СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над выразительностью чтения как основа речевой грамотности и коммуникативных навыков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выразительная речь – показатель культуры человека. Нечёткая, плохая дикция «режет слух», снижает выразительность звучащей речи, ослабляет эмоциональность выступления. Дикция влияет на усвоение младшими школьниками грамотного письма. В своей статье я рассказываю о том как работаю на уроках над выразительностью чтения и дикцией учеников начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Работа над выразительностью чтения как основа речевой грамотности и коммуникативных навыков»

Работа над выразительностью чтения как основа речевой грамотности и коммуникативных навыков


«Нам необходимо максимально развивать активные формы обучения культуре речи, в частности, произносительной, сознательное её культивирование… Обучение сегодня школьников от 7 до 14 лет, когда произносительные навыки особенно легко усваиваются, обозначает, что завтра – через 10-15 лет – у нас будет общество с более высокой речевой культурой»

Р. И. Аванесов.


1.Актуальность

В век технологий и компьютеров всё больше на второй план уходит «живое слово» - речь. Уже не бабушка или мама читают ребёнку сказки, а компьютерная программа. Электронный голос звучит из плюшевого мишки, а герои компьютерных игр вытесняют из детских сердечек Золушку и Маленького принца. Дети не умеют понятно излагать свои мысли, выражать чувства. Речь школьников всё больше напоминает монотонный автоответчик, а чтение стихов не вызывает эмоций.


Выразительная речь – показатель культуры человека. Нечёткая, плохая дикция «режет слух», снижает выразительность звучащей речи, ослабляет эмоциональность выступления. Дикция влияет на усвоение младшими школьниками грамотного письма. С каждым годом всё больше первоклассников приходят с ослабленным уровнем слухового восприятия звуков. В среднем у каждого четвёртого ученика начальных классов обнаруживаются дефекты речи. У меня в классе 45% учеников имеют разного вида отклонения в речи. Приобретённые вследствие невнимания окружающих (особенно родителей) к речи ребёнка дефекты можно устранить педагогическими средствами. Работа над речью затрагивает не только эмоциональную сферу, но и улучшает овладение письмом, развивает память, прививает любовь к чтению, повышает коммуникативные навыки.


Для того чтобы научиться выразительно читать, необходимо овладеть основным компонентами выразительности, такими как: дыхание, сила голоса, интонация, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы, темп и ритм, тембр, мимика и жест.

Таким образом, под выразительным чтением понимается правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.(3)


В первом классе при обучении грамоте я столкнулась с такими проблемами у учеников:

- артикуляционная смазанность читаемого,

- плохой контроль над силой голоса,

- нет постановки правильного речевого дыхания,

- монотонность речи (отсутствие интонационной выразительности)

- зажатость одних учеников и, наоборот, расторможенность других.

Требовалось найти сочетание таких методов обучения, которые бы позволили овладеть навыками правильного осознанного, выразительного чтения.

2.Цели и задачи

В своей работе ставлю следующую цель:

- повышение речевой грамотности

- оказание помощи детям по преодолению неуспешности в обучении

- развитие коммуникативных способностей

Задачи:

- обучение произносительной культуре речи;

- развитие основных психических процессов и качеств: коммуникабельность, наблюдательность, внимание, память, восприятие, воображение, чувство ритма)

- совершенствование навыков выразительного чтения (тон, сила, тембр, темп, ритм речи, дикция)

- развитие творческих способностей,

- активное обогащение словаря,

- повышение интереса к чтению,

- развитие дикторских способностей

3.Принципы работы

- Принцип гибкости(сочетание нескольких методик)

- Принцип сотрудничества

- Принцип индивидуальности

4.Направления работы

  1. Концентрация внимания и снятие напряжения (здоровьесберегающие технологии)

  2. Устная речь (тренаж дикции: артикуляционная гимнастика)

  3. Речь письменная (чтение слов, текстов)

  4. Коммуникативные игры (социо игровая технология и театральная педагогика)




5. Приёмы и методы работы

Сегодня я познакомлю вас лишь с некоторыми из них.

«Гимнастика мозга»

Работу на уроке я всегда начинаю с упражнений «Гимнастики мозга» на концентрацию внимания и улучшение настроения. Порой дети после отдыха совсем не готовы слушать и воспринимать речь учителя, не организованы, даже агрессивны. Первоклассникам приходится повторять просьбы несколько раз. Упражнения «Гимнастика мозга» представляют собой простые и доставляющие удовольствие движения, они помогают обучающимся любого возраста раскрыть те возможности, которые заложены в нашем теле. Гимнастика мозга стимулирует активность в учебно-познавательной деятельности. Именно поэтому эффективно используется при обучении детей с проблемами в развитии.


