Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение «Чамзинская средняя общеобразовательная школа №2».
Работа по повышению педагогической культуры родителей.
(Выступление на секции учителей начальных классов.)
Подготовила: Бекшаева Е. В. Учитель начальных классов.
2022-2023 уч. год.
В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии.
В настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей школьных учреждений к работе с семьей т.к. от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы школьного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д.
Семья и школа – дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека, в большой мир. Поэтому педагогическому коллективу необходимо быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях,
а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
Успешная воспитательная деятельность отцов и матерей зависит как от уровня их теоретических знаний, так и от педагогических умений и способностей, уровень которых в свою очередь в немалой степени зависит от педагогической культуры родителей, особенно от характера их деятельности как воспитателей.
В современном обществе, по-прежнему, основная просветительская роль среди родительской общественности лежит на образовательных учреждениях. Среди этих учреждений, традиционно, школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, и помочь родителям в их воспитательной деятельности. Но в современных условиях большинство родителей начинает возлагать на школу гораздо большую ответственность за воспитание ребенка, чем на самих себя, что приводит к снижению качества воспитания и является характеристикой низкого уровня педагогической культуры семьи.
Для формирования педагогической культуры родителей важная роль принадлежит использованию современных методов общения (решение и ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.). Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов воздействия на ребенка. Анализ современной практики показывает, что новизна использования активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком с целью рефлексии и обогащения этого взаимодействия.
Можно выделить основные направления, внутри которых создаются ситуации совместной продуктивной деятельности:
– проведение семинаров, конференций, родительских собраний;
– планирование, реализация, рефлексия мероприятий как крупномасштабная продуктивная задача всего коллектива;
– разработка проектов стратегического или тактического значения (например, создание совместных научно-исследовательских проектов);
– совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности.
Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога.
Важнейшими условиями формирования педагогической культуры родителей как успешного средства воспитания и социализации младших школьников могут выступать: формирование осознанности целей воспитания, развитие педагогического такта, формирование конкретных навыков применения различных воспитательных средств.
Хочу вас познакомить с разработкой специальной программы «Мы вместе!» направленной на повышение педагогической культуры родителей, учитывая принципы, которые отражены в ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.
Сформулированные цели и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.
1. Родительские собрания - 1-2 раза в четверть.
2. Индивидуальные беседы - по мере необходимости.
3. Консультации (индивидуальные и по группам) - 1 раз в неделю.
4. Организация совместной деятельности родителей и детей класса - 1 раз в четверть - привлечение родителей к проведению праздников - привлечение родителей к организации экскурсий - привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете.
5. Организация работы классного родительского комитета.
6. Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.
7. Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года.
Таблица 1.1
Планирование работы с родителями по повышению педагогической культуры
Форма работы | Тема | Цель | Контингент участников |
Родительское собрание | Наши трудные дети | Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка или поиск решения. | Родители, классный руководитель. |
Лекторий для родителей | Возможные причины неуспешности ребёнка в учёбе и способы их устранения | Содействие созданию условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка | Родители, педагог-психолог, администрация, социальный педагог, классный руководитель. |
Родительское собрание - практикум | «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» | Развивать умение общаться и формировать культуру взаимодействия родителей с детьми. | Родители класса, классный руководитель, психолог. |
Родительские встречи в начальной школе | Мамин праздник. Осенины. Настоящий мужчина дня. Создание коллажа. | Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений. | Родители учеников, воспитатели, бабушки, классный руководитель. |
Родительский всеобуч | «Законы воспитания в семье» | Обсудить проблемы воспитания детей и способы решения конфликтных ситуаций, выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций | Родители, воспитатели, администрация, социальный педагог, учитель |
Родительский вечер | "Когда семья вместе, так и душа на месте" | Сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали своих родителей, а родители – своих детей. Воспитывать чувство коллективизма, уважения к детям (у родителей) и уважение к взрослым (со стороны детей). | Родители и дети, учитель |
Групповые занятия | "Педагогическая терапия с семьей" | Ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация взаимоотношений родителей с детьми. | Группы родителей 5-6 человек, учитель |
Родительский лекторий | «Кто мы? Какие мы родители? Как воспитывать здорового ребёнка?» | Помочь родителям осознать свою роль в воспитании и развитии ребенка. Помочь осознать, что такое здоровье. Найти причины нездоровья детей. Наметить пути сохранения и укрепления здоровья | Родители, учитель |
Собрание родительского комитета | Разработка классных мероприятий | Планирование мероприятий внутри класса составляется в соответствии с воспитательны планом школы, выезды и посещение культурно-досуговых организаций 1-2 раза в четверть, для сплочения родительского и детского коллектива | Родительский комитет класса, учитель |
Консультации | «Подготовка домашнего задания», «Гиперактивность детей», « «Как помочь ребенку хорошо учиться?» | Решение индивидуальных проблем семьи и школьника | Родители, психолог, логопед, социальный педагог, администрация, учитель |
Открытые уроки | Открытые уроки | Ознакомить родителей с программой, требованиями учителя. | Родители, учителя-предметники. |
Практикумы | Решение педагогических ситуаций | Своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. | Родители, психолог, социальный педагог, учитель |
Походы на природу | Походы на природу | Сплочение родительского и детского коллектива | Родители, учащиеся, учитель. |
Для начала необходимо наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными. Педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
1. Использование навыков положительного общения. Во время общения с родителями надо больше спрашивать и слушать, чем указывать или давать им советы. Следует часто сообщать родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка, использовать индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них. Своевременно и положительно реагировать на предложения, идеи и просьбы родителей.
2. Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения. При планировании и предоставлении услуг следует относиться к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с их детьми. Педагог предоставляет родителям право выбора в вопросе о том, когда, где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.
3. Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи. Следует сообщать родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д.
4. Уважение разнообразия и уникальности семей. Необходимо принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными и стараться выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.
5. Создание дружелюбного партнерства между школой и семьей. Педагог предоставляет всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делает все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно. Родители привлекались к созданию фотогазет, выставок
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, но от этого следует уходить и вести диалог с использованием методов активизации родителей. Не следует читать текст «по бумажке», не отрываясь. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров, использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. С этой целью необходимо задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. Тему рекомендуется формулировать проблемно, например: «Нужно ли наказывать детей?!», «Послушен ли ваш ребёнок?»,
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями.
Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Воспитатель продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания.
Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.
Необходимо заметить, что формирование педагогической культуры родителей начинается с детства ребенка. Это происходит за счёт усвоения детьми уроков, даваемых взрослыми, подражания им; воздействия учителей и воспитателей, усвоения используемых ими педагогических приёмов, манеры общения; общения с другими детьми. Продолжается формирование педагогической культуры в собственной деятельности родителей по воспитанию детей, а также в процессе их самообразования и самовоспитания. Доказано, что отношение взрослого человека к людям вообще и детям в частности во многом определяется тем, насколько ласковой, «тёплой» была его мать, сколько любви сам он получил в раннем детстве. Ребёнок, наблюдая за родителями, очень рано подсознательно усваивает и многие приёмы педагогического воздействия, а, став взрослым, использует их в воспитании собственных детей.
Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье.
Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы такие принципы, как: гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей; обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса; интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей; управление взаимодействием детей и родителей; единство педагогического просвещения и самообразования родителей; многообразие форм работы с родителями; стимулирование родителей к сотрудничеству; принцип добровольности; принцип конфиденциальности.
Таким образом, семья в значительной степени определяет успешность воспитания ребенка, поэтому важным этапом в работе с родителями является повышение их педагогической культуры. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важнейших задач педагогов образовательных учреждений.
Список используемой литературы.
1. Александрова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия родителей и детей [Электронный ресурс] // Е.А. Александрова. URL: file:///C:/Users/1/Downloads/pedagogicheskoesoprovozhdenie-starsheklassnikov-v-protsesserazrabotki-i-realizatsiiindividualnyh (дата обращения – 13.05.2018) obrazovatelnyhtraektoriy%20(1).pdf (дата обращения – 11.05.2018).
2. Антипина, Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г.А. Антипина // Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. – С. 88-94.
3. Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. – №6. – С.66-70.
4. Аркин, Е.А. Родителям о воспитании: Воспитание ребенка в семье от года до зрелости [Текст] / Е.А. Аркин. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. – 340 с.
5. Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. – №9. – С.52-58.
6. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей [Текст] //Управление дошкольным образовательным учреждением. – №4, 2002.
7. Белоногова, Г. Педагогические знания – родителям [Текст] / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. – №1. – С.82-92.
8. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие [Текст] / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород : Белгор. гос. ун-т, 2004. – 177 с.
9. Вершинин В. Н. Домашнее воспитание [Текст]: Книга для учителей, воспитателей, родителей [Текст] / В.Н. Вершинин. – Чебоксары, «Клио», 1998. – 200 с