СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по предупреждению неуспеваемости на уроках

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важная проблема школы и учителя предупреждение неуспеваемости, именно предупреждение , а неустранение.

Просмотр содержимого документа
«Работа по предупреждению неуспеваемости на уроках»

















СООБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Работа по предупреждению неуспеваемости учащихся»







ФИЛЮК О.В.



























Проблема: Как предотвратить низкое качество знаний и неуспеваемость у учащихся?

Преодоление неуспеваемости встаёт важнейшей задачей учителей и школы.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, что фиксируется за какой-либо значительный отрезок процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Отставание — это невыполнение требований, которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

В практической работе учителей целью должно стать установление причин неуспеваемости.

Алгоритм:

  1. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. (В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке). Это, по сути дела, акты поведения ученика, его поступки.

  2. Учитель старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. (Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами).

  3. Учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем.

  4. Определение категории, к которой относится неуспевающий ученик с целью вскрытия причин неуспеваемости. 

Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся. Разделим их на две группы:

1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;

2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.

Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников).

Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.

К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Чего скрывать: приходится работать с такими детьми в обычном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.

Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически не успевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек.

В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.

Одна из форм работы с учащимися в этом случае - подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы. Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующее:

1.​ Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока,

2.​ Коллективный урок в сменяющихся парах: Цель - обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят карточки с заданием.

3.​ Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.

4.​ При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и письменно рецензируются им в тетради.

Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.

Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.

Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету. Ученик может быть способный, ему легко учиться при желании он мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется ещё один неуспевающий. по предмету. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета.

Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.

Ученики с отклонением по здоровью, быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Из-за стола учителя все дети кажутся, как правило, здоровыми, если не обращать специального внимания на этот вопрос. Таких детей надо знать.

Не составляет труда выявить детей с постоянными или временными серьёзными заболеваниями. Требуется только деликатная работа с родителями, школьным врачом, наблюдение за вниманием учащихся, степенью их утомляемости. Учителю не нужно знать никаких подробностей о заболевании. Достаточно лишь представлять, в какой степени недуг ученика может влиять на учение. Такая информированность о здоровье детей помогает избежать многих нежелательных последствий, включая равнодушие к предмету и учению. Определённый процент текущей неуспеваемости дают случайные заболевания и травмы. Во всех случаях учитель должен работать с заболевшим учеником по индивидуальному плану, оптимальному для него.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство школьников сегодня имеют отклонения в здоровье и по данной причине не могут или с трудом осваивают школьную программу (треть учащихся могут это делать без ущерба своему здоровью). С другой стороны школа наносит вред здоровью учащихся, тем самым усугубляя положение.

Если мы все же приложим усилия и решим некоторые проблемы, которые нам под силу, тем самым сократив список здоровье разрушающих факторов, то может и процент здоровых, способных усваивать программу учащихся увеличится и нам станет работать легче.

Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников, их число колеблется в широких пределах в зависимости от возраста, достигая максимума в 7-8-9-х классах. Но, опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются.

Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное и внеучебное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью.

К числу субъективных причин неуспеваемости относят и иногда встречающуюся личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождая неуспеваемость. Но, жизненный опыт и педагогический долг должны помочь учителю найти подход к таким ученикам. Часто бывает достаточно обнаружить её, исправить какой-то свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши.

Рассмотрим объективные причины неуспеваемости.

Среди них самая распространённая - некачественная работа учителя-предметника из-за плохого знания предмета и методики его преподавания.

Таких учителей в нашей школе нет. А вот учителя – урокодатели встречаются и далеко не всегда это безразличные по сути своей люди. Пришел, выдал, спросил, оценил, ушел – это привычка, рутина, не работа, а служба; учительский труд, потерявший творческое начало. Ему безразлично, что будет после него, усвоили ученики или нет; смогут сделать домашнее задание или пойдут за помощью (добросовестные, естественно).

