Максимова Е.В.
( г. Моздок, МБОУ СОШ № 8 )
«Формирование навыков работы обучающихся с различными источниками информации».
«Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками»
А. Н. Леонтьев.
1. Проблема.
Результаты исследования PISA выявили у российских учащихся дефицит сформированности ряда важных умений:
осуществлять поиск информации по ключевым словам;
анализировать процессы проведения исследований;
составлять прогнозы на основе имеющихся данных;
интерпретировать научные факты и данные исследований;
выявлять научные факты и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов;
интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Обществу (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия “компетенции” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования.
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно - экономического, информационно и коммуникационно - насыщенного пространства.
И еще один фактор, актуализирующий проблему. Выпускники школ, награжденные золотыми или серебряными медалями, должны обладать самым высоким уровнем ЗУНов. И это официально признается всеми компетентными инстанциями. Однако бывает, что медалисты не выдерживают выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. Значит, у них не хватило компетентности в применении знаний, умений и навыков в сложной нестандартной ситуации конкурса, а сами ЗУНы, наверное, были, и не маленькие. Такого рода издержки отечественного образования связаны с большим объемом фактического материала, который должен освоить школьник, и с неэффективностью методик обучения. Знаний много, умений тоже немало, но проблема остается – компетентности нет.
Поэтому в концепции Федеральной целевой программы развития образования первой задачей указано «совершенствование содержания и технологий образования». Предполагается внедрение государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
2. Формирование информационной культуры.
Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
На современных школьников буквально обрушиваются потоки информации:
Наглядные (карты, схемы, макеты)
Письменные (учебники, сборники, журналы, печатные тесты)
Новые информационные носители (СD-диски, электронные учебники, Интернет)
Устные (речь учителя, речь одноклассников, информационные сообщения: ТВ, радио)
Уровень информационной культуры человека определяют, прежде всего, основополагающие (базисные) знания и умения в области поиска и семантической обработки информации, обеспечивающие эффективную информационную деятельность.
Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому всё объяснили, поэтому задача учителя – не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать.
Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать её из разных источников.
Моя задача – научить учеников работать с информацией, сформировать информационные компетенции:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
3. Источники информации.
Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны чередоваться разные формы деятельности, а работа с различными источниками информации как раз и позволяют сделать его неповторимым, непохожим на другие. Уже только перечень ведущих предметных и общих учебных умений, формируемых у учащихся на уроках при работе с источниками информации, обещает нам это разнообразие уроков и применение разнообразных технологий: от личностно-ориентированного и дифференциального обучения до критического мышления.
Информационные учебные умения: наблюдения за натуральными объектами, работа с гербариями и коллекциями, постановка опытов; составление презентаций, свёртывание и развёртывание информации; работа с текстом и рисунками учебника, выделение главного, составления плана и опорных конспектов, поиск скрытой информации и др.
Учебник.
«Лучшие книги – те, которые доставляют наибольший и разнообразный материал для мысли»
А. Франс.
Учебник является системообразующим компонентом учебно-методического комплекса предмета биологии. При обучении приёмам работы учащихся с учебником от учителя требуется учитывать возрастные особенности школьников. Основная работа по обучению приёмам работы с учебником приходится на начало изучения биологии – 5- 6 классы.
Некоторые шестиклассники испытывают серьёзные трудности при чтении. Они научились быстро и чётко читать текст, но вот понять его смысл, извлечь из него необходимую информацию могут не всегда. Поэтому работа с учебником в шестом классе в основном направлена на формирование вдумчивого читателя.
Приём: «Учимся понимать текст». Учащиеся находят и подчёркивают слова и выражения, смысл которых им непонятен, потом пробуют их пояснить своими словами, зрительно представить, в крайнем случае – заглянуть в словарь. Этот приём способствует развитию критического мышления.
«Внимание к деталям» - составить вопросы к тексту, обращая внимание на детали.
«Озаглавить текст» - этот приём способствует обобщению материала.
«Что впереди?» - учащимся предлагают утверждения, из которых нужно выбрать верные, затем учащиеся обращаются к учебнику и проверяют правильность выбранных ответов. Этот приём способствует осмыслению учебного материала.
«Выделение опорных (ключевых) слов» - найти и подчеркнуть главные слова в тексте или угадать слова, которые выделил учитель, а потом составить рассказ с этими словами.
«Поиск в тексте необходимой информации». Самый простой приём - найти ответы на вопросы к параграфу, или по ключевому слову сформулировать вопрос и найти ответ в тексте.
«Структурирование текста» - составление плана, таблиц и схем помогают отделить главное от второстепенного, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязь отдельных частей, этот приём способствует систематизации материала.
«Установление причинно-следственных связей». Учащимся предлагается в тексте учебника найти ответы на вопросы, начинающиеся словами: «почему, чем объяснить, какой вывод следует из того, что…» Можно предложить учащимся закончить предложение, опираясь на текст учебника. Более сложный приём - составление логических цепочек, состоящих из нескольких звеньев, материал для таких цепочек можно найти в учебнике.
«Проблемные вопросы на основе текста» - способствуют глубокому осмыслению полученной информации. Например: при изучении темы «половое размножение спирогиры» учащиеся могут задать вопросы: «Что происходить с той клеткой, откуда перетекло содержимое? Погибает ли спирогира после размножения?
