СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа "Русский язык на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

русский язык и математика- что может объединять далекие друг от друга области знаний.

Просмотр содержимого документа
«Работа "Русский язык на уроках математики"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ







Исследовательский проект



Тема: «Русский язык на уроках математики»

направление: математика









Выполнила работу:

Курочкина Алина,

ученица 5 класса

МКОУ «Светловская СОШ

Завьяловского района»

Руководитель:

Зайцева Ирина Ивановна,

учитель математики





2016 год



Содержание:



Введение____________________________________ ____________стр. 2-3

Глава 1

Имя числительное в русском языке___________________________стр.4

Глава 2. Исследовательская часть

2.1. Числительное_______________________________________стр.5-6

2.2. Симметрия букв и слов._________________________________стр.6

2.3. Фразеологизмы с числительными.________________________стр.7

2.4. Правила чтения буквенных выражений.___________________стр.8

2.5.Орфоэпия_____________________________________________стр.8-9

2.6. Ребусы______________________________________________стр.9-10

2.7. Кроссворд. ___________________________________________стр.10-11

2.8. Проверочная работа ___________________________________стр.11-14

Заключение ______________________________________________стр.14

Литература ______________________________________________стр.14

Приложение 1____________________________________________стр.15

Приложение 2____________________________________________стр.16

Приложение 3____________________________________________стр 17

Приложение 4____________________________________________стр.18

Приложение 5____________________________________________стр.19

Приложение 6____________________________________________стр.20





1

Введение

Математика занимает в школьном образовании важнейшее место. Никто не отрицает ее важность в развитии логического, пространственного и абстрактного мышления, но очень часто «плюсы» математики становятся её «минусами» в глазах учеников. Многие считают математику сухой и скучной наукой, а математиков за глаза называют сухарями, относятся к математике лишь как к вспомогательному элементу — счётной машинке для других естественно - научных дисциплин, а уж связь математики с гуманитарными предметами большинство считает абсурдным. Как же увлечь математикой людей, которые заведомо не считают ее интересной и тем более красивой?

Да, именно красивой, так как стремление к красоте и гармонии в человеке заложено природой.

Можно считать математику скучной, сухой, неинтересной, нудной, трудной, но если в ней есть элемент красоты, эстетика, то любой человек обратит на это внимание, а так как мы говорим об увлечении математикой, то внимание играет важнейшую роль. Тема эстетики математики и ее связи с различными научными дисциплинами вполне актуальна:

  • Тема эстетики урока математики, демонстрации красоты в математике и знакомство с биографиями математиков не только как ученых, но и выдающихся личностей, имеющих разнообразные интересы, является актуальной.

  • Гуманитаризация образования начисто отделяет математику от повседневной жизни учащихся, они не видят ее связи с какими-то, ни было другими, особенно гуманитарными, предметами, и как следствие вырабатывается отношение к математике как науке ненужной, неважной, лишней.

Актуальность данной темы:

Русский язык и математика – что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Русский язык, с её интересом к духовному миру человека, и математику, предпочитающую строгий научный подход. Русский язык мы привыкли относить к гуманитарным наукам, а математика требует точности и конкретизации фактов. Казалось бы, нет ничего общего… Но математика, так же как и поэзия, живопись, театр и искусство стремится к познанию и красоте. Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой в русском языке.



2

ЦЕЛЬ: показать, как взаимосвязаны между собой две науки, как и насколько одна из этих наук проникла в другую.

Задачи:

  • повысить интерес к двум наукам (русскому языку и математике) на базе получения дополнительной информации;

  • совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация, установление аналогий) и общеучебные умения и навыки;

  • показать взаимосвязь разных наук;

  • развивать умение пользоваться справочными материалами.

Гипотеза: Использование знаний по русскому языку, способствует развитию познавательного интереса у учащихся к математике.


Объект исследования: математические знания.

Предмет исследования: русский язык и математика.