Часто учителя знают свой предмет, достаточно владеет методикой обучения, но не умеет организовать деятельность учащихся на уроке. Это неумение также является причиной неуспеваемости, не зависящей от учеников.

Следующей объективной причиной неуспеваемости считается отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по математике или физике.

Таким ученикам бессмысленно постоянно ставить плохие оценки. Они и без запугивания или наказания двойкой много работают. Для таких учеников целесообразна строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. Это позволит ликвидировать проблемы в знаниях, одновременно усваивая основные положения нового материала. На начальном этапе индивидуальной работы некоторые вопросы программы для таких учащихся следует облегчать, изменив уровень трудности заданий, не требуя отдельных сложных выводов и т.п. Со временем у этих учащихся появляется уверенность в своих знаниях, поскольку для них специально создается ситуация успеха. В результате многие учащиеся из этой категории хорошо усваивают, в конце концов, программу средней школы и даже получают высшее образование.

Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. К сожалению, часто встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха. Например, в семье нет отца, а мать слишком занята собой - для ребёнка не остается времени, или и мать, и отец мало интересуются тем, как учатся их дети, каковы их интересы, в чём они нуждаются. Таких учащихся в в нашей школе 30%. В таких ситуациях у детей может пропасть интерес к учёбе, появляются проблемы в знаниях. Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине дает добрая, без назойливости забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе - создание таких условий, которые в известной степени компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Это достигается относительно проще, если у ученика имеются склонности к учёбе или какому-либо творчеству.

Неуспеваемость связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. А так как учебные программы предполагают систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости.

Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание работать и, как следствие, новые “двойки”. Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие “двойки”, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся:

  • наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

  • вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Признаки возможных отставаний.

  1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

  2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

  3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

  4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

  5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

  6. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Для предупреждения пробелов в знаниях по математике, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия.

В целях профилактики неуспеваемости учащихся по математике я стараюсь придерживаться следующих правил:

В процессе контроля над подготовленностью учащихся - специально контролирую усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализирую и систематизирую ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявляю типичные для класса и концентрирую внимание на их устранении, контролирую усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела, обобщаю итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявляю причины отставания

При изложении нового материала - обязательно проверяю в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала, стимулирую вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала, применяю средства поддержания интереса к усвоению знаний, обеспечиваю разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке – подбираю задания по наиболее существенным разделам учебного материала, включаю в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах, инструктирую о порядке выполнения работы, стимулирую постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе, оказываю помощь ученикам в работе, развиваю их самостоятельность, Учу умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль

При организации самостоятельной работы вне класса – обеспечиваю в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно трудности, систематически даю домашние задания по работе над типичными ошибками, инструктирую учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверяю степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися, согласовываю объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся

Подготовительная работа к изучению нового материала (с целью предупреждения неуспеваемости) готовит учащихся к овладению материалом, облегчает восприятие нового теоретического материала или новых приемов решения примеров и задач. В зависимости от цели урока я использую разные приемы для установления связи нового материала с ранее изученным: постановку вопросов, самостоятельную работу с учебником, решение задач, сравнение понятий и т. д. В этих целях важное значение в классах с большой наполняемостью имеет сочетание на уроке общеклассной, групповой и индивидуальной работы.

При первоначальном применении учащимися нового материала у них могут возникнуть трудности.

Чтобы предупредить возникновение ошибок при затруднении учеников на этом этапе, большую роль играют самостоятельные работы по образцу. Показ образца решения задачи, оформления ее записи, доказательства теоремы и т. д. даю сама или реже ученик, который уже усвоил новый материал и может выполнить работу. Образец для всех учащихся можно показать на доске. Образец решения задачи для отдельных учеников может быть дан на карточке.

