СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников в детском саду 

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников»

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

05.02.2

       Каждый ребёнок рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно развивать. А учитывая, что дошкольное учреждение - это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии. ФГОС ДО определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.

      Организацию работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к различным видам деятельности можно строить поэтапно.

      На первоначальном этапе, с целью информационного обеспечения образовательного процесса, создается картотека методической литературы, которая помогает в выявлении и развитии у воспитанников способности  к различным видам деятельности.       Кроме того,  составляются схемы наблюдений за детьми в различных видах деятельности; подбираются  анкеты, опросники  для родителей, воспитателей, специалистов.

        На втором этапе  создаются условия в группах, музыкальном и спортивном залах для развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, что способствует выявлению способностей у воспитанников. В группах имеются центры и уголки для интеллектуального, познавательного, физического развития, исследовательской, экспериментальной деятельности. Предметно – пространственная развивающая среда должна постоянно обновляться  и обогащаться  интересным оборудованием, новыми дидактическими играми, опытным материалом и красочными игровыми пособиями. (Приложение 1)

     На третьем этапе  проводятся  мероприятия, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников способностей к разным видам деятельности. Это кружковая работа, всевозможные конкурсы рисунков, поделок из различного материала, спортивные соревнования, конкурсы чтецов и др. Эти мероприятия проводятся совместно с родителями, которые являются нашими партнерами в воспитании и обучении своих детей. (Приложение 2)

Мною была разработана программа по экологии «Мир вокруг нас». (Приложение 3)

Цель этой программы: развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.

Работа проводится весь учебный год при гибком распределении материала.

Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольников, нужно стараться создать условия для самостоятельных игр. С этой целью желательно в группе создать уголок, где ребенок сможет найти различные картинки, вещества, оборудование, напоминающее ему о той или иной теме. В свободное время ребенок сможет использовать свой уголок, материал в нем меняется по мере обогащения детей знаниями.

При решении задач данной программы происходит не только увеличение объема знаний, но и формирование нравственных качеств личности ребенка. И от педагогического мастерства воспитателя во многом зависит, какого уровня развития достигнет ребенок, какие нравственные качества он приобретет.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1























ПРИЛОЖЕНИЕ 2













ПРИЛОЖЕНИЕ 3







ПРОГРАММА

по разделу экологии «Мир вокруг нас»

Тема: «Воздух» и «Вода»

































Пояснительная записка

Введение: человечество вступило в новую эру. Мы вступили в ХХI век. Что он несет?

Конечно же что-то интересное, необычное, может быть такое, что нам даже трудно представить. Не обойдётся без разных открытий, изобретений. И создателями новой эпохи будут наши дети. А какими они станут, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей. А ведь мы все знаем, что каков человек, таковы его поступки, его отношение к миру, природе. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступки всецело зависят от его внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое предназначение.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Ребенок при помощи взрослых познает мир, учится взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. У каждого ребенка должен сформироваться первичный элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему. Необходимо, чтобы это отношение было:

  • Познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать.

  • Бережным – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить.

  • Созидательным – мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить беречь и любить природу – задача взрослых: родителей и педагогов. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родной земле. В увлекательной интересной форме познакомим детей с такими компонентами как воздух и вода.

Актуальность:

Современные радикальные перемены в обществе, преобразования последних лет в России, модернизация систем образования ставит и перед дошкольным образованием свои особые задачи. Одной из важнейших является задача воспитать экологически грамотного человека, экологически целесообразного отношения ребенка к себе и окружающему миру.

Вопросам экологии большое внимание стали уделять в конце ХХ века в связи с ростом научно-технического прогресса. Такие педагоги как С.Н. Николаева, М.И. Грецик, Н.Н. Кондратьева, И.Г. Белявина, Н.Рыжова и др. подняли вопрос экологизации воспитания дошкольников.

Анализ педагогической практики, анализ знаний детей, их поведение в повседневной жизни показывает, что этим задачам не уделяется еще должного внимания, а если и уделяется, то в недостаточной мере.

