ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Работа над словарными словами
Защита квалификационной работы
Учитель-логопед МОУ «СОШ №2» Уразаева Р.Н.
Мегион
2008
«Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный»
Дмитрий Лихачев
Дизорфография
это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках
Основные принципы правописания :
- морфологический
- фонетический (фонематический)
- традиционный
Традиционный принцип
реализуется в тех случаях, когда написание не может быть объяснено ни с точки зрения фонетического , ни с точки зрения морфологического принципа (собака, корова).
Основные теоретические положения и принципы исследования
Тесное взаимодействие развития речи и мышления
Логопедическая работа по коррекции дизорфографии должна быть направлена не только на усвоение и употребление орфографических правил, но и на развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Таким образом, важным направлением логопедической работы является развитие лингвистического мышления , которое прежде всего предполагает осознание языка как объекта наблюдения, анализа и обобщения.
Принцип поэтапного формирования умственных действий. (П.Я.Гальперин)
Предполагает этап материализации,
выполнение действия в речевом плане и далее – в умственном плане .
Последовательное формирование умственных действий является необходимым в случае коррекции дизорфографии.
Принцип системности
формирование различных компонентов языка и речи в их тесном взаимодействии.
( Например, формирование лексики в процессе речевого онтогенеза осуществляется в единстве с фонематическим развитием, с развитием грамматического строя речи).
Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической «зоркости».
- осознанное орфографическое действие возникает тогда, когда пишущий осознает
наличие орфограммы в слове .
Принцип учета симптоматики и механизмов нарушения письменной речи.
- Нарушение письменной речи зависит от механизма и степени выраженности нарушения, которые определяют проявления и уровень овладения орфографическими
знаниями, умениями и навыками.
Принцип дифференцированного подхода
- В логопедической работе должны учитываться выделенные в результате исследования особенности владения фонематическими процессами, лексикой и грамматическим строем речи, орфографическими знаниями, умениями и навыками у каждой из выделенных групп школьников с дизорфографией.
Принцип положительной мотивации
- Правила часто предлагаются в стихотворной форме для легкости их запоминания. Для закрепления навыков используется материал в форме игр , а занятия по определенной лексической теме -познавательное путешествие по «стране русского языка».
Принцип пропедевтики
- В процессе логопедической работы заранее, до прохождения школьной программы, формируются предпосылки, необходимые для усвоения определенного орфографического навыка .
НАПРАВЛЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ
(Работа над словарными словами)
Развитие когнитивной деятельности
А. Развитие внимания.
Б. Развитие памяти.
В. Развитие лингвистического мышления: способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации и сериации на основе различных лингвистических критериев.
Какие умения необходимы для усвоения правила:
- Уметь дифференцировать гласные и согласные звуки.
- Уметь быстро и безошибочно определить место ударения в слове, различать ударные и безударные гласные
- Уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове.
- Уметь быстро подбирать как можно больше (но не меньше четырёх) однокоренных родственных слов или образовывать формы проверяемого слова.
- Уметь объяснить лексическое значение слов.
- Уметь различать однокоренные родственные от однокоренных слов (гора, горняк, гореть) и от слов похожих по звукобуквенному составу (лепить – липкий, клиенты – клей).
Минутка отдыха
Сфотографируемся!
Получилось очень похоже, не правда ли?
А теперь нажми ESC и ДАВАЙ РАБОТАЙ!!
Это тест новой технологии SONY. С помощью этой новой системы мы можем превратить Ваш монитор в камеру и сделать фотографию для Вас.
ПОДВИНЬТЕСЬ НЕМНОГО ВЛЕВО!!! Вы не полностью на фотографии … Улыбайтесь ….
