СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над развитием речи в процессе изучения младшими школьниками художественных произведений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи для детей младшего школьного возраста обладает весьма важным значением, поскольку является основным фактором благополучного освоения всех учебных предметов. За последние несколько лет система преподавания родного языка в школе значительно модифицировалась. Все более отчетливыми оказываются коммуникативно – речевая тенденция языкового образования, осуществление речевого и литературного развития учащихся начальной школы. Говоря о речевом развитии в рамках обучения детей в начальной школе понимают, как правило, освоение школьниками комплекса речевых навыков, гарантирующих готовность к полновесной речевой коммуникации, как в устной, так и в письменной форме.

Просмотр содержимого документа
«Работа над развитием речи в процессе изучения младшими школьниками художественных произведений»

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ



Развитие речи для детей младшего школьного возраста обладает весьма важным значением, поскольку является основным фактором благополучного освоения всех учебных предметов. За последние несколько лет система преподавания родного языка в школе значительно модифицировалась. Все более отчетливыми оказываются коммуникативно – речевая тенденция языкового образования, осуществление речевого и литературного развития учащихся начальной школы. Говоря о речевом развитии в рамках обучения детей в начальной школе понимают, как правило, освоение школьниками комплекса речевых навыков, гарантирующих готовность к полновесной речевой коммуникации, как в устной, так и в письменной форме.

На современном этапе развития педагогической науки речь все чаще ведется о желательности и целесообразности совокупного обучения русскому языку и литературному чтению (А.Б. Лойченко, Н.В. Лыскина, Т.М. Пахнова, Т.Н. Сокольницкая). Однако, насколько демонстрирует педагогический опыт, пока не обнаружены способы результативного взаимовлияния этих языковых предметов в процессе образования и учитель пользуется художественным произведением исключительно как дидактическим материалом.

В настоящее время в педагогической практике наблюдается повышенный интерес к художественному произведению как единице обучения. Однако исследования показывают, что при работе с текстом, его анализе и переработке, обучающиеся начальной школы, прежде всего, ссылаются на личный, нередко неосознаваемый вербальный навык, а не на сведения о том или ином изучаемом художественном произведении. Известно, что проблема работы с художественным произведением разработана преимущественно для старшей школы. Методические же приемы, связанные с работой над художественным произведением как средством развития речи в начальной школе крайне немногочисленны.

Собственно младший школьный возраст представляет собой стадию развития ребенка, каковой совпадает с началом обучения в начальной школе. Возрастные параметры данного возраста разнородны. Условно они могут быть установлены в следующий возрастной промежуток: от 6 – 10 до 10 – 11лет, их конкретизация обусловливается установленной формой утвержденных сроков начального образования.

Младший школьный возраст часто именуют венцом детских лет. Дети сохраняют изрядное количество незрелых атрибутов в виде беззаботности, простодушия, бесхитростности. Но вместе с тем происходит постепенное исчезновение детской непринужденности в манере держать себя, у ребенка возникает иная закономерность мышления. Важным занятием оказывается обучение. В образовательном учреждении вчерашний дошкольник получает новые познания и навыки, приобретает конкретное общественное положение. Видоизменяется круг интересов и приоритеты ребенка. Благополучное обучение, осмысление своих возможностей и применение навыков осуществлять работу над разнообразными задачами дает начало формированию ощущения компетентности – необычной стороне самосознания, которую вместе с изменением в области произвольности с уверенностью считают центральным новообразованием детей, обучающихся в начальной школе.

Речь – это специфически человеческий феномен, именно поэтому она представляет собой большой интерес для исследователей самых разных специальностей. Речь человека содержит несколько несхожих характеристик. Здесь мы имеем ввиду возможность человека воспроизводить те или иные слова, словосочетания, фразы, предложения и доносить их смысл до окружающих, с одной стороны, и умение воспринимать то, что произносят окружающие, с другой стороны.

Как известно, учебная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи и речемыслительных процессов. Освоение учебной программы в начальной школе строится на овладении необычной формой речи – письменной, что совершается вследствие овладения устной речью в форме монолога и развития мелкой моторики. Однако исследователи отмечают, что среди когнитивных расстройств детей младшего школьного возраста наиболее распространенными являются нарушения формирования речи. Зачастую у младших школьников возможны нарушения в сфере произношения звуков, различения фонем, недостаточно полновесно происходит освоение дефиниций морфем, умение изменять и образовывать слова, лексический уровень не отличается полнотой, как по качественным, так и по количественным коэффициентам, есть трудности и со связной речью.

Условием становления и развития речи является необходимость в том, чтобы высказаться. Соответственно, методическим условием развития речи младшего школьника является создание ситуаций, вызывающих у детей потребность высказываться о чем – либо письменно или устно. Фабула речи – условие наличия материала высказывания, иными словами того, о чем необходимо сообщить. Полнота данного материала обуславливает емкость изречения. Ясность и точность речи ребенка младшего школьного возраста предопределяется тем, в какой мере данный материал апробирован. Таким образом, методическим условием развития речи служит детальная подготовка материала для речевых упражнений.

Методика начальной школы предусматривает четыре основных направления работы по речевому развитию:

- занятия, направленные на развитие звуковой культурой речи. Данное направление подразумевает формирование речи на уровне фонетики;

- работа со словарем, подразумевающая усовершенствование лексической стороны речи;

- словосочетание и предложение служат фактором речевого развития на уровне синтаксиса;

- формирование связной речи.

В ходе приобретения элементарных сведений в сфере актуальных лингвистических и литературоведческих наук у детей младшего школьного возраста происходит усовершенствование языковых конструкций, параллельно развивается логичность высказываний, коммуникативных умений и возможностей трактовки и объяснения. Вследствие этого у младшего школьника вырабатываются такие качества речи, как грамматическая точность, логичность, экспрессивность, богатство, четкость, метафоричность, овладение паралингвистическими приемами.

Чтение художественных произведений, включенных в программу «Литературное чтение», во всем их жанровом разнообразии помогает учащемуся начальной школы в овладении вышеперечисленными речевыми навыками на общем фоне приобщения детей к культурному наследию, духовно – нравственным ценностям и способности чувствовать красоту поэтического слова.

Среди материала для чтения, который определен для учащихся начальной школы, мы можем встретить рассказы и сказки, басни и стихи, произведения малых литературных жанров, представленных пословицами, поговорками и загадками. Стоит отметить, что как специфический предмет устное народное творчество в программу школьного обучения не включено. Ознакомление с фольклором совершается изредка, подчас урывками. Педагоги вынуждены выискивать методы развития речи путем обращения к устному народному творчеству, не имея конкретных теоретических и методических разработок.

Характерных приемов в работе по развитию речи является обращение к тексту как особой форме материала. Текст как выказывание, преследующее цель удовлетворить потребность в коммуникации, устроенное по правилам логики и грамматики, характеризуется автономностью и завершенностью, связано содержанием, делится на более или менее объемные части, связанные между собой. Как правило, текст составлен из отдельных предложений. Тем не менее, все эти предложения подчиняются строгой последовательности с тем, чтобы тот, кто читает или слушает, мог четко осознавать заключенную в них логику.

Проблема развития речи детей младшего школьного возраста в процессе изучения художественных произведений делает возможным говорить о потребности формирования условий, сосредоточенных на ее разрешении. В этой связи нами было предпринято экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов. 1 этап – диагностика уровня речевого развития, 2 этап – формирующий, направленный на развитие речи с использованием художественных произведений, 3 этап – повторная диагностика. Экспериментальную базу исследования составили учащиеся 4 класса МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина г. Ельца Липецкой области. В эксперименте приняло участие 30 учащихся четвертого года обучения. Среди участников эксперимента было 17 девочек и 13 мальчиков. Возраст респондентов – 10 лет. Согласно медицинским документам дети не имеют отклонений в речевом и интеллектуальном развитии.

Для определения динамики уровня речевого развития нами были применены нижеследующие методики: диагностическая методика Т.А. Фотековой (Серия «Исследование связной речи»), направленная на изучение устной формы речи младших школьников; методика «Определение активного словарного запаса» Р.С. Немова.

Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой. Серия «Исследование связной речи».

Задание № 1. Задание предполагает составление ребенком небольшого рассказа с использованием сюжетной картинки.

Инструкция для ребенка: «Посмотри на эти картинки, разложи их по порядку и составь рассказ».

Оценивание результатов основывается на следующих критериях:

1.Критерий смысловой ценности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев. Существенное искажение смысла или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.

2. Критерий лексико – грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов и неточное словоупотребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

3. Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно расположены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

Задание № 2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: «Сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать».

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустом гороха.

Текст предъявляется ребенку два раза.

Оценивание результатов основывается на следующих критериях:

1. Критерий смысловой ценности: 5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, а также включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение.

2. Критерий лексико – грамматического оформления высказывания: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ не доступен.

3. Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1 – 2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам.

Полученные ребенком баллы складываются в соответствии с предъявленными критериям. Далее полученные по двум сериям баллы суммируются. Степень развития связной речи младших школьников оценивается следующим образом:

- 12,5 – 15 баллов – высокий уровень;

- 6 – 10 баллов – средний уровень;

- 3 – 3,5 балла – низкий уровень.

Методика «Определение активного словарного запаса» Р.С. Немова.

Учащемуся предъявляется иллюстрация, на которой изображены люди и разнообразные объекты. На протяжении пяти минут школьник должен развернуто назвать изображенное и описать происходящее.

То, о чем говорит ребенок, регистрируется на индивидуальном бланке. На бланке фиксируется частота использования учащимся разнообразных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, свидетельствующих о степени речевого развития.

Оценивание результатов производится следующим образом:

- 10 баллов учащийся зарабатывает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в индивидуальном бланке признаков;

- в 8–9 баллов речь ребенка оценивается тогда, когда в ней фиксируется по меньшей мере 8 – 9 признаков;

- 6 – 7 баллов за свою речь ребенок получает при условии, что встречаются 6 – 7 различных признаков;

- оценка 4 – 5 баллов ребенку дается за присутствие в речи 4 – 5 различных признаков;

- 2 – 3 балла – в речи присутствуют 2 – 3 признака;

- 0 – 1 балл – рассказ не составлен ребенком или в рассказе имеются 1 – 2 слова, представляющие одну часть речи.

Выводы об уровне развития активного словаря выглядят так:

- очень высокий уровень – 10 баллов;

- высокий уровень – 8 – 9 баллов;

- средний уровень – 4 – 7 баллов;

- низкий уровень – 2 – 3 балла;

- очень низкий уровень – 0 – 1 балл.

При работе с детьми были использованы художественные произведения, изучение которых соответствует программе и календарно – тематическому плану.

Результаты диагностики Р.С. Немова «Определение активного словарного запаса» отображены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития активного словарного запаса

до формирующего этапа эксперимента

Уровень

Количество учащихся

Очень высокий

1

Высокий

9

Средний

13

Низкий

7

Очень низкий

0

Приведенные выше результаты показали, что один ребенок из представленной выборки обладает очень высоким уровнем развития активного словарного запаса. Активный словарный запас высокого уровня обнаружил себя у девяти учащихся. При этом среди них семь девочек и два мальчика. В большинстве своем дети обладают средним уровнем развития активного словаря. Низкий уровень обнаружил себя у семи учащихся. Детей с очень низким уровнем развития словаря не было выявлено.

Описывая картинку, предложенную в задании, дети, у которых выявлен высокий уровень активного словарного запаса часто пользовались такими частями речи, как прилагательные, существительные, глаголы. При этом встречались прилагательные как сравнительной, так и превосходной степени. Также при рассказывании дети использовали в речи предложения с однородными членами, вводными словами, с сочинительными союзами да, но, а.

Учащиеся, у которых был диагностирован средний уровень, описывая предъявленную иллюстрацию, употребляли в речи главным образом глаголы, существительные и прилагательные в начальной форме. Отсутствовали сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами, а также предложения с однородными членами, не встречались слова с вводными конструкциями.