На основе проведенных диагностик можно сделать вывод, что дети недостаточно грамотны в экологическом воспитании. Я стала работать над темой «Воздух и Вода» т.к. эта тема очень интересна. Казалось бы, вода - все просто и понятно, но сколько интересного она хранит в себе, как она необходима всему живому на земле. Так же необходимо довести до детей роль воздуха на нашей планете, как для всего человечества, так и индивидуально для каждого человека.

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать

в своих работах полученные знания.

 Задачи:

  1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

  2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

  3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,
    воспитание духовно богатой личности.

К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:

  • Дети в возрасте 3-4 лет должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.

  • Дети в возрасте 4-5 лет должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом.

  • Дети в возрасте 6-7 лет должны объяснять экологические зависимости. Ухаживать за  растениями в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения. Иметь представления о родном крае.

Формой подведения итогов реализации программы являются экологические праздники, викторины и т.д.

Гипотеза: Увидеть и понять, что природа - живой организм и ее надо беречь, ребенок может тогда, когда осуществляется:

а) подача материала в доступной и привлекательной для детей форме;

б) созданы условия для самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира. Создание определенной развивающей предметной среды;

в) реализация личностно-ориентированного подхода к детям в процессе учебной деятельности;

г) введение различных форм во взаимодействии ДОУ и семьи (создание экологических, открытых для родителей центров; практикумы; семинары; клубы; выставки; круглые столы и т.д.)

Концептуальные основы программы базируются на следующих положениях:

  1. Экологическое воспитание дошкольников «Наш дом – природа» Н.Рыжовой; авторские разработки Н.А. Рюкбель; работы С.Николаевой.

  2. Знание особенностей возрастно-психологического развития детей дошкольного возраста; работы Т.С. Комаровой, Выготского, О.М. Дьяченко и др.

  3. Анализ методики и практики ДОУ и личный опыт работы.

В основе программы лежит «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

Материал и содержание программы охватывает три возрастные группы: средняя (от 4 до 5 лет), старшая (от 5 до 6 лет) и подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Программа состоит из двух блоков:

I. «Воздух»

II. «Вода»

Решение задач по данным разделам проходит через:

а) специально организованную учебную деятельность.

б) совместную деятельность.

Предполагаемый результат

  • К концу седьмого года жизни ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам. Аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.

  • Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.

  • Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям

Методические рекомендации к программе:

Программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Состоит из 2 блоков «Вода», «Воздух».

В ней предусмотрены задачи по формированию представлений, умений и навыков детей по экологическому воспитанию, познавательному развитию, теоретические и практические навыки, знания и их закрепление и совершенствование.

Дидактический материал, оборудование, методические приемы подбираются и используются в соответствии с опытом детей, их возрастными особенностями.

Решение задач по данной проблеме возможно лишь при соблюдении ряда принципов:

  • Принцип научности;

  • Принцип последовательности;

  • Принцип системности;

  • Принцип сезонности;

  • Принцип интеграции

  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи, при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия; вместе ищем выход из трудной ситуации, вместе удивляемся и восхищаемся.

Работа должна проводиться весь учебный год при гибком распределении материала, организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня.

Игры, опыты, эксперименты, театральную и другие виды деятельности детей могут проводиться как в утренний отрезок времени, так и во второй половине дня.

В воспитательно - образовательной работе необходимо использовать различные формы организации обучения: наблюдения, экскурсии, дидактические, подвижные игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы.

В работе с детьми необходимо использовать разные методы и приемы (наглядный, практический, игровой, словесный и т.д.). Большое место занимает чтение художественной литературы, загадок, потешек, народных примет. Решающую роль имеют игровые приемы, поскольку они более активно воздействуют на малыша, помогают организовать детей.

Действенным приемом является ввод какой-нибудь игрушки, которая будет присутствовать на протяжении нескольких занятий. Например: «В гости капелька пришла», «Кап и капля», «Ветерок». Организовать работу с детьми поможет также создание различных проблемных ситуаций, побуждающих детей к активной деятельности.

Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.

В качестве объекта для наблюдения предлагаются те, которые нас окружают. Занятия строятся таким образом, что позволяют увидеть необычное, новое в привычном, обыденном. Прекрасным объектом для исследований является лужа, к которой дети проявляют большой интерес. Лужа - модель маленького водоема. Можно наблюдать через нее за появлением, испарением воды, образованием волн, замерзанием, определить свойства воды, искать водных обитателей.

Блоки «Воздух» и «Вода» делятся на темы, в каждой теме указывается цель занятия, а в конце выводы. Любая тема несет в себе и воспитательную нагрузку, она способствует не только экологическому, но и общему развитию ребенка, его мышлению, эрудиции, эмоции – умение выразить свое отношение к природе и словами и средствами изобразительного искусства. Методика работы предполагает интегрированный подход к обучению.

Организуя работу с детьми надо стараться, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями, а полноправными их участниками, активизирую и систематизирую уже имеющиеся у ребят знания. Ставить цель обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Беседы с детьми стараться превращать из монологов в диалоги, ребенок должен чувствовать, что любое его высказывание будет интересно. Большую роль для ребенка играет похвала даже за самые незначительные наблюдения. Положительное отношение к их действиям стимулирует их интерес к окружающему миру.

Важно развивать творчество, фантазию детей. Одно и то же задание каждый ребенок выполняет по-своему. Чем больше разных точек зрения на один и тот же объект, тем интереснее обучение: один ребенок увидит в облаке верблюда, другой – кота, третий – большой клочок ваты. Каждый из этих взглядов имеет право на существование. Важно чтобы дети поняли это и не настаивали на своей точке зрения, как единственно правильной.

Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств. Дети очень любят экспериментировать, проводить опыты и быть активными участниками в них. Им предоставляется возможность не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать и даже, если это безопасно, пробовать на вкус объект исследования.

Необходимо дать почувствовать каждому ребенку, что от него самого, от его действий зависит состояние окружающей среды. Бросим мусор в реку – загрязним дом рыбок и лягушек. Убрал мусор на берегу – помог сохранить речку чистой. Рассматривая какую-то проблему, например, о последствиях неправильного отношения человека к водоемам, обязательно надо объяснить, как можно изменить ситуацию, как поступить правильно, то есть экологически грамотно.

Поскольку речь идет об экологическом воспитании, то большое внимание надо уделять природным взаимосвязям. На их примере дети постигают причинно-следственные связи в окружающем мире. Поэтому, говоря о воздухе, мы говорим о летающих животных, их приспособленность к обитанию в этой среде, распространении семян ветром.

Нужно уделять большое внимание понятию, что такое воздух. Человек может прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха – всего считанные минуты. Каков он – этот воздух? Какую роль играет он в жизни людей и других живых существ? Почему сегодня так много говорят о загрязнении воздуха? Как он воздействует на наше здоровье и можно ли каким-то образом избежать вредного влияния различных выбросов? Какие правила безопасности в связи с этим необходимо знать и соблюдать?

Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольников, нужно стараться создать условия для самостоятельных игр. С этой целью желательно в группе создать уголок, где ребенок сможет найти различные картинки, вещества, оборудование, напоминающее ему о той или иной теме. В свободное время ребенок сможет использовать свой уголок, материал в нем меняется по мере обогащения детей знаниями.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение простейших опытов. С этой целью необходимо создать мини-лабораторию. И очень важно, чтобы ребенок проделал весь опыт, всю работу сам. Это очень важный воспитательный момент. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Поэтому в момент проведения опытов предлагайте детям высказывать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсуждайте их.

Особенность программы по экологическому воспитанию состоит активном участии взрослых. Поэтому необходимо большое значение уделять работе с родителями.

Воспитателю следует систематически побуждать детей к наблюдению за окружающими явлениями природы в процессе прогулок, бытовой деятельности. Он должен интересоваться тем, что волнует детей, привлекает их внимание, находит время и тему для беседы с каждым воспитанником.

