О мотивации участия подростков в детском самоуправлении
Уважаемые педагоги, я приветствую всех и хочу рассказать о системе самоуправления учащихся школы (Слайд 1-2), которая начала функционировать совсем недавно, так как мы пережили переходный этап формирования нового состава. В связи с этим было и много трудностей, так как дети не совсем понимали, что делать? Какие перед ними будут стоять задачи? По положению о выборах президента и органов ученического самоуправления, кандидаты на пост президента выдвигаются из числа учащихся 7-10 классов. И получилось так, что весь предыдущий состав самоуправленцев либо окончили школу, либо перешли в 11 класс. Ребята задавали следующие вопросы: а что будет делать президент, когда его выберут? Что будет входить в его обязанности? Не знали о своих правах. Поэтому, здесь я хочу заметить, что мы все, когда рождаемся, как слепые котята, ползем куда-то, изучая и познавая мир, неважно как и что нас ждёт в будущем. Мы сами ползём, затем сами идём, начинаем говорить и т.д., методом проб и ошибок мы учимся в процессе своей деятельности, но всегда с нами рядом мама или папа, которые направляют, оберегают, наставляют на правильный путь. Поэтому пришлось учить, объяснять, направлять. Данное направление воспитательной работы требует очень большой подготовки и организации всех педагогов школы. Начиная с начальной ступени обучения, мы должны создавать условия и подготавливать платформу для реализации поставленной цели (слайд 3): воспитание самостоятельной творческой личности, гражданина с высокой демократичной культурой, понимающего чего он должен достигнуть в процессе жизнедеятельности, что он может и с помощью каких качеств личности он достигнет желаемого результата. Конечно, для начальных классов, да и в среднем звене, это должна быть игровая форма. Почему бы не включить в план воспитательной работы классные часы, на которых ребята играют в президента и состав школьного правительства, рассуждают, высказывают свою точку зрения, что бы он сделал, если бы стал президентом школы? Какие права у президента школы? Какие обязанности? Чтобы дети уже в 6 классе понимали данные проблемы школьной жизни и не были равнодушными к делам школы.
Слайд 4: Данный семинар позволит решать следующие задачи:
подготовка педагогических кадров для работы с ученическим самоуправлением;
мотивирование детей на создание ученического самоуправления;
создание системы ученического самоуправления, как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося; Обязательно привлечение к самоуправлению всех учащихся школы, чтобы была преемственность данного направления воспитательной работы.
обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.
Слайд 5: Актуальность данной проблемы:
Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.50, п.4) и является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.
Слайд 6: Участие школьников в управлении делами школы рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей демократическим ценностям, подготовки их к жизни в демократическом обществе.
Слайд 7: Развитие самоуправления в школе происходит в три этапа и включает следующие мероприятия:
Я очень рада, что мне представилась возможность, познакомится с этой работой. Я узнала много нового и интересного. Пользуясь, случаем, с позволения Надежды Михайловны, опытного педагога и новатора педагогической деятельности, я хочу представить вам План внеурочной занятости учащихся 11б класса, который полностью разработан в системе развития самоуправления в классном коллективе. Думаю, что всем классным руководителям нужно начать реализовывать ФГОС именно с этого, с воспитательного плана работы по развитию самоуправления, причём персонифицированного плана работы.
Если мы научим самоуправлять, мы научим всему остальному: самовоспитанию, саморазвитию, самообучению!
В октябре в нашей школе прошли выборы. Затем был сформирован Совет министров. Приступили к работе. В школе уже разработана нормативно - правовая база для создания модели ученического самоуправления; разработано научно-методическое сопровождение процесса самоуправления. Управленческий состав школьной федерации самостоятельно разработали положение, распределили обязанности. Слайд 8.
Слайд 9: Основными принципами деятельности органов самоуправления являются:
Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребность учащихся;
Гуманность – действия органов самоуправления должна основываться на нравственных принципах;
Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся;
Ответственность – необходимо регулярно отчитываться за проделанную работу и результатах перед своими избирателями.
Слайд 10: Основные методы ученического самоуправления:
Общественное поручение; Общественное мнение; Поощрение; Убеждение; Просьба;
Личный пример; Совет.
