Мастер-класс « Работа с текстом на уроках русского языка».
Учитель: Филинова Лидия Александровна
Приветствие, психологический настрой.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на своём мастер- классе, предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хорошую и плодотворную работу.
Постановка педагогической проблемы.
Предлагаю вам выполнить задание и определить тему моего мастер-класса.
Нужно разгадать ребусы. (слайд №1)
(Ответ: работа) (Ответ: текст)
Совершенно верно.
(на слайде 2)
Попробуем сформулировать тему моего мастер-класса.
Тема мастер-класса «Работа с текстом на уроках русского языка».
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом , по формированию читательской грамотности на уроках русского языка .
Задачи (слайд№3)
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе .
М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.
Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.
Что же такое текст?
Это основа создания на уроках развивающей речевой среды;
Основной компонент структуры учебника;
Текст – база всех школьных предметов;
Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, развивающая, образовательная и воспитательная.
Успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
– дети имеют низкую скорость чтения;
– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
– затрудняются кратко пересказать содержание, мало читают, не обладают читательской грамотностью.
- Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Работа с текстом (Притча).(слайд №7)
- У вас на столах есть текст.
Я предлагаю вам познакомиться и прочитать его.
Однажды к Мудрецу пришел один человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него – не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умён. Да к тому же много чего не умеет делать.
⠀ Долго мудрец слушал его стенания. А потом взял его за руку и вывел в сад:
– Посмотри, – сказал он.
– Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное?
– Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие.
– Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен.
1.Прочитайте текст .
2.Докажите, что этот материал является текстом.
3.Давайте определим тип речи (описание, повествование, рассуждение)
Повествование с элементами рассуждения
4.Определите стиль речи. (научный, официально-деловой, публицистический, художественный , разговорный)
Выделяют пять основных стилей: четыре так называемых книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль.
Вывод.
Это притча. На своих уроках я часто использую притчи.
Притчи - одно из важнейших средств духовно-нравственного воспитания. Их эффективность обусловлена, прежде всего, тем, что они воздействуют на все 3 Я человека: ум, сердце и душу.
5. Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится) О чём этот текст?
(о недовольстве, каждый человек уникален, о неуверенности в себе)
6.Какова главная мысль текста?
Каждый человек по-своему хорош и полезен.
7. Какое незнакомое слово вам встретилось в тексте?
Стенания (устар) - глубокий стон с выкриками при сильных переживаниях.
8.Подберите синонимы к слову «стенать».
(страдать, причитать, жаловаться, охать, роптать, сетовать и т.д.)
9.Как бы вы озаглавили притчу? (Притча «О неуверенности»)
10.Подчеркните ключевые слова в тексте.
11.Найдите в тексте просторечное слово со значением «очень» (шибко)
12. Подумайте, какие вопросы вы бы задали своему соседу по парте, чтобы узнать, понял ли он текст?
13. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
1.Человек жаловался Мудрецу на свою жизнь.
2.Мудрец не стал слушать его стенания.
3.Мудрец сказал, что яблоня более красива и полезна, чем сосна.
4.Человек по-своему хорош и полезен.
14. Перед вами пословицы. Какие пословицы подойдут к нашему тексту.
Где справедливость, там и правда.
2. Нет ничего невыполнимого, надо только верить в себя.
3.Доброе слово лучше мягкого пирога.
4.Уверенность гору с места сдвинет
5. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
15. Перескажите текст подробно, сжато.
В 9 классе на ОГЭ по русскому языку - одним из заданий является сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе?». Эту притчу можно привести в качестве аргумента.
Ученики должны дать определение выражениям: что такое доброта, любовь. Я предлагаю вам дать определение неуверенности в себе.
16. Что такое неуверенность в себе?
По моему мнению, неуверенность - это сомнение в своих физических и духовных силах, отсутствие веры в себя, а также низкая самооценка.
Мне кажется, неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать своё мнение, поэтому ему приходится принимать решения, полагаясь на советы других людей, не принимая в учёт собственную точку зрения.
НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.
Подведение итогов мастер-класса.
Рефлексия.
Рассмотреть много приемов на мастер-классе не позволяет время, поэтому я постаралась показать основные приёмы, которые я применяю в работе.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даѐт корова молоко».
Век ХХI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!