СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом при подготовке к ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом при подготовке к ОГЭ»

Тема: работа с текстом при подготовке к ОГЭ

Работа в 9 классе имеет определенные особенности. Поэтому мы должны выбрать для себя такие формы и методы работы, которые одним выстрелом достигают трех мишеней: это подготовка к сжатому изложению, к сочинению, к устному собеседованию. Работа с текстом – это многоплановая работа , и если говорить о компетенциях, которые она затрагивает, это будут и лингвистические компетенции, языковые и коммуникативные. Это переход предметного уровня на метапредметный. И научить это не простое дело. Но наша задача состоит в том, чтобы выпускники справлялись с данным видом работы. Поэтому мы должны проводить и лексическую, и грамматическую, работу со словарями, а также привлекать жизненный и читательский опыт.

Цель: определить основные направления работы с текстом при подготовке к ОГЭ.

Задачи:

  1. Развивать умения текстовосприятия учащихся

  2. Выбирать и сочетать наиболее продуктивные формы работы с текстом

  3. Учить комплексно анализировать текст и его фрагменты

  4. Развивать умение создавать «вторичный текст» и его фрагменты.

  5. Развивать умение создавать «вторичный текст» на основе авторского

  6. Развивать творческий потенциал

  7. Развивать навыки речевого самоконтроля

Если представить работу с текстом как схему. То основным компонентом является: развитие творческого потенциала обучающихся , равно как обучению текстовосприятию и текстообразованию и как результат, как продукт – это создание текста различных типов речи, стилей и жанров, осуществление речевого контроля.

Приемы работы с текстом:

( понимание смысла прочитанного текста)

  1. Изменение какой – либо детали в тексте. Рассуждение о том , как это может повлиять на развитие сюжета

  2. Конструирование текста. Работа с деформированным текстом

  3. Сокращение текста так, чтобы смысл его сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть прямо в тексте

  4. Составление цепочки ключевых слов, которые связывают текст воедино

  5. Составление новых предложений или целого текста по ключевым словам из предложенного текста

  6. Восстановление смысла текста

  7. Выделение самых коротких предложений в тексте. Дополнение их второстепенными членами предложениями



Приемы работы с текстом

( развитие аналитических способностей)

  • Определить тему, основную мысль

  • Составить план

  • Составить цепочку тезисов, важных фактов, событий

  • Задать вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно

  • Порассуждать о событиях, описанных в тексте, характерах и поступках героев

  • Поставить на место одного из персонажей и т. д.



Например,

  • Конструктор

Вечер в лесу

Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу по­смотреть. Это распустился цветок медуницы. На тол­стом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние ли­ловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё тол­пятся молодые берёзки. Посредине синеет, как про­долговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каж­дая затонувшая веточка. В луже оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здорова­ясь со мной, издают какие-то урчащие приветствен­ные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.

Данная работа помогает в подготовке и к устному собеседованию.

Из абзацев собрать текст. Нарезанные кусочки. На обороте текста картинки. Работаем по составлению монолога . Можно не всегда , а 2- 3 раза. У детей такая работа вызывает интерес, мотивацию.

Также полезно заниматься редактированием ( т.е над совершенствованием формы и содержание текста, устранение недочетов)

Например, приемы

  • «слишком мало» (текст состоит из важной информации, нет выразительных средств)

  • «слишком много» в тексте слишком много выразительных средств

  • «Добавь аргумент.» (Хороший прием. К готовым аргументам нужно прибавить 3 аргумент.)

  • «Доверяй , но проверяй» (привести аргументы заведомо ложные)

  • «Спорное слово» ( слово употреблено разговорное в научном тексте)

  • «Смешение стилей» ( смешение стилей разговорный и научный)- возможно ли это

  • «Преобразование» публицистический преобразовать в научный



Например, текст Орлиное гнездо



Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов.



С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.



Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него.

Деформированный текст

Приемы

  • Текст без начала

  • Перепутанные предложения

  • Текст без концовки

  • Найди и исправь

  • Нарушенная композиция

Другие приемы

  • «Только одно» ( найти эпитеты)

  • «Яркие образы» ( нет в тексте средства художественной выразительности)

  • «Глазами автора»

  • «Рассказ по факту»

  • «Рассказ о впечатлении. Высказывание впечатления.»

  • «Рассказ о событии»

Также делаем блокнот редактора

  • Примеры грамматические и речевые ошибки

  • Средства художественной выразительности

  • Примеры словосочетаний с разными видами связей

  • Значение слов

  • Способы сжатия

  • Типы речи

  • Функциональные стили.

Не забываем работу со словарями.

Источники: www.fipi.ru

www.4ege.ru

www.ege.edu.ru
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!