Хочу обратить особое внимание на пункт «общественное мнение», в ходе которого ребята высказывают критику в глаза друг другу и принимают её с терпимостью и осознанием правоты критика. После чего пересматривают свою деятельность, стараются исправить ошибки.
Слайд 11: Структура
Слайд 12: Обязанности учащихся, входящих в состав школьного ученического самоуправления.
Президент Школьного совета учащихся:
Организует планирование деятельности Школьного совета учащихся;
Определяет повестку дня и председательствует на заседаниях Школьного совета учащихся;
Организует работу по согласованию деятельности Школьного совета учащихся с администрацией школы и другими органами, существующими в школе;
Координирует работу советов классов;
Оказывает помощь председателям советов классов;
Осуществляет контроль исполнения решений Школьного совета учащихся.
Слайд 13: Министерство труда и дисциплины:
Проводят совещания членов советов классов, ответственных за дежурство; разъясняет ответственным за дежурство их обязанности;
Совместно с ответственным за дежурство данного класса контролирует дежурных на постах не менее чем через одну перемену;
Контролирует выполнение своих обязанностей дежурными по классам;
Проверяет санитарное состояние классов не менее одного раза в два дня;
Организует дежурство по школе во время массовых мероприятий (школьные праздники, семинары и т.п.);
Организует трудовые десанты;
Организует мероприятия по профориентации учащихся;
Обеспечивает дисциплину и порядок в коллективе;
Каждую четверть представляет отчет Школьному совету учащихся;
Осуществляет планирование и координирует работу организационного комитета.
Слайд 14: Министерство науки и образования:
Организует консультации по предметам;
Организует и проводит предметные недели;
Распределяет и ведет учет занятости учащихся по интересам (факультативы, занятия по выбору, дополнительное образование в школе и вне школы);
Проверяет состояние дневников, учебников, тетрадей;
Анализирует успеваемость учащихся 5 – 11-х классов, каждую четверть подводит итоги успеваемости на заседаниях комитета.
Слайд 15: Министерство культуры:
Проводит совещания членов советов классов, ответственных за культурно-массовую работу; разъясняет им цели, задачи и обязанности;
Осуществляет планирование и координацию работы комитета культуры с другими структурами школьного самоуправления;
Разрабатывает и предлагает на рассмотрение Школьному совету учащихся программу основных культурно-массовых мероприятий на год с указанием их целей и задач;
Участвует в организации всех культурно-массовых и просветительских мероприятий в школе;
Каждую четверть представляет отчет Школьному совету учащихся.
Слайд 16: Министерство спорта и здравоохранения:
Проводит совещания членов советов классов, ответственных за проведение спортивной работы; разъясняет им цели, задачи и обязанности;
Осуществляет планирование и координацию комитета с другими структурами школьного самоуправления;
Разрабатывает и предлагает на рассмотрение школьному совету спортивно-туристическую программу на год с указанием целей и плана основных событий;
Участвует в организации всех спортивно-туристических мероприятий в школе;
Является членом судейских коллегий;
Организует проведение в школе «дней здоровья», товарищеских встреч между учителями и учениками по различным видам спорта;
Каждую четверть представляет отчет о работе комитета Школьному совету учащихся.
Слайд 17: Министерство информации:
Организует выпуск школьной газеты, поздравительных открыток, объявлений;
Ведет сотрудничество со школьным кружком «Юный корреспондент»,
Координирует работу радио «Лайв»,
Работу «Школы ТВ».
Слайд 18: Министерство права:
Организует работу психологической службы среди учащихся; защищает права детей;
Организует анкетирования и опрос учащихся по вопросам права;
Организует мероприятия на правовую тематику;
Создание правового стенда.
Слайд 19: Министерство патриотического воспитания:
Организует патриотическую деятельность (оказание помощи ветеранам ВОВ, участие в Митинге 9 мая и др. мероприятиях);
Оказывает помощь в работе школьного музея; районного музея;
Организует участие в конкурсах патриотического направления;
Осуществляет взаимосвязь школы с военной частью, с патриотическим клубом «Варяг».
Слайд 20: Результат данной системы работы:
- действующая модель ученического самоуправления;
- научные статьи педагогов школы по проблеме;
- методические рекомендации по внедрению и деятельности модели ученического самоуправления;
- социальная компетентность участников воспитательного процесса.
Слайды 21-28.