Проблемная статья.
Тема: ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
Автор: учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 п. Берёзовка Малько Тамара Владимировна
В настоящее время увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией.
Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. (от 45 до 60 %).
Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как «основы речевого навыка закладываются в начальной школе» и положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала долгая, кропотливая работа учащихся и учителей.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед педагогами.
Ведь именно правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие её недоразвитием, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Для усвоения звуковой стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.
В речи детей существует много проблем:
недостаточный словарный запас,
бедная диалогическая речь,
бедная монологическая речь.
Для успешного формирования и развития речевой деятельности создаю на уроках :
благоприятный психологический климат,
использую на уроках разнообразные методы и приёмы
взаимодействую с родителями.
Для развития мелкой моторики у детей я применяю виды работ с пластилином, ножницами.
Месяц таких занятий дает ощутимый результат.
Недостаточное развитие фонетического слуха у детей способствует пропуску букв при письменных работах. В таких случаях я применяю способ «медленного чтения». Прежде, чем сдать свою работу он должен медленно два раза прочитать написанное.
Для формирование и развитие речевой деятельности я эффективно применяю в своей работе элементы здоровьесберегающих технологий:
упражнения с использованием психогимнастики, релаксации;
упражнения на развитие речевого дыхания;
комплексы артикуляционных упражнений;
упражнения для профилактики нарушений зрения;
упражнения на развитие мелкой моторики;
комплексы физкультминуток для профилактики гиподинамии, сколиотической осанки и предупреждения утомления.
В процессе тесного взаимодействия с родителями в классе был создан творческий, созидательный проект «Украсим город красивой речи» целью которого является, создание предметно-развивающей среды, как средства саморазвития ребенка;
Совместная работа логопеда с педагогами и родителями общеобразовательного учреждения определяет общий успех обучения и воспитания. С этой целью были проведены:
– совместное участие педагогов с родителями в городской конференции «Радость материнства и здоровья детей» – презентация семей воспитанников, выставка рукотворных работ
Для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, использую различные виды деятельности: развитие мимики, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; игровых навыков и творческой самостоятельности.
Обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.