СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом как способ формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом как способ формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

Работа с текстом как способ формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

В связи с модернизацией российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых компетенций при обучении иностранному языку важную роль играет коммуникативная компетенция.

Говоря о компетенции в целом, следует отметить, что в переводе с латинского языка, она представляет собой круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Другими словами, коммуникативная компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Функция учителя в данном случае рассматривается как роль создателя условий для коммуникации студентов, наставника, посредника в их совместной работе. Данная позиция может значительно преобразовать образовательный процесс и положительно повлиять на социализацию учащихся, облегчить и ускорить её.

Основным принципом коммуникативно - ориентированного обучения является речевая деятельность, но формируется коммуникативная компетенция в совокупности всех ее составляющих:

речевой компетенции – (развитие коммуникативных умений в 4 видах речевой деятельности : говорении, аудировании, чтении, письме);

языковой компетенции – (овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке);

социокультурной компетенции- (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения);

компенсаторной компетенции – (умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации );

учебно-познавательной компетенции – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Одной из распространенных форм работы на уроке для формирования коммуникативных компетенций учащихся является работа с текстом.

В свою очередь чтение иноязычных текстов направлено на:

а) развитие лингвистических способностей учащихся;

б) пополнение словарного запаса учащихся;

в) формирование лингвистических компетенций.

На примере учебника Spotlight хотелось бы поделиться методами формирования коммуникативной компетенции учащихся при работе с текстом, которые я использую на своих уроках.

Вот пример заданий для работы с текстом на уроке в 7 классе по теме «Bookworms». После введения новых слов задаю на дом учить их. На следующем уроке проверяю знание слов устно, затем пишем диктант.



После работы с текстом переходим к его пересказу. К каждой части подготовлены опорные картинки и ключевые слова, по которым ребенок будет пересказывать текст. Обычно мы с детьми проговариваем такие задание, составляем предложения, обращаем внимание на важность составления полных предложений, остальные слайды задаю на дом.


Также для формирования устной речи в работе очень помогают Speaking cards.

В 5 классе в разделе «Favourite subjects»мы знакомимся с предметами по выбору Тони Митчела, используя эту информацию исправляем в предложенном тексте ошибки. В конце урока раздаю детям карточки, в которых они пишут краткую информацию о себе и обмениваются этими карточками со своими одноклассниками. На дом задаю составить рассказ о своем однокласснике на примере упражнения, сделанного в классе.

Еще один пример при работе с 5 классом, работа с текстом про Человека-Паука. После введения новой лексики знакомимся с содержанием текста. В конце урока можно предложить детям заполнить карточку самыми главными фактами о Человеке-Пауке, которые в будущем помогут подготовить детей к пересказу текста.

Также для решения коммуникативных задач можно использовать различные интерактивные ресурсы. Один из них - конструктор интерактивных упражнений Wordwall  После несложной регистрации в бесплатном пакете вы сможете создать анимированные задания по готовым шаблонам. Кроме того, здесь есть обширная база готовых заданий, созданная коллегами. Достаточно воспользоваться строкой поиска для выбора упражнения по нужной теме. Здесь пример работы с текстом по теме «My neighbourhood» в 6 классе. Вариант работы с текстом «Mineral Park» в 7 классе в шаблоне «Match up» и «Quiz».


В заключении можно сказать, что развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности.