Конспект ООД по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?»
Цель: Развитие фонематического слуха воспитанников.
Программные задачи:
1. Упражнять в правильном произношении звука в слогах, словах, предложениях.
2. Учить определять наличие звук в словах.
3. Развивать логическое мышление и внимание.
4. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Предварительная работа: рассказывание сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.
Материалы: иллюстрации к сказке «Колобок», картинки к загадкам, карточки с загадками, два замка – красный и белый.
Ход ООД:
1. Организационный момент.
- Давайте вспомним известную вам сказку «Колобок». Воспитатель помогает детям пересказать сказку с помощью наводящих вопросов.
- А какой колобок по форме? (круглый).
-На какую букву похож Колобок? (на букву О)
2. Дидактическое упражнение «Играем в слова».
- Я буду называть слова, обозначающие большие предметы, а вы будете произносить слова, обозначающие предметы поменьше или совсем маленькие. Например, дом – домик, горшок – горшочек, книга – книжечка…». Примерные слова: совок, ведро, цветок, кнопка. (Показывать картинки к словам).
3. «Загадки».
В этой букве нег угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла —
Покатиться бы могла. («О», буква)
Раскудрявые овечки,
Ходят в летний день,
Над речкой. (Облака)
Я длинный и зеленый,
вкусен я соленый,
вкусен и сырой.
Кто же я такой? (Огурец)
Золотой и молодой,
За неделю стал седой,
А денечка через два,
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик,
Бывший… (Одуванчик) (Выставляю картинки к загадкам).
4. Сообщение темы .
- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?
Правильно [о]. Сегодня мы будем различать этот звук, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.
- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать воспитателя, своих товарищей и не выкрикивать).
- А теперь послушайте мой рассказ: «Язычок долго и с удовольствием пел песенку малыша, который еще не умеет говорить, а произносит только звук а (а-а-а). А теперь Язычок всем рассказывает, как стонала-причитала девочка, у которой болело ушко. А стонала она так: «О-о-о.» А вы так сможете?» (Несколько хоровых и индивидуальных ответов). Когда человек, взрослый или ребенок, чему-то рад или удивлен, он может воскликнуть: «Ох!». (Хоровое и индивидуальное повторение).
5. Игра «Хлопни или топни».
- Хлопните в ладоши, если услышите звук о, топните ногой, если не услышите его.
Сахар, озеро, дом, горшок, топ, заря, синичка, кот, матрешка, оса.
6. Артикуляционная разминка.
«Лошадка»
Имитируем стук копыт. Рот открыт широко. Обе челюсти при выполнении данного упражнения подвижны. Кончик язычка на мгновение прижимается к небу и возвращается в исходное положение, за счет быстрых движений, должен получится, звук цокота копыт.
«Вкусное варенье»
Рот открыт. Кончиком языка облизываем сначала верхнюю, затем нижнюю губу, круговыми движениями.
7. Физминутка «Раз, два, три».
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
8. Игра: “Доскажи словечко”.
Летом в огороде – свежие зеленные
А зимою в бочке – желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы)
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день
Кто же это? (Олень)
Хоть он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупку.
Заглянешь в серединку –
Увидишь сердцевинку,
Из плодов он тверже всех,
Называется …(Орех)
9. Игра «Найди свой замок».
Помещаю два замка на доску: красный и белый. В красном замке живет принцесса по имени Ольга и она приглашает к себе в гости слова со звуком [о], а в белом замке живет принц по имени Артур, он приглашает в гости слова, в которых нет звука [о]. Давайте поможем словам отправиться в гости. Если на картинке изображен предмет в названии, которого мы слышим звук [о] – тогда картинку мы помещаем в красный замок, а если звука [о] не слышится, тогда эту картинку мы помещаем в белый замок.
(стул, заколка, коза, оса, стол, лиса, корни, зебра, шар, море).
10. Итог ООД.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
– Ребята, вам понравились наши игры?
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Что было самым трудным?
Картотека скороговорок.