1.Движения, пересекающие среднюю линию тела.(помогают включить в работу оба полушария головного мозга)

Упражнение «Перекрёстные движения»

Шагаем на месте. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.



Упражнение «Вращение шеи» (после этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее)

Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком.


2.Упражнения, повышающие энергию тела.

Упражнение «Думательный колпак»

Большим и указательным пальцем мягко оттягивайте назад и прижимайте(массируйте) раковины ушей. Указательный палец – на внешней части ушной раковины. Большой палец – на внутренней части ушной раковины. Массаж начинаем сверху и идём вниз. Когда доходите до мочек ушей начинайте сначала сверху вниз.

3.Упражнения, «углубляющие» позитивное отношение, улучшающие настроение

Упражнение «Дыхание треугольником»

Представьте себе, что под пяткой левой ноги у вас находится резервуар с густым голубым воздухом. Вообразите, что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните… и задержите вдох на несколько мгновений в области затылка, а затем выдохните его через пятку правой ноги. Повторяйте это действие некоторое время. Получится, что вы как бы дышите треугольником.

Понаблюдайте за собой:

- Какой цвет вы выдыхаете?(серый, чёрный,и т.д) Дышите до тех пор, пока выходящий воздух не станет также голубого цвета. Голубым цветом подышите ещё 1-2 минуты.


Артикуляционная гимнастика


Чистоговорки

В практике существует уже достаточно закрепившаяся последовательность проведения упражнений со скороговорками:

1-й этап: замедленное, преувеличенно чёткое произнесение скороговорки, что представляет собой как бы ответ на вопрос: из каких слов состоит скороговорка?

2-й этап: произнесение скороговорки в нормальном, обычном темпе.

3-й этап: произнесение скороговорки в быстром темпе.

Я в своей работе на уроках и во внеурочной деятельности использую разные приёмы работы с чистоговорками.

В школу пошёл – учись хорошо! (произносится по частям. Начинают девочки: В школу пошёл…, заканчивают мальчики: …учись хорошо! (как бы «дают наказ» девочкам), и наоборот. При этом тренировка в отчётливом произнесении звука /ш/ совмещается с отработкой литературного произношения глагола в форме повелительного наклонения (учись).

Тополь – тополёк надел тёплый платок (Текст даёт возможность почувствовать образность речи, а также останавливает внимание детей на литературном употреблении глагола надеть)

Купи кипу пик. (чтение чистоговорки проводится с перемещением логического ударения )

Купи кипу пик. Купи кипу пик. Купи кипу пик.


Упражнения для контроля и развития силы голоса

Такие упражнения представлены в самом учебнике «Литературное чтение» УМК «Гармония»

- «Лесенка»

Хором произносим «Первый этаж, второй этаж…» На каждой ступеньке громкость голоса изменяется. Чем выше ступенька, тем громче голос.









На уроках я немного усложняю задание. Вместо движения руки, показывающей высоту ступени, я ввожу карточки с цифрами. После того как дети по порядку голосом взобрались на лесенку, показываю карточку с цифрой, например 3. Дети должны произнести фразу «Третья ступенька» с соответствующей этой ступеньке громкостью.















Работа с текстами.

-Разметка текста произведения.(паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.


Упражнение «Эхо»

Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

- «Словарь настроений»

Ученикам предлагается прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее» настроение, прочитать ещё раз, пытаясь это настроение передать.

- Чтение-пение.

Один и тот же текст каждая группа исполняет на свою мелодию.

- Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

- «Бинарное чтение»

Один текст читают два ученика одновременно.


6.Результаты использования в практике методов обучения выразительному чтению.


Разнообразные формы работы на уроке повышают мотивацию к обучению, развивают эмоционально-волевую сферу деятельности.

Повысился уровень развития мышления.






















Уровень развития памяти.


Уровень развития познавательных процессов

График.(память, мышление, воображение, внимание, восприятие)






























































распределять обязанности в группе. Класс часто принимает участие в



концертах и праздничных мероприятиях.

Один из моих выпускников выбрал профессию актёра и сейчас занимается в детской труппе городского театра в Серпухове.




Список использованных источников



1.Аванесов А.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

2. Бондаренко А. А. Работа над дикцией в начальных классах. – Начальная школа. – 1987, №1

3.Материалы сайта Studbooks.net