При работе я пользовалась следующими методами:

  • поисковый метод с использованием научной и учебной литература, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;

  • практический метод выполнения вычислений с применением нестандартных алгоритмов счета;

  • анализ полученных в ходе исследования данных.

Научная новизна: мы исследуем необходимость применения знаний русского языка на уроках математики.

Перспектива развития работы: полученные результаты, дадут возможность учащимся задуматься над важностью этих двух предметов.





3

Глава 1.

1.1.Имя числительное в русском языке.

 История русских числительных очень интересна. Дело в том, что  такой части речи в древнерусском языке вообще не было. Это не значит, что не было счётных слов, что люди вообще не считали и в их сознании отсутствовали  представления о количестве. Конечно, считали и счётные (количественные) слова в языке имелись. Правда, их было мало.                        В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, 
обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, 
семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча, с XIII в. появляется слово 
сорок. Все остальные счетные слова образовывались из комбинации 
приведенных выше слов.

Согласитесь, что числа и количества постоянно окружают нас в повседневной жизни. Они встречаются на каждом шагу, облегчая, а в некоторых случаях и затрудняя, нашу жизнь. Мы одинаково считаем минуты перед долгожданной встречей, с горечью провожаем убегающие годы, запоминаем нужную страницу книги или номер телефона. Числа и количества... Понятно, что без них нам уже не обойтись, а значит, не обойтись и без специальных слов — имен числительных, при помощи которых мы можем назвать ту или иную дату, сообщить номер или размер, индекс или код, определить сумму, разность, остаток, доход и многое другое.

Тем не менее, несмотря на частотность употребления и использование практически во всех сферах жизни, имена числительные, представленные в современном русском языке, вызывают определенные трудности.

Наибольшее количество затруднений, возникающих при употреблении числительных, связано с необходимостью использовать их в формах косвенных падежей. Правильный выбор таких форм обусловлен, во-первых, типом склонения, к которому относится то или иное числительное, а во-вторых, общими правилами, регулирующими изменение этих слов в зависимости от состава (простое или составное) числительного и того, с каким словом оно сочетается. И хотя самостоятельных слов, входящих в состав такой части речи, как имя числительное, в современном русском языке относительно мало (около ста), все они оказываются распределенными по достаточно большому (особенно, если сравнивать с существительными или прилагательными) количеству самостоятельных типов склонения.





4

Глава 2. Исследовательская часть

2.1. Числительное.

Решите математические задания, проговаривая числительные вслух.

Вычислить.

1) - 89+43 (К минус восьмидесяти девяти прибавить сорок три или сумма минус восьмидесяти девяти и сорока трех равна минус сорока шести.)

2) (122+31)-159 (Из суммы ста двадцати двух и тридцати одного вычесть сто пятьдесят девять или разность суммы ста двадцати двух и тридцати одного и ста пятидесяти девяти равна минус шести.)

3) 27·11 (Произведение двадцати семи и одиннадцати равно двумстам девяноста семи.)

Решить уравнение.

4) 4·X=1000 (Произведение четырех и икс равно тысяче, или какое число в произведении с четырьмя дает тысячу.)

ЧТО ТРУДНЕЕ? Сделать вычисления или проговорить их?

Нет, видимо, в русском языке темы, вызывающей большие трудности, чем тема «Числительное». Редко можно услышать от дикторов радио и телевидения – верно прочитанное многозначное число в косвенном падеже.

Склонение количественных числительных.

16849

  • И. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

  • Р. п. шестнадцати тысяч восьмисот сорока девяти

  • Д. п. шестнадцати тысячам восьмистам сорока девяти

  • В. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

  • Т. п. шестнадцатью тысячами восьмьюстами сорока девятью

  • П. п. о шестнадцати тысячах восьмистах сорока девяти.





5

В равенстве числительные, стоящие в левой части, читают в именительном падеже, а числительные, стоящие в правой части, читают в дательном падеже.
Например:
11 км = 11 000 м

Одиннадцать километров равны одиннадцати тысячам метров.


  1. м = 100 см

Один метр равен ста сантиметрам.



2.2.Симметрия букв и слов.

Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и горизонтальную симметрию. Выполнив исследовательскую работу все буквы можно разбить на 4 группы. (см. Приложение 1,2)

Буквы с горизонтальной осью симметрии

Буквы с вертикальной осью симметрии

Буквы, не имеющие ось симметрии

Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии

В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю

А Д Ж  М Н О П Т Ф Х Ш

Б Г И Р У Ц Ч Я Щ

Ж Н О Х Ф

Из букв, которые обладают горизонтальной осью симметрии можно

составлять слова, которые также обладают горизонтальной симметрией.

Например. КОФЕ, СОН, НОС, НЮХ, НОЖ и т.д. (см. Приложение 3)

А вот такие слова как: ШААШ, ПОТОП, ТОПОТ – имеют вертикальную ось симметрии. (см. Приложение 4) Есть и целые фразы с таким свойством (если не учитывать пробелы между словами). Такие слова называются палиндромами. Ими увлекались многие поэты.

  • Лёша на полке клопа нашёЛ

  • Искать таксИ

  • Ценит негра аргентинеЦ

  • Аргентина манит негрА

6

2.3.Фразеологизмы с числительными.

Числительное

Стихотворение

Фразеологизмы

1

Один

Как-то раз один  пингвин

Заблудился среди льдин.


Одного поля ягоды – похожи друг на друга по своим качествам.

2

Два

Шея, хвост и голова, 
Словно лебедь цифра 2.

раз-два и обчелся – очень мало, что даже можно пересчитать

3

Двести

Был китенок весел,

Потому, что весил,

Нанырявшись по морям,

Двести килограмм... (М. Яснов)

В два счета – очень быстро.

4

Три

Две подковки - посмотри - 
Превратились в цифру 3.

Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом.

5

Тринадцать

Тринадцать дней и ночей.

За тридевять земель – очень далеко.

6

Семь

Семь дней в неделе.

Семь пятниц на неделе.

На седьмом небе – в состоянии высшего счастья.

7

Десять

Десять дней Айболит

Не ест, не пьет и не спит,

Десять дней подряд

Он лечит несчастных зверят. (К. Чуковский)

Не из робкого десятка; не робкого десятка – о смелом, храбром человеке.

8

Сто

Сто ужей на двух ребят

Подозрительно шипят. (С. Михалков)

В сто крат – во много раз.

2.4. Правила чтения буквенных выражений.

В русском языке название латинских букв x, y, z – мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода.

Надо читать:

а=3 «а равно трем»,

с=-5 «цэ равно минус пяти», но

х=300 «икс равен тремстам»,

у=100 «игрек равен ста».

При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:

3у «три игрек», а не «три игрека»,

5х «пять икс», а не «пять иксов».

Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т. д., то выражение читают во множественном числе:

3х=120 «три икс раны ста двадцати»,

0,8у=-2,4 « ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым

четырем десятым».

2.5.Орфоэпия

Орфоэпия – это наука о языке, которая изучает нормы произношения слова, а так же постановку ударения в слове

Жаркие - даже ожесточённые - споры между учителями возникают о постановке ударений во многих математических терминах, фамилиях учёных. Каждый из спорящих отстаивает «свой» вариант, приводит свои аргументы.

Верная постановка ударения - довольно трудная задача, поскольку в русском языке( в отличие от многих других) ударение бывает подвижно, нет простых однозначных правил «на все случаи». Например, игрА, но Игры. Русская фамилия может произноситься ИванОв и ИвАнов в английском же ударение всегда на первом слоге(НьЮтон, МАксвелл, НЕпер, ТЕйлор), во

8

французских на последнем( ДекАрт, ЛопетАль, ВиЕт, ГалуА).

