СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа с текстом на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы достичь хороших результатов в развитии речевой деятельности, необходимо создавать креативную среду и совершенствовать свои знания в области современных педагогических технологий, творчески подходить к проведению уроков русского языка.

Просмотр содержимого документа
««Работа с текстом на уроках русского языка»»

МКОУ «Купянская ООШ» «  Работа с текстом на уроках русского языка» Подготовила Гильманшина  Татьяна Алексеевна

МКОУ «Купянская ООШ»

« Работа с текстом на уроках русского языка»

Подготовила

Гильманшина Татьяна Алексеевна

 Читать –  это ещё ничего не значит:  что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело .      К.Д.Ушинский

Читать –

это ещё ничего не значит:

что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело .

К.Д.Ушинский

Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений:  быстро и правильно ориентироваться в условиях общения,  уметь спланировать свою речь,  правильно выбрать содержание,  найти адекватные средства выражения мысли,  обеспечить обратную связь.

Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений:

  • быстро и правильно ориентироваться в условиях общения,
  • уметь спланировать свою речь,
  • правильно выбрать содержание,
  • найти адекватные средства выражения мысли,
  • обеспечить обратную связь.
Вся работа с текстом в начальной школе основана на дидактическом принципе: “ От простого – к сложному, от легкого – к трудному”.

Вся работа с текстом в начальной школе основана на дидактическом принципе:

От простого – к сложному,

от легкого – к трудному”.

Текст это основа создания на уроках развивающей речевой среды, основной компонент структуры учебника, текст –база всех школьных предметов именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:  коммуникативная,    образовательная,    развивающая,   воспитательная .

Текст

  • это основа создания на уроках развивающей речевой среды,
  • основной компонент структуры учебника,
  • текст –база всех школьных предметов
  • именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:

коммуникативная, образовательная,

развивающая, воспитательная .

Чтобы   использование   текста   на уроках   было   максимально эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. При выборе текста для работы на уроке придерживаюсь следующих критериев: 1) текст должен быть интересным; 2) текст должен соответствовать  возрастным особенностям школьника; 3) текст должен способствовать духовному развитию ученика; 4) текст должен быть актуальным для решения учебной задачи.

Чтобы   использование   текста   на уроках   было   максимально эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. При выборе текста для работы на уроке придерживаюсь следующих критериев:

1) текст должен быть интересным;

2) текст должен соответствовать  возрастным особенностям школьника;

3) текст должен способствовать духовному развитию ученика;

4) текст должен быть актуальным для решения учебной задачи.

Виды работы с текстом 1. Деление текста на предложения 2.Составление предложений из слов 3. Работа над деформированным текстом 4.Работа над структурой текста 5. Творческие работы 7. Написание изложений 8. Написание сочинений
  • Виды работы с текстом
  • 1. Деление текста на предложения
  • 2.Составление предложений из слов
  • 3. Работа над деформированным текстом
  • 4.Работа над структурой текста
  • 5. Творческие работы
  • 7. Написание изложений
  • 8. Написание сочинений
 1. Деление текста на предложения  Расставь знаки препинания.   Из-под каменист_ берега б_ёт родник его открыли охотники они вырыли лунку очистили от песка обл_жили камнем р_дничок наполнил лунку и потёк теперь ч_рпают воду из лунки как из колодца я часто бывал на Кавказ_ и вид_л в г_рах р_дники их находят по р_сяной влажност_ на скалах скалу пр_рубают выводят родник наружу из камней у самой тр_пы выкладывают колодец здесь усталый путник мож_т ут_лить жажду а ты пил воду из родника нет ничего прохладнее и чище ключевой воды

1. Деление текста на предложения

Расставь знаки препинания.

Из-под каменист_ берега б_ёт родник его открыли охотники они вырыли лунку очистили от песка обл_жили камнем р_дничок наполнил лунку и потёк теперь ч_рпают воду из лунки как из колодца я часто бывал на Кавказ_ и вид_л в г_рах р_дники их находят по р_сяной влажност_ на скалах скалу пр_рубают выводят родник наружу из камней у самой тр_пы выкладывают колодец здесь усталый путник мож_т ут_лить жажду а ты пил воду из родника нет ничего прохладнее и чище ключевой воды

2. Составление предложений из слов    Птицы под снегом. по, заяц, болоту, скакал, кочку, с, на, бух, кочки, снег, в, да. косой, под, что, чувствует, ногами, что – то, шевелится. громким, из – под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться. заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся. в, стая, снегу, в, живёт, куропаток. вылетают, болоту, они, клюкву, по, днем, ходят, выкапывают. опять, в, поклюют, снег, и. заметит, снегом, кто, под, их.  - Ребята, прочитайте, что написано. Как вы думаете, это текст? А что в нем необычного?  - Попробуйте по заголовку определить тему будущего текста.

2. Составление предложений из слов

Птицы под снегом.

по, заяц, болоту, скакал, кочку, с, на, бух, кочки, снег, в, да.

косой, под, что, чувствует, ногами, что – то, шевелится.

громким, из – под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться.

заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся.

в, стая, снегу, в, живёт, куропаток.

вылетают, болоту, они, клюкву, по, днем, ходят, выкапывают.

опять, в, поклюют, снег, и.

заметит, снегом, кто, под, их.

- Ребята, прочитайте, что написано. Как вы думаете, это текст? А что в нем необычного?

- Попробуйте по заголовку определить тему будущего текста.

