СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с лупой и микроскопом

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с лупой и микроскопом»

17 09.01.2020 5 класс БИОЛОГИЯ Чернобиль А.В.

Тема: Работа с лупой и микроскопом.

Лабораторная работа №2 Устройство увеличительных приборов

Цель: Изучить увеличительные приборы и научиться работать с ними.

УУД Образовательные: создать условия для знакомства учащихся с приборами, позволяющими изучать живую природу, строение организмов и микромир. Убедить учащихся в том, что уровень развития взглядов на природу во многом зависит от методов, которыми пользуются при её изучении; микроскоп даёт возможность заглянуть в тайны природы, недоступные невооружённому глазу; познакомить учащихся с устройством лупы и светового микроскопа, правилами техники безопасности при работе с микроскопом и при приготовлении микропрепаратов; научиться пользоваться микроскопом, изготавливать временные микропрепараты; развивать учебно-интеллектуальные умения (находить необходимые сведения в тексте учебника, выделять главное).

  1. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, формирование умения работать в группах, культуры учебного труда.

  2. Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений:

  • учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)

  • учебно-информационных (умение работать с текстом, источниками информации),

  • учебно-организационных (осуществлять самоконтроль и самооценку),

  • учебно-коммуникативных (уважать мнение собеседника)

способствовать превращению биологических знаний в личностно-значимые (умение соблюдать правила безопасности при обращении с различными веществами);

способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Методы обучения: практические, репродуктивные, словесные, наглядные.

Приемы деятельности учителя: организация поисковой и групповой деятельности, представление презентации и видео.

Деятельность учащихся: выполняют исследовательскую работу, демонстрируют знания, производят обсуждения, работают с различной информацией.

Оборудование: презентация «Увеличительные парту, лупы, тексты о создании микроскопа, инструктивные карточки, учебник, тетрадь, видео «Устройство увеличительных приборов.»


План урока

1. Орг. момент 1 мин.

2. Актуализация знаний (беседа) (5 мин.)

3. Формулирование темы урока, постановка цели (4 мин).

4. Изучение нового материала(25мин)

• Изучение лупы

• (Физминутка)

• Изучение микроскопа

5 Подведение итогов (6 мин.)

6. Рефлексия (2мин)

7. Домашнее задание (2мин.)

Ход урока

Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).

1 Орг. Момент 1 мин

2. Актуализация знаний (5 мин).

Ребята, кто из вас может сказать, с какой наукой мы начали знакомиться совсем недавно? (биология).

-Что изучает данная наука? (живые организмы).

-Кто относится к живым организмам? (перечисляют разные организмы).

-Все вами перечисленные организмы можно разделить на 4 группы. Какие? (царства животных, растений, грибов и бактерий).

-Какие методы используют ученые для изучения перечисленных царств живых существ? (наблюдение, эксперимент).

-За какими объектами можем наблюдать мы с вами? (перечисляют).

3. Формулирование темы урока, постановка цели (4 мин).

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему): зачем нужны увеличительные приборы?

-Знаете ли вы, что существуют объекты, которые мы с вами никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений? Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации? Можно ли увидеть невидимое? (предположения детей). Оказывается, есть такие приборы, которые могут нам в этом помочь. Вы знаете, такие приборы? (да, микроскоп и т. д.)

Посмотрите на экран. Какие приборы там изображены? В чем их сходство? Если исходить из предположения, что изображения являются подсказкой, то какую тему урока вы предложили бы на данный урок? (устройство увеличительных приборов). Я уточню. Мы будем знакомиться со строением микроскопа и лупы. ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ.

4. Изучение нового материала (25 мин).

-Что вы уже знаете об этих приборах? (как используют, для чего используют).

-Что еще НЕ знаете? (как устроен, как им пользоваться…)

Что нужно сделать, чтобы узнать? (слушать учителя, выполнять задания, читать учебник…)

-Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Изучить строение увеличительных приборов)?