Обратимся к анализу диагностики «Исследование связной речи» Т.А. Фотековой. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень развития связной речи

до формирующего этапа эксперимента

Уровень

Количество учащихся

Высокий

9

Средний

14

Низкий

7

Опираясь на анализ материалов экспериментального исследования, мы смогли выделить основные сложности при работе с текстом у детей младшего школьного возраста:

- дети младшего школьного возраста затрудняются в определении замысла текста, ограничиваясь пересказом произведения;

- у детей младшего школьного возраста доминирует стратегия дословного понимания текста, что приводит к нарушению единства и полноты восприятия его содержимого. Это, в свою очередь, затрудняет определение ключевых слов и собственно пересказ.

- наибольшую сложность у детей младшего школьного возраста вызвало формулирование персонального текста. Те рассказы, которые составили дети, не отличались большим объемом. Нами было отмечено, что в этих рассказах практически не встречается индивидуальная оценка действий героев. Кроме того, наблюдается недостаток структуры текста и его композиционных составляющих.

Исследуя пересказанные детьми тексты, мы обнаружили следующие особенности:

- у детей присутствует однообразное построение предложений, наблюдается нарушение порядка слов;

- присутствовали негрубые параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

- встречались неоправданные повторы однотипных связующих элементов;

- вербальные замены.

Тем не менее, все ученики пересказывали текст самостоятельно, правильно и полно описывая ситуацию и понимая ее смысл. В пересказах детей тенденции к фрагментарности встречались крайне редко и наводящие вопросы детям не требовались.

После планомерной работы с детьми посредством использования произведений художественной мы осуществили повторную диагностику детей с помощью методик Р.С. Немова «Определение понятий» и «Определение активного словарного запаса». Более детально полученные результаты отображены в таблице 3.





Таблица 3

Результаты диагностики «Определение уровня словарного запаса»

после формирующего этапа эксперимента

Уровень

Количество учащихся

Очень высокий

1

Высокий

9

Средний

16

Низкий

4

Очень низкий

0

Дети с очень высоким и высоким уровнем развития словарного запаса остались на прежних позициях. Изменились результаты детей с низким уровнем. Троим учащимся удалось свой результат улучшить и перейти в разряд учащихся со средним уровне. Дети со средним уровнем не смогли повысить свой результат, то есть перейди в разряд высокого уровня.

Обратимся к анализу диагностики «Исследование связной речи» Т.А. Фотековой после формирующего этапа эксперимента. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Уровень развития связной речи

после формирующего этапа эксперимента

Уровень

Количество учащихся

Высокий

9

Средний

17

Низкий

4

Мы можем наблюдать увеличение количества детей со средним уровнем развития словарного запаса и уменьшение количества детей с низким уровнем. Количество детей с высоким уровнем не изменилось.

Уменьшилось употребление слов в несвойственном им значении, реже стали встречаться тавтология и неоправданное употребление лишних слов.

При пересказе текста дети стали чаще использовать в речи причастия, деепричастия, прилагательные в сравнительной и превосходной степени, наречия. При этом наблюдалось уменьшение аграмматизмов и параграмматизмов.

Таким образом, богатым материалом для речевого развития учащихся начальной школы на уроках литературного чтения является художественное произведение. Обращение к текстам художественной литературы является важным и эффективным средством обогащения словарного запаса детей, помогает в формировании навыка свободно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией общения.



Литература

1.Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – 4 – е изд. – М.: Флинта, Наука, 2019. – 520 с.

2. Бондаренко, А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников / А.А. Бондаренко. – М.: Академия, 2017. – 280 с.

3. Волкова, Л.Г. Гармонизация личности средствами художественной литературы / Л.Г. Волкова // Искусство и образование. – 2017. - № 4. – С. 63 – 67.

4.Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – М.: Академия, 2016. – 342 с.

5.Козарева, Г.А. Развитие речи младших школьников / Г.А. Козарева // Начальная школа. – 2018. - № 6. – С. 76 – 79.

6.Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1998. – 632 с.

7.Новиков, Л.А. Лексикология. Современный русский язык / Л.А. Новиков. – М.: Азбуковник, 2017. – 286 с.

8.Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. – М.: Аркти. – 56 с.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!