Цель: Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
1. Сшила Саша Сашке шапку.
2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
4. Шесть мышат в камышах шуршат.
5. Сыворотка из – под простокваши.
6. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.
7. Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
8. Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали.
9. Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки.
10. Кукушка кукушонку купила капюшон.
11. Слишком много ножек у сороконожек.
12. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.
13. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.
14. Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.
15. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
16. Наш Полкан попал в капкан.
17. От топота копыт пыль по полю летит.
18. Ткет ткач ткани на платок Тане.
19. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
20. Перепёл перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
21. Сшит колпак не по – колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
22. Клала Клара лук на полку, кликнула себе Николку.
23. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
24. На дворе трава, на траве - дрова.
25. Три сороки – тараторки тараторили на горке.
26. Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.
27. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки.
28. По утрам мой брат Кирилл трёх крольчат травой кормил.
29. Мокрая погода размокропогодилась.
30. Полпогреба репы, полколпока гороха.
31. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
32.Улов у Поликарпа - три карася, три карпа.
33. У Кондрата куртка коротковата.
34. Съел Валерик вареник, а Валюшка - ватрушку.
35. Пришел Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
36. Король – орел, орел - король.
37. Турка курит трубку, курку клюет крупку.
38. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.
39. Бобр добр для бобрят.
40. Гравер Гаврила выгравировал гравюру.
41. Орел на горе, перо на орле.
42. Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек.
43. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
44. Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
45. Милая Мила мылась мылом.
46. Мы ели-ели линьков у ели.
47. У четырех черепашек по четыре черепашонка.
48. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы две недели карамель на мели ели.
49. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
50. В перелеске перепел, перепёлку перепел.
51. Утром присев на зеленом пригорке,
учат сороки скороговорки:
картошка, картонка, карета, картуз,
карниз, карандаш, карамель, карапуз.
52. Сова советует сове, спи соседка на софе,
на софе так сладко спится, о совятах сон присниться.
53. Как на утренней, на зорьке, два Петра и три Федорки,
соревнуются с Егоркой, говорить скороговорки.
54. Хорош пирожок, внутри творожок.
55. Мышонку шепчет мышь, ты всё шуршишь, не спишь.
Мышонок шепчет мыши…шуршать я буду, тише.
56. Вырастил Толя тополь за полем,
по полю, по полю шел к тополю Толя.
57. Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу, кричать до хрипу.
58. Разорались петухи, закачались лопухи,
громко лает пес Трезор, во дворе у нас раздор.
59. Зимним утром от мороза, на заре звенят березы,
все озёра – зеркала, из зеленого стекла.
60. Дед Данил делил дыню - дольку Диме, дольку Дине.
61. Все за столом сели, со стола всё съели:
сметану с простоквашей, с овсяной кашей.
62. Звезду заметила коза, но опустила вниз глаза.
Известно, звезды не достать…, зачем козе о них мечтать.
63. Хитрую сороку, поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.
64. Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток.
65. Паша тихо шепчет Мише, Миша шепота не слышит,
Паша, громче пошепчи, Мише уши полечи.
Картотека чистоговорок.
Цель: Учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию.
Развивать артикуляционный аппарат ребенка, речевое дыхание, учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией.
Усядемся на пригорке, да расскажем чистоговорки!
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!
1. Су-су-су, су-су-су
белку видели в лесу.
2. Бу-бу-бу, бу-бу-бу
сидит ворон на дубу.
3. Ой-ой-ой, ой-ой-ой!
Зайке холодно зимой!
4. Жа-жа-жа, жа-жа-жа,
есть иголки у ежа.
5. Са-са-са, вот летит оса.
6. Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
наша каша хороша!
7. Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Ищут, ищут мячик
девочка и мальчик.
8. Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Выходи из камыша.
9. Мышки, не мешайте кошке,
ловить мух на окошке.
Кошка муху лапкой – хвать!
Лучше кошке не мешать!
10. До города дорога в гору,
от города – с горы.
11. Пёстренькая сойка, о весне мне спой-ка-
просит заинька косой.