При работе с детьми воспитатель должен обращать внимание на свою речь. Речь педагога должна быть примером, как по богатству и чистоте языка, так и по своему грамматическому и стилистическому оформлению. Речь воспитателя должна быть эмоционально окрашена, научна, но научные термины не должны перегружать речь педагога, они должны быть доступны детям.

При решении задач данной программы происходит не только увеличение объема знаний, но и формирование нравственных качеств личности ребенка. И от педагогического мастерства воспитателя во многом зависит, какого уровня развития достигнет ребенок, какие нравственные качества он приобретет.

Оборудование и материал, используемый на занятиях
в старшей и подготовительной к школе группах:

  • Фотографии, иллюстрации, буклеты, картины.

  • Художественная литература.

  • Глобус.

  • Аудио - видеоматериалы.

  • Оборудование для опытов, экспериментов.

  • Оборудование и материал для игр.

  • Оборудование и материалы для творческой деятельности детей.

Совместная деятельность

  • Наблюдение в природе.

  • Беседы.

  • Рассматривание книг с иллюстрациями, фотографии.

  • Работа с картами.

  • Работа с макетом Байкала.

  • Работа с глобусом.

  • Дидактические игры и упражнения, экологические игры, игры-моделирования, игры-путешествия.

  • Слушание музыкальных произведений.

  • Просмотр телепередач познавательного цикла «В мире животных», «Диалоги о животных», «Вокруг света» и др.

  • Просмотр видеоматериала по данным темам.

  • Проведение викторин, КВНов и т.д.

  • Разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов.

  • Мозговые штурмы.

  • Моделирование.

  • Уроки доброты.

  • Работа в мини-лаборатории.

  • Утренние беседы с детьми. Тема «Вода на Земле».

Вопросы к беседе

  • Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?

  • Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?

  • Знаешь ли ты, что водоемы тоже могут болеть, как люди? Чем они болеют и почему, как ты думаешь?

  • Какие свойства воды ты знаешь?

  • Как ты думаешь, что такое круговорот воды? Почему так говорят?

  • В каком виде может быть вода?

  • Зачем человеку нужна вода? Какую пользу она приносит людям?

  • Представь себе, что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода.

  • Игра: сюжетно-ролевая игра «Отважные мореплаватели».

Цель. Развитие у детей социальных навыков: умения договариваться, распределять роли, находить адекватный выход из конфликтной ситуации. Расширение знаний о морских профессиях.

  • Работа в книжном уголке.

Рассматриваем фотоиллюстрации различных водоемов, репродукции картин русских и зарубежных художников: И.Айвазовский, В.Васнецов, И.Левитан и др.

  • Что можно прочитать детям: Г.-Х.Андерсен «Русалочка», «Живая вода» (сказка народов Сибири), отрывки из стихов А.Пушкина, Е.Баратынского.

  • Дидактические игры: 1. «Кто назовет больше рек?»

2. «Хорошо - плохо»

3. «Где найти ветерок?»

4. «Кто быстрей смоделирует?»

5. «Круги на воде?»

Работа с родителями

  • Проведение родительских собраний по темам: «Растим жителя ХХI века», «Педагогические знания родителям», «Мы и капелька».

  • Круглый стол по обмену опытом в экологическом воспитании детей «Созидатель и разрушитель».

  • Устный журнал «А вы знаете?»

  1. «Сколько воды на планете Земля?»

  2. «Откуда берется ветер?»

  3. «Как сохранить природу?»

    • Анкетирование.

    • Консультации: «Что мы можем сделать для природы?», «Воспитываем экологов».

    • Задания родителям: «Исследовательская работа дома: Почему вода превращается в пар? Что сделать, чтобы вода превратилась в лед? Как увидеть воздух? Чем мы дышим?»

    • Ведение «панорамы добрых дел» своего ребенка.

    • Семейный клуб.

    • Библиотека игр: игры на данные тематики.

















Библиография

Программа по экологическому образованию «Надежда» Авторский коллектив Т.В. Потапова, С.Г. Кикнадзе, М.В. Шубина и др.

