СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное поколение школьников любопытно, главное, направить любопытство в правильное русло - в науку.

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся»

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся возможностей и задатков личности в школе необходимо систематизировать работу по созданию творческой образовательной среды, в которой формировались бы способности обучаемых творчески и критически мыслить, находить нестандартные решения, самостоятельно определять свой профессиональный путь. Таков труд сложен, но интересен. Для детей с повышенными интеллектуальными способностями необходим серьезный уровень умственной нагрузки, который можно обеспечить лишь продуманным подходом учителя к способам работы с ними, подбором оригинальных, нестандартных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся, т.е. преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою оценку все выше. Способствует развитию способностей активная и интересная внеурочная деятельность, например, привлечение детей к занятиям по интересам в кружках, факультативах, школьном научном обществе, к участию в интеллектуальных конкурсах, очных и заочных, участию в олимпиадах и т.д.

Подрастающее поколение любознательно, их стремление проникнуть в самые сокровенные тайны нашей жизни рождаются еще на школьной скамье, поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто проявляет интерес к науке, кто хочет знать больше, кто любопытен и не любит бездействовать. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь с детьми, пытаясь разглядеть в них искорку таланта и раздуть из неё пламя. С 2008 года являюсь руководителем школьного пресс-центра «КВН» (Коллекция важных новостей), в свой кружок я набираю всех желающих, но остаются в нем те, кто наделен способностями, т.е. они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Результаты их деятельности можно увидеть в готовых продуктах (выпуск школьной газеты «КВН» см. адрес выше). Диагностика одаренности по Айзенку, Амтхауэру обычно подтверждает наблюдение. Один из крупнейших математиков СССР А.Н.Колмогоров был убежден, что «сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность не существует, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». Действительно, способности детей начинают проявляться на уроках и занятиях во внеурочное время, когда они в деятельности показывают свои способности.

Таблица «Выявление и развитие способностей обучающихся»

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

1. Наблюдение.

2. Диагностика креативности П.Торренса

3. Тестирование «Мне нравится»

4. Урочная деятельность и внеурочная деятельность:

- предметные недели;

- эвристические и интеллектуальные олимпиады; - викторины с метапредметным содержанием;

- решение проблемных ситуаций;

- практические работы;

- конкурсы творческих работ;

- работа с дополнительной литературой, электронными учебниками, с Интернет-ресурсами;

- составление проектов;

- проведение самостоятельных исследований

- выпуск школьной газеты «КВН»




1. Проектно – исследовательская деятельность, проектирование: «обучение через делание»: постановка проблемы, сбор информации, планирование вариантов решения проблемы, выводы, анализ – формирование новых знаний и приобретение нового учебного жизненного опыта;

2. Подготовка к олимпиадам и конкурсам по учебным предметам.

3. Смысловое чтение.

4. Работа с дополнительной литературой, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, овладение ИКТ – компетенцией.

5. Подготовка сообщений, рефератов, докладов.

6. Опыт публичных выступлений: выступление на уроке, на научно-практической конференции

7. Конкурсы чтецов, конкурсы буктрейлеров, конкурс «Наследники славы отцов» (театральная постановка конкурс сочинений, конкурсы предметной недели, творческие фестивали идр.




Внеклассная работа ведётся по нескольким направлениям: внеклассные мероприятия по предмету, элективные курсы в рамках предпрофильного обучения, подготовка к олимпиадам, проектная деятельность, участие учащихся в НОУ, участие ребят в творческих конкурсах различных уровней. Являясь тьютором по сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Развитие креативности в детях зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. Значит, меняя эти условия, креативность можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, пишут бизнес-план или готовятся к уроку. И это подтверждается практикой. Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности, достаточно быстро меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Их креативность растет – это можно проверить специальными методиками. Но главное – появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового. Заодно дети обретают и опыт творчества, и умение, а при серьезном подходе – даже мастерство. В жизни эти качества нужны никак не меньше, чем интеллект, а в условиях быстро меняющихся ситуаций жизни – даже больше. Для развития креативности детей на уроках моих предметов организую творческие мастерские, где за небольшое время группы создают сценарии по придуманной истории и обыгрывают тут же, на уроке; придумывают рассказы по опорным словам, по фотографиям с различными сюжетами. Такая деятельность очень хорошо развивает прежде всего речевую изобретательность, а поскольку ключ к успешному сочинению рассказа состоит в поиске неожиданных, остроумных сюжетных связок, развиваются также ассоциативное мышление, воображение, чувство юмора. Мы вместе придумываем костюмы, маски и потом радуемся удачной постановке, обсуждаем волнующие моменты, переживаем успех и мечтаем о новой захватывающей работе. Специальных часов на развитие творческих способностей в школе не отведено, и всё равно нахожу время, чтобы интересы ребенка были реализованы. Вместе с ними я сама открываю новые миры, учусь глядеть на мир их глазами.

Качество работы по развитию творческих способностей характеризуют результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах. (См. приложения)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!