СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с календарем природы

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план  занятия экологического кружка. 

Просмотр содержимого документа
«Работа с календарем природы»


Кружок


«Ивушка»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих

Дата


ФИО учителя: Полякова Н.А.


Тема


Работа с календарем природы


Цели воспитания


Создавать условия для формирования желание самостоятельно добывать знания о погодных изменениях по средствам работы с календарем природы.

.  

Этап урока/ Время

Действия педагога


Действия ученика

Ресурсы

Начало урока




Приветствие. Эмоциональный настрой.

Проблемный вопрос. Посмотрите на слайд. Отгадайте ребус


Ответ ( Календарь природы)

Выход на тему занятия.

Тема нашего занятия «Работа с календарем природы»

Древние календаре погоды

Еще с древних времен человечество наблюдало за изменениями погоды и пыталось предугадать важные природные явления. Необходимость знать будущую погоду остро чувствовали земледельцы, моряки, скотоводы, путешественники.

Чтобы систематизировать свои наблюдения за меняющимся окружающим миром и выявить цикличность природных явлений, люди создали первые календари погоды. Еще в V в. до н. э. греческий астроном Метон выставлял на городских площадях мраморные таблицы с важными явлениями погоды и датами их наблюдения. Они заменяли древним людям современные прогнозы синоптиков.

Составляли календари погоды и в Древнем Риме (календарь Колумеллы), и в Индии (местные жители пытались предсказать сезон муссонных дождей). Однако наибольшую популярность увлечение календарями обрело в Средние века.

Самые известные работы — «Книга природы» (1340) Конрада Мегенберга и «Правила пастуха с Бенбери» (1744), опубликованные членом Лондонского королевского общества сэром Клериджем. Погода была и остается одной из важнейших тем для разговоров людей на земном шаре .

Приветствуют учителя.


Отгадывают ребус.




слайды























Середина урока


Что такое календарь погоды и для чего он нужен?

Календарь погоды — это систематическая фиксация различных природных явлений (температуры, осадков, направления ветра, влажности, атмосферного давления), происходящие в конкретной местности.

Если каждый день в одно и то же время ты будешь фиксировать погодные явления, через год-два твой календарь погоды может стать интересным научным проектом.


Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение

• Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

• Календарь наблюдений за птицами.

• Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Как сделать простой календарь погоды?

Первый способ. Вести календарь погоды можно в обычной тетради или на альбомном листе. Расчерти лист бумаги на шесть одинаковых колонок. Количество ячеек в таблице будет зависеть от количества дней в месяце.

Сверху над таблицей напиши месяц и год. Первый столбик с названием «Число» означает текущую дату. В следующих столбиках с одноименными названиями указывай:

  • температуру,

  • атмосферное давление,

  • облачность,

  • погодные явления,

  • направление ветра.

Погодные явления обозначают с помощью специальных условных знаков. Будь внимателен по дороге в школу, чтобы не пропустить наличие росы, тумана или радуги.

Если у тебя нет барометра для измерения атмосферного давления, твой календарь погоды может иметь упрощенный вид. И наоборот — если в твоей школе есть гигрометр, смело добавляй в календарь колонку «Влажность воздуха».

Направление ветра определяют с помощью флюгера и компаса или, ориентируясь по солнцу и направлению дыма из труб. Еще один способ — намочить палец и поднять перед собой. Какая сторона быстрее высохнет, оттуда и дует ветер.

Отметки в календаре необходимо делать в одно и то же время суток. Например, в полдень.

Если ты любишь рисовать, выдели в календаре специальное место для изображения процессов в живой природе. Это могут быть: таяние снега, появление почек на деревьях, цветение, прилет птиц, созревание плодов, листопад.

В конце каждого месяца делай выводы о погодных условиях. Посчитай, сколько было солнечных и дождливых дней, отметь, как менялись температура воздуха и давление. Показатели погоды можно сравнить с нормами (такую информацию ты найдешь на сайте КазГидромет). Желательно оценить, как влияют те или иные погодные явления на температуру воздуха и давление, как они связаны с направлением ветра.

Примерный план анализа погоды за месяц.

1.Название месяца. 2.Количество дней 3. Из них:

а) пасмурных дней - (дни со сплошной облачностью + дни с просветами). б) ясных дней - (дни с безоблачной погодой +дни с незначительной облачностью);

в) дней с осадками (указать, какой вид осадков преобладает). 4. Указать самый теплый день (дату и температуру, если дней несколько, указать все даты). 5. Указать самый холодный день (дату и температуру, если дней несколько, указать все даты). 6. Определяем среднюю температуру за месяц (сумма температур : количество дней). Если температуры отрицательные и положительные, то сначала по отдельности определяем сумму отрицательных и положительных температур. Потом из большей суммы вычитаем меньшую и делим на количество дней, у частного числа ставим знак делимого. Эти данные используем при составлении графика хода средне - месячных температур за определенный период

7. Определяем месячную амплитуду температуры воздуха.

8. Характеризуем долготу дня. Делаем простейшие расчеты. На сколько по времени изменилась долгота дня.

9. Краткий рассказ о фенологических изменениях в природе.


Просмотр видео




Отвечают на вопрос








Отвечают на вопросы


Работа в группах.














Изучают материал,


слушают учителя,



в альбомах для рисования выписывают условные обозначения погодных явлений



Слайды,
















Дополнительная литература.

















термометр





Барометр -анероид






Флюгер
















Конец урока


Рефлексия (подведение итогов занятия)

Как вы оцениваете свою работу на уроке

Солнце- все понравилось

Ветер- есть затруднения

Дождь- ничего не понял

Снег- было неинтересно

Облачно- было скучно

Молния – я рассержен

Спасибо за урок, за внимание, до свидания!


Каждый учащийся подходит к доске , вращает стрелочку и объясняет почему выбрал тот или иной рисунок.