Как сделать фотографию:
- Сядьте ровно перед монитором
- Смотрите прямо в объектив
- Нажмите кнопку СНИМОК
- !!! НЕ ДВИГАЙТЕСЬ В МОМЕНТ СЪЕМКИ И СМОТРИТЕ ПРЯМО В ОБЪЕКТИВ !!!!, иначе фотография может получиться смазанной
- - !!! НЕ ДВИГАЙТЕСЬ В МОМЕНТ СЪЕМКИ И СМОТРИТЕ ПРЯМО В ОБЪЕКТИВ !!!!, иначе фотография может получиться смазанной
Нажмите кнопку СНИМОК
100% Complete
ПРОСМОТР
СНИМОК
СНИМОК
Это тест новой технологии SONY. С помощью этой новой системы мы можем превратить Ваш монитор в камеру и сделать фотографию для Вас.
Как сделать фотографию:
- Сядьте ровно перед монитором
- Смотрите прямо в объектив
- Нажмите кнопку СНИМОК
- !!! НЕ ДВИГАЙТЕСЬ В МОМЕНТ СЪЕМКИ И СМОТРИТЕ ПРЯМО В ОБЪЕКТИВ !!!!, иначе фотография может получиться смазанной
- - !!! НЕ ДВИГАЙТЕСЬ В МОМЕНТ СЪЕМКИ И СМОТРИТЕ ПРЯМО В ОБЪЕКТИВ !!!!, иначе фотография может получиться смазанной
Нажмите кнопку СНИМОК
СНИМОК
ПОДВИНЬТЕСЬ НЕМНОГО ВЛЕВО!!! Вы не полностью на фотографии … Улыбайтесь ….
СНИМОК
100% Complete
ПРОСМОТР
Получилось очень похоже, не правда ли?
А теперь нажми ESC и ДАВАЙ РАБОТАЙ!!
Виды работы над словарными словами
Цели:
- 1.Использование разнообразных (традиционных и нетрадиционных) приёмов работы со словарными словами.
- 2.Улучшение качества запоминания словарных слов.
- 3.Обогащение словарного запаса учащихся.
- 4. Воспитание интереса к изучению русского языка.
Демонстрационные картинки со словарными словами
- Хр и з а нтема В и н е грет
Развитие у детей технологических умений и навыков запоминания словарных слов
(недостаточность мнестических процессов,
у них не происходит быстрое запоминание и воспроизведение зрительного образа слова)
Использование мнемических приемов в словарно-орфографической работе в начальной школе способствует прочному запоминанию графического образа слова
Мнемоника-
искусство запоминания
Методы организации мнемической деятельности детей:
- Метод графических ассоциаций
- Метод звуковых (фонетических) ассоциаций
- Комбинированный метод
Чтобы слово не зубрить, Попусту не мучиться, Сочиняем мы подсказки! Все у нас получится !
Слово трудное попалось –
Это, братцы, не беда
Нарисуем в слове букву,
Не забудем никогда.
Метод графических ассоциаций
Метод звуковых ассоциаций
Приеду завт ра ,
Привезу завт рак ,
На завт рак – рак ,
Кричи: «У ра !»
Трудные учить слова
Помогает нам иг ра !
Баран Барабан
Наш баран бил в барабан: «БАМ! БАМ! БАМ!»
Бил в барабан наш баран: «БАМ! БАМ! БАМ!»
Комбинированный метод
Загадка
На заборе сидит, Утром рано голосит, «Поднимайтесь!» - всем кричит .
П е тух
П е туха назвали " П е тя " – П е ть он любит на рассвете
М е дведь
А м е дведь, наоборот, Петь не любит, любит м ё д .
Л и са
Л и са – л и сица, посмотри, Очень любит букву И .
Используя этот метод, учитель должен следовать следующим указаниям:
- Назвать слово, которое необходимо запомнить, написать его на классной доске.
- Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
- Дать установку на запоминание.
- Отметить буквы , которые могут вызвать трудности при написании.
- Записать слово печатными буквами.
- Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова
- Когда рисунки готовы, желающие демонстрируют свои варианты на доске.
3. Постановка орфографической задачи .
