневник.

  • Звуковые ходилки.

  • Письмо для почтальона.

  • Фотогазета и журналы.



Для родителей был проведён ряд консультаций, на практикуме даны советы, какой речевой и иллюстративный материал подбирать для создания настольных игр. Родители прониклись атмосферой коллективного творчества, которое стимулирует их для более заинтересованного общения с собственным ребёнком, более системного и эмоционального повторения речевого материала, ведь игру можно играть всей семьёй.

В дальнейшем родители и учащиеся менялись играми «Весёлые ходилки», с их помощью организовывалась самостоятельная игра.

Разнообразные формы, используемые в работе с родителями дают положительный результат, активизируют и обогащают педагогические знания и умения родителей, а также улучшают качество речи детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!