СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с детьми с речевыми нарушениями в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время, увеличивается число детей с различными речевыми патологиями.Современная школа еще не совсем готова принять и работать с такими детьми. Очень немного разработано пособий помогающих учителю начальных классов справляться с данной проблемой на уроках. Отдельных учебников для таких детей нет. Они учаться в общем классе, с детьми, которые речевых проблем не имеют. Как построить урок в таком классе, как помочь детям с речевыми нарушениями справиться со своими проблемами...

Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми с речевыми нарушениями в начальной школе»

Проблемная статья.

Тема: ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.

Автор: учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 п. Берёзовка Малько Тамара Владимировна

В настоящее время увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией.

Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Анализ  реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. (от 45 до 60 %).

Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как «основы речевого навыка закладываются в начальной школе» и положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала долгая, кропотливая работа учащихся и учителей.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед педагогами. 

Ведь именно  правильная речь  является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом  успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие её недоразвитием, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

 Для усвоения звуковой стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также  контролировать собственное произношение.

В речи детей существует много проблем:

  • недостаточный словарный запас,

  • бедная диалогическая речь,

  • бедная монологическая речь.

Для успешного формирования и развития речевой деятельности создаю на уроках :

  • благоприятный психологический климат,

  • использую на уроках разнообразные методы и приёмы

  • взаимодействую с родителями.

Для развития мелкой моторики у детей я применяю виды работ с пластилином, ножницами.

Месяц таких занятий дает ощутимый результат.


Недостаточное развитие фонетического слуха у детей способствует пропуску букв при письменных работах. В таких случаях я применяю способ «медленного чтения». Прежде, чем сдать свою работу он должен медленно два раза прочитать написанное.

Для формирование и развитие речевой деятельности я эффективно применяю в своей работе элементы здоровьесберегающих технологий:

  • упражнения с использованием психогимнастики, релаксации;

  • упражнения на развитие речевого дыхания;

  • комплексы артикуляционных упражнений;

  • упражнения для профилактики нарушений зрения;

  • упражнения на развитие мелкой моторики;

  • комплексы физкультминуток для профилактики гиподинамии, сколиотической  осанки и предупреждения утомления.

 В процессе тесного взаимодействия с родителями в классе был создан творческий, созидательный проект «Украсим город красивой речи» целью которого является, создание предметно-развивающей среды, как средства саморазвития ребенка;

Совместная работа логопеда с педагогами и родителями общеобразовательного учреждения определяет общий успех обучения и воспитания. С этой целью были проведены:

– совместное участие педагогов с родителями в городской конференции «Радость материнства и здоровья детей» – презентация семей воспитанников, выставка рукотворных работ

Для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, использую различные виды деятельности: развитие мимики, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; игровых навыков и творческой самостоятельности.

Обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.