Интересно отметить, что большинство учащихся верно называют имена греческих учёных – ЕвклИд, АрхимЕд, ПифагОр, ГерОн и т.д. с ударением на последнем слоге, и только ФалЕсу «не повезло»: вместо верного (ФалЕс МилЕтский) говорят часто ФАлес. (см. Приложение 5,6)

Ударение в заимствованных из других языков математических терминах (а их_ большинство) ставится, как правило, в соответствии с принятым в языке- источнике. Вот некоторые примеры: симмЕтрия (допустимо симметрИя) (греч.) – ось симмЕтрии, центр симмЕтрии, симметрИчные точки. В речи многих профессиональных групп многие термины произносятся с ударениями, не соответствующими литературной норме (и это считается, видимо, определённым «шиком». Например, шофёры говорят «искрА» (вместо верного «Искра»), моряки – «компАс» (вместо верного «кОмпас»), физики-ядерщики «атОмная» энергия (вместо «Атомная»), «атОмное» ядро и т.д.

В русском языке есть особые изобразительно – выразительные средства, основанные на использовании имени числительного. Например, создание головоломок, ребусов, шарад, особых поэтических форм. Предлагаем решить некоторые из них.

2.6. Запишите словами предложенные ребусы:

40А; И100К; ПРО3;100Л; 7 Я; ПО2Л.

1ОЧКА; ПИ 100 ЛЕТ



9





2.7.Решите кроссворд.  (см.Приложение 4)

Заполните клеточки словами, значение которых дано ниже. Подсказка: это могут быть различные части речи, содержащие числительное один (един).

  1. Слово, которым обычно начинаются самые интересные места в рассказе.

  2. Издающий один и тот же звук.

  3. Соединить вновь.

  4. Ученик того же класса, в котором кто – то учится.

  5. Точно такой же.

  6. Место, где что – то соединено.

  7. Состоящий из одного, не двойной.

  8. Человек одних лет с кем – либо, ровесник.

  9. Морское животное с длинным бивнем в виде рога.

  10. Один раз.

  11. В одно целое.

  12. Цифра “1”. Общность, полное сходство.

  13. Тот, кто один, без других. 15.Двухколесный экипаж. 16.Только один, единственный. 17.Однотомное издание.

18.Пьеса из одного акта. 19.Люди с одинаковой фамилией. 20.Бой один на один. 21.Сослуживцы одного полка.

Ответ:1 однажды; 2 одноголосие; 3 присоединить; 4 одноклассник; 5 одинаковый;6 соединение; 7 одинарный; 8 одногодок; 9 единорог; 10 единожды; 11 единое;12 единица; 13 единство; 14 одиночка;

10

15 одноколка; 16 единичный; 17 однотомник; 18 одноактная; 19 однофамильцы; 20 единоборство; 21 однополчане.



2.8. Проверочная работа (правильный ответ выделен курсивом)

1) Укажите слова, которые называют число предметов и которые можно записать цифрой. Как эти числа называются в математике?

  1. Семь

  2. Седьмой

  3. Семиборье.

2) Решите примеры:

  1. 45 : 5 Девять

  2. 348 – 48 Триста

  3. - 205 · 22 Минус четыре тысячи пятьсот десять

Полученный ответ запишите словами. Сколько следует слов писать в составе этих числительных?

3) Поставьте в творительном падеже:

  1. 15 экземпляров книг Пятнадцатью экземплярами книг

  2. 60 экспонатов Шестьюдесятью экспонатами

  3. 400 тетрадей Четырьмястами тетрадями

  4. 8 котят. Восемью котятами

4) Запишите словами:

  1. z = 28 Зет равен двадцати восьми

  2. k = 237 Ка равно двумстам тридцати семи

  3. ( x + y) · 11 Произведение суммы икс и игрек и числа одиннадцать

5) Согласуйте числительные с существительными в следующих предложениях:

  1. На 34 турист(ов).. были выданы продукты.

  2. Я увидел на платформе 22 ученик(а.). нашей школы.

6) Составьте словосочетания числительных трое, три с существительными щенки, дети, врач, лакомка, моряки, балерина, старушка.

11

Трое щенков, детей, врачей, моряков.



Три лакомки, балерины, старушки.

7) Решите уравнения, полученный ответ запишите словами.