Предупреждению неуспеваемости способствует своевременная помощь ученикам. С этой целью в классах я веду тетради учета знаний учащихся. Каждому ученику отвожу страницу, на которой отмечала: 1) пробелы по отдельным темам; 2) мероприятия для ликвидации пробелов: 3) индивидуальные задания и сроки их выполнения; 4) результат работы ученика. Такие записи стимулируют деятельность школьников. При этом необходимо и полезно подводить итоги работы учащихся (успехи – публично, неуспехи – индивидуально). О результатах усвоения каждым учеником тех или иных разделов программы можно судить по итогам проверочных работ. Результаты проведенных самостоятельных (проверочных) работ ориентируют на повторение конкретного материала фронтально со всем классом и индивидуально с отдельными учениками.

Для предупреждения неуспеваемости по математике важна работа на закрепление материала. Для выработки определенных умений применения новых знаний на практике каждый ученик в силу индивидуальных особенностей выполняет необходимое ему количество тренировочных упражнений. В практике обучения математике предлагаю для решения часто упражнения обязательные и необязательные, упражнения, которые содержат руководство к работе. Таким образом, работа по предупреждению неуспеваемости по математике зависит от особенностей изучаемого конкретного материала. Продуманное и методически правильно организованное изучение конкретных вопросов учебной программы по математике, привлечение каждого из учащихся к активному участию в работе, внимательное отношение к ученикам способствует более глубокому усвоению ими учебной программы по математике. Но в любых случаях необходимо создание благоприятной атмосферы в отношении к учащимся. Важно, чтобы организация работы способствовала развитию самостоятельности, положительного отношения к изучению математики, к учебе вообще.

При работе с учащимися по безошибочному усвоению знаний ими и предупреждения возникновения пробелов в знаниях можно использовать систему заданий из трех блоков: заданий, позволяющих ученику воспроизводить материал; заданий, предоставляющих возможность осмыслить воспроизводимый материал и заданий, предназначенных для достижения безошибочного уровня усвоения материала во взаимосвязи со следующими приёмами

  1. Использование подсказки Учащимся при самостоятельном выполнении заданий предлагается воспользоваться цепочкой подсказок различного вида: 1) опорный конспект с образцами решений;

2) помощь группы сильных учащихся, решивших данные задания и получивших положительный результат от учителя, тем ученикам, которые допустили математические ошибки при выполнении этих или аналогичных заданий;

3) консультация у учителя.

2. Использование показательно-образцового решения. Этот прием может быть применен в одном из следующих вариантов.

Вариант 1. Один из сильных учащихся выполняет задание на доске, а слабые учащиеся следят за решением. Потом сильный учащийся медленно решает аналогичный пример на доске, слабые выполняют свои задания синхронно с работой на доске, задавая при необходимости свои вопросы.

Вариант 2. Работа по образцу, предложенному на карточках.

3. Закрепление безошибочных знаний, используя комплекс тренажеров

После того как ученик сознательно понял свою ошибку и готов развить успех и повысить свой уровень безошибочного усвоения материала, ему предлагается массив заданий одного типа в бумажном варианте или на электронном носителе (если учащийся имеет доступ к компьютеру

4. Взаимопомощь учащихся

Прием может быть реализован в следующих вариантах. Вариант 1. В группы объединяются два ученика: неуспевающий – исполняет роль ученика и сильный – исполняет роль учителя. Группа получает систему заданий, которые должен выполнить слабый ученик, роль «учителя» полностью контролировать каждый его шаг и вмешиваться в процесс при появлении ошибки (исправлять ее и объяснять, почему нужно делать по-другому).

Вариант 2. Ученику предлагается задание и его решение, которое он должен проверить и исправить ошибки, допущенные другими учащимися.

5. Решение цепочки последовательных математических упражнений

Учащемуся предлагается система упражнений, построенная по следующему принципу: начало одного из заданий является ответом для решенного. Полученный ответ позволяет определить, какое из заданий необходимо выполнить следующим. Первоначально задания целесообразно располагать последовательно, это позволяет ученику организовать самоконтроль при решении системы упражнений.