  1. «Вслед за солнышком живем» на основе славянских поверий
    А.С. Пешкова.

  2. «Говорящая вода» Н.А. Самошко.

  3. «Мой мир» С.Н. Козлова.

  4. Учебное издание Н.А. Рыжовой «Волшебница вода».

  5. Учебное издание Н.А. Рыжовой «Воздух-невидимка».

  6. Программа «Детство» В.И. Логинова, Т.И. Бабаева.

  7. «Формирование начал экологической культуры» С. Николаева.

  8. Программа «Радуга» Т. Доронова.

  9. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 1998г. Н.А. Рыжова «Наш дом природа».

  10. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 1999г. С. Николаева «Эколог в детском саду».

  11. Журнал «Дошкольное воспитание» №3 1999г. Н.Рыжова «Экологизация развивающей предметной среды».

  12. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - СПб «Детство-Пресс» 2003. – 160с.

  13. Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» - М.:АРКТИ 2000. – 128с.

  14. Зебзеева В. «О формах и методах экологического образования дошкольников» Журнал «Дошкольное воспитание» 1998. - №7. – С.45-49.

  15. Обруч – родительская школа Обруч, 2005. - №2. – С.10-13.

  16. Микмеева Ю.В. О педагогической культуре родителей. Ребенок в детском саду – 2005. - №3. – С.19-22.

  17. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода»
    О.А. Скоролупова.
















Технологическая карта
подготовительная группа

Задачи

  1. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

  2. Познакомить детей с переходом воды из твердого состояния (льда) в жидкое и наоборот.

  3. Учить вести себя так, чтобы не навредить природе.

  4. Познакомить детей с источниками загрязнения воздуха и воды.

  5. Продолжать изучать роль воздуха и воды для всего живого на Земле.



Тема

Задачи

Содержание

Дидактический и наглядный материал

Сентябрь, «ВОЗДУХ»

Источники загрязнения воздуха

Продолжать знакомить детей с источниками загрязнения воздуха, объяснить детям, что и люди могут загрязнять воздух. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Знать, как люди могут навредить природе, загрязняя ее. Что мы должны сделать, чтобы этого не было. Знать источники загрязнения воздуха (заводы, фабрики, ТЭЦ).

Фотографии, рисунки, д\и «Где бы ты хотел жить?» (где чисто и нет трубы с черным дымом).

Картинки с изображением людей, которые загрязняют атмосферу (машины).

Практическая часть (исследовательская работа)

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха: двигается, может пахнуть, воздух вокруг нас.

1. Знать, как увидеть воздух?

2. Имеет ли воздух запах?

3. Где живет? и т.д.

Оборудование для работы в мини-лаборатории

Беседа: «Чем мы дышим?»

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к природе, не загрязнять окружающую среду. Деревья служат нам как фильтр (очищают воздух). Вот почему в лесу чистый воздух.

Знать, почему нельзя вырубать леса. Беречь деревья. Быть экологически грамотным.

Фотографии, иллюстрации леса.

Сравнить лес густой, красивый и вырубленный, когда одни пеньки.

Зачем живым существам нужен воздух?

Учить детей высказывать свою точку зрения, смогут ли люди прожить без воздуха. Без воды человек может прожить несколько дней, а вот без воздуха – это невозможно.

Знать роль воздуха в жизни людей и животных

Маленькие зеркальца для всех детей в группе.

Октябрь, «ВОДА»

Источники загрязнения водоемов.

Продолжать знакомить детей с источниками загрязнения водоемов, которые сбрасывают мусор, отходы, сливы в реки (а в грязной воде рыбы жить не могут).

Знать, как нужно вести себя на берегу реки. Знать источники загрязнения рек.

Иллюстрации с изображением отдыхающих по берегу реки, которые выбрасывают мусор. Фотографии озера «Байкал».

Практическая часть (исследовательская работа).

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Показать в практике три t0 воды, подготовить детей к понятию «пар».

Знать, какой температуры бывает вода?

