18. ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Поставь имя существительное в Именительный падеж. (кто?что?). Определи род и склонение. Вспомни слово-помощник. Подставь. Выдели окончание.
1 склонение ВОДА, ЗЕМЛЯ (м.р. и ж.р. с окончаниями А-Я)
2 склонение КОНЬ, ОКНО (м.р. с нулевым окончанием и ср.р. О-Е)
3 склонение СТЕПЬ (ж.р. с нулевым окончанием)
Например: шишка – ж.р. 1скл. из земли, из шишки
19. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное. Поставь вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Обрати внимание на окончание вопроса. Выдели окончание. Помни: О-Е А-Я У-Ю Ы-И
Например: к лесу (какому?) дальнему
стула (какого?) огромного
Помни: вопрос КАКОЙ?
если м.р., то окончания ЫЙ-ИЙ-(под ударением ОЙ)
если ж.р., то окончания ОЙ-ЕЙ
20. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ (О,Е) В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ
Запиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительный гласный. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Например: водовоз, самолёт, пешеход
ПАМЯТКА: ОПРЕДЕЛИ ВИД ОРФОГРАММЫ НАЙДИ ЕЁ В ПАМЯТКЕ ИСПРАВЬ ОШИБКУ ПО ПАМЯТКЕ ЕСЛИ ОРФОГРАММА НЕИЗВЕСТНА – ИСПОЛЬЗУЙ ПУНКТ 2. |
Удачи!!!!!!!!!!!!
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
1.ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (. ? ! )
Напиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву, обведи в кружок знак препинания.
Например: Выпал пушистый снег.
2. ПРОПУСК, ИСКАЖЕНИЕ
Произнеси слово. Запиши его правильно и раздели на слоги. Подчеркни букву, в которой ошибся.
Например: барабан
3.ПЕРЕНОС СЛОВ
Запиши слово. Подели его на слоги. Запиши варианты переноса.
Например: прогулка, про-гулка, прогул-ка
4.СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
Запиши слово правильно три раза. Поставь ударение, подчеркни букву, которую надо запомнить.
Например: ребята, ребята, ребята
5. ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ( имена, фамилии, клички, названия городов, сёл, деревень и т.д.)
Запиши имя правильно. Подчеркни заглавную букву. Напиши ещё два слова на это правило.
Например: Волга, Москва, Иван
6. БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ,
ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ
Запиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: машина, малыши, карандаши
или ручка, речной, печка
7.МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласный перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: соль, коньки, борьба
8. БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЙ УДАРЕНИЕМ
Произнеси слово. Выдели безударный гласный. Подбери такое проверочное слово, чтобы на этот гласный падало ударение. Запиши сначала проверочное слово. Поставь ударение, подчеркни проверяемый гласный и выдели корень.
Например: волны – волна
9. ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ
Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С.
Произнеси слово. Выдели согласный в слабой позиции. Проверь её сильной позицией (после согласного – гласный или сонорный согласный н, м, л, р).
Например: морозы – мороз, глазной – глазки
10. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК
(Разделительный ь пишется после согласных
перед гласными е, ё, ю, я, и.)
Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Выдели орфограмму.
Например: заячьи, вьюга, хлопья
11. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Запиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Подчеркни удвоенные согласные.
Например: группа, коллектив, шоссе
12. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ [ЗН] [СН] [СТ] [РЩ]
Запиши слово, подбери и запиши проверочное. Подчеркни орфограмму.
Например: звезда – звёздочка – звёздный
13.ПРЕДЛОГ СО СЛОВОМ
Между предлогом и словом вставь слово или вопрос. Запиши. Напиши ещё два слова с этим предлогом. Обведи предлог.
Например: к (какому?) берегу, к берёзе, к дому
или к крутому берегу, к берёзе, к дому
Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
14. «Ь» НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж-Ш-Ч-Щ)
Определи род имени существительного. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни шипящий и мягкий знак.
м.р. ж.р. м.р.
Например: луч, мышь, товарищ
15. «НЕ» С ГЛАГОЛАМИ
Запиши глагол с «НЕ». Запиши ещё два глагола с «НЕ». Обведи частицу «НЕ»
Например: не был, не выучил, не знал
Запомни! Не употребляются без «НЕ» невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить
16. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК:
(Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед гласными е, ё, ю, я)
Запиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку, подчеркни первую букву корня.
Например: подъехал, объём, объявление
17. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК:
Запиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Выдели приставку.
Например: сделал, смастерил, сбежал
21. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
Определи время глагола и поставь в неопределённую форму (что делать? что сделать?)
Для настоящего и будущего времени:
Если I спряжение – вставь букву Е (УТ-ЮТ)
Если II спряжение – вставь букву И (АТ-ЯТ)
Например: гуляет – наст. вр., гулять - I спр.
Похвалишь – буд. вр. похвалить II спр.
Для прошедшего времени:
Какой суффикс в неопределённой форме, такой гласный
вставляй перед суффиксом Л
Например: лаял – прош. вр. лаять
Помни о глаголах – исключениях:
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
22. ПРАВОПИСАКНИЕ СУФФИКСОВ -ИК -ЕК ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Запиши слово в Р.п. (нет кого? чего?) Если гласный звук в суффиксе при изменении слова сохраняется, то пишется буква И, если гласный звук выпадает, то пишется буква Е. Запиши слово. Обозначь орфограмму.
Например: нет ключика – ключик, нет цветочка – цветочек
23. ПРАВОПИСАНИЕ ТСЯ и ТЬСЯ У ГЛАГОЛОВ
Поставь вопрос к глаголу. Если в вопросе есть Ь, то и в глаголе пиши Ь. Запиши глагол. Обозначь орфограмму.
Например: (что делать?) купаться, (что делает?) купается
24.ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Выпиши предложение с однородными членами, правильно расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены, обведи знаки препинания и союзы. Составь схему.
Например: Грачи, скворцы и жаворонки улетели в тёплые края.
[О, О и О]
Схемы предложений с однородными членами.
[О, О ]. [О, а О]. [О и О]. [О да (=и) О]. [О, но О]. [О, да (= но) О].
[О и О, и О, и О].
25. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые. Составь схему предложения.
Например: Дедушка с утра на работу ходил, внучка в избе прибирала. [- =],[- =].
26. БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц
Запомни: Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.
Запиши слово. Поставь ударение. Подчеркни шипящий или Ц и букву после неё.
Например: овцой, красавицей, кольцом, тучей
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