-Как вы думаете, сможем ли мы на уроке изучить все существующие увеличительные приборы? (нет), поэтому ограничимся какими? (микроскоп и лупа).

Сегодня мы знакомимся со строением лупы и микроскопа.

Живой мир человек начал изучать очень давно, но, изучив внешнее строение, он пытался изучить и внутреннее, а возможности не было. Что предпринял человек? (ответы детей)

Сейчас мы с вами проделаем лабораторную работу в ходе которой познакомимся с увеличительными приборами. На столах у вас лежат инструктивные карточки, которым вы будете заполнять по ходу урока. (Приложение 1)

Изучение лупы

Самый простой прибор, который он изобрел – это лупа. Она давала возможность увидеть мелкие объекты.

Эксперимент. Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер букв?

Я вас поздравляю, вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!

Физ.минутка. Вы усердно трудились, устали, поэтому необходима производственная гимнастика. Давайте встанем и посмотрим на экран. (повторяют движения за видео)

Изучение микроскопа

Продолжаем нашу работу. Напомните, пожалуйста, о чем мы вели речь до производственной гимнастики на уроке? (об увеличительных приборах).

О чем уже узнали? (о строении и назначении лупы)

Что еще предстоит узнать? (строение и назначение микроскопа).

Учитель. Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение? (нет).

Как быть? Что предпринял пытливый ум исследователя, ученого? Как изобрели микроскоп? Это был ученый-биолог?

Ответы на эти вопросы вы сможете найти в тексте учебника. §13

А также на партах у вас лежат карточки с текстом для каждого ряда своя история. После того как прочтете нужно рассказать всему классу об истории создания микроскопа. (Приложение 2) (дети читают, тот, кто готов поднимает руку)

Итак, кто же является создателем микроскопа? (ответы детей)

Учитель. Что означает "микроскоп"? (учебник, §14)

Как же устроен микроскоп? Предлагаю эту информацию получить из видеофрагмента. https://vk.com/id136726006?z=video136726006_456239202%2F8e89f9980008141de8%2Fpl_wall_136726006 (продолжительность 1.22мин)

Во время просмотра отыскивайте озвученные части на микроскопах, которые стоят на столах.

Беседа по видеофрагменту. Учитель на своем микроскопе показывает части микроскопа, а учащиеся дают названия и объясняют их назначение.

Итак, вы сейчас…продолжите мое предложение? (изучили строение микроскопа). Все ли вы рассмотрели, изучили? (нет). Что для вас остается не понятным? (цифры на объективе и окуляре). Что бы это могло быть?

Вы знаете, что микроскоп увеличивает изображение, как узнать, во сколько раз? (предположения детей).

Если вы обратите внимание на цифры, которые написаны на объективе и окуляре, то сможете определить кратность увеличения. (цифры нужно перемножить). У меня на столе стоит микроскоп, давайте определим его увеличительную способность. (назвать цифры и посчитать). Давайте сравним, чей микроскоп мой или ваш дает большее увеличение?

Вы плодотворно потрудились, знаете строение микроскопа. Что еще вы должны узнать прежде, чем начать работать с микроскопом? (правила работы с Микроскопом.). Теперь вам, как исследователям, предстоит познакомиться с правилами работы с микроскопом. Работу построим таким образом: работаем в парах. Один читает – другой выполняет, потом наоборот. После вашей работы в парах вы будете обучать меня правилам работы с микроскопом. Правила пользования находятся в учебнике на стр. 40-41.

Беседа. Как устанавливают микроскоп на столе?

Что делают с зеркалом?

Куда помещают предмет для исследования?

Для чего нужны винты?

Как получают четкое изображение?

Что необходимо сделать после работы с микроскопом?

5. Подведем итог данного этапа. (6 мин)

Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?

Вы достигли этой цели?

Что нового вы узнали на уроке?

