ФИ __________________________________________________________________________
Дата проведения _____________________________
Джек- поводырь
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших черных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в черных очках – бывший военный летчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой летчик появился без своей извечной палочки. Вместо нее он держал за поводок собаку. Джек уверенно вел своего хозяина по улице. У перекрестка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.
«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведет своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колено: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно … «Джек, в магазин!» - ведет в гастроном.
- Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырем бывший летчик.
Определите жанр произведения.
А) рассказ;
Б) басня;
В) сказка;
Г) стихотворение.
Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?
А) он отличался от всех внешним видом;
Б) он всегда гулял с собакой;
В) он гулял в одном и том же месте.
По какой причине ослеп летчик? Выпишите ответ из текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы понимаете значение слова «поводырь»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто стал верным другом бывшего летчика? _____________________________________
Как вы понимаете выражение «Джек теперь мне взамен глаз»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову «выбоина».
__________________________________________________________________________
Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?
А) он лаял на молодого человека;
Б) тыкался носом в колени пассажира помоложе;
В) начинал рычать на пассажира
Восстановите последовательность событий рассказа. Ответ _______________________
А) вместо палочки он держал за поводок собаку
Б) Джек ведет к автобусу
В) каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой
Г) он лишился одной руки и обоих глаз
Д) бывший летчик доволен другом
Определите главную мысль текста ____________________________________________
ФИ __________________________________________________________________________
Дата проведения _____________________________
Кукушка
(Ненецкая сказка)
Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовет: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
- Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! – закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью:
- Мама, мы тебе водички принесли.
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.
Определите жанр произведения.
А) рассказ
Б) басня
В) сказка
Г) стихотворение
Сколько детей было у матери?
А) трое
Б) двое
В) четверо
Г) ….. (запишите свой вариант ответа)
Почему заболела мать?
А) она простыла
Б) заразилась
В) от тяжелой жизни
Г) … (запишите свой вариант ответа)
О чем просила мать своих детей? Выпишите ответ из текста
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову «чум»? __________________________________________
В какую птицу превратилась мать? ____________________________________________
Как вы думаете, какой народ сочинил это произведение?
А) русские
Б) азербайджанцы
В) ненцы
Г) …. (запишите свой вариант ответа)
Где происходили события?
А) в степи
Б) в лесу
В) в пустыне
Г) в тундре
Восстановите деформированный план прочитанного текста. Ответ __________________
А) превращение в птицу
Б) навсегда бросила детей мать-кукушка
В) мать просит пить
Г) не слушались дети матери
Д) тяжело заболела мать
Е) мать улетает
Ж) дети просят вернуться
Определите главную мысль текста _____________________________________________