СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с детьми с ограниченными возможностями по развитию мелкой моторики рук

Нажмите, чтобы узнать подробности

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми с ограниченными возможностями по развитию мелкой моторики рук»

Работа с детьми с ограниченными возможностями по развитию мелкой моторики рук

Всероссийская научно – практическая конференция «Основные направления и перспективы развития современного специального образования: национальный и региональный компоненты»



Мынзату Алена Валерьевна воспитатель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Бейский детский сад «Ромашка»

655770, Хакасия, Бейский район, с. Бея, ул.Пл.Советов 1 А

Телефон 8(390 44) 30485

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.

Неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить детям перед школой, однако ребенку нужно усвоить эти знания не механические, а осмысленно, т.е. ребенку нужно осознавать все то, что он усваивает. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них мыслительной активности и грамотной речи. Это одно из основных условий успешного обучения ребенка в школе.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движения. Формирование движений происходит при участии речи. Особенно тесно связанно со становлением речи развитии тонких движений пальцев рук.

Поэтому особенно важно активно развивать крупную и мелкую моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работая воспитателем мне приходилось встречаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я заинтересовалась этой проблемой.

В настоящее время каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семья сталкивается так или иначе с проблемой инвалидности.

На протяжении последних четырех лет, мною был накоплен педагогический опыт работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, а так же было отмечено, что большего эффекта в организации развития речи детей, можно достичь через развитие их мелкой моторики рук.

В связи с этим я организовала данную работу в период продуктивной деятельности, а именно на занятиях по конструированию, аппликации, лепке.

На занятиях я использовала не традиционные техники изобразительного искусства:

- пластилинография - лепка картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности;

- метод волшебного рисунка – углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (домик, ёлочка….), затем кистью краска наносится сверху на все изображение, вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечей – рисунок появляется перед глазами детей как бы внезапно;

- водная терапия для развития мелкой моторики у детей с ДЦП позволяет нам решать такие задачи как снятие мышечного тонуса, формирование и развитие движений рук, развитие зрительно – моторной координации, стимулирование речевой деятельности, снятие эмоционального напряжения.

- игровая терапия: дети приобретают умения и навыки, необходимые в самообслуживании, узнают, уточняют, закрепляют знания. Формируются навыки захвата и удержания предметов, отыскивание предметов по звучанию, развитие целенаправленных действий по соотношению предметов друг с другом, отработка отдельных точных движений. (настольно печатные игры, сюжетно – ролевые игры, конструктивные).

-вводно-песочная терапия используется для развития мелкой моторики, речи, мышления, формирует пространственные представления, корректирует эмоциональную сферу и навыки общения, обогащает словарный запас и общую осведомленность ребенка. Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, которые невозможно получить, используя иные известные арт–терапевтические средства и материалы.

Вода оказывает расслабляющее влияние на детей. Отличное занятие для гиперактивных и невротичных детей. Водная терапия является одним из эффективных методов коррекции психоэмоциональной сферы. Занятия в теплой воде расслабляют мышцы рук, подготавливают к дальнейшей нагрузке.

- Сказкотерапия - это лечение сказкой, книгой, образом, искусством. Через сказку ребёнок познаёт мир. Метод сказкотерапии основан на том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой.



При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации.

Сказкотерапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Сказкотерапия учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту.

В дальнейшей работе своей педагогической деятельности хочу создать сенсорную комнату, способствующую развитию всех органов чувств ребенка. Тот маленький рай, где все звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.

В данном направлении мною изучена литература:

  • «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации /Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.

  • Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира».

  • Р.А. Белова-Давид., Б.М.Гриншпун «Нарушение речи у дошкольников».

  • О.М.Дьяченко, Н.Е. Веракса «Чего на свете не бывает?»

  • Н. Савельева, «Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения»

  • Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Детская психология в вопросах и ответах»

  • Л.А. Таллер «Фундамент здоровья- с детства».

  • А.Е. Белая, В.И. Мирясова « Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» пособие для родителей и педагогов .



В результате проведенной работы достигнута положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Однако на фоне положительных результатов, отмечается наличие у детей низкой познавательной активности. В связи с этим было принято решение активно организовать в группе экспериментирование.