Какие методы мы использовали, чтобы достичь своих целей? (работа с текстом, просмотр видеофрагмента, выполнение эксперимента, работа с иллюстрациями).

Какие источники вы использовали для получения информации?

Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента).

6 Рефлексия. (2 мин) Каким прибором мы пользуемся в нашей обычной жизни? (очки, лупа). Что будет, если человека оставить без этих увеличительных приборов?

7. Домашнее задание (2 мин)§ 14 ответы на? принести ¼ луковицы. Заполните таблицу.

Часть микроскопа Функции










Приложение 1

Лабораторная работа № 2

Тема" Устройство увеличительных приборов "

Цель: Изучить увеличительные приборы и научиться работать с ними.

Оборудование: микроскоп, лупа, готовые микропрепараты.

Ход работы

  1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части. Каково их назначение.


Оформление задания в тетради

  1. Устройство ручной лупы.

1.

__________________________

1

3

2

_____________________________




2.

__________________________




_____________________________




3.

__________________________




_____________________________












Вывод: лупа необходима для того чтобы. _________________________________.

  1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.


Оформление задания в тетради

  1. Устройство микроскопа.



    1. __________________________



    1. __________________________

    2. __________________________

    3. ___________________________

    4. ___________________________

    5. ___________________________









Вывод: микроскоп необходим для того чтобы. ____________________________

3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат. Отработать основные этапы работы с микроскопом.

Правила работы с микроскопом

  1. Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов.



  1. Приготовленный препарат поместите на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.



  1. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.



  1. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение объекта исследования.



  1. При смене объектива совершайте переключение плавно, чтобы не оцарапать линзы. Для четкой настройки изображения пользуйтесь винтом.



  1. После работы при помощи винтов поднимите тубус. Проверьте, чтобы в отверстие предметного столика был направлен объектив с самым маленьким увеличением. Снимите препарат с предметного столика. Микроскоп приведите в нерабочее положение.



Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

  1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.

Оформление задания в тетради

Увеличение

Увеличение

Общее увеличение

окуляра

объектива

микроскопа

Х7

х8


х15

х20


Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.

Мой микроскоп увеличивает рассматриваемый объект в ___________________

  1. Оформите вывод.

Вывод: в ходе лабораторной работы..._____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



Приложения. 2 (раздать на столы по рядам)

Рассказ 1. Считается что первый микроскоп был создан в 1590 году голландским мастером очков Хансом Янссеном и его сыном Захарией Янссеном. Но это было сказано самим Захарией Янссеном в середине XVII века. Изобретение голландца заключалось в том, что он смонтировал внутри одной трубки две выпуклые линзы, и таким образом, заложил основы для конструирования сложных приборов. За счёт выдвижного тубуса достигалась фокусировка на объекте исследования. Увеличение равнялось 3-10 крат. Это изобретение стало настоящим прорывом в сфере микроскопии. Каждый последующий свой микроскоп Захария совершенствовал.



Рассказ 2. Однажды Галилей соорудил очень длинную подзорную трубу. Дело происходило днем. Закончив работу, он навел трубу на окно, чтобы на свету проверить чистоту линз. Посмотрев в окуляр, он оторопел: все поле зрения заняла какая-то искрящаяся серая масса. Труба немного покачнулась, и ученый увидел огромную голову с выпуклыми черными глазами. Отняв глаза от трубы Галилео увидел муху, сидящую на окне. Так появился на свет микроскоп, состоящий из двух линз.



Рассказ 3. Гук работал секретарем и демонстратором опытов Английского королевского общества. В это время стало известно о микроскопе. Ему поручили провести наблюдение на этом приборе. Имевшийся в его распоряжении микроскоп представлял собою полуметровую позолоченную трубу, расположенную строго вертикально. Работать приходилось стоя в неудобной позе. Гук сделал трубу наклонной, установил лампу, которая позволила подсвечивать исследуемые объекты. Позже, он придумал как улучшить качество линз и увеличить поле зрения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!