«Определение понятий». Самый простой приём – записать термин в словарик. Иногда определение в учебнике есть, но она «рассыпана» по тексту, и необходимо её «собрать». Можно предложить учащимся самостоятельно сформулировать определение понятия, опираясь на рисунки учебника, а потом сопоставить его с формулировкой в учебнике.
«Работа с иллюстративным материалом». Рисунки могут служить источником информации, стимулировать любознательность, служить основой для рассказов, помогают закрепить изученное. Рисунки и схемы могут стать основой для сравнения, например, сравнить строение животной и растительной клетки, строение семян однодольных и двудольных растений. Можно предложить учащимся найти на страницах учебника «портреты» (далее предлагаются названия растений и животных, рисунки которых есть в учебнике), необходимо указать номер страницы, где будут обнаружены данные объекты, с указанием, что они собой представляют – этот приём формирует любознательность и внимательность у учащихся.
«Усовершенствование учебника» - ученикам предлагают прочитать параграф и проанализировать его. Доступен ли текст для понимания? Интересен ли материал? Помогают ли рисунки пониманию текста? Далее необходимо внести изменения: упрощаются некоторые фразы при сохранении смысла, текст дополняется новыми интересными фактами, примерами, дополнительные рисунки и схемы.
Работа с дополнительной литературой.
Разнообразные формы работы с научно-популярной литературой не только привлекают внимание школьников к интересным фактам, но и стимулируют интерес к информационному поиску, создают условия для развития мышления и творческих способностей.
«Информационный поиск». Учитель даёт задания, на которые нужно составить краткий письменный ответ, информационную справку, используя дополнительную литературу.
«Викторина». Учащимся предлагается в течение определенного периода ответить на вопросы по изучаемой теме. Часть ответов можно найти в учебнике, а часть в дополнительной литературе.
«Информационные подборки» - предлагается найти в дополнительной литературе 10 – 15 интересных фактов по изучаемой теме: «Самые – самые…», «Это интересно…», «Знаете ли вы, что..»
«Информационные справки» - это краткое связное изложение информации по какому - либо вопросу.
«Мини- рефераты» - учащимся увлечённым биологией предлагается написать реферат по нескольким источникам информации (2-3).
«Информационно-поисковые и творческие проекты». Учащиеся объединяются в группы, находят информацию по теме или проблеме и интересно представляют её. Результатом работы может стать: газета, информационный стенд, презентация, рекламный ролик.
«Реклама интересной книги» - ученик, прочитавший интересную книгу по биологии, готовит рекламную листовку, которая должна заинтриговать одноклассников и вызвать желание прочитать эту книгу.
«Критическое чтение». Формирует умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Например: «Сравните этикетки на упаковке сливочного масла и рекламируемого продукта «Рама». Где содержание углеводов выше? С какой целью проводится подобная реклама? Для кого она предназначена?»
«Используя рекламную и научную информацию, составьте список продуктов питания, содержащих большое количество глюкозы. Какие системы органов регулируют уровень сахара в крови? Используя материалы по фармацевтике (взять в аптеках города), подготовьте сообщения о лечебных препаратах, используемых для лечения заболеваний, связанных с изменениями глюкозы в крови».
9. «Творческая переработка информации». Примером может являться составление синквейна – своеобразного стихотворения в прозе, состоящее из пяти строк.
Приемы использования мультимедиа на уроках биологии.
Использование мультимедиа: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
При изучении текстового материала можно: заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
Выступление школьников с собственной мультимедийной презентацией: развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
Поистине безграничное количество рефератов практически по любым темам.
Можно предложить учащимся такие задания:
найти в Интернете два сайта по теме "Клонирование” и написать рецензию; найти анимации по теме «Хрящевые рыбы» и составить к ним задания;
открыть сайт с указанным адресом, изучить теорию по теме и выполнить задание . . . и т. д.
Все задания рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения к предмету.
Каталог сайтов:
www.vokrugsveta.ru.
Журнал «Друг» - http://www.droug.ru/.
Журнал «Гео» - http://www.geoclub.ru/.
Газета «Мое зверье» - www.zooclub.ru/animals/.
Журнал «Знание-сила» - http://www.znanie-sila.ru/.
Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.
Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru/.
Журнал «Компьютерра» - http://computerra.ru/.
«Научная сеть» - http://www.nature.ru/ –
«Кирилл и Мефодий. Животный мир» - http://www.nature.ru/
Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова - http://www.nature.ru/.
«Херба» - www.herba.msu.ru – ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова;
«Редкие и исчезающие животные России» - www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm -
«БиоДан. Новости биологии» - http://www.biodan.narod.ru/
Заключение.
Любому современному человеку необходимо уметь находить информацию, критически оценивать её, выбирать нужную, использовать, создавать новую информацию и обмениваться ею с другими людьми. Именно эти умения являются составляющими информационной грамотности, основы которой закладываются в школе. Приёмы, изложенные в статье, позволяют превратить обычную работу с учебной литературой в интересное и увлекательное дело, способствующее интеллектуальному и творческому развитию учеников. Для формирования всех этих умений нужна систематическая работа не только с учебником, но и с другими источниками информации.
Литература.
Акперова И.А.«Уроки биологии в 6 классе». М., 2005.
Галеева Н.Л. «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии». М., 2006.
Галеева Н.Л. «Сам себе учитель», М., 2006.
Граник Г.Г. и др.»Как учить школьника работать с учебником». М.,1987.
Граник Г.Г. и др. «Когда книга учит». М., 1988.
4