СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Работас текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника".

Просмотр содержимого документа
«"Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника"»

Уставщикова Марина Михайловна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Колобовская средняя школа» Шуйский район Ивановская область


Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника.

В списке составляющих функциональной грамотности на первом месте стоит читательская грамотность.

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образования.  

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

В своей практике  учителя сталкиваются со следующими проблемами: 

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Что же такое грамотность?  Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.  А что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В современных условиях, когда значительная часть учебного процесса проходит дистанционно, многие учителя столкнулись с тем, что дети не умеют работать с текстом.

Основная причина заключается в том, что дети в перенасыщенной информационной среде имеют доступ к различным интернет-ресурсам, поэтому мало читают учебную и дополнительную литературу.

В связи с этим у учащихся начальной школы должен быть сформирован не только навык чтения, но и умение использовать этот навык для поиска нужной информации в тексте, для освоения других дисциплин, обогащения своего читательского опыта, развития интеллекта и способности к творческой деятельности. Это довольно сложная проблема, требующая комплексного решения. Овладение навыком чтения необходимо для освоения всех других предметов образовательного процесса. Таким образом, уроки литературного чтения создают основу всего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют определяющую роль в формировании читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней.

Формирование читательской грамотности как способности учащихся к осмыслению письменных текстов различного содержания, а также умение использовать прочитанное в различных жизненных ситуациях представляет особо актуальную задачу для образовательной школы в целом.

Работа с текстом включает в себя ряд компонентов:

1.Ориентация в содержании текста и понимание его общего смысла. Данный компонент подразумевает определение темы, главной мысли прочитанного текста и его назначения. Для развития данного компонента школьникам предлагают задачи: озаглавить текст так, чтобы заглавие отражало главную тему или основную мысль текста; на объяснение фактов или явлений, порядок инструкций или действий, описанных в тексте.

Я на первых этапах объяснения темы и главной мысли текста, беру текст сказки «Репка». О чём сказка? _ О репке. Следовательно название отражает тему текста. –А чему учит сказка? – Взаимовыручке , взаимопомощи, дружбе, коллективизму. – Как по –другому можно назвать сказку, исходя из ваших ответов? –«Вместе – любое дело по плечу». Второе название отражает идею текста.

2.Поиск информации – предполагает понимание ребенком конкретного содержания произведения. Для того чтобы научить детей находить информацию в тексте эффективно будет использовать тексты научно-познавательного характера, соответствующие возрасту школьника. Так же использовать упражнения в умении задавать вопросы к тексту. Фактические вопросы , которые начинаются со слов КТО? ЧТО? ГДЕ? КУДА?, эти вопросы помогают понять содержание текста. Логические вопросы начинаются со слов ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?, они помогают понять смысл текста. Работу начинаю так же с первого предложения сказки «Репки». Посадил дед репку. – Сколько слов в предложении? – Три. –Значит к нему можно задать 3 вопроса. Кто посадил репку? Что посадил дед? Что сделал дед с репкой? То есть каждое слово является ответом к одному из вопросов.

3. Интерпретация текста предполагает извлечение информации, которая или сообщается напрямую, или скрыта. Чтобы дети научились этому, наиболее эффективен прием сопоставления текстов, сходных по содержанию, но отличных по стилю. То есть сравнение текстов в функционально стилистическом отношении.


4.Рефлексия на содержание или на форму текста и его оценка. На этом этапе учащиеся должны уметь связать информацию из текста с другими знаниями, соотнести прочитанное с собственным опытом, дать оценку главным мыслям текста. Главное, что формируется при этом компоненте - это умение размышлять над текстом и делать вывод из прочитанного, при этом находя факты и аргументы в подтверждение своего мнения.


Рассмотрим основные этапы работы с литературными произведениями:

1 этап - Подготовка к чтению. Введение в тему. На данном этапе учащиеся на основании названия, имени и фамилии автора, иллюстраций к тексту предполагают, какими могут быть содержание текста, тема и герои.


2 этап. Первичное чтение текста. Данный этап проходит в виде выразительного чтения учителем или же выразительного чтения по ролям с участием учеников и преподавателя, чтение по цепочке и др. При этом необходимо, чтобы дети делали пометки по тексту, то есть выделяли слова или фразы, являющимися ключевыми для определения смысла текста.


3 этап - Проверка первичного восприятия. После прочтения текста важно, чтобы учитель выяснил, какие эмоции вызвал текст у детей, как ученики поняли текст, смогли ли понять главную мысль текста. Для этого учитель задает вопросы, примерно следующего содержания:

- Понравилось ли прочитанное произведение?

- Какая часть понравилась больше всего?

- Когда вы наиболее сильно переживали за героя?

- Совпало ли ваше первоначальное предположение с содержанием текста?



4 этап - Анализ текста. Здесь учитель с помощью наводящих вопросов помогает ученикам понять главную мысль текста, чувства героев и дать оценку их поступков.


Важным элементом анализа произведения является словарная работа - выписывание из текста ключевых слов и понятий, подчеркивание главных мыслей писателя.


Таким образом, правильная и целенаправленная работа с текстом позволяет учащимся находить из большого объема информации именно ту, которая окажется нужной и полезной, а также заставляет думать, анализировать и познавать окружающий мир.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!