3. Работа над деформированным текстом Расположи части текста в соответствии с планом так, чтобы получился связный текст 1) Весна улыбнулась. 2) Весна голос подает. 3) Настоящей весной запахло.  Приход весны.  Вот уже снег сделался грязным, осел. Заговорили ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.  Весь снег растаял. Показались подснежники. Это первые цветы. Они пахнут настоящей весной.  Стало солнышко сильнее пригревать. Сосульки заплакали на крышах. Улыбнулась весна.

3. Работа над деформированным текстом

Расположи части текста в соответствии с планом так, чтобы получился связный текст

1) Весна улыбнулась.

2) Весна голос подает.

3) Настоящей весной запахло.

Приход весны.

Вот уже снег сделался грязным, осел. Заговорили ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.

Весь снег растаял. Показались подснежники. Это первые цветы. Они пахнут настоящей весной.

Стало солнышко сильнее пригревать. Сосульки заплакали на крышах. Улыбнулась весна.

 Прием «Пазлы»  ( дан текст, разрезан на смысловые части по структуре) Задание : 1 гр. – определите  вводную часть  текста, установите и назовите признаки, по которым определяли. 2 гр. – определите основную часть текста, установите и назовите признаки, по которым определяли. 3 гр. – определите заключительную часть текста (концовку), установите и назовите признаки, по которым определяли. 4.  Работа над структурой текста

Прием «Пазлы»

( дан текст, разрезан на смысловые части по структуре)

Задание : 1 гр. – определите  вводную часть  текста, установите и назовите признаки, по которым определяли.

2 гр. – определите основную часть текста, установите и назовите признаки, по которым определяли.

3 гр. – определите заключительную часть текста (концовку), установите и назовите признаки, по которым определяли.

4. Работа над структурой текста

 5. Творческие работы Прием «Работа с поликодовым текстом»    1. Какое правило «зашифровано» в рисунке?  2. Как вы догадалиь, кто является героем правила?  3. Расскажите правило, представленное рисунком.

5. Творческие работы Прием «Работа с поликодовым текстом»

1. Какое правило «зашифровано» в рисунке?

2. Как вы догадалиь, кто является героем правила?

3. Расскажите правило, представленное рисунком.

Составление текста по иллюстрации при помощи плана    План 1) Скоро прилетят птицы. 2) Работа в мастерской. 3) Новосёлы .

Составление текста по иллюстрации при помощи плана

План

1) Скоро прилетят птицы.

2) Работа в мастерской.

3) Новосёлы .

Приемы создания собственных текстов:     Прием «Напишите письмо». Прием «Пишем сказку на новый лад».    Прием «Написания эссе»    Прием «Письмо по кругу»  

Приемы создания собственных текстов:

Прием «Напишите письмо».

Прием «Пишем сказку на новый лад».  

Прием «Написания эссе»  

Прием «Письмо по кругу»  

 Упражнения в составлении текста телеграмм. Работа в группе. текст телеграммы пишется кратко, с пропуском предлогов, союзов и знаков препинания . 1. Упражнения в составлении текста телеграмм. Работа в группе. а) Найдите в телеграммах лишние слова, исправьте. Поздравляю с днем рождения. Желаю здоровья и счастья. Срочно выезжай, потому что больна мама. Поздравляю с праздником 8 Марта.   б) составь текст телеграммы: 1 группа – приглашение на новоселье; 2 группа – рождение сына; 4 группа – поздравление с Новым годом . Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» 

Упражнения в составлении текста телеграмм. Работа в группе.

текст телеграммы пишется кратко, с пропуском предлогов, союзов и знаков препинания .

1. Упражнения в составлении текста телеграмм. Работа в группе. а) Найдите в телеграммах лишние слова, исправьте.

Поздравляю с днем рождения. Желаю здоровья и счастья.

Срочно выезжай, потому что больна мама.

Поздравляю с праздником 8 Марта.

б) составь текст телеграммы:

1 группа – приглашение на новоселье;

2 группа – рождение сына;

4 группа – поздравление с Новым годом .

Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» 

5. Написание изложений :  классификация изложений: подробное выборочное краткое (сжатое) с дополнительным речевым заданием творческого характера изложение знакомого, малознакомого и незнакомого текста изложение текста, воспринимаемого зрительно, на слух и зрительно, только на слух изложение по плану

5. Написание изложений :

классификация изложений:

  • подробное
  • выборочное
  • краткое (сжатое)
  • с дополнительным речевым заданием творческого характера
  • изложение знакомого, малознакомого и незнакомого текста
  • изложение текста, воспринимаемого зрительно, на слух и зрительно, только на слух
  • изложение по плану
6. Написание сочинений:  классификация сочинений: сочинения повествовательного характера сочинения описательного характера сочинения-рассуждения  виды сочинений: по картине по вопросам по личным наблюдениям по опорным словам на заданную тему

6. Написание сочинений:

классификация сочинений:

  • сочинения повествовательного характера
  • сочинения описательного характера
  • сочинения-рассуждения

виды сочинений:

  • по картине
  • по вопросам
  • по личным наблюдениям
  • по опорным словам на заданную тему
 Вывод .  Чтобы достичь хороших результатов в развитии речевой деятельности, необходимо создавать креативную среду и совершенствовать свои знания в области современных педагогических технологий, творчески подходить к проведению уроков русского языка

Вывод .

Чтобы достичь хороших результатов в развитии речевой деятельности, необходимо создавать креативную среду и совершенствовать свои знания в области современных педагогических технологий, творчески подходить к проведению уроков русского языка

Одна из заповедей      учителя – заметить      даже самое маленькое      продвижение ученика       вперёд и поддержать его      успех.   Творческих успехов !

Одна из заповедей учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Творческих успехов !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!