Свойства воды (прозрачная, закрашивается, чистая, грязная).

Пахнет ли вода?

Оборудование для работы в лаборатории.

Кто живет в воде?

Продолжать знакомить детей с обитателями водоемов (рыбы, лягушки, водомерки). Дать понятие, что они без воды, не могут жить, вода – это их дом.

Знать жителей водоемов, их особенности. Что нужно сделать, чтобы рыбам, лягушкам, водомеркам жилось хорошо в водоемах. Знать, что в реке живут одни рыбы, а в море – другие.

Иллюстрации с изображением разных рыб, живущих в разных водоемах (море, озеро, река).

«Где мы берем воду?»

Продолжать знакомить детей с источниками воды. Вспомнить, где живет вода дома и где в природе? Дать понятие экономного обращения с водой.

Знать, где живет вода в доме (кран, стакан, чайник, аквариум и др.). В природе (дождь, река, ручей, лужа). Уметь экономно обращаться с водой в быту.

Иллюстрации: аквариум, кран, стакан, река, озеро, дождь.

Как человек пользуется водой.

Ноябрь, «ВОЗДУХ», «ВОДА»

Беседа: «Роль воды в появлении жизни на планете Земля»

Дать детям понятие, что все живое на Земле произошло из воды. Под воздействием солнечных лучей появились первые живые существа.

Знать, как образовались на нашей планете моря, озера, океаны, вода отступила и появилась суша, большую роль играет вода и на суше.

Фотографии океанов, морей, озер и рек, озера Байкал.

Рассмотреть глобус, фотографии морских рыб, растений.

Рисование «Воздушные шары»

Закрепить знания о воздушных шарах, как они передвигаются по воздуху. Как можно определить направление ветра? (Эксперимент с воздушным шаром).

Знать, как правильно определить направление ветра? Сможет ли тяжелый шар взлететь? Куда дует ветер, туда и шар летит.

Фотографии с изображением воздушного шара. Макет воздушного шара, вертушка.

Игра «Какой бывает вода?» (Волшебная палочка)

Расширять представления детей о воде, какой она может быть? Вода может быть: газированной, горячей, холодной, водопроводной и т.д.

Знать, какой бывает вода, уточнить, где живет вода в природе. Знать, какой может быть вода: горячей, холодной, дождь, лед, снег.

Иллюстрации: рек, морей, ручейков, снежные сугробы, кран.

Чтение художественного произведения «Родник».

Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Познакомить детей с описанием природного явления (ветер) в сказках. Автор представляет ветер как одушевленное лицо, могучий великан, который видит все.

Знать такое явление природы как ветер, уметь использовать его. Знать, что ветер передвигается по всей планете.

Платочки для каждого ребенка, иллюстрации с изображением ветра; мельница; голые деревья качаются от ветра.

Декабрь, «ВОЗДУХ»

Рисование «Крылатые семена»

Вспомнить с детьми почему семена называют крылатыми, какую роль играет ветер в размножении деревьев.

Знать, что ветер разносит поспевшие семена деревьев, растений, цветов.

Бережно относиться к растениям.

Гербарий цветов, семян тополя, клена. Иллюстрации: леса, поля.

Прослушивание записи ветра.

Дидактическая игра «Ветер – хорошо и плохо»

Сравнить с детьми безветренную погоду и когда очень ветрено. Закрепить с детьми понятия «летний ветерок» и «февральский холодный ветер».

Знать, зачем нужен птицам воздух, знать зимующих и перелетных птиц. Игра «Чей хвост?» Выслушать мнение детей: почему птицы летают?

Альбомы с фотографиями птиц, зимующих и перелетных. Запись голосов птиц, материал к дидактической игре.

Практическое занятие (исследовательская работа) «Угадай по запаху».

Познакомить детей со свойством воздуха, может иметь запах, запах может быть разным, зависит от вещества, в который попал воздух.

Знать, что у воздуха может быть запах, дети должны с закрытыми глазами определить запах: йода, духов, апельсина, лекарства и сделать вывод.

