СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ранняя профориентация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит расширение знаний о мире профессий.

Просмотр содержимого документа
«Ранняя профориентация.»



«Сасыкинская ООШ» - филиал №1 МБОУ « Желудёвская СОШ» Имени Героя РФ И.В. Филькина













ПРОГРАММА

работы по ранней профориентации.

Возраст учащихся 7-10 лет

















Сасыкино 2021г.



В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Данная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования.
Цель профориентации в начальной школе :

- расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, курсы, классные часы, беседы, мастер – классы, экскурсии);

-расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации;

-развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;

-выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами;

-развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

Пояснительная записка

Первые профессии, о которые узнает ребенок - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Так, играя в «работу», ребенок достает календарь, ставит на стол чайник, напевает песенку, имитирует разговор по телефону, не понимая, в чем суть этой самой «работы». Внешняя сторона деятельности взрослых надолго остается для детей более существенной, чем ее смысл.
Слова «работать, работа, на работе» - одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают все, необходимое для жизни: еду, одежду, мебель, лекарства и т.д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.
С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители - «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы.

Трудности профессионального самоопределения возникают у двух категорий ребят:

1) дети хорошо учатся, но они ничем не увлекаются, жизнь их скучна и монотонна;

2) дети активны и в учебной и в других видах деятельности. Им интересно все, они посещают несколько кружков. У них все получается. За что ни возьмется чудо-ребенок – во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Программа направлена на формирование у ребенка социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Цель:

Формирование уважительного отношения к труду и людям труда, потребности активно участвовать в общественно-полезном труде.

Задачи:
1.Совершенствование содержания, форм, методов профориентационной работы и психологической поддержки детей;

2.Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству;
3.Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
4.Познакомить с особенностями труда людей родного края;
5.Показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
6.Приобщать к общечеловеческим ценностям;

7.Вызвать интерес к занятиям прикладными видами творчества;

8.Формирование у детей образа – «Кто Я? Какой Я?».


Программа построена на принципе активного обучения, заключающиеся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.

Формы работы:

подготовка и обсуждение сообщений, беседы, игры, экскурсии, конкурсы, работа в парах, предполагаются самостоятельные и групповые проектные разработки, мастер – классы.

Прогнозируемый результат:

При изучении программы не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков. Критерием достижений учащихся будет являться осознанный выбор проектной деятельности интересующей профессии, достаточная полнота и серьезность этой работы.


Работа классных руководителей по профориентации учащихся.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Работа по календарному планированию учебной деятельности.

В течение года

Классные руководители

Организация тематических классных часов

В течение года

Классные руководители

Поведение классных мероприятий «Профессии наших родителей»

В течение года

Классные руководители

Оформление классных стендов о профессии

В течение года

Классные руководители

Организация и проведение экскурсий на различные предприятия

В течение года

Классные руководители

Тематика проектов:

Выставка и составление каталога литературы «Мир профессий».

Подборка иллюстраций «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Награды за труд (взрослые и дети).

Галерея или вернисаж, или выставка, или альбом о родителях, имеющих награды за труд.

Интернет-книга «Мир профессий».

Выставка детского творчества «Профессии вокруг нас».

Просмотр и обсуждение детских фильмов и мультфильмов о труде и тружениках.



Ранняя профориентационная работ

План профориентационной работы

1 класс

Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе состоят в формировании у школьников общих представлений о роли труда в жизни людей; в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике; в воспитании уважения к людям труда.

Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с первого класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.

Примерные виды и формы работы в 1 классе:

Сентябрь

Экскурсия на пришкольный участок. Беседа «Труд людей осенью».

Январь

Мастер – классы (родители).

Март

Беседа «Знакомьтесь! Профессия - космонавт».( презентация)

Май

Беседы на тему «Бережное отношение к природе». Мастер – класс.