8. Контролирование домашней работа

Учащимся предлагается в начале занятия выполнить 1-2 задания по аналогии с домашними, или пройти тест. Это позволяет определить уровень безошибочности сформированных на прошлом занятии знаний, умений и навыков и скорректировать организацию деятельности на настоящем занятии. В любом случае при работе с учащимися надо соблюдать перечень требований, несоблюдение которых учителем будет способствовать возникновению ошибок или ошибочных действий учеников.

Учителю необходимо:

1. Обязательно исправлять математические ошибки в тетрадях учащихся;

2. Систематически проводить работу над ошибками;

3. Не останавливаться на решении заданий, выполнение которых учащимися уже достаточно усвоено;

4. Не записывать в тетрадях или не делать небольшие пометки при решении устных заданий;

5. Не забывать обращать внимание на рациональность выполнения заданий;

6. Не допускать формальной проверки полученного результата. Организация системы работы по преодолению пробелов (отставания, неуспеваемости) в знаниях и учащихся. Несмотря на систему работы по предупреждению пробелов в знаниях учащихся по математике, отставание возможно и чаще всего имеет место у отдельных учащихся. Для выявления пробелов по конкретному программному материалу провожу проверочные (самостоятельные) и контрольные работы, делаю анализ допущенных ошибок, выясняю причины полученных результатов планирую работу по ликвидации пробелов.

Виды работ:

1)Индивидуальная и коллективная работа над ошибками.

2)Работа по карточкам коррекции знаний.

3) Работа по типу «Учимся на чужих ошибках».

Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости.

  1. Воспитывать у уч-ся личное осознание важности и необходимости продвижения вперед по пути расширения своих знаний, что является важным звеном в повышении эффективности обучения.

  2. Текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер, своевременно высвечивающий отставания и пробелы в знаниях уч-ся и опирающийся на самопроверку и взаимопроверку уровня знаний.

  3. Эффективности обучения, характер отношения ученика к учебной деятельности зависят от его активности жизненной позиции. Воспитывая её, необходимо учитывать обязательную взаимосвязь всех структурных звеньев образовательного процесса, оказывающих воздействие на личность уч-ся ; учитывать важность создания в процессе «ситуации успеха» для понимания учеником своих достоинств. Ученик, недостигший в школе успеха, становится неудачником. Поэтому жизнь ученика в школе: уроки, внеклассные мероприятия должны быть такими интересными, чтобы каждому ребенку захотелось принять участие в них, чтобы работа ученика была самостоятельной, творческой.





МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧЕНИКА

1.​ Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2.​ Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3.​ Индивидуальный подход к учащемуся.

4.​ Специальная система домашних заданий.

5.​ Усиление работы с родителями.

6.​ Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение



ОПТИМАЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕР

ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ

1.​ Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности, по анализу и устранению типичных ошибок).

2.​ Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3.​ Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и т. д.).

4.​ Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности).

5.​ Различные формы взаимопомощи.





Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной деятельности зависят от его активности жизненной позиции. Воспитывая её, необходимо учитывать обязательную взаимосвязь всех структурных звеньев образовательного процесса, оказывающих воздействие на личность учащегося; учитывать важность создания в процессе «ситуации успеха» для понимания учеником своих достоинств. Ученик, не достигший в школе успеха, становится неудачником. Поэтому жизнь ученика в школе: уроки, внеклассные мероприятия должны быть такими интересными, чтобы каждому ребенку захотелось принять участие в них, чтобы работа ученика была самостоятельной, творческой.

Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Вовлеки меня, и я увлекусь!

Итак, неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество. Первый подход в силу ряда причин у нас практикуется редко. Второгодничество, которое, как уже было сказано выше, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. В любом случае, одним из условий успешной работы учителя математики по предупреждению пробелов в знаниях учащихся, преодолению отставания и неуспеваемости является постоянное изучение уровня подготовленности самих учащихся, их интересов, изучение опыта работы передовых учителей, собственный творческий поиск путей решения этой проблемы на протяжении всей своей педагогической деятельности.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!