РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ИХ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ
Шурыгина Галина Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ ООШ №38 г.Томска
Работа классного руководителя включает не только работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями. Для каждого классного руководителя общение с родителями – неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы зависит и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности.
На сегодняшний день мало использовать традиционные формы работы с семьей. Современная жизнь диктует новые подходы, новые пути к решению проблемы сотрудничества педагогов и родителей.
Работу с родителями в своём классе я строю, придерживаясь следующих этапов.
Этап первичного знакомства.
Проведение экспресс-опросов с целью изучения контингента родителей, их взглядов на проблемы воспитания ребёнка (заполнение анкет). Важно изучить родительский запрос, то есть то, чего родители ждут от обучения их ребенка в школе. Полученные данные использую для дальнейшей работы. Большую помощь на этом этапе оказывают ежедневные встречи с родителями, когда они приводят и забирают детей, общение через мессенджеры.
Установление между классным руководителем и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Стараюсь заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, и обязательно дать им почувствовать себя активными участниками воспитательного процесса. (Рассказываю о предстоящих школьных делах, мероприятиях, советуюсь с ними по разным вопросам, вместе планируем внешкольные и внутриклассные мероприятия с детьми на учебный год.)
На этом этапе выявляются лидеры и группа риска- недовольные, амбициозные, равнодушные родители. Формируем родительский комитет класса, выбираем председателя.
3.Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе вступаю в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка. Посещаю семьи, провожу индивидуальные беседы. В процессе беседы родители должны чувствовать заботу о них, о ребенке, что педагог хочет искренне помочь ребенку быть успешным. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Важно соблюдать профессиональную этику, с осторожностью оценивать личностные качества членов семьи, особенно ребёнка, акцентировать положительные свойства, создаю определённую «педагогическую надежду» у родителей.
4.Совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества и педагогическое просвещение родителей.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к школе. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
В своей практике применяю такую форму как «Письмо родителю», в котором сообщаю об успехах и неудачах, хороших и плохих поступках ученика.
А также совместные досуги, праздники.
Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию, создавать эмоциональный комфорт в классе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
Провожу выставки работ родителей и детей. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).
Еще одной формой взаимодействия педагога, родителей и детей являются благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными. «Подари книгу другу», «Новогодняя почта», «Наряд для ёлочки», «Сытый Тузик», «Покорми птиц и белочек»
Важно помнить, что только вместе с родителями можно добиться
того, чтобы ученик раскрыл свои способности, полюбил труд, умел
наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить другого
человека и быть любимым.
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил общения с семьями учащихся, которые и я стараюсь неукоснительно соблюдать:.
1. Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренним и уважительным.
2. Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.
3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Смысл педагогического
взаимодействия семьи и школы вижу в создании условий для нормальной
жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его
индивидуальности.