- Спой мне песню, сойка, спой!
12. Ед - ед - ед- где же мой велосипед?
Да-да-да- быстрая езда.
Али-али-али- нажимаю на педали.
Аль-аль-аль- быстро мчусь я вдаль.
13. Жа - жа -жа
мы нашли в лесу ежа.
Жу – жу - жу,
Подошли мы к ежу.
Ужа - ужа - ужа,
Впереди большая лужа.
Жок - жок - жок,
Надень, ёжик, сапожок.
14. Са-са-са – вот идет Лиса.
Су-су-су – видим мы Лису.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы.
Са-са-са – Лисонька - краса.
За-за-за – закрывай глаза.
Ся-ся-ся – вот и сказка вся.
15. Ла-ла-ла – на цветке сидит пчела.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ала-ала-ала - пчёлка крыльями махала.
Ила-ила-ила - пчёлка мёд носила.
16. Са-са-са – прилетела к нам оса.
Су-су-су - мы увидели осу.
Сы-сы-сы – испугались мы осы.
Са-са-са - улетай скорей, оса.
Ай- ай-ай - ты нас больше не кусай.
Ой-ой-ой - побежали мы домой.
17. Да-да-да – наступили холода.
Да-да-да - превратилась в лёд вода.
Ду-ду-ду - поскользнусь я на льду.
Ду-ду-ду - я на лыжах иду.
Ды-ды-ды - на снегу есть следы.
Ди-ди-ди – ну, заяц, погоди!
18. Ба-ба-ба – на крыше есть труба.
Бу-бу-бу - надо чистить трубу.
Бы-бы-бы - валит дым из трубы.
19. Ашу-ашу-ашу – нарядим ёлку нашу.
Ишки-ишки-ишки - вот золотые шишки.
Ош-ош-ош - шар большой хорош.
Ша-ша-ша - ёлка тоже хороша.
20. Ра-ра-ра - погляди-ка, детвора.
Ря-ря-ря - взошла красная заря.
Ре-ре-ре - растёт рябина на горе.
Ри-ри-ри - клюют рябину снегири
21. Са-са-са- кисонька – краса.
Сы-сы-сы- есть у кисоньки усы.
Исы-исы-исы – молоко у кисы.
Иса-иса-иса - бантиком играет киса.
22. Ома-ома-ома - стоит козлик у дома.
Оме-оме-оме - хорошо в высоком доме.
Ме-ме-ме – подойди-ка ты ко мне.
Мот-мот-мот – не ставь копытца на комод.
23. Од-од-од - мы вскопали огород.
Ода-ода-ода – стоит хорошая погода.
Да-да-да – растениям нужна вода.
Ду-ду-ду – за водой я пойду.
24. Жу-жу-жу – я границу сторожу.
Ши-ши-ши – зашуршали камыши.
Жу-жу-жу – я в дозоре хожу.
Ши-ши-ши – спите сладко, малыши.
25. Ба-ба-ба – заиграла труба.
Бу-бу-бу – задудели мы в трубу.
Бе-бе-бе- я играю на трубе.
26. Ока-ока-ока – где живет сорока?
Оки-оки-оки – не найти гнездо сороки.
Ок-ок-ок – на, поклюй-ка колосок!
Ку-ку-ку – попить лети ты на реку.
Ко-ко-ко - а река – то далеко!
Картотека дидактических игр для развития внимания и слуха
Старший дошкольный возраст
К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.
Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.
На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.
Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.
«ПОЙМАЙ ЗВУК»
Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).
Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:
А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А
Лото «НАЗОВИ КАРТИНКУ И НАЙДИ ГЛАСНЫЙ ЗВУК»
Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре в каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно ведущий разрешает закрыть ее фишкой, выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
Этот же набор лото применяется для узнавания в слове согласных звуков. Игра проводится так же: ведущий называет изолированный согласный звук (в словах-названиях картинок из данного лото можно выделить звуки: Р, К, К, Л, Л, М, Щ, С, С, Т, Б, Н, Ж, Д, Ш, П, Б), а дети должны назвать нужную картинку.