  1. x - 6724 = - 6642 Икс равен восьмидесяти двум.

  2. ( x – 17691) · (- 567) = 0 Икс равен семнадцати тысячам шестьсот девяносто одному.

  3. х : (- 7) = - 103 Икс равен семистам двадцати одному.

  4. 457 – x = -250 : (- 50) Икс равен четыремстам пятидесяти двум.

Можно ли определить род у полученных числительных?

8) Запишите прописью числительные и поставьте существительное в нужный падеж:

9,5 процент..; 2,9 метр..; 0,17 литр..; к 23/4 + 16,5; от 3287 – 22,7.

девять целых пять десятых процента, две целых девять десятых метра, ноль целых семнадцать сотых литра, к двум целым трем четвертым прибавить шестнадцать целых пять десятых, от трех тысяч двухсот восьмидесяти семи отнять двадцать две целых семь десятых.

Помните! Названия единиц измерения всегда произносят полностью.

9) Найдите подлежащее в предложении:

А через площадь, против них, 
Искусными руками
Умельцев – русских крепостных – 
Приподнялись два льва резных
С зеркальными зрачками. (Н. Кончаловская)

Варианты ответов:

  1. Подлежащее – имя числительное два в именительном падеже.

  2. Подлежащее – неделимое словосочетание два льва.

Какое слово в данном отрывке имеет несколько значений, одно из которых употребляется в математике? (Площадь)

Проводится проверка теста. Последний ответ – площадь.



В выполнении проверочной работы приняли участие 35 учащихся школы с 5-11 класс. В среднем результат показал, что 53% учащихся правильно применяют русский язык в математике.

12





Результат проверочной работы

№п/п

Задание

% учащихся, выполнивших задание

1

Укажите слова, которые называют число предметов и которые можно записать цифрой. Как эти числа называются в математике?

79%

2

Решите примеры. Полученный ответ запишите словами.

58%

3

Поставьте в творительном падеже.

35%

4

Запишите словами данные выражения

38%

5

Согласуйте числительные с существительными в следующих предложениях

74%

6

Составьте словосочетания числительных трое, три с существительными.

44%

7

Решите уравнения, полученный ответ запишите словами.

26%

8

Запишите прописью числительные и поставьте существительные в нужный падеж

67%

9

Найдите подлежащее в предложении. Какое слово в данном отрывке имеет несколько значений, одно из которых употребляется в математике?

62%



















13



Заключение

С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией. В мире существует около двух тысяч различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами. По мере изучения математики мы постепенно знакомимся с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком. Мы доказали, что использование знаний по русскому языку на уроках, способствуют развитию познавательного интереса у учащихся к математике.



Литература:

1.Учебник 5 класса (автор:Н.Я.Виленкин и др., М. изд. Мнемозина, 2014г.).

2.Интернет-ресурсы:

-http://fizmal.sylv.edusite.ru/ p89aa1/html (говори правильно на математике);

-http:// www.zaitseva-irina.ru/html/f1220626330.html (говорите правильно).



14

Приложение 1



Буквы с горизонтальной осью симметрии

В Е Ж З

К Н О Ф
Х Э Ю



Буквы с вертикальной осью симметрии.

  • А Д Ж Л

М Н О П

Т Ф Х Ш

15

Приложение 2

Буквы, не имеющие ось симметрии.

Б Г И Р У Ц

Ч Я Щ



Буквы с горизонтальной и вертикальной осью симметрии



Ж Н О Х Ф



16



Приложение 3

Слова с горизонтальной осью симметрии.

КОФЕ

ВЕК

ВЕС

СОК





17

Приложение 4

Слова с вертикальной

осью симметрии

  • ШАЛАШ

  • ПОТОП

  • ТОПОТ











18

Приложение 5

Рене Декарт Евклид

(330-275 лет до н.э.)

Евклид (330-275 лет до н.э.)



19

Приложение 6

Архимед (ок. 287-212 гг. до н. э.)

Пифагор из Самоса (580-500 г. до н.э.)

20