Приемы организации работы с текстом.
Текст является основной учебно-методической единицей обучения. Конечная цель работы с текстом - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.
Как за минимум отведенного на уроке времени добиться результативности чтения, а урок превратить в увлекательное интересное исследование?
Приём «Конкурс шпаргалок»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагается прием «Конкурс шпаргалок»
Технология приема:
Конкурс шпаргалок – увлекательная форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома шпаргалке, если:
Шпаргалка оформлена на листе бумаги форматом А4.
В шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематическими рисунками, стрелкам;
Количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям, например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий.
Лучшие шпаргалки по мере их использования на уроке вывешиваются на стеде. В конце изучения темы подводятся итоги.
Прием творческого чтения. Маркировочные таблицы.
Используется на этапе просмотрового чтения с целью отличить главное от второстепенного.
Перед чтением текста учащимся предлагается несколько вопросов на мотивацию: «Почему я должен прочесть этот текст?»
На лист учебника с текстом надеваем файл. Берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее следует пересказ по маркированному. Этот же прием можно использовать при составлении плана текста, краткой записи задачи.
Слайд. «Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой».
Прием «Цветные поля»
Ученик, выполняя письменную работу, отчеркивает поля цветными карандашами. Красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте ошибки!»
Зеленый – «Отметьте, пожалуйста, слова с ошибками. Я сам всё исправлю!»
Синий – «Укажите количество ошибок, я сам их найду и исправлю» Черный – «Не относитесь, пожалуйста, серьезно к этой работе. Я ее делал в спешке» И т.д.
Приём “Диктант значений”
Преподаватель диктует не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их.
Пример. Учитель в диктанте по удвоенным согласным диктует: «Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь», а ученики пишут «Корреспондент»
-
«Совокупность всех притоков реки, озера» - «Бассейн»
-
«Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество» - «Мировоззрение».
Чтение в кружок"
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение перевернутого текста».
Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
Упражнение способствует развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
Слайд. «Почаще ставьте себя на место ребенка».
Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:
В начале каждого урока чтения целесообразно проводить зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко. На экран выводится предложение, по истечении указанного времени, предложение удаляется. Ученик читает, запоминает и записывает предложение. Постепенно уменьшается время для чтения, увеличивается количество знаков для чтения.
№ | Предложения | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Тает снег. | 8 | 4 |
2 | Идет дождь. | 9 | 4 |
3 | Небо хмурое. | 10 | 5 |
4 | Коля заболел. | 11 | 5 |
5 | Запели птицы. | 11 | 5 |
6 | Поле опустело. | 12 | 6 |
«Игра в прятки». Учитель, называя только страницу, начинает читать не сначала, а с любого места, ученик должен найти и подстроиться под чтение учителя. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель.
«Мнимое слово». Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, ученик прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен ещё и тем, что дети имеют возможность поправить учителя, что поднимает собственный авторитет ребёнка и придает ему уверенность в своих силах.
-
Слайд. «Не забывайте о том, что важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут».
Прием «Схематизация»
Работая в паре или группе, дети схематично изображают последовательность событий, а затем представляют свою работу классу. Чаще всего, дети верно определяют ключевые моменты рассказа:
Мальчик порвал штаны. 2. Бобка пробует зашивать сам, торопится. 3. Ребята смеются, мальчик не доволен результатом, заплатка не получилась и т.д.
Картинный план позволяет наглядно представить последовательность событий и выделить ключевые моменты текста. Кроме этого, дети учатся схематизировать содержание текста. Схематизация в данном случае выступает как ещё один способ взаимодействия учащихся с текстом, а картинный план помогает ребёнку наглядно представить содержание текста, что в младшем школьном возрасте вполне доступно и понятно.
-
Слайд «Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас».
Приём «Кубик Блума». На гранях кубика написаны слова: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Кубик передается кому-нибудь из учеников, какой гранью к себе он его получит, на тот вопрос и отвечает. «Почему» именно такое название имеет текст; «Объясни», как выразить ту же мысль другими средствами.
«Назови» фамилию ученого, который сказал: «Математика – это больше, чем наука, это язык»; «Назови» ключевые слова в тексте.
«Предложи» свое название текста; «Придумай» продолжение истории. «Поделись» с нами мнением о прочтенном тексте.
М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления».
Селяева Л. А. Приемы работы с текстом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65217.htm.
-
Составьте из двух предложений одно простое.
-
Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых.
Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность и языковая компетентность. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений.
Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Каждый учитель мечтает, чтобы все ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного текста. При итоговой аттестации выпускник также должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тексту или сам текст.
Педагоги, работающие в 9 – х и 11 – х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания прочитанного, а также при чтении самого задания.
Технология продуктивного чтения (ТПЧ)
Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому технология продуктивного чтения (ТПЧ), разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла.
Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнером, наставником, наблюдателем.
Разработанная технология включает три этапа работы с текстом, трехступенчатый процесс.
1.Этап – этап предтекстовой деятельности.
Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Задача – выработать мотивацию к прочтению текста
1.Стратегия «Прогноз по заголовку».
Задание: подумайте, о чем может идти речь в рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», в произведении П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и т.д.
– Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строчке произведения…Вспомните, как называется произведение….Соответствует ли содержание рассказа названию?
Приведите примеры подобных расхождений.
Ассоциативный куст (круг, ряд). Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
2. Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»).
Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста (сказки «Теплый хлеб») – Что вы знаете о К.Г Паустовском? Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть главным героем? Какое событие в рассказе может быть описано.
3. Стратегия «Образ текста».
Задание: проверьте свои предположения. На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ. Название рассказа дается.
4.Стратегия «Батарея вопросов».
Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.
5. Стратегия «Глоссарий».
Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.
6. Стратегия «Соревнуемся с писателем».
Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант, остальные его дополняют.
7. Стратегия «Верные и неверные утверждения».
8. Стратегия Знаю, Хочу узнать, Узнал.
2 этап – этап текстовой деятельности.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.
1. Стратегия «Чтение в кружок». Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. * Все правильные вопросы могут записываться.
2. Стратегия «Чтение про себя с вопросами».
3. Стратегия «Чтение про себя с пометами. (Инсерт)». Пометы на полях: + – знал; – – новое; ? – интересно; V – непонятно. Можно и другие: В – вопрос; О – ответ; З – знаю; Н – новое; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить.
4. Стратегия «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками, во время которых даются задания в виде вопросов: одни направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания следующего отрывка.
5. Стратегия «Поставь проблему – предложи решение». Вспомните, с какими проблемами сталкиваются герои произведения (проблема формулируется и записывается в овал). Далее дети могут назвать несколько проблем, учащиеся делятся на группы и предлагают всевозможные варианты решения проблем.
6. Стратегия «Составление вопросного плана». Ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом…….
3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.
2. Стратегия «Дерево вопросов» Крона – что? где? когда? Ствол – почему? Как? Не могли бы вы? Корни – как текст соотнести с жизнью? С текущими событиями? Что автор пытался показать?
3. Стратегия «Кубик Блума» (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник).
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик.
Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.
Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е на простое воспроизведение знаний.
Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.
Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.
В
се выше перечисленные стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу .Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Достоинства технологии:
1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
2. Ориентирована на развитие личности.
3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
4. Способствует пониманию текста на уроке.
7