Оборудование для работы в лаборатории (баночки темного цвета внутри вата с запахом).

Январь, «ВОДА»

Практическая часть (исследовательская работа)

Ознакомление детей со свойствами воды. Познакомить с процессом фильтрации. Развивать навыки в проведении опытов.

Знать свойства воды:

- отсутствие собственной формы;

- прозрачность;

- вода растворитель. Объяснить, почему вода нуждается в очистке.

Оборудование для работы в лаборатории.

«Круговорот воды в природе»

Дать первое представление о круговороте воды в природе. Расширить знания детей о значении воды в жизни человека.

Знать, что такое круговорот воды в природе; источники питьевой воды; жизнь и болезни водоемов. Прививать бережное отношение к воде.

Картина «Круговорот воды в природе», рисунки, фотографии водоемов.

Изготовить фильтр для очистки воды

Учить детей готовить оборудование для практической части (фильтр), объяснить его назначение.

Знать и уметь приготовить простейшее оборудование (фильтр) для практических занятий в лаборатории, уметь объяснить его назначение.

Материал для изготовления фильтра для каждого ребенка.

Болезни водоемов

Познакомить детей с понятием «болезни водоемов». Что нужно делать, чтобы их избежать. Воспитывать экологически грамотных людей.

Знать, что каждый водоем – это живой организм. В нем живут, развиваются, рождаются и умирают. Сама вода в водоемах постоянно меняется. Также изменение воды связано с деятельностью человека.

Иллюстрации с изображением чистых водоемов (рек, озер, морей, родников) и засоренных человеком. Прослушивание плескания воды.

Февраль, «ВОЗДУХ» и «ВОДА»

«Невидимка-воздух»

Продолжать знакомить детей с понятием «невидимый». Как можно увидеть воздух? Он передвигается с помощью ветра.

Знать, что воздух нельзя увидеть без проведения специальных опытов, но его можно услышать, почувствовать. Это ветер – он может быть холодным, теплым и даже горячим.

Иллюстрации с изображением ветра разной силы. Чтение отрывка А.С. Пушкина «О спящей царевне».

Чтение сказки «Два ручья»

Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по тексту. Учить детей точно, выразительно и ясно излагать мысли, сравнивать поступки и характеры.

Учить правильно отвечать на поставленный вопрос по содержанию текста, сравнивать поступки героев.

Иллюстрации к произведению, дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Аппликация:
«Кто живет в воде?»

Развивать интерес у детей к методу «обрывания». Развивать чувство композиции, учить гармонично размещать все детали на листе бумаги. Учить подбирать бумагу нужных цветов.

Знать, как выполняется работа методом обрывания». Уметь правильно подобрать цвета бумаги, работу довести до конца.

Материал для аппликации (ножницы, бумага, клей и т.д.)

Рисование: «Ветер»

Познакомить детей с тем как можно нарисовать ветер, чтобы по рисунку можно было определить силу и направление ветра. Развивать у детей фантазию.


У меть нарисовать ветер так, чтобы была понятна его сила и направление. Уметь рассказать о том, что нарисовали.


Материал для рисования (альбомы, краски и т.д.)

Март, «ВОЗДУХ»

Практическая часть (исследовательская работа)

Заинтересовать детей в проведении опытов, привлекать детей участвовать в этом процессе. Учить правильно делать выводы.

Знать, как правильно работать с вертушками. Отвечать обоснованно на вопросы: Что полетит? Есть ли воздух в воде? Подуй в трубочку.

Оборудование для работы в лаборатории.

Легкие планеты.

Познакомить детей с понятием «легкие планеты». Учить детей заботиться о деревьях. Воспитывать экологически грамотных детей.

Знать, почему деревья называют «легкими планеты». Как нужно заботиться о деревьях (не ломать веток). Почему в лесу всегда свежий воздух? Лес это чей дом?

Иллюстрации с изображением лесов, кустарников.

Художественная литература.

Мы иллюстраторы (иллюстрации к стихотворению
И. Макманова «Ветрено»)

Учить детей иллюстрировать стихи, понимать содержание стихотворения, чтобы суметь нарисовать к нему иллюстрации.

Уметь через рисунок передать текст стихотворения, правильно подобрать цвет красок.

Материал для рисования (альбом, краски и т.д.)

Невидимка-воздух

Продолжать знакомить с понятием «воздух», закрепить его свойства и роль в жизни людей и всего живого. Хоть мы его и не видим, но воздух есть везде вокруг нас.

Знать свойства и роль воздуха. Знать, как можно увидеть воздух и какие опыты для этого нужно провести. Игра «Раздувайся пузырь да не лопайся».

Иллюстрации с изображением ветра. Художественная литература, дидактические игры.

Апрель, «Вода»

Наблюдение за сосулькой

Продолжать знакомить детей с состоянием воды в природе. Откуда появляются сосульки. Вспомнить три состояния воды:

твердое → жидкое → газообразное. Сосулька – это какое состояние воды?

Знать, что такое сосулька, ее происхождение. Из-за чего сосулька превращается в воду? Поддержать интерес к природе и ее законам.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо».

Загадки про весну.

Чтение сказки «Живая вода»

Продолжать знакомить детей с произведениями о воде разных народов. Дать детям понятие «живая вода». Учить внимательно слушать произведение.

Знать содержание сказки народов Сибири «Живая вода». Уметь рассказать ее содержание, отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Иллюстрации к сказке.

Беседа «Какой бывает вода весной?»

Продолжать знакомить детей с состоянием воды в природе в разное время года. Что происходит с водой весной? Закрепить признаки весны.

Знать, что происходит весной с водой (бегут ручьи, все тает, сосульки). Вода превращается из твердого состояния (лед) в жидкое. Уметь сравнить весну с зимой.

Иллюстрации с изображением весны (ранняя весна, поздняя весна). Поговорки, приметы. Прослушивание музыки из муз. произв. «Времена года»

Рисование: «Рыбы – обитатели водоемов»

Учить детей составлять изображение рыбы по частям: вытянутое туловище из двух дуг, плавники, хвост. Учить детей рисовать нетрадиционной техникой.

Знать, как составить изображение рыбы по частям. Уметь рисовать нетрадиционной техникой (пальцами). Правильно подбирать цвета и оттенки.

Материал для рисования (альбом, краски и т.д.)

Май, «ВОЗДУХ» и «ВОДА»

«Как мы дышим?»

Познакомить детей с органами дыхания человека и животных. Уточнить понятие, что всему живому нужен чистый воздух, грязный – вредит здоровью.

Знать органы дыхания человека. В зеркальце рассмотреть носовые проходы. Уметь внимательно относиться к своему здоровью с детства.

Детская энциклопедия. Зеркальца для каждого ребенка индивидуально.

Моделирование «Маленькие человечки»

Познакомить детей с понятием
модель → моделирование. Учить детей моделировать жидкое, твердое, газообразное состояние воды. Вызвать интерес к моделированию.

Знать, что такое модель и моделирование. Иметь представление о маленьких человечках. Интерес к моделированию.

На каждого ребенка пакет с моделями (маленькие человечки).

Сочини экологическую сказку

Развивать фантазию у детей, видеть положительные и отрицательные поступки людей по отношению к природе. Воспитывать экологически грамотного ребенка.

Уметь сочинить экологическую сказку, знать, чем она должна отличатся от обыкновенных сказок. Что можно делать, находясь в лесу? На берегу реки, озера и чего нельзя? Почему?

Музыкальное сопровождение. Образец экологической сказки. Иллюстрации, по которым можно создать сказку.

Где живут капельки?

Закрепить понятие, что вода состоит из капелек, когда их много скапливается в одном месте, образуются водоемы: реки, озера, моря. Закрепить умение моделировать.

Знать, из чего состоят водоемы. Знать три состояния воды, уметь их показать с помощью моделирования и рассказать о том, что они смоделировали.

Иллюстрации: дождь, снег, реки, лужи, моря.

Музыкальное сопровождение: модели на каждого ребенка.