2 класс

Цели и задачи: профориентационной работы во 2 классе: знакомство школьников с профессиями окружающих людей (родителей, знакомых), расширение их представлений о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

Какие нужны способности для выполнения того или иного вида труда? Например, парикмахеру? Фантазия, аккуратность, внимательность, доброжелательность, позитивное общение с клиентом. А хирургу – знание анатомии и физиологии человека, хорошее зрение, мелкая моторика рук. Спортсмену – режим, здоровый образ жизни, усердие, наследственные задатки. А какими способностями обладаете вы?

Такими вопросами можно начинать работу по профессиональной ориентации во втором классе. Главной идеей такой работы должно стать желание дать ученикам представление о различных профессиях; обогатить знания детей о современных профессиях; развивать кругозор, активизировать речь детей, расширить словарный запас; воспитать уважение к людям различных профессий.

Виды и формы работы во 2 классе

Сентябрь

Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях , шофера, агроном.

Ноябрь

Беседа «Повар – мастер приготовления блюд». Мастер – класс.

Февраль

Профессии наших пап. Презентация.

Март

Знакомство с профессиями наших мам. Презентация.

Май

Работа на участке и выращивание комнатных растений из черенков.

3 класс

Цели и задачи: профориентационной работы в 3 классе: продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков; знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями; выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. У школьников формируется активность и инициативность, способствующие в дальнейшем поиску полезных дел. Кроме того, у них формируется чувство ответственности за качество выполняемой работы.

виды и формы работы в 3 классе

Сентябрь

Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение в мир профессий.

Ноябрь

Беседа «Профессия-биолог». Экскурсия.

Декабрь

Экскурсия на почту. Знакомство с работой почтового отделения.

Март

Беседа «Профессии: модельер».

Май

Итоговое профориентационное занятие. Проект.

4 класс

Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе: обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда; расширять и углублять представления о различных профессиях.

виды и формы работы в 4 классе

Сентябрь

Классный час.

Октябрь

Беседа «Профессия-эколог».

Январь

Беседа «Профессия повар»

Март

Экскурсия в поликлинику. Знакомство с медицинскими профессиями.

Апрель

Беседа «Профессия-пожарный».

План профориентационной работы учителя начальных классов

с родителями

1 класс (2 класс)

Дата

Тема занятий

Форма проведения

1 четверть

Беседа о целях и задачах профориентационной работы в 1 классе.

Знакомство с планом работы на год.

Здоровье и режим дня.

Беседы

Рассказ о режиме дня

2 четверть

Обязанности детей по дому.

Беседы об особенностях младшего школьного

возраста; о домашних делах, которые могут выполнять школьники.

Взаимоотношения в семье.

3 четверть

Интересы, увлечения, способности наших детей.

Беседы с родителями.

4 четверть

Обобщающая беседа по профориентации.

Рассказ о том, что увидели, узнали дети за год.

Интересы и склонности отдельных учащихся, сформировавшиеся в

течение года. Задания на лето.

Примечание: для работы с родителями отводится по 15-20 минут на одном из родительских собраний в каждой четверти.

класс (3 класс)

Дата

Тема занятия

Форма проведения

1 четверть

Что вы делаете для воспитания детей, развития их интересов и способностей.

Беседа. Рекомендации по развитию интересов и способностей.

2 четверть

Мир профессий, окружающих ваших детей.

Выступление классного руководителя о типах профессий и особенностях личности.

3 четверть

Практическое применение знаний о мире профессий.

Беседа: «Что делают дети в семье».

4 четверть

Практическое применение знаний о мире профессий.

Рассказ о заданиях, которые дети получили на лето.



(4 класс)

Дата

Тема занятий

Форма проведения

1 четверть

Знакомство родителей с сочинениями детей, участие детей в общественнополезном труде,

индивидуальные советы родителям.

Беседа.

2четверть

Как приобщить детей к миру ваших интересов.

Беседа.

3 четверть

Методы изучения интересов и способностей детей.

Тестирование

4 четверть

Здоровье наших детей.

Консультация врача.

































Фотографии с мероприятий по профориентации





« Профессия – доктор».





«Профессия – космонавт»





Классный час « Профессии моих родителей».





« Профессии в сельской местности».









« Профессия – эколог».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!