СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над речью, элементы упражнений и способы коррекции речевых недостатков,

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над речью, элементы упражнений и способы коррекции речевых недостатков,»

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ.

Класс: 3-4 класс

Форма: групповая

Тема урока:  Работа над речью, элементы упражнений и способы коррекции речевых недостатков,

Цель: Совершенствование знаний, умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Задачи:

  • знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;

  • научить самостоятельно работать над исправлением индивидуальных недостат

ков дыхания, артикуляции и дикции.

Методы:

словесный;

наглядный;

практический.

ИЛЮСТРАТИВНЫЙ

Оборудование и материалы: зеркало, карточки с заданиями, иллюстрации станции, магнитофон.

Литература:

Ласковая Е.В. «Сценическая речь»

Соболева А.В. Скороговорки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.

Чурилова Э.Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников»

План урока:

  1. Организационный момент – 2 минут

  2. Основная часть - практическая – 40минуты

  3. Подведение итогов урока-3 минут

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Педагог приветствует учащихся, объявляет тему урока, предлагает ребятам отправиться в веселое путешествие в страну художественного слова, проверяет готовность к уроку. Урок начинается с музыкального приветствия Здравствуйте.

  2. Основная часть – практическая, игровая.

Подготовительный этап.

Речевая игра « Паровозик» У меня есть паровозик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
Он меня по рельсам возит - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
У него труба и печка - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
И волшебное колечко - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
Мы отправимся с вокзала - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
У него четыре зала - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
Мы поедем до Парижа - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
А быть может и поближе - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
Тут пошёл весенний дождик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
И застрял наш паровозик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
Мы стоим в огромной луже - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ
Тут уж нам не до Парижу - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ

(звучит музыка начинается путешествие по станциям)



1Станция АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА(звучит космическая музыка)дети выполняют движение полет по космосу.

Артикуляция – положение и движения речевых органов, которые в своем взаимодействии произносят звуки языка.(педагог объясняет термин)

   Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркало.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

   Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар.  Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется.  Главное – гримасничать как можно более активно.

 «Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ

Улыбка – хоботок Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.  Всего 8 пар движений.

 «Веселый пятачок»:

а/на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

Упражнения выполняются 5-6 раз

 «Жало змеи»Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.

«Мячик». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «мячик» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

«Колокольчик». Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

«Язык на ребро». Поставить язык на ребро между челюстями, раскрыв рот. Затем перевернуть язык на другое ребро. Добиваться быстроты выполнения упражнения.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

  1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди

  1. «Рыбка»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

2Станция Дикция(звучит ритмическая музыка)дети выполняют движение под ритм музыки.(до своей станции)

Дикция (от лат. dictio - произношение) - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.(педагог обедняет новый термин)

1. Артикуляция звуков «Ш — Ж»

​Шар — жар, ваш — важный, шутка — жутко, ширь — жир, жить — шить.

Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

2. Артикуляция звуков «К — Г, X»

Качели — газели, кол — гол, кость — гость, код — год, кнут — гнут, клуб — глуп, Кеша — Геша.

Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

3. Отработка звука «Ц»

Цапля — сабля, цок — сок, цель — сель, цвет — свет, цирк — сыр, улица — лиса.

Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, взбадривать, сверхзвуковой, всклокочен, , пункт взрыва, взбудоражить, сверхвстревоженный , философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

3Станция Скороговорка(звучит цирковая музыка)дети выполняют движение под ритм музыки.(до своей станции)

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».

Шипящие звуки нелегко даются многим детям. Занятия в игровой форме с чтением или заучиванием скороговорок, с большим количеством звуков «Ц», «Щ», «Ж», «Ш», помогут в формировании правильной дикции.

***скороговорки педагог использует картинки.
Жужжит над жимолостью жук, Зелёный на жуке кожух.

***
Мышонку шепчет мышь:
“Ты все шуршишь — не спишь”
Мышонок шепчет мыши:
“Шуршать я буду тише”.

***
Испугались медвежонка 
Ёж с ежихой и с ежонком, 
Стриж с стрижихой и стрижонком.

***
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

***
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

***
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

4Станция Речевая игра(звучит характерная музыка)дети выполняют движение под ритм музыки.(до своей станции)

Авторская игра день рожденье Сороки .

Приходила к Сороке сова уху, уху принесла ей подарок барабан, стали они вместе играть бу,бу,бу гостей поджидать. Пришла муха веселуха зуза,зуза я к вам пришла подарочек принесла музыкальный пакет , шуршит жишит,шуршит,жишит. Стали они вместе играть гостей поджидать, прилетел комар пискун ззззь., я спешил чуть подарок не обронил, ,вот тебе сорока дудочка дзляя ,, ты играй гостей встречай.(дети придумывают звуки персонажей , и подарки,)

1. «Лесенка - чудесенка»

Произнося текст упражнения, на каждой строчке повышайте голос. Последние слова произносите на самом высоком тоне голоса, «распевайте». Затем начинайте опускаться вниз. И с каждой строчкой понижайте голос.

(Повышаем голос).

Чудо – лесенкой шагаю.

Высоту я набираю,

Шаг на горы,

Шаг на кручи,

А подъем все круче, круче.

Выше голос,

Петь хочу,

Прямо к солнцу я лечу-у-у!

(Понижаем голос.)

Я лечу, лечу, лечу!

Накататься я хочу!

И все вниз, вниз, вниз,

Только слышен ветра свист!

А внизу через сугроб –

Стоп!



5 Станция Веселые звуки(звучит характерная музыка музыка)дети выполняют движение под ритм музыки.(до своей станции)

Звук речи — Конкретный звук, который произносится конкретным лицом в определенном случае. Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве .( педагог объясняет Тер

2. Игра «Победительницы»

Похвалите девочек, игроков волейбольной команды, за то, что они выиграли соревнование. Каждый раз повышайте голос на именах девочек. Строка «Просто чудо – мастера!» звучит на самом высоком тоне, затем голос понижается.

Ай да Аля!

Ай да Уля!

Ай да Оля!

Ай да Юля!

Ай да Эля!

Ай да Ия!

Просто чудо – мастера!

Браво, девочки! Ура!



3 Авторское упражнение «Мыльный пузырь ».дети превращаются в мыльные пузыри при этом надуваясь, использует различные звуки, рр, фф, бп. По сигналу педагога пузырь лопается издавая громкий звук, то тихо .Дети учиться издавать различные звуки от простых до сложных звуков. Звуки».

ТРУ-ТРО-ТРА-ТРЭ-ТРИ-ТРЫ

ДРУ-ДРО-ДРА-ДРЭ-ДРИ-ДРЫ

ТРУ-ДРУ

ТРО-ДРО

ТРА-ДРА

ТРЭ-ДРЭ

ТРИ-ДРИ

ТРЫ-ДРЫ

4 Упражнение «ПЛАКСА»девочка плачет издавая разные звуки.





5 Станция Стихи в образе (звучит характерная музыка музыка)дети выполняют движение под ритм музыки.(до своей станции)

Педагог предлагает прочитать стихотворение в образе животного, лиса волк, сорока, медведь, белка ,еж.(иллюстрации животных)

Стих Малинка

Раз малинка, два малинка -

Целое лукошко!

Только надо рано встать,

Раз малинка, два малинка,

Прямо у окошка,

Чтоб лукошко то собрать.

3.Подведение итогов урока.

Становимся в круг улыбаясь друг другу говорим : «Мы самые весёлые, дружные ребята! Мы совершили веселое путешествие в страну художественного слова, на этом  речевой тренинг закончен.

Домашнее задание: повторить упражнения.