Проговаривание слова орфоэпически
(так, как говорим, произносим слово) Определение ударного и безударного слога .
П _ Т У Х
Вставь пропущенную букву
К…РОВА
или
О
А
МОЛОДЕЦ!
К О РОВА
П…ТУХ
или
И
Е
МОЛОДЕЦ!
П Е ТУХ
С…БАКА
или
О
А
МОЛОДЕЦ!
С О БАКА
Л…СИЦА
или
Е
И
МОЛОДЕЦ!
Л И СИЦА
ЗА…Ц
или или
И
Е
Я
МОЛОДЕЦ!
ЗА Я Ц
М…ДВЕДЬ
или
И
Е
МОЛОДЕЦ!
М Е ДВЕДЬ
ОШИБКА!
Попробуй
ещё раз!
МОЛОДЦЫ!
4. Этимологическая справка.
Рябина. Круглый год украшают рябины наши леса, села , города. В любом сквере красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому? Вишня, яблоня и многие другие деревья в пору цветения белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зеленые, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. "Рябые", – говорили в народе. По образному выражению наших древних сородичей, рябина от ряби пестра .
Орфографический словарь
Е
Проговаривание слова орфографически (так, как будем писать это слово)
П Е - Т У Х
Вставка в «окошко» нужной буквы
П Е Т У Х
Орфографическая самодиктовка и проверка по образцу.
Мнемический прием.
Петуха спросили дети:
«Отчего зовут Вас Петей?»
Петушок ответил детям:
«Хорошо умею петь я!»
Образцы работ учащихся
Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются, когда нужно. Со временем навык сокращается и нужное слово всплывает в памяти без промежуточной картинки
Алгоритм работы с новым словарным словом
- Загадка
- Толкование слова.
- Рассматривание рисунка, характеристика предмета
- Подбор однокоренных слов.
- Введение слов в предложение
- Подбор словосочетаний.
- Подбор синонимов и антонимов
- Когда так говорят (устойчивые выражения)
- Пословицы и поговорки
- Стихи или песни
- Составление рассказа .
Виды словарного диктанта
1.Слова учитель не проговаривает, а показывает карточку, на которой записано слово с пропущенной орфограммой или предметную картинку.
2. Диктуются словарные слова, и даётся задание образовать родственные слова.
3.Учитель задаёт вопросы, а ученики отвечают одним словом (кто живёт в лесу? лисица, заяц, медведь .
4.Записать слова, которые надо писать с буквой е.
Экспериментальная работа (3.11.07 – 25.12.07
I . Диагностика уровня сформированности навыка по правописанию слов из орфографического словаря у учащихся экспериментальной группы.
Цель: установить уровень сформированности навыка по правописанию непроверяемых орфограмм .
Виды работы
- Словарный диктант.
- Вставка пропущенных букв.
- Выборочный диктант.
Экспериментальная работа (3.11.07 – 25.12.07)
II . Формирующий этап: использование мнемичеких приемов.
Цель : проверить достоверность гипотезы: «Если использовать в обучении детей младшего школьного возраста мнемические приемы, способствующие формированию навыка правописания непроверяемых орфограмм, то результативность работы значительно повысится».
Экспериментальная работа (3.11.04 – 25.12.04)
III . Контрольный этап
Цель: подвести итоги экспериментальной работы.
Результаты экспериментальной работы
Этап
Словарный диктант
Диагностический этап
Вставка пропу-
щенных букв
86 %
Контроль - ный этап
Выборочный диктант
80 %
95 %
62 %
97 %
92 %
«Если использовать в обучении детей младшего школьного возраста мнемические приемы, способствующие формированию навыка правописания непроверяемых орфограмм, то результативность работы значительно повысится».
Городское МО учителей начальных классов 2008 год
Тема: «Виды работы над словарными словами»
Открытое фронтальное логопедическое занятие
Тема: «Словарные слова, связанные сюжетом»
Медали участникам путешествия
Юному путешественнику
Остров Словарных слов