«КТО НАЙДЕТ ДВЕННАДЦАТЬ ПРЕДМЕТОВ, НАЗВАНИЯ КОТОРЫХ СОДЕРЖАТ ЗВУК С»
Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.
Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)
Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.
Лото «НАЗОВИ КАРТИНКУ И ОПРЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ ЗВУК»
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
.
Лото «ПАРОНИМЫ»
Цель: развитие умения различать слова – паронимы на слух.
Описание игры. Игра состоит из больших карт, на которых нарисовано по несколько картинок, названия которых могут составить пары слов – паронимов, но парные картинки не находятся на одной карте. У ведущего – маленькие карточки с написанными словами.
Ход игры. Ведущий называет вслух слово. Тот ребенок, у которого на карте изображен данный предмет, должен поднять руку и произнести название своей картинки. При правильном ответе ведущий разрешает ему закрыть эту картинку фишкой или карточкой – названием данного слова (в таком случае дети будут упражняться в глобальном чтении). Если он ошибся, и на самом деле ведущим было названо парное слово, игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто быстрей закроет свои картинки и меньше получит штрафных очков.
Карточки со словами для игры: рак, мак, крыша, крыса, марка, майка, кадушка, катушка, коробок, колобок, душ, тушь, бант, бинт, суп, зуб, дым, дом, гайка, галка, банка, папка, лещ, лес, башня, пашня, кит, кот, уточка, удочка, мышка, мишка, рожки, ложки, шар, шаль, жесть, шесть, лама, рама, ушки, утки, санки, танки.
«КАЖДОМУ ЗВУКУ СВОЮ КОМНАТУ»
Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.
Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.
Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т.е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.
«РАЗГАДАЙ РЕБУС»
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова – названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолёт – роса. Выигрывает тот, кто составит больше слов.
Карточки с предметными картинками для игры:
Голуби, раки - гора
Бутылка, рябина - бура
Мячи, тазы - мята
Кораблик, жаворонок - кожа
Сухари, шары - суша
Ромашка, тазы - рота
Телефон, малина - тема
Чулок, дома - чудо
Вагон, рябина - Варя
Карандаш, банка - кабан
Банан, бабочка - баба
Колобок, марка - комар
Девочка, лопата - дело
Лисички, самолет - лиса
Шуба, ракета - Шура
«СОСТАВЬ СЛОВО»
Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.
Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.
Картотека игр по развитию речи
Старшая группа
«Что за предмет?»
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
«Кто больше увидит и назовёт»
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
«Сорока»
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.
Ход. Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла
(Воспитатель раскладывает предметы)
Далее происходит диалог между детьми и сорокой:
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам мыльце
Сорока:
Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам иголку!
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.
Дети:
Сорока, сорока,
Отдай нам очки
Сорока:
Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.
Дети:
Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.
Воспитатель:
Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.
Воспитатель:
Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)
Воспитатель:
Дети, что для этого нужно сороке?
(Дети называют и приносят все предметы) Сорока благодарит и улетает.
«Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
«Олины помощники»
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход. — К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
— Что это? (Это ноги)
— Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)
«Разноцветный сундучок»
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход. Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
Рекомендации родителям по развитию речи детей
Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.
Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными,хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.
Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д., а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.
Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, ещё когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.
Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.
Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.
Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.
Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.
Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.
- Ткет ткач ткани на платье Тане.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Орел на горе, перо на орле.
- Наш Полкан попал в капкан.
Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.
Можно поиграть с ребенком в следующие игры:
«Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);
«Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);
«Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);
«Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги);
«Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]);
«Придумай слово на звук []»: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;
«Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [] и топнуть ногой, если он услышит звук [];
«Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.
Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков, специальные занятия. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения:
Построить забор
Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Сделать трубочку
Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.
Лопаточка
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.
Киска сердится
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.
Вкусное варенье
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.
Маляр
Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Чашечка
Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
Качели
При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.
Пощелкать кончиком языка
При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.
Барабанщики
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.